» »

Биография. Биография Брат ирины константиновны архиповой

03.11.2019

Оперная певица (меццо-сопрано), народная артистка России. Крупнейшая представительница российской вокальной школы. Солистка Свердловского театра оперы и балета (1954 - 1955 гг.) и Большого театра (1956 - 1988 гг.). Педагог, профессор Московской консерватории. Президент Международного союза музыкальных деятелей, вице-президент Международной академии творчества и русской секции Международной академии наук. (2 января 1925 — 11 февраля 2010)

Фонд Ирины Архиповой занимается поддержкой и пропагандой молодых музыкантов-исполнителей, в том числе и певцов. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. Обладательница титулов «Человек года» (Русский биографический институт, 1993 г.), «Человек столетия» (Международный биографический центр Кембриджа, 1993 г.), «Богиня искусств» (1995 г.), Всемирного приза искусств «Бриллиантовая лира», премии за благородное отношение к опере «Каста Дива» (1999 г.). Автор книг: «Музы мои» (1992 г.) и «Музыка жизни» (1991 г.).

Часто, отвечая на вопрос, как она стала певицей, Ирина Константиновна говорит: «Окончила архитектурный институт». Нелогичность такого ответа чисто внешняя, так как архитектурный институт, помимо широкого образования, эрудиции, чувства стиля, формы, композиции, дал ей и довольно серьезное музыкальное воспитание. Но все же главное - талант - был дарован от рождения, и Архипова, когда пришло время, сумела сделать выбор, предназначенный ей свыше.

Будущая дива оперной сцены родилась 2 декабря 1925 г. вМоскве, куда ее отец, Константин Иванович Ветошкин, переехал из Белоруссии, мечтая получить хорошее образование. Впоследствии он стал крупным специалистом в области строительства и участвовал в возведении зданий библиотеки им. Ленина и Дворца

Советов. Константин Иванович был очень музыкальным человеком, играл на нескольких инструментах, но был лишен певческого голоса, в отличие от супруги, Евдокии Ефимовны, в семье которой петь умели все. По приезде в Москву она даже прошла прослушивание в хор Большого театра, но муж не позволил ей работать там. Позже Ирина Константиновна вспоминала: «Первыми музыкальными звуками моего детства было мамино пение. У нее был очень красивый голос, задушевного, мягкого тембра. Папа всегда восхищался им. Хотя сам не имел голоса, но был очень музыкальным человеком, любил ходить на концерты, в театр на оперные спектакли. Самоучкой он научился играть на балалайке, мандолине, гитаре. Помню, как у нас дома на шкафах всегда лежали эти папины инструменты. Потом я узнала, что в семье папиных родителей, где было несколько сыновей, даже существовал своего рода семейный оркестр». А сама Ирочка очень любила петь в школьном хоре, посещать с родителями театр, а вместе с мамой даже напевала дуэты из понравившихся опер, «конечно, по слуху, не по нотам.».

Видя музыкальный талант дочери, Константин Иванович решил отдать Ирину учиться музыке по классу фортепиано. Девочка поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Но из-за внезапной болезни учиться ей там не пришлось, и поэтому чуть позже она поступила в школу имени Гнесиных. Ее первым педагогом по фортепиано была О.А. Голубева, а затем О.Ф. Гнесина. Параллельно с занятиями на фортепиано пела в хоре музыкальной школы. И тогда впервые получила оценку своего голоса от педагога по сольфеджио П.Г. Козлова, который предрек ей будущее знаменитой певицы. Однако отец приложил все силы, чтобы Ирина остановила свой выбор на архитектуре: серьезной, вдумчивой девочке, которая восторгалась работами знаменитых женщин-скульпторов А.С. Голубкиной и В.И. Мухиной, такая творческая профессия пришлась по душе. Поэтому после окончания школы в Ташкенте, куда она с родителями переехала с началом Великой Отечественной войны, Ирина поступила в МАРХИ - Московский архитектурный институт, который там находился в эвакуации.

Но и занятия музыкой Архипова не прекратила и теперь часто выступала в студенческих концертах, а после возвращения в Москву в ее жизни началась новая полоса, которая привела ее в оперный театр и на концертную сцену. Вокальный кружок МАРХИ вела известный концертмейстер Н.М. Малышева, благодаря которой пение Ирины приблизилось к профессиональному исполнению. Скупая на похвалы Надежда Матвеевна однажды сказала о своей ученице: «С Ирой можно говорить на одном языке - языке Шаляпина и Станиславского!» Следует отметить, что еще в те годы Малышева предложила Архиповой своеобразную трактовку образа Кармен - чистой, свободной, дикой, - которая нашла, отклик в душе Ирины и впоследствии стала краеугольным камнем в исполнении всей партии. Но тогда студентка и не думала, что ее ждет сцена, и преуспевала как архитектор. Ее дипломный проект памятника-музея в честь павших в Великой Отечественной войне в городе Ставрополе, напоминавший своеобразный пантеон, заслужил самую высокую оценку (следует отметить, что идея знаменитого ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде была воплощена после проекта Архиповой). С 1948 г. Ирина работала в архитектурно-проектной мастерской «Военпроекта», проектировала жилые дома на Ярославском шоссе, служебные постройки комплекса МГУ, стала автором проекта здания Московского финансового института на проспекте Мира. Но узнав об открытии вечернего отделения при Московской консерватории, Архипова поступила в класс народного артиста РСФСР Л.Ф. Савранского. Ее успехи были столь заметны, что уже через три года она дебютировала на московском радио для Италии. Ирина рассказала слушателям о своей семье, исполнила гимн Молинелли и русскую народную песню «Ох, долга ты, ночь». Но только перейдя на пятый курс консерватории, она решилась взять отпуск за свой счет, проучиться год на дневном отделении, а дальше - как сложится.

К архитектуре Архипова больше не вернулась. Правда, на пробе в труппу Большого театра она не понравилась, и ее не взяли, и поэтому Ирина продолжила обучение в аспирантуре. Но еще во время занятий в консерватории все были убеждены, что Архиповой суждено стать в первую очередь оперной певицей. В ее репертуаре уже тогда были сложные оперные партии, она принимала участие в самых престижных концертах, где выступала вместе с И.С. Козловским, А.П. Огнивцевым, Л.А. Руслановой, А.П. Зуевой, В.А. Поповым. В апреле 1954 года Ирину Архипову пригласили принять участие в комедии «Мещанин во дворянстве», которую привез в СССР парижский театр «Комеди Франсез». Она с успехом спела все спектакли в Москве и Ленинграде на французском языке и вновь пробовалась в Большой театр, но ее опять не взяли. Тогда ее педагог Савранский, которому уже надоело ждать, когда голос ученицы зазвучит со сцены, помог Ирине устроиться в Свердловский театр оперы и балета, который всегда славился высоким профессиональным уровнем. Дебют прошел успешно, а затем была победа в международном конкурсе вокалистов на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве (1955 г.). Победители выступили в Кремле перед членами правительства, и кто-то из них полюбопытствовал: «Почему Архипова не в Большом?» Но и это ничего не изменило. И только после великолепного выступления в Малом зале филармонии в Ленинграде с произведениями Р. Шумана и дебюта в «Царской невесте» в Малом оперном театре Архипову неожиданно для нее приказом Министерства культуры СССР перевели в Большой театр.

