» »

Человек который проявил силу духа. ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое сила духа? Примеры из жизни, кино и СМИ

04.03.2020

Сила духа – это и смелость, и доброта, и уважение, и любовь, которые человек сохраняет в себе, во что бы то ни стало. Это, на мой взгляд, человеческая натура, такая, какой она должна быть. Данная тема достаточно часто освещалась и в литературе, и в кинематографе, кроме того, сильные духом люди живут среди нас.

Аргументы из литературы

  1. (49 слов) Первое произведение, пришедшее на ум, раскрывающее тему силы человеческого духа – «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Повесть об обычном человеке, рядовом советском солдате, который смог преодолеть не только холод, голод, нечеловеческую боль, но и самого себя. Лишившись ног, Мересьев пересилил отчаяние и сомнения, доказав, что он способен на всё.
  2. (38 слов) Александр Твардовский в поэме «Василий Тёркин» описывает простого русского парня, солдата, сражающегося за свою страну. На примере Тёркина автор показывает силу духа всего русского народа. Например, в главе «Переправа» герой переплывает ледяную реку под обстрелом, чтобы выполнить приказ.
  3. (38 слов) «Молодая Гвардия» А. Фадеева – ещё одно произведение, повествующее о силе человеческого характера, о любви к Родине, о принципах и о несгибаемой воле. Несмотря на свой юный возраст, молодогвардейцы не отступили ни перед собственным страхом, ни перед врагом.
  4. (54 слова) Сильного духом человека не всегда видно с первого взгляда. От его скромности и покоя может сложиться ощущение, что перед нами, скорее, слабая личность. Хмурый и молчаливый герой В. Быкова Сотников, на самом деле, является примером храбрости, стойкости, преданности и, конечно, силы характера. Претерпевая пытки, он не сдает товарищей и не соглашается служить врагу.
  5. (62 слова) Сильным духом человеком можно назвать Петра Гринёва – главного героя произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринёв оказался перед сложным выбором: с одной стороны – служба под предводительством Пугачёва, предательство; с другой – смерть и верность себе, долгу. Чтобы сберечь честь, юноша напряг все свои силы и предпочел казнь измене. Даже сохранив жизнь, он все равно не раз рисковал ею, чтобы поступать по совести.
  6. (44 слова) Волевой и сильный духом человек – герой произведения Николая Лескова «Очарованный странник». Сила человеческого духа здесь проявляется в умении преодолевать жизненные трудности, не опускать руки, прощать и признавать свои ошибки. Стараясь замолить грехи, Флягин идет в рекруты вместо сына незнакомых бедняков и совершает подвиг.
  7. (53 слова) Сострадание – одно из важнейших качеств сильного человека, по мнению М. Горького. Сила духа раскрывается, по мнению писателя, не только в твёрдости нрава, но и в любви к людям, умении жертвовать собой ради других, нести свет. Таков герой повести « Старуха Изергиль» — Данко, который вывел свой народ из смертоносной чащи ценой жизни.
  8. (45 слов) Сильного духом человека описывает М. Ю. Лермонтов в произведении «Мцыри». Стойкий характер помогает пленнику бороться с обстоятельствами, в которых он находится, с трудностями, которые стоят у него на пути, идти навстречу своей мечте. Юноша сбегает из монастыря и обретает краткосрочную, но страстно желанную свободу.
  9. (46 слов) «Человека можно уничтожить, но нельзя его победить». Об этом повесть Э. Хемингуэя «Старик и море». Внешние обстоятельства: возраст, отсутствие сил, осуждения – ничто по сравнению с внутренней силой человека. Старик Сантьяго боролся со стихией, несмотря на боль и усталость. Потеряв добычу, он все равно остался победителем.
  10. (53 слова) А. Дюма в романе «Граф Монте-Кристо показывает вечную борьбу добра и зла, между ними в реальности очень тонкая грань. Казалось бы, что главный герой, мстящий своим обидчикам, не умеющий прощать, — отрицательный персонаж, но, выбравшись из замка Иф, он остаётся щедрым и добрым, помогая тем, кто заслуживает – это качества человека сильного духом.
  11. Примеры из жизни

