» »

Где купить все для рисования у син. Материалы для китайской живописи. Какие китайские кисти для акварели подходят

03.11.2019

Добрый день. Меня зовут Андрей Щербаков. Я являюсь руководителем московской Школы живописи У-син. Сегодня я хотел бы познакомить вас с нашим творчеством, показать картины, которые рисуем мы и учим рисовать наших учеников, а также рассказать о взаимосвязи нашей живописи, системы пяти элементов У-син и китайской традиционной живописи.

Живопись у-син – это техника саморазвития, выстроенная на основе совмещения приёмов китайской живописи го-хуа, системы 5-и элементов у-син и других понятий даосской натурфилософии. Изображение предметов, существ и пейзажей в технике живописи у-син связано больше с познанием их внутренней сути, чем внешней формы. Художник, развивающийся в технике живописи у-син, сосредотачивается на познании принципов следования дао через кисть. В живописи у-син есть несколько базовых принципов.

Первый принцип позволяет художнику проработать свои психологические качества через движение. На первом этапе обучения художник создаёт мазки лишь при помощи движений рукой. Второй этап связан с включением в процесс рисования корпуса, на третьем этапе создание картины превращается в полноценный танец. На последнем этапе для человека, практикующего живопись у-син, важно чувствовать крайне тонкие аспекты движения. Процесс увеличения чувствительности связан с преодолением скованности и ограниченности в движениях. Известным фактом является то, что психологические проблемы человека неразрывно связаны с физическими зажимами. Поэтому можно сказать, что живопись у-син является своеобразной разновидностью телесно ориентированной психотерапии.

Второй принцип – заключается в системе У-Син. 5 элементов у-син, знаменуют собой 5 качеств энергии – дерево, огонь, земля, металл, вода. В живописи каждому из этих элементов соответствует определенное движение, и только этими пятью видами мазков художник У-син пишет свои картины. В этом аспекте живопись у-син больше похожа на ушу, чем на академические техники живописи. Особенно много сходства с синъицюань, где 5 базовых форм соответствуют 5-и элементам у-син.

Третий принцип состоит в совмещении в одном рисунке сразу нескольких искусств. Учась живописи у-син, ученик очень быстро выходит за рамки живописи, когда стремится украсить рисунок каллиграфической надписью. Вследствие увлечения каллиграфией, как правило, просыпается интерес к изучению китайского. Необходимость подобрать красивую надпись влечёт за собой интерес к поэзии. И каллиграфия и живопись основаны на координации движений и дыхания, так что очень скоро ученик начинает осваивать элементы цигун. Интерес к отработке движений и необходимость рисовать всем телом порождает интерес к у-шу, танцам и йоге. Создание рисунка в китайской традиции, как правило, завершается печатью. А ведь печать тоже интересно изготовить самому, и так ученик уже начинает увлекаться резьбой и лепкой. А ведь нарисованную картину нужно ещё и красиво оформить и правильно разместить. И т.д. Таким образом, начиная заниматься живописью у-син, человек оказывается втянутым в процесс постоянного самосовершенствования.

Четвёртый принцип: в непривязанности к художественному результату. Цель художника, развивающегося в живописи у-син – самосовершенствование. Картина, которая получается в результате, выступает лишь как критерий развития художника, не являясь при этом целью самого творческого процесса.

Что такое 5 элементов у-син и как эта система воплощена в живописи.

Лучше всего посмотреть видео, в котором я подробно об этом рассказываю:

В качестве образцов живописи у-син, предлагаю посмотреть видео с моими последними картинами:

Тема живописи У-син весьма обширна, количество картин велико, поэтому, если у вас есть желание познакомиться с творчеством поближе, рекомендую

В этом видео ролике Щербаков Андрей (Мастер У-син), художник и преподаватель живописи У-син рассказывает об этой технике. В ролике говорится о том, что в основе китайской живописи У-Син лежат два главных принципа.

Первый принцип позволяет художнику проработать свои психологические качества через движение. Считается, что проблемы человека, его психологические заморочки, скованность, связаны с ограниченностью движений. Движение – это энергия, и работая с энергией, мы прорабатываем какие-то определенные качества человека. И проработка этих качеств помогает дальше людям по жизни.

Второй принцип – это именно система У-Син . Существует 5 качеств энергии – дерево, огонь, земля, металл, вода – в живописи каждому из них соответствует определенное движение, и только этими пятью видами мазков художник Усин пишет свои картины. Во время отработки движения тело должно быть расслаблено, а ум сконцентрирован. Особое внимание стоит уделить расслабленности плечевой зоны. Поясница, грудь и затылок, взаимодействуя друг с другом, растягивают позвоночник, как струну, выравнивая осанку человека, и нормализуя потоки ци. Специальным способом держат писчую кисть. Рука должна быть расслаблена от плеча до самых кончиков пальчиков. Человек как будто бы берет и держит шарик, и в этот шарик вкладывает кисть.