Дебют Архиповой в Большом прошел с огромным успехом. Она исполнила партию Кармен, а ее партнером в первой «Кармен» был болгарский певец

Любомир Бодуров. «Я каждый год стараюсь как-нибудь отметить тот свой дебют: в этот «несерьезный» день пою, если удается, спектакль в Большом театре или устраиваю на его сцене творческий вечер. В 1996 году мне удалось отметить и 40-летие моего прихода в Большой театр: именно 1 марта 1996 года был подписан договор на издание книги моих воспоминаний "Музыка жизни". Вот такое совпадение. Надеюсь, что оно оказалось счастливым.» Мало сказать - счастливым: именно с этого дебюта начались триумфальные выступления певицы. Самые трудные оперные партии, написанные для меццо-сопрано, казались созданными специально для Архиповой: Амнерис («Аида»), Эболи («Дон Карлос»), Азучена («Трубадур») в операх Верди, Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова), Элен Безухова («Война и мир» Прокофьева), Марина Мнишек («Борис Годунов»), Марфа («Хованщина») Мусоргского и многие другие.

Кульминацией первого этапа артистической жизни певицы стал июнь 1959 г., когда в Советском Союзе состоялись гастроли Марио дель Монако. Успех «Кармен» в их исполнении был невероятным. Знаменитый итальянский тенор после выступления сказал: «Я двадцать лет пою на сцене. За это время я знал многих Кармен, но лишь три из них остались в моей памяти. Это Джоанна Педерцини, Райз Стивенс и Ирина Архипова». Теперь Ирина Константиновна уже не могла спокойно пройти через служебный вход театра: там всегда ждали сотни восторженных поклонников.

Этот успех открыл перед Архиповой двери на мировую оперную сцену. Благодаря теле- и радиотрансляции спектакля на всю Европу она получила многочисленные приглашения из-за рубежа. Но самым грандиозным было выступление в Неаполе (1960 г.) и Риме (1961 г.), а всемирно признанная вокальная школа мира - итальянская - склонила голову перед талантом русской певицы, признав ее лучшей из современных Кармен. «Кармен действительно озарила мою жизнь, поскольку с ней связаны очень яркие впечатления от первых лет моей работы в театре. Эта партия открыла мне дорогу в большой мир: благодаря ей я получила первое настоящее признание и у себя на родине, и в других странах», - говорит Ирина Константиновна. Следует отметить, что благодаря успеху Архиповой на итальянской оперной сцене был подписан документ - контракт с Ла Скала о первой стажировке молодых советских певцов в Италии.

Большинство критиков отмечало, что Архиповой присущи не только большое самообладание, чувство меры и актерское мастерство, но и огромная музыкальность, отличная память и яркий артистизм. Список городов и стран, которые Архипова покорила своим искусством, довольно внушителен, но в результате некоторых поездок открывались новые грани ее несравненного таланта. Так, во время выступлений в США в 1964 г. Ирина Константиновна познакомилась с изумительным пианистом Джоном Вустманом. Позже он постоянно сопровождал ее на концертах в США и Европе. А в 1970 г. во время третьего тура конкурса имени П. Чайковского Архипова и Вустман записали пластинку из произведений С. Рахманинова и цикла М. Мусоргского «Песни и пляски смерти», которая получила Гран-При «Золотой Орфей» в Париже. И вообще, в концертном камерном репертуаре певицы свыше 800 сложнейших произведений. Ее камерные программы включают романсы Метнера, Танеева, Прокофьева, Шапорина, Свиридова, а в 1990-х гг. певица организовала и исполнила цикл концертов «Антология русского романса». Огромное место в творчестве Архиповой еще со времен работы над дипломной программой заняли произведения, написанные для голоса в сопровождении органа. Она выступала в органных залах филармоний Минска, Москвы, Ленинграда, Киева, Кишинева, Свердловска, записала пластинку органной музыки в знаменитом Домском соборе в Риге, Кафедральном соборе Вильнюса, польском костеле в Киеве.

Г.В. Свиридов говорил: «Ирина Константиновна - артистка не только большого чувства и тонкого интеллекта. Она хорошо ощущает природу поэтической речи, обладает прекрасным чувством музыкальной формы, пропорцией искусства.» Именно это ценили в мастерстве певицы, когда приглашали ее для постановки спектаклей на лучших оперных сценах мира: «Хованщины» и «Бориса Годунова» в Ла Скала, «Кармен» в «Карнеги-холл», «Трубадура» в Нанси во Франции, после чего Архипова была занесена в «Золотую книгу» театра и получила контракт на «Аиду» в Руане и Бордо и на постановку «Трубадура» в Оранже. Эта постановка состоялась летом 1972 г. в рамках Международного оперного фестиваля и стала вехой в ее артистической судьбе: триумф в окружении выдающихся певцов и великой Монтсеррат Кабалье. Все, что связано с постановкой этой оперы, с выступлением в ней на сцене античного амфитеатра времен императора Августа, относится к самым сильным впечатлениям артистической карьеры. Дуэт Монтсеррат Кабалье и Ирины Архиповой, как писала французская пресса, ознаменовался «коронацией великой русской меццо». А статья после выступления в театре «Ковент гарден» была озаглавлена «Волшебное Меццо». «Архипова смогла оживить в нашей памяти величие Марии Каллас, одарив нас одновременно двумя неповторимыми часами музыки, которые взволновали нас» - так писала пресса после концерта памяти Марии Каллас на сцене «Ирода-Аттика», который состоялся в рамках гастролей Архиповой в Греции (1983 г.).

Ирина Константиновна в своих книгах бесконечно много рассказывает о людях, с которыми ее свела сцена. Это дирижеры и аккомпаниаторы, режиссеры и композиторы, прекрасные певцы и просто любители музыки. Существует и вещественное доказательство, как говорит Ирина Константиновна - «неархивная вещь». Это льняная скатерть, на которой расписывались многие выдающиеся люди, а затем их росписи вышила сама певица. Среди автографов Марии Максаковой, Зураба Анджапаридзе, Майи Плисецкой, Владимира Васильева, Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, Леонида Когана, Евгения Мравинского есть подпись тенора Владислава Пьявко, ее партнера по сцене и мужа. Вот уже почти 40 лет они идут вместе по жизни, вырастили сына Андрея, радуются внукам, а теперь особое внимание уделяют правнучке, которую назвали в честь прабабушки Ириной. Владислав Иванович к тому же является неизменным коллегой супруги по музыкально-общественной деятельности. А деятельность Архиповой, помимо сцены, огромна и многопланова.