    1. (46 слов) Очень много примеров сильных духом людей в спортивной среде. Спорт формирует характер и учит никогда не сдаваться. Ярким примером может служить судьба советского спортсмена, чемпиона Олимпийских игр, Валерия Брумеля. Получив тяжёлую травму, несовместимую со спортом, он нашёл в себе силы вернуться и добиться высоких результатов.
    2. (31 слово) Твердый характер был у хоккеиста Валерия Харламова, история которого была показана в фильме Н. Лебедева «Легенда №17». Идти напролом, несмотря на боль, достигать цели – качества сильного духом человека, воспитанного спортом.
    3. (49 слов) Сила духа проявляется ещё и в умении радоваться жизни, несмотря ни на что. В фильме О. Накаша «1+1. Неприкасаемые» главные герои помогают друг другу раскрыть свои лучшие качества, предпочитая не плыть по течению, а преодолевать препятствия. Инвалид обретает полноту жизни, а бедный афроамериканец – стимул развиваться и становиться лучше.
    4. (56 слов) Сильные духом люди находятся среди нас. Это подтверждает романтическая комедия Ж. Жёне «Амели». Главная героиня – девушка со странностями, но с сильным характером. Она стремится помогать людям, начиная с собственного отца, заканчивая совершенно незнакомым ей мужчиной, который жил в её квартире до неё. В этом стремлении она забывает про себя, жертвую своими желаниями ради счастья других.
    5. (54 слова) В фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате» главный герой – молодой солдат, получивший отпуск, чтобы повидаться с матерью. Несмотря на цель – увидеть самого родного человека – Алёша Скворцов не может пройти мимо нуждающихся в помощи людей. К примеру, он помогает инвалиду войны найти семейное счастье. В этом стремлении в деятельному добру выражается истинная сила духа.
    6. (45 слов) Примером силы духа может служить адмирал Пётр Степанович Нахимов, не проигравший за всю жизнь ни одного сражения. Человек исключительной силы воли, жертвовавший собственным здоровьем ради страны. Выполняя приказы, казавшиеся невыполнимыми, он никогда не жаловался и не роптал на судьбу, а молча выполнял свой долг.
    7. (30 слов) История М.В. Ломоносова, величайшего русского учёного, известна многим. Благодаря силе духа, верности своим идеалам, он шёл навстречу своей мечте пешком из глухой деревушки, чтобы стать выдающимся ученым мирового уровня.
    8. (51 слово) Иногда природа настолько усложняет человеку жизнь, что, кажется, выхода нет совсем. Только благодаря силе своего характера, Ник Вуйчич, родившийся без рук и без ног, стал известен на весь мир. Ник не только читает мотивирующие лекции, пишет книги, но и ведёт активный образ жизни: занимается сёрфингом, играет в гольф и футбол.
    9. (45 слов) Джоан Роулинг – британская писательница, подарившая детям всего мира веру в сказку и волшебство. На пути к успеху Дж. Роулинг пришлось столкнуться с многочисленными препятствиями: ее роман никто не хотел печатать. Однако сила воли позволила женщине идти за своей мечтой и воплотить ее в жизнь.
    10. (47 слов) Человек сильный духом не обязательно должен свершать подвиги или становиться знаменитым. Моя подруга – сильный духом человек. Она не боится трудностей, считает, что они необходимы, чтобы формировался характер, старается помогать людям и животным, если видит, что нужна помощь, не запоминает плохое и видит в людях только хорошее.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Григорий Журавлев — иконописец без рук

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

С ила духа даёт нам с Вами не только жить, но и переживать разные житейские трудности. Вот и Григорий Журавлев, герой сегодняшнего рассказа, пережил с помощью силы православного духа такие трудности, которые нам с Вами и не снились. Ведь он, будучи замечательным иконописцем, не имел ни рук ни ног…

«В полутемной избе, освещаемой мигающим огнем лучины, за столом сидели сродники Марьи Журавлевой. Муж ее был забран еще на Успенье в солдаты и служил на далеком Кавказе, где участвовал в усмирении бунтующего Дагестана и Чечни. Сама Марья, взятая в село Утевки из богатой крестьянской семьи, лежала на чистой хрустящей соломе, постланной на полу в хорошо протопленной баньке, и маялась третьими родами. Банька вскоре огласилась пронзительным криком младенца. Но вслед за этим криком раздался отчаянный вопль повивальной бабки. Золовка Марьи Дашка схватила коптилку, поднесла ее ближе к новорожденному и тоже завизжала: ребенок родился без рук и без ног… Двери избы распахнулись, и вбежала запыхавшаяся Дашка, всплеснула руками и заголосила. Сродники, сидевшие за столом, всполошились.

Что, Манька померла?! Не вой ты, дура, говори толком!

Ребенок народился урод. Ручек нет, ножек нет, одно тулово да голова. Все гладко. Вроде как яйцо.

Все вскочили из-за стола и бросились в баньку смотреть. Пришел отец дьякон, тщательно оглядел ребенка. «М-да, - произнес он, - действительно, конечности отсутствуют, даже культяпок нет. Срамной уд в наличии и мужеского пола. И орет во всю мочь, пузцо надувает, губами плямкает, значит, к трапезе приступать желает». «Отец дьякон, как же это могло случиться? И Манька наша здоровая и крепкая, как репка. И мужик ейный был, как жеребец, а дите получилось бракованное?» - в недоумении спрашивали Манькины сродники. «М-да, православные, здесь только докторская наука в состоянии ответить. Я как церковнослужитель могу сказать, что тут сам сатана поработал. Видно, Господь усмотрел в этом младенце великого человека. Может быть, он назначен Господом быть генералом или архиереем. А дьявол по злому умыслу взял, да ручки и ножки-то отнял у младенца. Впрочем, может быть, я ошибаюсь, так простите меня Христа ради».