Существует 2 способа держать кисть: более художественный и более каллиграфический. При художественном способе все пальцы касаются кисти (как в видео ролике). Каллиграфический связан с более жёстким контролем за кистью: указательный и средний давят на кисть с одной стороны, безымянный и мизинец компенсируют давление с другой, Большой палец фиксирует кисть. В обоих случаях Ладонь и Кисть одновременно строго зафиксированы и расслаблены.

5 видов энергии – 5 видов мазков.

1. “Дерево” – сильная прямая энергия. Это движение делается от плеча с небольшим разворотом корпуса. Кисть, прижимается к бумаге, и мощным движением прямым переносим кисть в другую точку. Здесь снова акцентируем кисть, ставя точку. Вот у нас получился прямой сильный мазок – начало мужской энергии Ян. Прорабатывая это движение, художник постепенно переносит его в свою жизнь. Так же происходит и с энергией “Огня”.

2. “Огонь” – это быстрота, мимолетность, движение кисточки, как полет бабочки. Взяв кисть, мы делаем порхающие движения кистью, работая запястьем. Когда кисть касается бумаги, это движение образует вот такой вот мазок по форме похожий на лодочку.

3. Энергии “Земли” свойственна некая структурность. Это простые точки, образующиеся в результате одинарного нажатия кистью. Несколько точечек, поставленных плотно, создадут почвообразную структуру.

4. Энергия “Металл” – это что-то нежное, гибкое, женственное, поэтому движения плавные, длинные. “Металл” – это начало энергии “Инь” В движении “Металл” работает локоть. Самый характерный мазок “Металла” напоминает перегнувшуюся через себя травинку, лист дикой орхидеи. Движение связано с постепенным увеличением давления по мере движения вперёд и затем столь же постепенным поднятием кисти. Дыхание глубокое, мерное, постепенное. Здесь мы как раз начнем понимать, какие качества отрабатывает человек, рисуя эти мазки. Если в нем нет мягкости, нежности, тонкости то, наверняка, он и мазок этот сможет сделать с большим трудом.

5. Последний элемент – “Вода”. Это ощущение вращения, вовлечения в круговорот, погружённости, старости, запутанности. В этом движении работаем пальчиками. При помощи “Воды” можно создать ствол старого дерева, продвигая кисть вперёд при помощи вращения.

В живописи У-Син задача художника – передать суть предмета, а не ее форму. А для этого нужно выработать свое восприятие мира, научиться видеть не умом, а глазами. Чтобы правильно изобразить предмет, чтобы передать всю его жизненность, человеку нужно понимать, каким мазком (его рисовать). Понимать, это значит видеть суть, видеть, какое, движение в этом предмете преобладает: мужская прямота, настойчивость или женская гибкость, например. Взрывная мимолетность или водное погружение во что-то очень глубокое. Или это вообще что-то структурное, нейтральное.

"У-Син" в переводе с китайского языка означает - 5 движений. Это пять жизненных качеств, пять энергий, перемен всего неживого и живого. Данная техника построена на основе китайской традиционной живописи. Живопись "У-син" ,является не только техникой рисования "одним движением", но так же хорошей практикой для самосовершенствования человека, познающего это искусство. В основе данной техники лежит движение. Всего пять типов мазков, дают возможность выразить и передать на бумаге абсолютно разные образы.

Давно известно, что психологические проблемы человека и скованность, напрямую связаны с ограниченностью движений. Движение - это энергия, работая с энергией, мы прорабатываем какие-то определенные качества человека, что позволяет снять напряжение в теле, преодолеть скованность и в последствии изменить жизнь к лучшему.

Согласно теории У-син существует 5 энергий - дерево, огонь, земля, металл, вода - каждому из них соответствует определенное движение, каждое из которых использует художник У-син, рисуя свои картины. В У-син рисовании во время отработки движения тело должно быть расслаблено, а ум сконцентрирован. Особое внимание уделяется расслабленности плечевой зоны. Поясница, грудь и затылок, взаимодействуя друг с другом, растягивают позвоночник, как струну, выравнивая осанку человека, и нормализуя потоки энергии. Кисть держат специальным образом. Рука расслаблена от плеча до самых кончиков пальчиков. Существует два способа как держать кисть: 1) Художественный (все пальцы касаются кисти), 2) Калиграфический (указательный и средний давят на кисть, безымянный и мизинец компенсируют давление с другой стороны, большой палец фиксирует кисть). В обоих случаях Ладонь и Кисть одновременно строго зафиксированы и расслаблены.