С 1967 г. Ирина Константиновна является бессменным председателем жюри конкурса им. М. Глинки и конкурса им. П. Чайковского в разделе «сольное пение», регулярно принимает участие во многих престижных конкурсах мира, в том числе: «Вердиевские голоса» и им. Марио Дель Монако в Италии, конкурса королевы Елизаветы в Бельгии, им. Марии Каллас в Греции, им. Франсиско Виньяса в Испании, вокальных конкурсов в Париже и в Мюнхене. А в 1997 г. по приглашению Президента Азербайджана Гейдара Алиева и министра культуры Азербайджана Полада Бюль-Бюль оглы Архипова возглавила жюри конкурса имени Бюль-Бюля, организованного к 100-летию со дня рождения этого выдающегося азербайджанского певца. И везде ценят не только ее исполнительское мастерство, талант педагога (с 1976 г. она преподает в Московской консерватории, проводит мастер-классы в Финляндии, США, Польше и др.), но и огромные организаторские способности. С 1986 г. Архипова возглавляет Всесоюзное музыкальное общество, в конце 1990 г. преобразованное в Международный союз музыкальных деятелей, принимает участие во многих международных конгрессах и симпозиумах общественных и государственных организаций по глобальным проблемам человечества. Не без ее участия удалось сохранить для Москвы знаменитый «птичий рынок», организовать выступление молодых певцов - лауреатов конкурса им. М. Глинки, «выбить» Колонный зал для проведения Международного конкурса им. П. Чайковского. В 1993 г. в Москве был организован Фонд Ирины Архиповой, занимающийся поддержкой и пропагандой молодых музыкантов-исполнителей, в том числе и певцов.

Ирина Архипова - уникальное явление на мировой оперной сцене. Она лауреат немыслимого количества премий (а еще Герой Социалистического Труда, кавалер трех орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» II степени, ордена Русской православной церкви Святой равноапостольной княгини Ольги II степени, имеет медаль имени А.С. Пушкина и многие отечественные и зарубежные медали), а звание народной артистки ей было присвоено в СССР, России в республиках Кыргызстан, Башкортостан, титул Маэстра Дель Арте - в Молдове. Ирина Константиновна является профессором Московской государственной консерватории, действительным членом и вице-президентом Международной академии творчества и русской секции Международной академии наук, президентом Международного союза музыкальных деятелей и Фонда Ирины Архиповой. Есть среди ее титулов и наград уникальные: «Человек столетия» (Международный биографический центр Кембриджа, 1993 г.), «Богиня искусств» (1995 г.), Всемирный приз искусств «Бриллиантовая лира», российская премия «Каста Дива» «За благородное служение опере» (1999). В 1995 г. Институт теоретической астрономии Российской академии наук присвоил имя Архиповой малой планете № 4424.

В настоящее время организован конкурс певцов им. Архиповой. И как хорошо, что это случилось еще при жизни певицы, посвятившей 45 лет оперному искусству, этой удивительной женщины, которая «была счастлива своими родителями, своими близкими, своими друзьями, счастлива своими учителями и своими учениками. Я всю жизнь занималась любимым делом, объездила почти весь мир, встречалась со многими выдающимися личностями, имела возможность делиться с людьми тем, чем одарила меня природа, ощущать любовь и признательность своих слушателей и чувствовать, что мое искусство нужно многим. А ведь это так важно каждому из нас - знать о своей нужности. Важно, что ты сделал в отведенное тебе на этой земле время. И что ты оставил после себя...»

Валентина Марковна Скляренко

Из книги «100 знаменитых москвичей», 2006

Ирина Архипова- оперная певица, обладательница чудесного меццо-сопрано, народная артистка Советского союза, педагог, публицист, общественный деятель. Ее по праву можно считать народным достоянием России, потому как гениальный певческий дар Архиповой и мировой масштаб ее личности безграничны.

Главные события, которые пережила в своей жизни Архипова Ирина Константиновна, мужья певицы, ее достижения в музыке и в общественной деятельности - сегодня наш рассказ об этой выдающейся женщине. По каким внутренним принципам жила оперная королева Советского союза, и из-за чего она поссорилась с великой Галиной Вишневской? Ответы на все эти вопросы читатель найдет в нашей статье.

Детские воспоминания

Ирина Архипова - певица, биография которой началась в Москве. Девочка родилась в январе 1925 года в семье интеллигентных и очень музыкальных людей. Ее отец - инженер Константин Ветошкин - был невероятно творческим человеком, он играл на четырех музыкальных инструментах - рояле, балалайке, гитаре, мандолине. Эта приверженность музыке тянулась еще с давних времен рода Ветошкиных. Когда-то в семье родителей Константина Ивановича существовал целый семейный оркестр. Мама Архиповой - Евдокия Ефимовна Галда - пела в Большом театре. Ирина Константиновна вспоминает: «У мамы был очень красивый голос с мягким тембром, папа всегда восхищался ее талантом. Родители любили посещать концерты, оперные спектакли, балет». Живая музыка постоянно звучала в родительском доме, Ирина слышала ее с детства.

Родители старались привить разностороннее образование и, конечно, любовь к музыке дочери. Надо сказать, что Ирина была одаренным ребенком во многих вещах - она проявляла способности к рисованию, неплохо пела. Ее решили отдать на обучение в музыкальную школу при консерватории в Москве по классу фортепиано. Однако образование пришлось прервать - девочка внезапно заболела и не смогла посещать занятия. Позже Ирина вновь сделала попытку приблизиться к миру музыки - она поступила в школу имени сестер Гнесиных и стала заниматься у Ольги Фабиановны Гнесиной. Одновременно с занятиями игры на фортепиано Ирина Константиновна пела в школьном хоре.

Выбор профессии

Родители, конечно, понимали, что их дочь обладает музыкальным талантом, однако придерживались мнения, что пение не самое лучшее занятие, позволяющее хорошо устроиться в жизни. То ли дело к которой у Архиповой были не дюжие способности. Кроме того, Ирина Константиновна всегда восхищалась работами известных женщин-скульпторов А.С. Голубкиной, В.И. Мухиной и всерьез подумывала о том, чтобы связать свою жизнь именно с архитектурой.

Война сделала выбор за Ирину Константиновну. Семью Ветошкиных эвакуировали в Ташкент. Там будущая оперная дива поступила в Архитектурный институт, который по большому совпадению оказался также в Ташкенте, в эвакуации. Параллельно учебе в вузе, Архипова Ирина Константиновна занималась в вокальной студии при институте. Ее педагогом стала Надежда Малышева, которая открыла студентке музыкальный мир, познакомила с оперным искусством. По словам самой Ирины Архиповой, именно Надежда Матвеевна изначально подвела студентку к правильной трактовке музыкальных произведений, научила чувствовать форму и содержание, познакомила с романсовой и оперной литературой.

В стенах Архитектурного института прошло первое выступление Ирины Архиповой перед публикой. Надо сказать, что музыка и театр пользовались большим уважением как среди педагогов, так и среди студентов вуза и подобные концерты были важной частью жизни студентов.

В 1948 году Ирина Архипова защитила на «отлично» дипломный проект и распределилась в архитектурную мастерскую, которая занималась московскими проектами. При участии Ирины Архиповой были созданы жилые дома на Ярославском шоссе. По ее проекту был построен Московский финансовый институт.

Певческая карьера. Начало

В 1948 году в Московской консерватории стало доступным вечернее обучение, и Ирина, не оставляя работу архитектора, поступила на первый курс учебного заведения в класс артиста РСФСР Леонида Савранского. В 1951 году певица дебютировала на радио. В 1954 году Ирина Архипова перешла на дневную форму обучения, для чего взяла отпуск за свой счет. Она искренне полагала, что по окончании учебы обязательно вернется к архитектурному делу, однако этого не произошло. Ирина Константиновна блестяще защитила дипломную работу, с отличием сдала государственные экзамены и поступила в аспирантуру. К сожалению, пробы в труппу Большого театра она не прошла.