Родительницу с ребенком из баньки привезли в избу, сродники толпились около кровати и подавали советы. «Ты, Манька, титьку ему не давай, - говорил дядя Яким - он денька два покричит, да и окочурится. И тебя развяжет, да и сам в Царствии Небесном будет тебя благодарить. Нет ему места в энтой жизни».

Но все же через восемь дней младенца принесли в церковь.

Крещается раб Божий Григорий. Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь.

СПАСИТЕЛЬ, написанный Григорием Журавлевым

Дядя Яким был восприемником. Принимая окрещенного Гришу в сухие пеленки, он ворчал: «И что это за ребенок такой, один только рот». Батюшка укоризненно сказал: «Мы не знаем, какой Божий Промысл об этом ребенке. А что касается рта, то этим ртом он может сотворить большие дела. Ведь рот служит не только для вкушения ястий, но сказано в Писании: «В начале было Слово». Погоди, еще не ты, а он тебя будет кормить». «Ты, батюшка Василий, не тово толкуешь. Ну как такой калекша будет мне, здоровому мужичищу, пропитание предоставлять?» «Что человеку невозможно, то Богу возможно», - сказал отец Василий.

А сто лет спустя, в 1963 году, в Югославии, сербский историк живописи Здравко Кайманович, проводя учет памятников культуры Сербской Православной Церкви, в селе Пурачин, около Тузлы, обнаружил икону, на оборотной стороне которой имелась надпись по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости, того же села, зубами крестьянином Григорием Журавлевым, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля».

…Плохо бы пришлось маленькому Грише, если бы не старшие брат и сестра. Крестный, дядя Яким, сработал для Гриши особую низкую колясочку, которую привез во двор со словами: «Для моего будущего кормильца». И где бы братик и сестра ни ходили, они везде возили с собой Гришу, который рос смышленым мальчиком и смотрел на мир Божий ясными вдумчивыми глазами. Обучать его грамоте и закону Божиему приходил сам отец дьякон. Гриша, сидя на лавке, навалившись грудью на стол и держа в зубах карандаш, старательно выписывал на бумаге буквы. Вся деревня его жалела, и все старались для него что-нибудь сделать. Дети, обычно безжалостные к юродивым и калекам, не обижали и не дразнили Гришу. Отец Гриши с Кавказа не вернулся, видно, сразила его лихая чеченская пуля. Но нужды в семье не было, потому что мир взял на себя заботу о ней. Помогал и отец Василий, и барин - предводитель уездного дворянства, отставной генерал князь Тучков.

Рисовальные способности у Гриши проявились рано. Создавалось такое впечатление, что через свои страдания телесные он видел многое такое, чего другие не видели. Детским умом он проникал в самую суть вещей и событий, и порой его рассуждения удивляли даже стариков. По предложению барина, Гришу каждый день возили в колясочке в усадьбу, где с ним занимались учителя, обучавшие генеральских детей. Но особенно притягательной для Гриши была церковь. Он постоянно просился в храм Божий, и терпеливые братик и сестра отвозили его ко всенощной, к воскресной обедне и на все праздники. Проталкиваясь через народ, они подвозили Гришу к каждой иконе, поднимали его, и он целовал образ и широко открытыми глазами всматривался в него, что-то шепча, улыбаясь, кивая головой Божией Матери, и часто по щекам его катились слезы. Князь не оставлял Гришу своей милостью и отправил его учиться в Самарскую гимназию. Брат и сестра поехали с ним.

Городской попечительский совет снял для них квартиру неподалеку от гимназии, внес плату за обучение, а барин оставил деньги на прожитье и на извозчика. Брат отвозил Гришу в гимназию и оставался с ним в классе, а сестра хозяйничала дома, ходила на рынок, готовила нехитрую снедь. Гриша учился хорошо. Одноклассники вначале дичились его и сторонились, но со временем привыкли и полюбили за веселый нрав, недюжинный ум и способности, но особенно за народные песни, которые он пел сильным красивым голосом. «Надо же, никогда не унывает человек! - говорили они. - Не то что мы - зануды и кисляи».

Кроме гимназии Гришу возили в городской кафедральный собор на богослужения и еще в иконописную мастерскую Алексея Ивановича Сексяева. Когда Гриша оказывался в мастерской, он, вдыхая запах олифы, скипидара и лаков, испытывал праздничное чувство. Как-то раз он показал хозяину мастерской свои рисунки карандашом и акварелью. Рисунки пошли по рукам, мастера одобрительно пощелкивая языками, похлопывали Гришу по спине. Вскоре они стали учить его мастерству тонкой иконной живописи.