Интерпретируя рисунок по у-син, следуют внутренним ощущениям, избегая объяснений сознания. Важно помнить, что у-син это пятимерная целостность и каждый объект имеет пять параметров. Самые важные понятия при интерпретации У-син рисунка - это форма изображаемого объекта, форма мазка и тип движения.

Художник школы у-син первостепенно улавливает при помощи того или иного типа движения кистью уникальную особенность энергии и состояния данного объекта, явления. Далее стоит задача связать форму мазка и форму объекта. На данном этапе художника ожидает масса открытий, связанных с тем что в природе существует определённая связь между формой и энергией объекта с энергией самого художника.

Исследуя движения первостепенно стоит обратить внимание, на то, что движения бывают иньские и янские. Инь соответствует нежности, тонкости, мягкости, неторопливости действия. Ян проявляется в стремительности, быстроте, резкости и нажиме. Как известно, 5 элементов у-син появляются благодаря взаимодействию инь и ян. В движениях живописи у-син этот принцип реализован наиболее явно.

Дерево — это начало Ян. «Дерево» в движении проявляет себя через качества прямоты стремительности. Внешне движение похоже на стремительный и мощный удар. Движение «дерево» всей своей сущностью передаёт ощущение роста, прорастания, пробивания. Чтобы рост был удачным, он должен быть ритмичным. Непременным атрибутом этого движения является чёткий и бодрый ритм. Работая движением «дерево», художник будто забивает гвозди молотком.

Форма мазка, созданная движением «дерево» может быть разной, в большинстве случаев это линия, которая имеет точку в начале и точку на конце, очень похожа на базовые линии китайской каллиграфии — горизонталь, вертикаль и различные коленца. Наиболее характерный сюжет, рисуемый таким мазком является бамбук, а так же таким мазком очень хорошо рисовать любые деревья и любых млекопитающих. (Рис. 1)

Рис. 1 Дерево

Рис. 2 Огонь.

Огонь - это апогей ян. Движение огня может быть подобно взрыву, если оно мощное, или дуновению ветерка и взмаху крыла бабочки, если нежное. Огонь это быстрота, мимолётность и неуловимость. Огонь в движении это умение неожиданно быстро перейти из одного состояния в другое.

Мазок огня чаще всего похож на лодочку или капельку. При помощи такого мазка лучше всего удаются рыбки, птички и листья растений и лепески цветов, - всё то, что имеет качество мимолётности в своей природе. (Рис.2)

Земля — это структурирующее начало. Движение земли — спокойное и мерное. Земля в движении это искусство варьировать степень нажима, степень давления.

Мазок земли это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти. При помощи этого элемента лучше всего рисовать камни, черепах и различных членистоногих. Так же как нажим — базовая составляющая для любого движения, точка — это базис для любого мазка. Земля это центральная стихия у-син, в которой инь и ян составляющие одинаково выражены.(Рис.3)

Металл в движении противоположен по свойствам дереву. Если дерево являет собой прямоту, резкость, нажим, напор, рывок вперёд, то металл это гибкость, утончение, постепенность. У металла, как и у дерева так же есть свой ритм, но он значительно более плавный, заключается в постепенном взаимном перетекании нажима в утончения. Работа мазком металла подобна движениям змеи.

Мазок, образованный этим движением имеет вытянутую форму, начинается точкой и заканчивается остриём, подобно игле, кнуту в момент нанесения удара или лезвию длинной сабли. При помощи такого мазка рисуют траву, листья дикой орхидеи, различных змей, так же мазок металла очень подходит для отображения гладких поверхностей озёр и речных камней. (Рис. 4)

Вода в движении «бестелесна», как и движение Огня. Если движение Металла — это иньский антипод дереву, то движение Воды — противоположность движению Огня. Огонь — мимолётен и неуловим. Вода - бесконечно закручена, это самое долгое движение. Движение воды — это вращение воронки, засасывающее внимание глубоко внутрь.

Мазок воды напоминает струйку дыма, оставленную благовонием. При его помощи можно рисовать закрученные стволы бонсаев, розы и пионы, водоросли, тела и конечности моллюсков и их ракушки, лес на дальнем плане пейзажа, в котором все детали сливаются воедино. (Рис.5)

Рис. 5: Вода

Каждое из 5-и движений живописи у-син соответствует и определённой области тела. Если мы работаем только лишь рукой, то должны понимать, какой именно частью руки мы работаем. Самые сильные движения рождаются в корне руки — в плече, именно там живёт мощное движение «Дерево». «Тягучее» движение Металла рождается из постепенного поднятия локтя. В запястье рождается мимолётность Огня. Тончайшее вращение Воды, требующее максимальной утончённости и чувствительности, оно рождается в пальцах. Движение земли делается всей рукой.