В 1954 году Ирина Архипова уехала в Свердловск, где в течение года проработала в оперном театре. Первая популярность пришла к певице, когда она выиграла Международный конкурс вокала. Взяв Гран-при в музыкальном состязании, решила не останавливаться на достигнутом Ирина Архипова. Биография ее творческого становления продолжилась концертной деятельностью по городам России. Два года спустя будущая оперная дива оказалась в Ленинграде. Она весьма успешно выступила на сцене Малого театра, после чего ей предложили остаться в культурной столице. Однако неожиданно для всех по приказу Министерства культуры Архипову перевели в Москву. С марта 1956 Ирина Константиновна официально числилась в труппе Большого театра.

Работа в Большом театре

Первого апреля этого же года состоялся дебют Ирины Архиповой на сцене Большого театра - она с огромным успехом выступила в опере Жоржа Бизе «Кармен». Ее партнером по сцене стал болгарский драматический тенор Любомир Бодуров. Конечно, в карьере молодой и начинающей артистки это был крутой поворот. Ирина Архипова, биография творчества которой началась несколько лет назад, не успела отработать в Большом театре и года. И вот она уже получила главную партию в великой опере.

Как вспоминала сама Ирина Архипова о том периоде времени: «Все мои мысли были заняты только одним - подготовиться и отлично выступить в спектакле. По своей молодости и незнанию жизни я и не предполагала, что бояться стоит совсем не первого выхода на сцену. Остерегаться следовало дебютного появления на ней именно в качестве солистки постановки «Кармен». Мне тогда казалось, что это простая закономерность - первый раз в Большом и сразу в главной роли. Я и подумать не могла, что это исключительный случай».

В мае 1959 года в карьере Ирины Архиповой произошло еще одно важное событие - она исполнила одну из самых любимых своих ролей в спектакле «Хованщина» Мусоргского - партию Марфы.

Мировое признание

В июне 1959 года в СССР были организованы гастроли тенора из Италии Марио Дель Монако. Оперный певец принял участие в спектакле «Кармен», став партнером Ирины Архиповой по сцене. Его приезд в Советский союз был невероятным событием, имевшим общественный резонанс. Дуэт с мировой звездой явился кульминационным событием в творческой карьере Ирины Архиповой, открывшим перед ней двери к мировой популярности. Теле- и радиотрансляции спектакля в странах Европы поспособствовали мгновенному признанию таланта российской королевы оперы. Архипова Ирина Константиновна, фото которой теперь не сходило с обложек советских журналов, не успевала принимать многочисленные предложения о работе из-за рубежа.

Ей предстояли совместные выступления с Марио Дель Монако по городам Италии. К слову, это было первое выступление русской певицы на итальянских подмостках в истории всего советского оперного искусства. Ирина Архипова выступила первопроходцем в продвижении отечественной оперной школы на Западе. Вскоре стала возможной первая стажировка молодых советских певцов в Италии - Милашкиной, Ведерникова, Никитиной и др.

Знакомство с Вустманом и Кабалье

Летом 1963 года Ирина Архипова отправилась в Японию, где дала 14 концертов во многих городах страны. В 1964 году певица выступила на сцене «Ла Скала» в спектаклях: «Борис Годунов» (партия Марины Мнишек), «Война и мир» (партия Элен Безуховой), «Пиковая дама» (Полина). Также Ирине Архиповой удалось побывать за океаном - она провела несколько выступлений в США. В Нью-Йорке певица познакомилась Джоном Вустманом - известным пианистом, с которым они записали пластинку с и Мусоргского на фирме «Мелодия». Совместная работа была удостоена Гран-при «Золотой Орфей» во Франции. К слову, Джон Вустман стал для Архиповой творческим другом на долгие годы.

Благодаря фестивалю, проводимому на юге Франции, Ирина Константиновна познакомилась с Монсеррат Кабалье и была несказанно удивлена, с каким достоинством ведет себя мировая звезда. «Во время нашей работы в спектакле «Трубадур» Монсеррат никогда не позволяла себе «царских» капризов. Она всегда была внимательна к коллегам по сцене, не подавляя ни одного из них своей славой. Ее поведение подтверждает непреложную истину - великому артисту ни к чему кичиться - за него говорит искусство, собственный талант и великая трудоспособность».

Личная жизнь

Активная творческая деятельность не стала преградой и к личному счастью певицы. Оперная дива несколько раз пыталась создать семью. Мужья Ирины Архиповой принадлежали к разным профессиональным кругам. Первым мужем Ирины Константиновны был которому в 1947 году она родила сына Андрея. Однако брак вскоре распался. Вторым мужем певицы стал ее коллега по цеху. Ирина Архипова и Пьявко Владислав - оперный тенор - познакомились в стенах Большого театра. Когда-то этим отношениям прочили несчастливый финал, однако злопыхатели ошиблись в своих прогнозах.

Как утверждают близкие советской оперной дивы, она была счастлива в браке. Жизнь Ирины Константиновны кроме творчества была наполнена еще и женским счастьем. и Ирина Архипова прожили вместе более сорока лет. Хотя отношения двух талантливых людей начались с громкого скандала, о котором узнали не только в Советском союзе, но и далеко за его пределами. Конфликт Ирины Архиповой и Галины Вишневской - еще одной примы Большого театра - разгорелся как раз из-за молодого и подающего большие надежды оперного певца - Владислава Пьявко. Подробности этой скандальной истории стали известны общественности благодаря опубликованному Ириной Константиновной рассказу в книге супруга (Владислава Пьявко) «Тенор: из хроники прожитых жизней...».

А случилось все примерно так. Когда начинающий певец только появился на пороге Большого театра, он сразу же стал ухаживать за Галиной Вишневской, но, скорее, не как мужчина, а как поклонник ее великого таланта. Друг Владислава присылал ему из Риги огромное количество гвоздик, которые тенор преподносил Галине Павловне в знак преклонения и безграничного уважения. Когда в театр пришла Ирина Архипова, Пьявко неожиданно «переключился» на нее. Певица дала понять мужчине, что у него ничего не получится, хотя бы даже потому, что он много младше Ирины. Однако это нисколько не оттолкнуло поклонника, а только еще больше его раззадорило.

Официальной версией ссоры двух оперных див стал их спор по поводу участия в одном и том же спектакле, однако истинная причина конфликта была далеко не рабочей, а личной. Между женщинами произошел жесткий разговор, во время которого Архипова высказалась, не стесняясь в своих выражениях. Дошло до того, что Галина Вишневская написала на Архипову заявление в партком. Женщину вызвали на партсобрание с требованием извиниться. Архипова предложила извиниться только за форму, отказавшись принести извинения за содержание. Этим заседанием партийного комитета все и закончилось.

Вскоре о романе примы Большого театра и Владислава Пьявко стало известно окружающим. Под натиском сибирского упрямства мужчины Ирина Архипова спасовала. Да и судьба наверняка сыграла здесь не последнюю роль.

Владислав Пьявко и Ирина Архипова имели значительную разницу в возрасте, которая составила шестнадцать лет. В браке у певцов не родилось общих детей, однако Владислав уже был отцом четверых. У Ирины Архиповой был единственный сын Андрей. Спустя время у оперной дивы родился внук Андрюша, который впоследствии окончил консерваторию и стал артистом Большого театра. У Андрея в свое время родилась дочь Ирина, названная в честь своей знаменитой бабушки. К сожалению, великая Ирина Архипова пережила своего сына на четыре года.