Хозяин специально для него поставил отдельный столик у окна, приделал к нему ременную снасть, чтобы пристегивать Гришу к столу, дал ему трехфитильную керосиновую лампу и от потолка на шнурке подвесил стеклянный шар с водой, который отбрасывал на стол от лампы яркий пучок света. А Гришиного брата учили тому, чего не мог делать Гриша: изготовлению деревянных заготовок для икон, грунтовке и наклейке паволоки, накладке левкаса и полировке коровьим зубом, а также наклейке сусального золота и приготовлению специальных красок. Самого же Гришу учили наносить на левкас контуры изображения тонкой стальной иглой - графьей, писать доличное, а также и сами лики, ладони и персты. Брат давал ему в рот кисть, и он начинал. Трудно это было: доска лежала на столе плашмя, чтобы краска не стекала вниз, а кисточку по отношению к доске следовало держать вертикально. Чем лучше это удавалось, тем тоньше выходил рисунок. От близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея. После двух-трех часов работы наступал спазм челюстных мышц, так что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. Но зато рисунок на иконе выходил твердый, правильный. Иной так рукой не сделает, как Гриша зубами. Мастер, заглядывая на Гришин стол, кричал другим: «Эк, Гришка, во’рона-то ловко отработал! Как живой к Илье Пророку летит!»

Начал Гриша с простых икон, где была одна фигура святого, потом перешел к более сложным сюжетам и композициям. Хозяин его поучал: «Ты икону пиши с Иисусовой молитвой. Пиши истово, по-нашему - по-русски. Ты человек чистый, в житейских делах не запачканный, вроде как истинный монах. Мы бы хотели так писать, да не получается. Опоганились уже. Где уж нам подлинно святой образ написать! У нас не обитель монастырская, где иноки-изографы святое послушание сполняют и перед написанием образа постятся, молятся, молчат, а краски растирают со святой водой и кусочком святых мощей. У нас просто мастерская, с мирскими грешными мастерами. Нам помогает то, что иконы после наших рук в храмах Божиих специальным чином освящают. Тогда образ делается чистый, святой… Ты совсем другое дело. У тебя благодатно получается. Но не забывай блюсти канон. Будет бес искушать добавить отсебятину, но ты держись канонического. Потому как каноническое - есть церковное, а значит соборное. Не дай тебе Бог допустить в иконе ложь. Ложь в иконописании может нанести непоправимый вред многим христианским душам».

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА написанная Григорием Журавлевым

Шли годы, многому научился Гриша в мастерской Сексяева. В двадцать два года закончил он Самарскую гимназию и возвратился в родное село Утевку, где стал писать иконы на заказ. Были они нарасхват. Ибо мало того, что иконы были хороши и благодатны, особенно в народе ценили то, что это были иконы нерукотворные. Верили, что Сам Дух Святой помогает Григорию-иконописцу, что не может так сработать человек без рук и без ног. Это дело святое, это - подвиг по Христу. Очередь заказчиков составилась на годы вперед. Гриша стал хорошо зарабатывать, построил мастерскую, подготовил себе помощников и взял на иждивение своего дядю Якима, который к тому времени овдовел и постарел.

К 1885 году, в царствование благочестивого Государя Императора Александра Александровича, в богатом и хлебном селе Утевки начали строить соборный храм во имя Святыя Живоначальныя Троицы. Гришу пригласили расписывать стены. Для него по его чертежу были сделаны специальные подмостки, где люлька на блоках ходила в разных направлениях. По сырой штукатурке писать надо было быстро, в течение одного часа, и Гриша решил писать по загрунтованному холсту, наклеенному на стены. Около него находились брат и еще один помощник, которые его перемещали, подавали и меняли кисти и краски. Страшно тяжело было расписывать купол храма, только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, на специальном подъемнике на винтах, страдая от усталости и боли. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались кровоточащие язвы. Работа со стенами пошла легче. Первым делом Григорий начал писать благолепное явление патриарху Аврааму Святыя Троицы у дуба Мамврийского, стараясь, чтобы вышло все, как у преподобного изографа Андрея Рублева.

Свв. Кирилл и Мефодий, написанные Григорием Журавлевым

Прослышав о таком необыкновенном живописце, из Петербурга приехали журналисты с фотографом. Стоя у собора, они расспрашивали работающих штукатуров: «Как это Григорий расписывает собор, не имея конечностей?» Псковские штукатуры ухмылялись. «Как расписывает? Известно как - зубами, - говорили мужики, попыхивая самокрутками, - берет кистку в зубы и пошел валять. Голова туды-сюды так и ходит, а два пособника его за тулово держат, передвигают помалу». «Чудеса! - удивлялись журналисты. - А пустит он нас поснимать?» «Как не пустит. Пускай народ православный, хуч не в натуре, а все же на ваши фотки поглядит. Иконы у Григория уж больно хороши, для души и сердца очень любезны. Одним словом сказать - нерукотворенные». Несколько лет подряд расписывал храм Григорий. От напряженной работы и постоянного вглядывания в рисунок почти вплотную испортилось зрение. Пришлось ехать в Самару заказывать очки. Очень безпокоил рот: трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы, на языке появились болезненные язвочки. Когда он, сидя после работы за столом, не мог есть от боли во рту, сестра всхлипывала: «Мученик ты, Гришенька, наш».