Живопись у-син может стать отличной техникой работы над собой, техникой отработки определённых жизненных качеств. Если движения человека скованы, а тело закрепощено психофизическими зажимами очень сложно будет выразить мимолётность полёта бабочки, тонкую красоту перегнувшейся через себя травинки или прямолинейную искренность бамбука. Для того чтобы сделать такой мазок надо меняться самому. В этом смысле можно говорить о живописи у-син как об одном из видов телесно-ориентированной психотерапии.

М ы очень долго шли к открытию классов по живописи У-Син. И вот все договоренности достигнуты и с нами теперь мастер Андрей Щербаков ! Это один из самых известных преподавателей китайской живописи и каллиграфии в нашей стране .

По числу элементов в живописи У-Син имеются пять перводвижений , которые, по сути, являются языком этой живописной традиции. Чтобы нарисовать что-либо, необходимо почувствовать стихию этого объекта, увидеть его истинную природу. Как это увидеть, начать лучше понимать себя и окружающий мир, как развить свою чувствительность и интуицию? Ответ на эти вопросы дает живопись У-Син.


Андрей Щербаков показывает основные мазки живописи У-Син

Язык живописи У-Син открывает безграничные горизонты для творчества и самопознания.

Максим Парнах рассказывает о сути живописи У-Син в интервью Андрею Щербакову

Сложно? Легко!

Уже на первом занятии У-Син вы напишете прекрасную работу — даже если до этого никогда не рисовали. Однако не стоит нацеливаться на результат, гораздо большее значение имеет сам процесс и ваша медитация с кистью в руках и красками на столике. Одним из самых ценных результатов занятия живописью У-Син является расширение вашего сознания за пределы бытового ума. Не менее ценным будет приобретенный вами ресурс художественного видения, расширяющего восприятие окружающей действительности, дающего свободу мышления.

Освоение живописи У-Син позволит вам спустя какое-то время нарисовать хорошую картину как в китайском, так и в европейском стиле. Сколько времени на это уйдет зависит только от вас.

Работа Андрея Щербакова

Приглашаю Вас присоединиться к нашим урокам по живописи у-син этим летом. Основа живописи у-син это искусство чувствовать природу, искусство взаимодействия с внешним миром. Именно этому по сути мы и учимся в нашей живописи пяти первоэлементов.

Управление образования Администрации г. Юрги Кемеровской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок»

«Китайская живопись У-син»

Внеурочное занятие с использованием ИКТ

для детей старшего дошкольного возраста

г. Юрга 2015

Образовательная область:

Художественно-эстетическое развитие , познавательное развитие , социально – коммуникативное развитие , речевое развитие .

Цель:

Ознакомление детей с традиционной китайской живописью У-син.

Задачи:

  • развивать зрительное внимание и восприятие, слуховую память, образное мышление и пространственную ориентировку;
  • познакомить с китайской живописью У-син;
  • формировать представление об особенностях рисования бамбука, птиц;
  • воспитывать эстетические чувства от соприкосновения с прекрасным.

Материалы и оборудование:

Гуашевые краски, кисточки, вода, салфетки, альбомные листы, ноутбук, проектор для показа презентации «Китайская живопись У-син», мультимедийный центр проигрывания аудиозаписи «Китайская традиционная музыка».

Ход занятия

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в путешествие. Скажите, а кто уже путешествовал? А на чем вы путешествовали?

Ответы детей.

Сегодня мы с вами отправимся в Китай.

Игра – рисование «Соедини точки»: детям предлагается соединить точки с 1 по 17. Что у вас получилось?

Дети:- Самолет.

Игра – путешествие на самолете .

Поиграем в самолет? Да!

И отправимся в полет!

Вы все - крылья, я – пилот.

Получили инструктаж –

Начинаем пилотаж. Строятся друг за другом.

В дождь летим и в пургу. У-у-у-у!

Видим чьи – то берега. А-а-а-а!

Ры-ры-ры, - рычит мотор. Делают круговые движения руками.

Мы летаем выше гор. Дети передвигаются по всей площадке.

Вот снижаемся мы все. Приседают на одно колено.

К нашей взлетной полосе!

Что ж – закончен наш полет.

До свиданья, самолет. Машут рукой.