Общественная деятельность

Карьера Ирины Архиповой как общественного деятеля началась с ее участия в качестве члена жюри в Конкурсе имени Чайковского в 1966 году. Дальше было председательство в конкурсе имени Глинки, участие во многих мировых форумах, например, «Вердиевских голосах», в Конкурсе королевы Елизаветы в Бельгии, вокального соревнования в Париже и Мюнхене, в Конкурсах имени Марии Каллас и Франсиско Виньяса в Греции и Испании соответственно.

С 1986 года Архипова является главой Всесоюзного музыкального общества, позже переименованного в Международный Союз музыкальных деятелей. В 90-е годы Ирина Архипова стала председателем комиссии в Конкурсе имени Бюль-Бюля, приуроченного к 100-летию со Дня рождения этого певца из Азербайджана. В 1993 году в Москве был создан специальный Фонд имени Ирины Архиповой, который всячески поддерживает начинающих музыкантов. Однако масштабная деятельность Архиповой не ограничивается только музыкальной сферой. Ирина Константиновна участвует в различных конгрессах и симпозиумах международного масштаба, которые занимаются вопросам глобальных проблем человечества.

Своих высот в жизни Ирина Архипова добилась благодаря титаническому труду, упорству, и любви к профессии. Эта женщина - уникальное явление. Помимо всех вышеперечисленных направлений в деятельности, она - великий труженик.

Архипова - Герой Социалистического Труда, России за просветительство, лауреат премии мэрии Москвы в области литературы и искусства. Ее деятельность отмечена Международной премией Фонда святого Андрея Первозванного. В копилке регалий Ирины Константиновны три Трудового Красного Знамени, орден «За заслуги перед Отечеством». Певица награждена Крестом святого Михаила Тверского, знаком отличия «За милосердие и благотворительность», медалью имени Пушкина. Кроме этого, Ирина Архипова является народной артисткой сразу нескольких государств - Кыргызстана, Башкортостана и Удмуртии. Также Ирина Константиновна владеет несколькими почетными званиями - «Человек года», «Человек столетия», «Богиня искусств».

Архипова. Кто она?

В год своего восьмидесятипятилетия Ирина Архипова дала интервью журналистам izvestia.ru, в котором поделилась своими воспоминаниями и жизненными ориентирами. Певица рассказала о том, что в своей головокружительной музыкальной карьере она многое пережила. Архипова не всегда пела то, что хотела. Часто ей приходилось исполнять камерные программы для того, чтобы быть чем-то занятой. Архипова Ирина Константиновна, биография творчества которой насчитывает огромное количество фактов и событий, кое о чем все же сожалеет. Ей так и не пришлось спеть со сцены «Орлеанскую деву».

К слову сказать, у Архиповой не было могущественных покровителей, она не была никогда чьей-либо фавориткой. Люди ее любили за ее талант, и этого было вполне достаточно. Ирину Архипову часто выдвигали в депутаты без ее ведома, заочно. Она не сопротивлялась и старалась помогать своим избирателям, чем могла. В основном приходилось решать жилищный вопрос. Кстати, по признанию самой певицы, в Верховном Совете ей часто встречались порядочные люди. Ирина Архипова организовала строительство церкви на Прохоровском поле, куда вложила крупные денежные средства.

Немного о себе

Женщина с уверенностью заявляет, что она вытянула в жизни счастливый билет. У нее были прекрасные родители, друзья, близкие. Она всегда занималась тем, что ей нравилось; объездила очень много стран; встречалась с выдающимися людьми своей современности; чувствовала любовь поклонников своего творчества.

И всю жизнь ощущала себя нужной. Архипова всегда старалась жить по принципу: «Каким бы ни был век, в котором ты живешь - другого времени для тебя не будет. Поэтому сейчас важно сделать нечто, что оставит след в сердцах людей на долгие годы в будущем». Кроме того, ощущала себя и просто счастливой женщиной Ирина Архипова. Личная жизнь ее сложилась и была долгой и наполненной. Она благодарна своим партнерам за все. У каждого из них женщина чему-то научилась. Ирина Архипова и ее мужья всегда были больше, чем просто сожители. Они были друзьями.

В свое время женщина посодействовала тому, чтобы ее внук Андрей Архипов попал в труппу Большого театра. Но не просто потому, что это ее родственник. Певица действительно видела в своем Андрюше огромный музыкальный талант.

О себе она говорила, что характер у нее сложный, и он не всем нравился - у Архиповой всегда была привычка говорить людям правду в лицо. От этого ее часто считали суровой. А она была не суровая, а просто вспыльчивая. Могла сорваться и совершить необдуманный поступок, о котором потом сожалела. Скончалась Ирина Архипова в феврале 2010 года в возрасте 85 лет. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Ирина Константиновна Архипова родилась 2 января 1925 года в Москве. В течение долгих лет она блистала на сцене Большого театра России. Архипова – лауреат Ленинской премии, Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии России. Ирина Архипова по праву была коронована титулом “Царица русской оперы”.

Имя Архиповой – одно из самых ярких имен на мировой оперной сцене второй половины ХХ века. Мировое признание оперная дива получила после исполнения партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Архипова написала несколько книг – “Музы мои”, “Музыка жизни”, “Бренд по имени “Я”.

Финская газета “Кансануутисет”, 1967 год:

“Голос Архиповой технически отточен до совершенства. Он поразительно ровно звучит от крайней низкой до самой верхней ноты. Идеальная вокальная позиция придает ему несравненный металлический блеск, который помогает даже фразам, спетым пианиссимо, нестись над бушующим оркестром”

Американская газета “Колумбус ситизен джорнел”, 1969 год:

Французская газета “Комба”, 1972 год:

“Монсеррат Кабалье и Ирина Архипова – вне всякого конкурса! Они единственные и неповторимые в своем роде. Благодаря фестивалю в Оранже нам выпало счастье видеть в “Трубадуре” сразу обеих великих богинь современной оперы, всегда встречающих восторженный прием публики”

Ирина Константиновна Архипова родилась 2 января 1925 года в Москве. Ирине не исполнилось еще и девяти лет, когда ее слух, память, чувство ритма открыли перед ней двери школы при Московской консерватории.

Ирина Константиновна вспоминает:

“Мне до сих пор вспоминается какая-то особая атмосфера, царившая в консерватории, даже люди, встретившиеся нам, были какие-то значительные, красивые. Нас принимала благородного вида дама с роскошной (как мне тогда представлялось) прической. На прослушивании, как и положено, меня попросили что-нибудь спеть, чтобы проверить мой музыкальный слух. Что я могла тогда спеть, я – дитя своего времени индустриализации и коллективизации? Я сказала, что буду петь “Песню о тракторах”!

Потом меня попросили спеть что-нибудь другое, например знакомый отрывок из оперы. Я могла это сделать, поскольку знала некоторые из них: мама часто напевала популярные оперные арии или отрывки, которые передавали по радио. И я предложила: “Буду петь хор “Девицы-красавицы, душеньки-подруженьки” из “Евгения Онегина””. Это мое предложение было встречено более благожелательно, чем “Песня о тракторах”. Затем у меня проверяли чувство ритма, музыкальную память. Отвечала я и на другие вопросы.