Наконец, храм был расписан полностью, и на его освящение прибыли сам епархиальный архиерей, самарский губернатор, именитые купцы-благодетели, чиновники губернского правления и духовной консистории. Из окрестных деревень собрался принарядившийся народ. Когда начальство вошло во храм и оглядело роспись, - все так и ахнули, пораженные красотой изображений: в красках сиял весь Ветхий и Новый Завет. Была фреска «Радость праведных о Господе», где праведные, ликуя, входят в рай, было «Видение Иоанна Лествичника», где грешники с лестницы, возведенной на воздусях от земли к Небесам, стремглав валятся в огненное жерло преисподней. Изображение настолько впечатляло, что две купчихи так и покатились со страху на руки своих мужей и без памяти были вытащены на травку. Было и «Всякое дыхание да хвалит Господа», и «О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь», где были изображены всякие скоты, всякая тварь поднебесная, а также море с гадами и рыбами, играющими в пенистых волнах.

Освящение было торжественное. Пел привезенный из Самары архиерейский хор. Ектеньи громовым гласом поизносил соборный протодьякон. А Гриша в это время был болен, лежал дома…

Примерно через месяц после освящения собора из Самары в Утевки приехал чиновник по особым поручениям при губернаторе с конвертом, запечатанным гербовыми сургучными печатями. В конверте было письмо от министра двора Его Императорского Величества с приглашением Григория Николаевича Журавлева в Санкт-Петербург и с приложением пятисот рублей ассигнациями на дорогу. Провожали Гришу к царю в Петербург всем селом. Отслужили напутственный молебен, напекли пирогов-подорожников.

Григория сопровождали брат и сестра. От Самары вначале плыли на пароходе «Св.Варфоломей», потом ехали чугункой. На вокзале встречали посланные от графа Строганова люди с каретой. Карета подкатила к Строгановскому дворцу на Невском проспекте, и приезжих поместили во флигеле для гостей, в трех комнатах. Для Григория была приготовлена мастерская. И с первого дня к Григорию стали приходить посетители. Первым явился именитый первогильдейный купец Лабутин - обладатель крупной коллекции икон. Он предложил Грише заключить контракт на изготовление 50-и икон. Тут же выложил на стол крупную сумму задатка.

А если помру, - сказал Гриша, - что тогда будет?

Лабутин потер руки и пожелал ему многая лета. Вслед за этим потянулся нескончаемый поток посетителей: студенты Академии художеств, любопытные великосветские дамы, газетчики и журналисты, ученые - профессора медицины Бехтерев, Греков, Вреден… Навестил его и земляк, приехавший с Поволжья, - знаменитый иконописец Никита Саватеев, писавший образа для Царской семьи. Он подарил Грише икону прп.Сергия Радонежского, кормящего в лесу хлебом медведя. Гриша икону принял с удовольствием и долго рассматривал подарок, дивясь тонкому строгановскому письму.

Как-то раз к Грише зашел сам граф Строганов, предупредил, что ожидается высокое посещение Государя Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Федоровны. И вот однажды во двор Строгановского дворца въехала карета Государя. Гриша сидел на диване в ожидании высоких гостей и смотрел на входную дверь. Дверь открылась, вошли Государь с Императрицей. Государь был видом настоящий богатырь, приветливое лицо его было украшено окладистой бородой. Одет он был в военный мундир с аксельбантом под правый погон и белым крестом на шее, шаровары заправлены в русские сапоги с голенищами гармошкой. Государь сел рядом с Гришей. Императрица - напротив, сказала Императору по-французски: «Какое у него приятное солдатское лицо». Действительно, на Гришу приятно было смотреть: глаза большие, ясные и кроткие, лицо чистое, обрамленное темной короткой бородкой. Волосы на голове недлинные и зачесаны назад. Окружавшие Гришу люди стали показывать иконы его письма. Иконы понравились Августейшей чете. Императрице особенно приглянулся Богородичный образ - «Млекопитательница», который тут же и был ей подарен.

Ну, а теперь посмотрим, как ты работаешь, - сказал Государь, вставая с дивана. Гришу перенесли в мастерскую, посадили на табурет, пристегнули к столу ремнями. Брат дал ему в зубы кисть. Гриша обмакнул кисть в краску, немного отжал ее о край и начал споро писать лик святого. Вскоре его кисть сотворила чудо, и с иконы глянул благостный образ Святителя Николая.

Ну, спасибо, брат, уважил, - сказал Император и, отстегнув золотые карманные часы с репетицией, положил их на столик рядом с Гришей. Затем обнял его и поцеловал в голову.