Воспитатель : Вот мы прилетели с вами в Китай. Здесь мы познакомимся с китайской живописью «У-син».

Показ презентации. Звучит китайская традиционная музыка.

Воспитатель : Ребята присаживайтесь на места и посмотрите на экран.

Слайд№1

К.ж.у-син появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием.

Слайд№2

У-син – это система 5-ти первоэлементов: дерево, огонь, земля, металл, вода. На ней основано все мировоззрение древнего Китая.

Слайд№3

Мандала Инь-Ян, состоящая из белой и черной капель, описывает закономерности окр.реальности. именно это мандала является ключом к пониманию У-син. Ян, белое-это небесное начало, Инь – черное – начало земное.

Ян энергию дает, а Инь – принимает, качественно преображает энергию. Небо дает дождь, свет, тепло, а Земля все это впитывает и порождает различные формы жизни, такие как травы, деревья, животные.

В живописи У-син задача художника- передать суть предмета, а не его форму. Для этого нам надо научиться видеть не умом, а глазами.

Слайд №4(мазки)

Живопись У-син – это живопись 5-ти мазков.

Дерево и Огонь – движения сильные и быстрые (мужское начало Ян)

Металл и Вода – движение медленные и тонкие (женское начало Инь)

Мазок Земля – лежит в основе всех 5-ти.

Слайд №7

Дерево – мазок прямоты, прямолинейности. Движение отталкивающее от точки до точки (движется плечо)

Слайд №8

Огонь- мазок всполох, полет фантазии (движется запястье «форма лодочки»)

Слайд №9

В Землю- мазок бесформенный, нажимаем на кисть

Слайд №10

Металл- вытянутые линии. Успокоение, плавность (движение локтя)

Слайд №11

Вода- мазок вращаем, крутим (движения пальцами)

Слайд №12 (вывод)

Философия 5-ти первоэлементов у-син является базой для всей китайской культуры. Самое главное научиться чувствовать кисть и делать нужные именно вам мазки. Мазок – это основа, он произошел от каллиграфических штрихов.

Физминутка:

По дороге мы идем. Дети шагают

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под бамбуком посидим. Садятся

Мы под бамбуком полежим. Ложатся

Полежим, отдохнем.

Слайд №13 (Бамбук)

Сегодня мы будем рисовать растение бамбук.

Слайд №14 (оборудование)

Слайд №15

Изображая бамбук, чаще всего его рисуют в монохромной гамме.

Набираем на кисть черной краски.

Слайд №16

Рисуем стебель бамбука. Просто ворс кисти прислоняем к бумаге и просто толкаем ее взглядом. Точка-линия, точка- линия…….., выходя за край. Каждая часть стебля должна быть прямой, расстояние между узлами –одинаковые. Макаем кончик кисти в ч. краску и обозначаем узел на стволе.

Слайд №17 (передние листья)

Листья-огонь. Покрутим запястьем. Касаемся кончиком, потом всей кистью и заканчиваем кончиком. Обращаем внимание на расположение листьев. Макаем кисть в черную краску, наносим передние листья (создаем веер). Каждый листок – одно прикосновение к бумаге. Сколько мазков, столько и листьев.

Слайд №18 (второстепенные стволы)

Кисть окунаем в воду, цвет проверяем на палитре. Рисуем второстепенные стволы бамбука. Первый план – темные цвета, чем дальше – светлее.

Слайд №19 (второстепенные листья)

Листья второго плана рисуем разбавленной краской.

Слайд №20 (тонкие веточки)

Кончиком кисти добавляем тонкие веточки. Веточки бамбука бьют фантанчиком, важен ритм. Не забываем про общую композицию. И бамбук готов.

Слайд №21 (беседа о калибри)

Представьте что вы внутри картины. Расскажите, что вокруг происходит? Как вы думаете, что здесь делает эта птичка?

Нарисуйте ее самостоятельно.

Слайд №22 (птица)

Предлагаю начать рисовать с клюва и глаз. От них строится оперение и общая картина пернатого.

Слайд №23 (итог)

Молодцы! Вы хорошо нарисовали бамбук. Давайте полюбуемся своими работами.

Воспитатель: Дети нам пора возвращаться в Россию, в наш детский сад. Давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три – повернись и в России окажись».

Дети произносят волшебные слова.

Рефлексия.
Воспитатель предлагает детям выбрать конфету:

Ребята, если вам сегодня все понравилось, и вы считаете, что у вас все получилось, возьмите себе конфету желтого цвета, если вы считаете, что вам не очень понравилось – красную, а если уж совсем путешествие не принесло вам удовольствия – синюю.

Дети выбирают конфеты.