Когда прослушивание закончилось, мы остались ждать результатов испытания. К нам вышла та красивая женщина-педагог, которая поразила меня своей пышной прической, и сказала папе, что я принята в школу. Потом она призналась папе, что когда он говорил о музыкальных способностях своей дочери, настаивая на прослушивании, то она приняла это за обычное родительское преувеличение и рада, что ошиблась, а папа оказался прав.

Мне сразу купили рояль “Шредер”… Но учиться в музыкальной школе при консерватории мне не пришлось. В тот день, на который был назначен мой первый урок с педагогом, я тяжело заболела – лежала с высокой температурой, простудившись (вместе с мамой и братом) в очереди в Колонный зал во время прощания с С.М. Кировым. И началось – больница, осложнения после скарлатины… О занятиях музыкой не могло быть и речи, после долгой болезни у меня едва хватило сил, чтобы наверстать пропущенное в обычной школе.

Но папа не оставлял своей мечты дать мне первоначальное музыкальное образование, и вопрос о занятиях музыкой возник снова. Поскольку по возрасту мне было поздно начинать занятия по фортепиано в музыкальной школе (туда принимали в возрасте шести-семи лет), папе посоветовали пригласить частного педагога, который бы “догнал” со мной школьную программу и подготовил меня к поступлению. Моим первым педагогом по фортепиано была Ольга Александровна Голубева, с которой я прозанималась более года. В то время вместе со мной у нее училась Рита Троицкая – будущая мама известной теперь певицы Натальи Троицкой. Впоследствии Рита стала профессиональной пианисткой.

Ольга Александровна посоветовала папе отвести меня не в консерваторскую школу, а к Гнесиным, где у меня было больше шансов быть принятой. Мы пошли с ним на Собачью площадку, где тогда размещались школа и училище Гнесиных…”.


Ирина Архипова в роли Шарлотты в опере Ж. Массне “Вертер”, 1964 год

Елена Фабиановна Гнесина, послушав юную пианистку, направила ее в класс своей сестры. Отличная музыкальность, хорошие руки помогли “перескочить” из четвертого класса прямо в шестой.

“Впервые оценку своему голосу я узнала на уроке сольфеджио от педагога П.Г. Козлова. Мы пели задание, но кто-то из нашей группы при этом фальшивил. Чтобы проверить, кто же это делает, Павел Геннадьевич попросил каждого ученика спеть отдельно. Дошла очередь и до меня. От смущения и страха, что надо петь одной, я буквально съежилась. Хотя я спела интонационно чисто, но так волновалась, что голос звучал не по-детски, а почти по-взрослому. Педагог стал внимательно и заинтересованно прислушиваться. Мальчишки, тоже услышавшие в моем голосе что-то необычное, засмеялись: “Наконец-то нашли фальшивившего”. Но Павел Геннадьевич резко прервал их веселье: “Напрасно смеетесь! Ведь у нее голос! Может быть, она будет знаменитой певицей”.

Начавшаяся война помешала девочке закончить обучение. Поскольку отца Архиповой не призвали в армию, семья была эвакуирована в Ташкент. Там Ирина окончила школу и поступила в только что открывшийся в городе филиал Московского архитектурного института.

Она успешно окончила два курса и лишь в 1944 году вместе с семьей вернулась в Москву. Архипова продолжала активно участвовать в институтской самодеятельности, даже не помышляя о карьере певицы.

Певица вспоминает:

“В Московской консерватории студенты-старшекурсники имеют возможность пробовать себя в педагогике – заниматься по своей специальности со всеми желающими. В этот сектор студенческой практики меня уговорила пойти все та же неугомонная Киса Лебедева. Я “досталась” студентке-вокалистке Рае Лосевой, которая училась у профессора Н.И. Сперанского. У нее был очень хороший голос, но пока не было ясного представления о вокальной педагогике: в основном она пыталась мне все объяснять на примере своего голоса или тех произведений, которые исполняла сама. Но Рая относилась к нашим занятиям добросовестно, и поначалу все шло вроде бы нормально.

Однажды она привела меня к своему профессору, чтобы показать результаты работы со мной. Когда я начала петь, он вышел из другой комнаты, где тогда находился, и удивленно спросил: “Это кто поет?” Рая, растерявшись, не зная, что именно имел в виду Н.И. Сперанский, показала на меня: “Она поет”. Профессор одобрил: “Хорошо”. Тогда Рая с гордостью сообщила: “Это моя ученица”. Но потом, когда надо было петь на экзамене, я не смогла ее порадовать.

На занятиях она так много говорила о каких-то приемах, которые никак не согласовывались с привычным мне пением и были мне чужды, так непонятно говорила о дыхании, что я совсем запуталась. Я так волновалась, так была скованна на экзамене, что ничего не могла показать. После этого Рая Лосева сказала моей маме: “Что ж делать? Ира – музыкальная девочка, но петь она не может”. Конечно, маме было неприятно услышать такое, а я вообще разуверилась в своих вокальных возможностях.

Веру в себя возродила во мне Надежда Матвеевна Малышева. Именно с момента нашей встречи я отсчитываю свою биографию певицы. В вокальном кружке Архитектурного института я усвоила основные приемы правильной постановки голоса, именно там сформировался мой певческий аппарат. И именно Надежде Матвеевне я обязана тем, чего достигла”.


Ирина Архипова в роли Марины Мнишек в опере М. Мусоргского “Борис Годунов”, 1967 год

Малышева и отвела девушку на прослушивание в Московскую консерваторию. Мнение консерваторских профессоров было единодушным: Архипова должна поступать на вокальное отделение. Оставив работу в проектной мастерской, она полностью отдается музыке.

Летом 1946 года после долгих колебаний Архипова подала заявление в консерваторию. Во время экзаменов на первом туре ее услышал известный педагог по вокалу С. Савранский. Он решил взять абитуриентку в свой класс. Под его руководством Архипова усовершенствовала певческую технику и уже на втором курсе дебютировала в спектакле Оперной студии. Она исполнила партию Лариной в опере Чайковского “Евгений Онегин”. За ней последовала роль Весны в опере Римского-Корсакова “Снегурочка”, после которой Архипову пригласили выступить на радио.

Архипова переходит на дневное отделение консерватории и начинает работать над дипломной программой. Ее выступление в Малом зале консерватории экзаменационная комиссия оценила высшим баллом. Архиповой предложили остаться в консерватории и рекомендовали для поступления в аспирантуру.