На следующий день из Канцелярии двора Его Величества принесли указ о назначении Грише пенсии - пожизненно, в сумме 25 рублей золотом ежемесячно. И еще один указ о предоставлении Григорию Журавлеву иноходца с летним и зимним выездом. С весной Гриша вернулся в родные Утевки, жизнь пошла по-старому. С утра звонили в соборе, и изографа на иноходце с летним выездом везли на раннюю и сажали в кресло на клиросе, где он от души пел весь обиход обедни. После службы ехали домой, где он вкушал завтрак и, помолившись, перемещался в мастерскую, с головой уходил совсем в другой мир, где не было кабаков, пьяных мужиков, вороватых цыган, бранчливых баб и сплетниц-старух. А был удивительный мир, где на липовых и кипарисовых досках его Богоданным талантом рождалось Святое Евангелие в красках.

Гриша часто задумывался о иконописном каноне. Иногда у него возникало искушение добавить что-то от себя, но религиозное чувство удерживало от этого. Он знал, что иконописный канон создается, во-первых, святыми, через мистические видения и через их духовный опыт, во-вторых, через откровения Божиим людям в чудесах наитием Святаго Духа, и, в-третьих, он черпается из сокровищницы Священного Писания и Предания. Конечно, изографы только исполнители воли святых. Так, Андрей Рублев никогда не написал бы своей знаменитой «Троицы», если бы не наставил его прп.Сергий Радонежский. А в конце XIX века старцу Амвросию Оптинскому было явление Божией Матери на воздусях, благословляющей хлебную ниву. И стали писать новый Богородичный образ - «Спорительница хлебов»… Но вот наступил XX век, когда человечество опозорило себя неслыханно кровавыми войнами, чудовищными злодеяниями, гордым богоборчеством. Григорий по-прежнему писал образа. За его иконами приезжали с далеких окраин России, из других православных стран… Но в 1916 году, когда шла война с Германией, он стал часто болеть. Во время болезни ему в сонном видении было откровение: что наступят лихие времена, когда и он сам, и его иконы никому не будут нужны. Церкви начнут закрывать, а Утевский собор во имя Святыя Троицы превратят в овощной склад. Через три года так и случилось. Слава Богу, Гриша этого не видел, потому что уже лежал в могиле.

Умер он в конце 1916 года, перед самой революцией. До самой своей кончины он все писал Богородичный образ «Благоуханный цвет», но по болезни никак не мог дописать. Накануне батюшка исповедал Гришу, соборовал и причастил Святыми Дарами. Лампадки освещали отходящего страдальца, который безпокойно метался по постели и все кричал, чтобы Ангел Божий пришел и дописал икону «Благоуханный цвет». К утру Гриша предал дух свой Богу…

А когда пришел заказчик за иконой «Благоуханный цвет», она оказалась законченной и даже была покрыта олифой. Кто завершил икону - неизвестно. А на могиле Гриши поставили простой Православный Крест и написали на нем: «Се, Человек».

П омоги и нам с Вами, дорогие наши читатели, на примере этого дивного православного иконописца, с благодарностью пережить все те трудности, которые Господь наш Иисус Христос посылает нам для нашего спасения!


"Еврейская Варшава - история о человеческом духе" - новая постоянная экспозиция в мемориальном музее Бейт Лохамей ха-гетаот (дом бойцов гетто, иврит).

Почему в музее решили открыть выставку именно о Варшаве? Ведь эта тема достаточно освещена в во множестве музеев, так для чего еще одна выставка?
Совсем не в свете нового закона, принятого в Польше. Выставка была запланирована и создана гораздо раньше принятия закона - просто так символично совпало...

История евреев Польши и история еврейской Варшавы - это история жизни основателей кибуца и история основателей музея. Тяжело отделить жизнь человека от происходящего вокруг него, от происходящего с его местом проживания, особенно, когда идет война и миллионы человеческих жизней попадают под колеса истории.
Уникальность этой выставки в том, что она показывает еврейский взгляд на жизнь в Варшаве до Катастрофы и во время Катастрофы. Это рассказ о обыденной жизни евреев, об их вере и об их выживании.


Рассказ выставки начинается задолго до прихода нацистов к власти и захвата Польши.

С помощью разнообразных документальных свидетельств выставка рассказывает о жизни, хотя обычно такого рода выставки - это рассказы об умирании... Без понимания еврейской жизни до войны, ее стремлений, надежд и ожиданий, мы не сможем понять размер разрушения целой культуры от которой не осталось и следа.
Мы возвращаемся на еврейскую улицу в Варшаве 1935г. , с ее политическими и идеологическими течениями. Кого тут только не было:: хасиды и митнагдим; образованные и ассимилированные; члены сионистских молодежных движений; члены несионистких молодежных движений... Выставка стремится показать всю сложность и противоречивость еврейской жизни тех времен.
Ассимилированные, ортодоксы, рабочие и социалисты боролись за воспитание своих детей, веря, что так они дадут следующему поколению возможность лучшей жизни.