Однако в то время педагогическая карьера не привлекала Архипову. Она хотела быть певицей и по совету Савранского решает поступить в стажерскую группу Большого театра. Но ее ожидала неудача. Тогда молодая певица уехала в Свердловск, где была сразу же принята в труппу. Через две недели после приезда состоялся ее дебют. Архипова исполнила роль Любаши в опере Н.А. Римского-Корсакова “Царская невеста”. Ее партнером был известный оперный певец Юрий Гуляев. Вот как он вспоминает об этом времени:


Ирина Архипова в роли Любаши в опере Н. Римского-Корсакова “Царская невеста”, 1959 год

“Первая же встреча с Ириной Архиповой стала для меня откровением. Это случилось в Свердловске. Я был еще студентом консерватории и выступал в небольших партиях на сцене Свердловского оперного театра как стажер. И вот неожиданно пронесся слух, в труппу приняли новую молодую, талантливую певицу, о которой уже говорили как о мастере. Ей сразу же предложили дебют – Любашу в “Царской невесте” Римского-Корсакова. Наверное, она очень волновалась…

Позднее Ирина Константиновна рассказывала мне, что со страху отворачивалась от афиш, где впервые напечатано было: “Любаша – Архипова”. И вот первая репетиция Ирины. Не было декораций, не было зрителей. На сцене стоял лишь стул. Но были оркестр и дирижер за пультом. И была Ирина – Любаша. Высокая, стройная, в скромной кофточке и юбочке, без сценического костюма, без грима. Начинающая певица…

Я находился за кулисами в пяти метрах от нее. Все было обыденно, по-рабочему, первая черновая репетиция. Дирижер показал вступление. И с первого же звука голоса певицы все преобразилось, ожило и заговорило. Она пела “Вот до чего я дожила, Григорий”, и это был такой вздох, протяжный и щемящий, это была такая правда, что я обо всем забыл; это была исповедь и рассказ, было откровение обнаженного сердца, отравленного горечью и страданием.

В ее строгости и внутренней сдержанности, в умении владеть красками голоса с помощью самых лаконичных средств жила абсолютная доверительность, которая волновала, потрясала и удивляла. Я верил ей во всем. Слово, звук, внешность – все заговорило богатым русским языком. Я забыл, что это опера, что это сцена, что это репетиция и через несколько дней будет спектакль. Это была сама жизнь. Это было похоже на то состояние, когда кажется, что человек оторвался от земли, такое вдохновение, когда сострадаешь и сопереживаешь саму истину. “Вот она, матушка Русь, как поет, как берет за сердце”, – подумал я тогда…”

Работая в Свердловске, молодая певица расширяла свой оперный репертуар и совершенствовала вокальную и артистическую технику. Уже через год она стала лауреатом Международного конкурса вокалистов в Варшаве. Вернувшись оттуда, Архипова дебютировала в классической партии для меццо-сопрано в опере “Кармен”. Именно эта партия стала поворотной точкой в ее биографии.

После исполнения роли Кармен Архипову пригласили в труппу Малого оперного театра в Ленинграде. Однако до Ленинграда она так и не добралась, поскольку одновременно получила приказ о переводе в труппу Большого театра. Ее заметил главный дирижер театра А. Мелик-Пашаев. Он работал над обновлением постановки оперы “Кармен” и нуждался в новой исполнительнице.

А 1 апреля 1956 года состоялся дебют певицы на сцене Большого театра в “Кармен”. На сцене Большого театра Архипова проработала сорок лет и выступила практически во всех партиях классического репертуара.

В первые годы работы ее наставником был Александр Шамильевич Мелик-Пашаев, а затем – известный оперный дирижер Василий Васильевич Небольсин. После триумфальной премьеры в Москве Архипову пригласили в Варшавскую оперу, и с этого времени начинается ее известность на мировой оперной сцене.

В 1959 году Архипова была партнершей известного певца Марио Дель Монако, приглашенного в Москву для исполнения роли Хозе. После спектакля известный артист в свою очередь пригласил Архипову участвовать в постановках этой оперы в Неаполе и Риме. Архипова стала первой русской певицей, вошедшей в зарубежные оперные труппы.

“Ирина Архипова – именно такая Кармен, какой я вижу этот образ, яркая, сильная, цельная, далекая от какого-либо налета вульгарности и пошлости, человечная. У Ирины Архиповой есть и темперамент, и тонкая сценическая интуиция, и обаятельная внешность, и, конечно, отличный голос – меццо-сопрано широкого диапазона, которым она в совершенстве владеет.

Она – замечательная партнерша. Ее содержательная, эмоциональная актерская игра, ее правдивая, выразительная передача всей глубины образа Кармен давали мне как исполнителю роли Хозе все, что было нужно для жизни моего героя на сцене. Она – по-настоящему большая актриса. Психологическая правда поведения и чувств ее героини, органически соединенная с музыкой и пением, проходя через ее индивидуальность, заполняет все ее существо”,

– говорил ее итальянский коллега.

В сезоне 1959/60 года вместе с Марио Дель Монако Архипова выступает в Неаполе, Риме и других городах. Она получила великолепные отзывы прессы.

“…Истинный триумф выпал на долю солистки московского Большого театра Ирины Архиповой, которая выступила в партии Кармен. Сильный, широкого диапазона, редкой красоты голос артистки, господствующий над оркестром, является у нее послушным инструментом; с его помощью певица сумела выразить целую гамму чувств, которыми наделил героиню своей оперы Бизе.

Следует подчеркнуть совершенную дикцию и пластику слова, что особенно заметно в речитативах. Ничуть не ниже вокального мастерства Архиповой ее выдающийся актерский талант, отличающийся прекрасной вплоть до самых мелких деталей проработкой роли”

Ирина Архипова и Марио Дель Монако в опере “Кармен”, 1959 год

“Об исполнительницах главной роли в изумительной опере Бизе у нас много восторженных воспоминаний, но, послушав последнюю Кармен, мы с уверенностью можем сказать, что ни одна из них не вызывала такого восхищения, как Архипова.

Ее трактовка для нас, у кого опера в крови, показалась совершенно новой. Исключительно верную русскую Кармен в итальянской постановке, признаться, мы не ожидали увидеть. Ирина Архипова во вчерашнем спектакле открыла новые исполнительские горизонты для персонажа Мериме – Бизе”

В Италию Архипову направили не одну, а в сопровождении переводчика – преподавателя итальянского языка Ю. Волкова. Видимо, чиновники боялись, что Архипова останется в Италии.

Как и другие певцы, Архипова нередко становилась жертвой закулисных интриг. Иногда певице просто отказывали в выезде под тем предлогом, что у нее слишком много приглашений из разных стран. Так однажды, когда на имя Архиповой пришло приглашение из Англии участвовать в постановке оперы “Трубадур” на сцене театра “Ковент-Гарден”, Министерство культуры ответило, что Архипова занята, и предложило прислать другую певицу.

Не меньше сложностей вызывало и расширение репертуара. В частности, Архипова прославилась своим исполнением европейской духовной музыки. Однако она долго не могла включать в свой репертуар русскую духовную музыку. Лишь в конце 80-х годов ситуация изменилась. К счастью, и эти “привходящие обстоятельства” остались в далеком прошлом.

Пишет В.В. Тимохин:

“Исполнительское творчество Архиповой невозможно вместить в рамки какого-либо амплуа. Круг ее интересов очень широк и многообразен. Наряду с оперным театром огромное место в ее артистической жизни занимает концертная деятельность в самых различных ее аспектах: это и выступления с ансамблем скрипачей Большого театра, и участие в концертном исполнении оперных произведений, и такая сравнительно редкая в наши дни форма исполнительства, как Opernabend (вечер оперной музыки) с симфоническим оркестром, и концертные программы в сопровождении органа. А в канун 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне Ирина Архипова предстала перед слушателями как великолепная исполнительница советской песни, мастерски передав ее лирическую теплоту и высокую гражданственность.