Табличка "Мизрах" движения Мизрахи ( Мизрахи — религиозно-сионистская организация и движение ), Варшава 1920г.


Традиционное еврейское образование.

И параллельно с этим...

... совместная борьба за улучшение положения рабочих.

Разные аспекты еврейской жизни представлены рассказами людей, которые представляют спектр мнений и опытов.

Тема репатриации в Эрец-Исраэль - одна из важных аспектов еврейской жизни довоенной Варшавы.


Поздравление Шана Това (С новым годом) репатрианту, плывущему на корабле в Эрец-Исраэль, Варшава 1925г.


Поздравительная открытка Шана Това (С новым годом), Варшава 1930г.
Изображены репатрианты по дороге в Эрец-Исраэль.


Подготовка к сельскохозяйственной деятельности на учебной ферме в Горохове, Варшава 1937г.


Удостоверение на репатриацию, выданное профсоюзом а-Шомер а-Цаир в Польше, 1924г.

На выставке представлены дневники, письма, фотографии, фильмы, различные предметы и документы из архивов музея Лохамей ха-гетаот. В том числе экспонаты из «Коллекции Корчака», сионистских молодежных движений и архив гетто «Онег Шабат». Использовано много документальных фильмов и фотографий того времени.


Впервые представлены материалы из архива музея, которые никогда не выставлялись. "Коллекция Корчака" включает письма и другие материалы из детского дома.

Технически выставка ориентирована на молодое поколение и старается говорить его языком: множество интерактивных витрин, где дотронувшись до изображения одного из показанных артефактов, вы получаете информацию и рассказ о нем. Есть отдельные интерактивные рассказы о еврейском театре и кино, еврейских газетах, спорте...


Иллюстрированная газета для детей и подростков "Итон катан" (маленькая газета, ивр.)" на иврите, 1929г.

После войны евреи эмигрировали в разные страны, часть приехали в Эрец-Исраэль.
Семена еврейства были посеяны в детские души системами в которых воспитывались дети до войны: в молодежных еврейских движениях, в еврейском образовании, в молитвах в синагогах об ишуве в Эрец-Исраэль, спортивных объединениях и газетах на иврите, все это сыграло свою роль в выборе жизненного пути.

Война ворвалась в еврейскую жизнь Польши, расколов ее на две части: до и вовремя.


Так изобразил это неизвестный мне художник, на картине не участвующей в выставке, но сфотографированной мной в музее.

Захвату Варшавы посвящен интерактивный отдел. Мы не только видим осаду, бомбардировки, обстрелы на экранах, мы ощущаем себя частью происходящего.

Я сделала несколько маленьких видео из этого раздела.

В разделе "Гетто" с помощью видеофильмов показана жизнь под игом оккупации и изоляции в течение почти двух лет, между октябрем 1940 года и июлем 1942 года, когда была построена стена, отделявшая гетто от остального города и люди не знали, что происходит за стенами гетто, не знали, что принесет новый день.


Границы гетто 15.11.1940.

Множество свидетельств и дневников, написанных в то время, иллюстрируют происходившее. Рассказ о событиях тех дней ведется от лица реальных людей, живших в гетто. Это и рассказ о ежедневной жизни в гетто и проблемах этой жизни: колоссальный разрыв между богатыми и бедными в гетто, вопросы, связанные с соблюдением религиозных обрядов и Субботы, еврейских праздников.

Старые фильмы и фотографии говорят о том, что не описать словами. Часть этих людей остались только на фотографиях, у них нет ни могил, ни имен...

Лето 1942 года, депортация трехсот тысяч евреев, двух третей населения гетто, в лагеря смерти.

Выставка не заканчивается Катастрофой. Она еще в процессе создания.

Выставка будет закончена основанием кибуца и рождением первого ребенка. Круг замыкнулся когда дети, выросшие в богатых европейских буржуазных домах, которые были разрушены в Катастрофу, построили новые дома в Эрец-Исраэль, в кибуцах и начали новую жизнь..

"Мы обязаны бороться за наше будущее" - послание выставки, которое подходит и евреям и не евреям.

Я уже рассказывала о проходящей выставке в Мемориальный музей Бейт Лохамей ха-геттаот

Художник не может быть неудачником;

быть художником само по себе удача.

Чарлз Хортон Кули

Эта история о том, как воля к жизни и сила духа может снести на своём пути любые преграды и помочь осуществить мечту, какой бы трудной она не казалась.

Судьба постоянно испытывает человека на его жизненном пути. Некоторые люди, будучи здоровыми, пасуют перед малейшими трудностями и жалуются на жизнь. Другие же без жалоб и оправданий преодолевают самые тяжёлые испытания и находят своё место в жизни.

Эпиграфом к этой статье стала цитата, прочитанная мною в социальной сети, на странице удивительного человека, которого зовут Ильдар Апчелеев . В этой ёмкой фразе содержится глубокий смысл, с которым нельзя не согласиться.

Ильдар - художник-самоучка из Куйбышевского района (аул Бергуль). Счастливая улыбка, задорный взгляд и море энергии. А ещё вера в Бога, в себя и свои безграничные возможности. Таким люди видят нашего героя. Это волевой, талантливый и сильный духом юноша, сумел достичь своей цели, вопреки имеющимся трудностям, вставшим на его жизненном пути…

Ещё при рождении молодой человек получил родовую травму, функциональность рук оказалось полностью нарушенной. У Ильдара ДЦП, он является инвалидом 1 группы, из-за болезни у него полностью не функционируют руки, поэтому их работу выполняют ноги. Ильдару всё приходится делать ногами, а точнее, пальцами ног. Он очень талантливый, общительный и добрый юноша, у которого много друзей. Парень любит играть в футбол и компьютерные игры. Но любимым занятием было и остаётся рисование. Несмотря на болезнь, Ильдар старается жить полноценно. Во всём его поддерживает любящая семья.

Первоначально он лепил статуэтки из пластилина, создавал различные поделки из бумаги, и даже учился вышивать. Вскоре перед нашим героем открылся удивительный мир живописи…

В 2013 году Ильдар Апчелеев получил диплом первой степени и электроплиту «Мечта» за свою выставку картин. Своим участием в фестивале творческих людей с ограниченными возможностями «Талант и воля» и таким ошеломительным успехом Ильдар произвёл в родном аул Бергуле настоящий фурор. Никто не ожидал, что первое участие в областном конкурсе станет началом новой жизни для юноши.

Инициатором участия парня в престижном областном конкурсе «Талант и воля» стала Дина Файзулина, руководитель центра татарской национальной культуры Куйбышевского района. Узнав, что юноша пишет картины пальцами ног, Дина решила во что бы то ни стало помочь ему почувствовать себя нужным обществу. Родители Ильдара поддержали эту идею. Культурно-досуговый центр Куйбышевского района выделил денежные средства и транспорт для поездки. И вот шесть картин мама с сыном повезли в Новосибирск. Кстати, названия своим рисункам художник придумывает сам ‒ и они очень точно раскрывают смысл и идею произведения. Например, «Уголок раздумий», «Свободные в степи», «Родной край», «Маленькая мечта»… Каждая картина излучает добро, свет, любовь, счастье и веру. Конечно, рядом с сыном всегда родители ‒ их поддержка и понимание помогают ему достигать тех результатов, которые есть у него сегодня.

Савия Апчелеева, мама: «Очень благодарны Дине и остальным, кто помог нашему сыну принять участие в конкурсе. У него как будто крылья выросли за спиной. Рисует и рисует. Вот соседи теперь просят, чтобы он написал их портрет. Один уже заказ Ильдар выполнил, всем понравилось. Работает уже над вторым ».

Счастлив тот человек, которому есть за что бороться, которому есть чего добиваться. Себя надо ковать. Если человек хочет чего-то достичь в жизни он должен ставить себе цели и добиваться их. Жизнь - это преодоление. Преодоление своего страха, лени, слабостей, внешних обстоятельств. Мы живем, если мы упорно учимся побеждать.

Вспомним историю - человека, вдохновляющего тысячи людей не сдаваться, несмотря на боль, отчаяние и кажущуюся безысходность. Своим примером он каждый день вселяет веру и надежду в сердца миллионов людей по всему миру.

Сила духа, сила воли - это настоящая сила. Победы над собой - это настоящие победы. Жизнь сильного человека - это настоящая жизнь.

Ильдар относится к тому числу людей, которые не сдаются перед жизненными испытаниями, благодаря его упорству, таланту и огромной силе воли, мы имеем возможность созерцать прекрасные картины и вдохновляться творческим успехом художника…

Каждый человек должен помнить то, что в каждой трудности он не один - с ним Тот, кто его Создал. Тот, который всё видит и слышит, даже то, о чём человек молчит, Тот, который знает его душу. Независимо от того, какое горе мы переживаем и независимо от того, насколько брошенными себя чувствуем, с каждым - Всевышний.

В Коране сказано:

Он ответил: «Не бойтесь вы оба! Нет сомнений в том, что Я [Господь миров] - рядом с вами, все слышу и вижу. [Я никому не дам вас обидеть, в нужный момент помощь окажется рядом с вами].*

Cвященный Коран, 20:46

Верующий, принимая во внимание абсолютную «онлайновую» осведомленность Творца, а тем более - Его контроль и власть над всем и вся, никогда не должен отчаиваться и делать все от себя зависящее для достижения счастья и в земном и в вечном!

Гульнара,

Махалля №1

*С комментариями Ш. Аляутдинова