Стилистическая и эмоциональная многогранность, свойственная искусству Архиповой, необыкновенно впечатляет. На сцене Большого театра она спела фактически весь репертуар, предназначенный для меццо-сопрано, – Марфу в “Хованщине”, Марину Мнишек в “Борисе Годунове”, Любаву в “Садко”, Любашу в “Царской невесте”, Любовь в “Мазепе”, Кармен в опере Бизе, Азучену в “Трубадуре”, Эболи в “Доне Карлосе”.

Для певицы, ведущей систематическую концертную деятельность, стало закономерным обращение к произведениям Баха и Генделя, Листа и Шуберта, Глинки и Даргомыжского, Мусоргского и Чайковского, Рахманинова и Прокофьева. Многие ли артисты имеют в своем активе романсы Метнера, Танеева, Шапорина или такое замечательное произведение Брамса, как “Рапсодия для меццо-сопрано” с мужским хором и симфоническим оркестром?

Многие ли из любителей музыки были знакомы, скажем, с вокальными дуэтами Чайковского до того, как Ирина Архипова записала их на пластинку в ансамбле с солистами Большого театра Маквалой Касрашвили, а также с Владиславом Пашинским?”


Завершая свою книгу в 1996 году, Ирина Константиновна писала:

“…В промежутках между гастрольными поездками, которые являются непременным условием активной творческой жизни, записи очередной пластинки, вернее, компакт-диска, съемки передач на телевидении, пресс-конференции и интервью, представление певцов на концертах “Певческих биеннале. Москва – Санкт-Петербург”, работа с учениками, работа в Международном союзе музыкальных деятелей…

И еще работа над книгой, и еще… И… Сама удивляюсь, как при всей своей прямо-таки сумасшедшей загруженности педагогическими, организационными, общественными и другими “невокальными” делами я еще и продолжаю петь. Совсем как по тому анекдоту про портного, которого избрали царем, а он не хочет бросать свое ремесло и еще немножечко шьет по ночам…

Ну вот! Опять телефонный звонок… “Что? Просят организовать мастер-класс? Когда?.. А выступить где надо?.. Как? Разве запись уже завтра?..”

Музыка жизни продолжает звучать… И это прекрасно”.

Оперная певица (меццо-сопрано) Ирина Константиновна Архипова (в девичестве Ветошкина) родилась 2 января 1925 года в Москве. Ее отец Константин Ветошкин был крупным специалистом в области строительства, участвовал в возведении зданий Библиотеки имени Ленина и разработке проекта Дворца Советов. Мать прошла прослушивание в хор Большого театра, но ее муж не позволил ей там работать.

В детстве Ирина поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по классу фортепиано, но из-за внезапной болезни не смогла учиться. Позже она поступила в школу имени Гнесиных.

В 1942 году, окончив в эвакуации в Ташкенте во время Великой Отечественной войны школу, Ирина поступила в Московский архитектурный институт (МАРХИ), который находился также в эвакуации в Ташкенте.

В 1955 году она одержала победу на международном конкурсе вокалистов на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве.

В 1956-1988 годах Ирина Архипова была солисткой Большого театра.

Дебютировала в партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Впоследствии эта партия стала одной из лучших в репертуаре певицы и получила мировое признание.

За годы работы в Большом театре певица выступала в десятках репертуарных операх, исполняла партии Марфы в "Хованщине" и Марины Мнишек в "Борисе Годунове" Модеста Мусоргского, Любаши в "Царской невесте", Весны в "Снегурочке" и Любавы в "Садко" Николая Римского-Корсакова. В ее репертуаре были партии Полины и Графини в "Пиковой даме" и Любови в "Мазепе" Петра Чайковского, Амнерис в "Аиде", Ульрики в "Бале-маскараде", Азучены в "Трубадуре" и Эболи в "Дон Карлосе" Джузеппе Верди.

Певица много гастролировала за рубежом. Триумфальные выступления Архиповой прошли в Италии — в 1960 году в Неаполе (Кармен), в 1967 и 1973 годах в театре "Ла Скала" (Марфа и Марина Мнишек); в Германии в 1964 году (Амнерис); в США в 1966 году (концертное турне); в Великобритании в "Ковент Гардене" в 1975 и 1988 годах (Азучена и Ульрика). В 1997 году Архипова исполнила в "Метрополитен-опера" партию Филиппьевны в "Евгении Онегине" Чайковского.

Певица занималась разносторонней просветительской, педагогической и организационной работой. В 1966 году была приглашена в жюри Конкурса имени П.И. Чайковского, где с 1974 года (за исключением 1994 года) являлась бессменным председателем жюри в разделе "сольное пение". С 1967 года являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени М. И. Глинки. Входила в состав жюри многих престижных конкурсов мира, среди которых "Вердиевские голоса" и Конкурс имени Марио дель Монако в Италии, Конкурс Королевы Елизаветы в Бельгии, Конкурс имени Марии Каллас в Греции, вокальные конкурсы в Париже и Мюнхене.

Организатор многочисленных концертов молодых певцов-лауреатов различных конкурсов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны. В течение многих лет на базах российских театров проводила оперный фестиваль "Ирина Архипова представляет".

В 1974-2003 годах Архипова преподавала в Московской государственной консерватории, в 1984 году стала профессором.

Она была президентом Всесоюзного музыкального общества (ныне — Международный союз музыкальных деятелей).

Являлась действительным членом и вице-президентом Международной академии творчества и русской секции Международной академии наук.

Ирина Архипова была депутатом Верховного Совета СССР шестого созыва в 1962-1966 годах, народным депутатом СССР в 1989-1992 годах.

В 1993 году был организован Фонд Ирины Архиповой, который занимается поддержкой молодых исполнителей, организацией фестивалей.

Ирина Архипова написала книги: "Музы мои" (1992), "Музыка жизни" (1997), "Бренд по имени "Я" (2005).

Ирина Архипова занесена в российскую книгу рекордов как самая титулованная российская певица. В 1966 году ей было присвоено звание Народная артистка СССР. В 1984 году Архипова получила золотую звезду Героя Социалистического Труда. Она была лауреатом Ленинской премии (1978) и Государственной премии РФ (1996). Среди ее наград — три ордена Ленина (1971, 1976, 1984), орден Трудового Красного Знамени (1971), а также российские ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (1999) и Святого апостола Андрея Первозванного (2005).Она была награждена орденами и медалями иностранных государств.

В 1993 году Русским биографическим институтом она была названа "Человеком года", а Международным биографическим центром Кэмбриджа — "Человеком столетия".

В 1996 году Архиповой был присужден Всемирный приз искусств (учрежденный корпорацией "Маришен арт менеджмент интернешнл") — "Бриллиантовая лира" и титул "Богиня искусств".

В 1999 году певице была присуждена российская оперная премия Casta diva.

В 1995 году Институт теоретической астрономии Российской Академии наук присвоил имя Архиповой малой планете № 4424.

11 февраля 2010 года Ирина Архипова скончалась на 86-м году жизни в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Ирина Архипова трижды была замужем . Первый брак был студенческим и быстро распался. Вторым мужем певицы был переводчик Юрий Волков.

Последним ее мужем был тенор Большого театра, народный артист СССР Владислав Пьявко . От первого брака у Архиповой был сын Андрей (1947-2006). Музыкальные традиции семьи продолжил внук певицы Андрей Архипов — приглашенный солист Большого театра (бас).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников