» »

Методы исследования, используемые в дипломной работе. Методы исследования в курсовой работе

10.10.2019

Методы исследования курсовой - это способы, определенные техники или средства, с помощью которых решались поставленные задачи и в результате были достигнуты заявленные цели. Несмотря на все разнообразие и наличие узкоспециализированных приемов, методики проведения научных изысканий делятся на две большие группы: теоретические и практические, или эмпирические.

Какие бывают методы исследования в курсовой

Теоретические

Служат для осмысления и обработки эмпирических материалов с помощью логических операций и умозаключений.

Анализ Материальное или умозрительное деление объекта, процесса, предмета, явления на составные части в целях изучения их особенностей и свойств. Для ознакомления с комплексными эволюционирующими системами используется исторический анализ.
Синтез Процедура, обратная анализу и органически связанная с ним. Заключается в соединении данных, полученных в ходе предшествующего рассмотрения отдельных элементов, в единое целое.
Классификация Распределение информации на основе сравнения. Простой, но эффективный способ структурирования подходит абсолютно для всех .
Абстрагирование Отвлечение от второстепенных признаков для конкретизации интересующих свойства изучаемого предмета. Часто применяется в гуманитарной отрасли: в философии, филологии, педагогике, литературоведении, психологии и других науках – чтобы выявить ключевые закономерности, скрытые под наслоением несущественных деталей.
Аналогия

Аргументированное присвоение атрибутов одного объекта другому на основании сходства их признаков. Существует в двух формах:

  • ассоциативная - может объединять весьма далекие по природе явления и предметы;
  • логическая - вероятностные выводы о подобии рассматриваемых единиц делаются, исходя из явлений, наблюдаемых при их параллельном изучении.
Без аналогии невозможно идеальное и материальное моделирование.
Индукция Построение выводов на базе обобщения отдельных фактов.
Дедукция Переход от общего к частному.
Обобщение Выявление общих свойств и признаков исследуемых феноменов, по которым они объединяются в группы, классы и т. д.
Идеализация Подвид абстрагирования, при котором мысленно создаются понятия о не существующих в действительности, но имеющих реальные прообразы объектах. Часто используется как метод исследования в курсовой работе по естественным и общественным наукам.
Формализация Раскрытие сущности процессов через математические модели, формулы. Краеугольный камень алгоритмизации, программирования. Широко применяется в лингвистике, точных дисциплинах, логике.
Аксиоматическое построение Утверждения вытекают из принятых за исходную точку рассуждения постулатов, не требующих доказательств.
Восхождение от абстрактного к конкретному Теоретическое раскрытие сущности изучаемого объекта через движение от первоначальных определений его важных сторон к составлению целостной картины их взаимодействия.
Прогнозирование Сложная методика, которую чаще задействуют при написании дипломов. Представляет собой цепочку логических и математических операций, предпринимаемых с целью получить конкретные результаты для формирования разнообразных прогнозов - от предвидения демографических кризисов в социологии до планирования прибыли предприятий в экономике.

Практические

Предполагают получение знаний опытно-прикладным путем.

Сравнение Устанавливает сходства и различия, определяет общее и специфическое, выявляет изменения, тенденции и закономерности. Первый уровень любого аналитического исследования.
Наблюдение

Считается простейшим методом, элементом других практических приемов. Это основа дальнейших практических или теоретических действий. Опирается на восприятие органами чувств предметной деятельности и приводит к результатам, не зависящим от воли наблюдателя. Может быть:

  • прямым (визуальным) - информацию собирают без использования специальной техники;
косвенным - данные получают вручную с помощью приборов и в автоматическом режиме регистрирующей аппаратурой.
Измерение Определяет выраженное в общепринятых единицах численное значение изучаемой величины в сопоставлении с эталоном.
Описание Базируется на результатах наблюдения (качественное) и измерения (количественное) и может квалифицироваться как их завершающая фаза. Собранная информация излагается языком научных понятий, схем, графиков, цифровых данных, которые затем приводятся в курсовой работе.
Эксперимент По сути, частный случай наблюдения. Предусматривает опытное изучение предметов и явлений в естественной или преднамеренно созданной среде. Может проводиться непосредственно с исследуемым объектом или с его моделью и предоставляет возможность отследить их свойства в экстремальных условиях. Обязательное свойство достоверного опыта - повторяемость.
Материальное моделирование

Разновидность эксперимента. Строится на работе с искусственно созданными имитациями реальных объектов, оперирование с которыми в действительности сопряжено со значительными трудностями или вообще невозможно. Материальные модели могут быть подобны оригиналу:

  • геометрически (муляжи, макеты);
  • графически (чертежи, схемы);
  • математически;
  • физически.
Моделирование - это также воспроизведение фрагмента действительности (ситуации, процесса и т. д.).

Анкетирование

Тестирование

Интервью

Широко применяются в курсовых работах по социально-гуманитарным дисциплинам. Заключаются в сборе устной или письменной информации от собеседников или респондентов.

Деление методов исследования курсовой на эмпирические и теоретические достаточно условно, поскольку многие приемы относятся к универсальным научным способам работы с исследуемыми объектами, например, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, обобщение, моделирование.

Как оформить методы исследования в курсовой

Выбор определенного метода зависит от темы проекта, его . Приемы должны соответствовать содержанию этапов исследования и способствовать получению максимально точных результатов на каждом из них.

Методы исследования указываются во . Расшифровывать каждый и прописывать его классификационную принадлежность не требуется, достаточно простого перечисления. Лишние писать не стоит: преподаватель может поинтересоваться, где именно и зачем они применялись, а вот специфические для сферы изыскания обозначить надо.

Образец оформления

Пример № 1. История.

Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных событиям в истории города; изучение архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны.

Пример № 2. Право.

Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование.

Пример № 3. Психология.

Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, проективный метод (по Л. Франку), квантификация. Психодиагностические профессиональные методики диагностики эмоционального выгорания личности по В. В. Бойко, «Миссисипская шкала ПТСР».

За весь учебный период студентам высших и средне – специальных учебных учреждений очень часто – иногда и не один раз за семестр – приходится выполнять курсовые работы. Что такое курсовая работа? Это работа, выполняемая каждым студентом на заданную тему. Обычно ее пишут по профильным предметам, изучению которых необходимо уделить особое внимание. В этой статье буден дана информация методах исследования в курсовой работе. Читатель узнает, каковы основные правила написания, что такое задачи и цели, а также многое другое.

В случае возникновения трудностей в написании данного раздела, рекомендуем обращаться к специалистам портала.

Какие основные правила учитывают при написании?

Любой качественный проект должен быть:

  • уникальным;
  • актуальным;
  • представлять научное или практическое значение;
  • оформленным, в соответствии со стандартами.

Для того чтобы качественно написать подобный проект, студент должен изучить методические указания, а так же бывать на всех занятиях, посвященных его выполнению.

Любой проект состоит из трех разделов – введения, основного раздела и заключения. Выполнение каждого из них – обязательно. Основной раздел, в свою очередь, состоит из теоретической и практической части. Иногда, студенты первых курсов пишут только теоретические работы. Но неотъемлемая часть любого курсовика, даже состоящего только из теоретической части – это исследование. Его проводят, чтобы решить поставленные перед автором задачи и достигнуть цели, которая ставится в начале любого курсовика.

Далее мы рассмотрим такой важный аспект, как методы исследования в курсовой работе, узнаем, как формируется методологическая база проекта, поговорим о таких понятиях, как проблема исследования, объект и предмет исследования.

Что такое методы исследования?

Исследованием называют процесс поиска до этого момента не известных знаний или фактов. Его методы – это способы, при помощи которых оно проводится. Именно они позволяют автору курсовой работы решать задачи и достигать цели, поставленной перед ним.

Говоря о таком понятии, как метод исследования, необходимо упомянуть и другие термины. Такие, как цель, задачи, объект и предмет исследования. Все они должны быть раскрыты в первой части курсовой – во введении, а в заключении автор должен обязательно сказать о том, была ли достигнута поставленная в начале цель.

Итак, цель – это результат, которого должен добиться студент в ходе выполнения курсовика.

Задачи – это способы, используя которые можно достигнуть данного результата.

Объект исследования – это явление или процесс, который изучается студентом при написании курсовой.

Предметом исследования является отдельно взятая проблема в рамках изучаемого процесса.

Методология, примененная в каждом отдельном курсовике, должна быть описана в первой его части – во введении. Существуют специальные способы, которые невозможно применить в других отраслях. К ним относят, биоиндикацию или физическое моделирование, а есть универсальные способы. Часто их называют общими теоретические и практические.

Теоретический способ заключается в проведении анализа какой-либо проблемы.

Практический способ помогает описывать различные явления, которые являются неотъемлемой частью любого исследовательского процесса.

Теоретические методы

Они обладают следующими признаками:

  • абстрактность;
  • обобщенность.

С помощью таких способов информационная база может быть систематизирована.

К теоретическим средствам познания относят следующие:

  • аксиоматический;
  • формализацию;
  • гипотетический;
  • абстрагирование.

Кроме того, существуют общелогические приемы, среди которых выделяют:

  • анализ;
  • синтез;
  • моделирование;
  • дедукцию;
  • аналогию.

Аксиоматическая методика подразумевает принятие каких-либо известных до выполнения курсовика знаний без доказательств. Пример использования такой методики часто встречается в точных науках.

Формализация предполагает, что исследуемая область будет представлена, как совокупность каких-либо признаков, которые способствуют лучшему ее изучению.

Гипотетическая методика основывается на выдвижении гипотез при изучении проблемы.

Основа абстрагирования – это отвлечение от несущественных признаков объекта. С помощью данной методики выделяются действительно важные стороны проблемы.

Научный анализ предполагает разложение исследуемого материала на простейшие составляющие, что позволяет уделить больше внимания каждой из них.

Синтез является противоположным анализу приемом. Его основа – это объединение различных частей в единое целое.

Основа моделирования – перенос существующего объекта в модель, которая создается исследователем.

Дедукция обеспечивает переход от частного признака к общему.

Аналогия позволяет сравнивать предметы между собой и присваивать признаки одного предмета другому, похожему на него.

Таким образом, теоретическая часть любого проекта включает некоторые из представленных способов познания. Практический раздел познается с помощью эмпирических методов – с их помощью автор описывает конкретные явления, собирая факты.

Эмпирические методы

К эмпирическим способам относят:

  • наблюдение;
  • сравнение;
  • измерение;
  • эксперимент.

Наблюдение – это самый простой методический подход. Он использует деятельность различных органов чувств и не зависит от желаний или ожиданий исследующего.

Сравнение предполагает, что изучаемых предметов будет несколько, а студенту необходимо выделить их общие черты и найти отличия.

Измерение – самый точный из всех методов, которые только могут существовать, он позволяет определить параметры изучаемого предмета.

Эксперимент позволяет убедиться в правоте какого-либо положения или опровергнуть его. Именно этот способ позволяет опровергнуть существующий до проведения исследования научный принцип.

База исследования для курсовой

В данном случае подразумеваются приемы и методы, которые будут использоваться для каждого студенческого проекта. Они во многом зависят от темы и предмета, в рамках которого выполняется работа. Для того, чтобы основательно подойти к данному вопросу, можно использовать уже выполненный проект на аналогичную тему, как пример.

Чтобы правильно подобрать методы для написания своего курсовика, необходимо проверить их на соответствие следующим требованиям:

  • адекватность предмету и объекту познания, задачам и цели работы;
  • современность;
  • прогностичность (научная обоснованность);
  • логичность;
  • взаимосвязанность.

Если способы, используемые вами, подходят под вышеперечисленные определения, то они будут являться корректными.

Целью нашего исследования было выявить и проанализировать кинематические параметры техники выполнения прямого удара правой рукой в кикбоксинге.

Для достижения поставленной цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1. На основе анализов литературных источников выявить биомеханические особенности прямого правого удара;

2. Используя высокоскоростную камеру, собрать практический материал по технике выполнения прямого правого удара рукой в кикбоксинге.

3. Провести реконструкцию пространственных координат звеньев кинематической цепи.

4. Провести анализ кинематических характеристик техники выполнения прямого удара правой рукой в кикбоксинге.

прямой удар кикбоксинг единоборство

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования

1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных;

2. Видеосъемка;

3. Математическая обработка данных;

4. Биомеханический анализ видеосъемки.

Анализ литературных источников. В ходе работы нами было изучено 27 литературных источников разных авторов, специалистов разных отраслей науки. Среди них публикации в области: биомеханики, кикбоксинга и бокса. Данный анализ позволил получить наиболее полное представление об изучаемой проблеме;

Для выполнения биомеханического анализа видеоряда, нами была использована специализированная компьютерная программа биомеханического анализа с удобным графическим интерфейсом являющаяся частью биомеханического программно-аппаратного видеокомплекса;

Для кинематического анализа было выбрано 9 контрольных точек:

1. Плечевой сустав, правый;

3. Лучезапястный сустав, правый;

4. Тазобедренный сустав, правый;

5. Коленный сустав, правый;

6. Голеностопный сустав, правый;

7. Пяточный бугор, правый;

8. Плюсневая кость, правая;

9. Височная кость.

В работе применялись математические методы для нахождения пространственных координат, для нахождения точек;

Аппаратно-программный комплекс предназначен для анализа линейной и угловой кинематики движений на основе анализа различных параметров:

а) линейной кинематики: перемещения, скорости, ускорения точек и звеньев тела;

б) угловой кинематики: углы, угловые скорости, угловые ускорения, угловые синкинезии (взаимосвязь движении в различных суставах).

Организация исследования

Основная часть исследования проводилась в спортивном зале ЛГПУ. В сентябре 2009 года проводилась видеосъемка. Экспериментальная методика применялась с ноябрь 2009 г. по апрель 2010 г.

В нашем исследовании была использована отечественная разработка - программно-аппаратный комплекс Star Trace, имеющий одну высокоскоростную камеру Fastec InLine с максимальной частотой съемки до 1 000 кадр/с и позволяющий определять координаты точек в плоскости XOY в автоматизированном режиме, также использовались световозвращающие маркеры, прикрепленных к интересующим опорным точкам на теле спортсмена и тренировочные лапы. В видеосъемки принимали участие студент 5 курса 2 группы Шуляк Владимир и помощник-ассистент Агафонов Анатолий, студент 2 курса 2 группы, проводил видеосъемку Померанцев Андрей Александрович, ассистировал ему Коршиков Виктор Михайлович.

Написание курсовой работы требует использования нескольких методов исследования.


Метод – действие, которые используются для достижения цели. В процессе выполнения курсовой работы используются различные методы исследования, наиболее часто встречающиеся:

  • Анализ – самый популярный метод исследования, представляет собой разделение какого-либо явления или процесса на составные компоненты и предполагает их дальнейшее изучение.
  • Аналогия – метод исследований, который предполагает изучение объектов, сходных по некоторым признакам. На основании схожих признаков объекта делается вывод о сходстве по другому виду объекта.
  • Дедукция – один из методов исследования, который предполагает вывод об общей совокупности анализируемых свойств объекта на основе единичных свойств объекта.
  • Индукция – обратный дедукции метод исследования, предполагающий получения выводов от общего к частному.
  • Классификация – разделение исследуемых объектов на виды, исходя из какого-либо свойства.
  • Моделирование – анализ модели или копии исследуемого объекта, точно повторяющего оригинал. Модель должна полностью соответствовать объекту по наличию свойств, но в то же время может отличаться от оригинала по нескольким признакам, что гарантирует качественное проведение исследование анализируемого объекта.
  • Наблюдение – один из методов проведения исследования, который состоит из нескольких действий, направленных на получение информации о свойствах анализируемого объекта.
  • Метод обобщения – предполагает получение выводов об общих свойствах объектов исследования.
  • Метод прогнозирования заключается в предположении о дальнейших этапах развития анализируемого объекта.
  • Синтез – часто встречается при написании курсовых работ и предполагает соединение нескольких свойств исследуемого объекта в один компонент.
  • Эксперимент – проведение исследование объекта в заранее созданных условиях.

Описанные методы довольно часто используются при написании курсовых работ, но это далеко не весь список. Обычно для курсовой работы используются следующие методы:

  1. Сравнительный – осуществляется при помощи сравнительного анализа нескольких источников информации и выявление схожих и противоположных мнений об исследуемом объекте. Чаще всего этот метод дает возможность получить более полные знания из анализируемой области, поскольку мнений может быть достаточно, чтобы сделать на их основе собственное суждение об исследуемой проблеме.
  2. Анализ нормативно-правовой базы – предполагает изучение не только учебной литературы по заданной теме, но и дополнительных источников, в том числе недавно вышедших газет и журналов, где подробно рассматривается анализируемая тема. Позволяет получить актуальную информацию с учетом последних изменений.
  3. Анализ монографий и статей. Монография содержит информацию, относящуюся к результатам исследования одного вопроса. Обычно, это сборник статей, принадлежащих к одной тематической области, где содержатся аналогичные исследования по проблеме, объединенный одной идеей или структурой анализа.
  4. Аналитический метод чаще всего используется при написании практической части курсовой работы. Предполагает проведение анализа путем математических расчетов основных показателей, сравнение полученных результатов. На основе данных, полученных аналитическим методом, осуществляется анализ исследуемого объекта и составление основных рекомендаций по улучшению положения объекта исследования или возможных путей развития в будущем.

Если диплом пишется только один раз, то курсовое исследование студент должен проводить как минимум один, а то и два раза в год. У каждой специальности свои особенности, но общие принципы написания едины для всех типов квалификационных заданий. Во введении к курсовой работе необходимо раскрывать методологию – совокупность методов, применяемых в научном проекте.

Метод – это научный инструмент, используемый для получения, обработки и фиксации информации, необходимой для данного исследования.

Большинство этих инструментов едины для всех научных дисциплин, это так называемые общенаучные методы. Также есть частнонаучные методы, используемые в определенных областях науки и характерные именно для нее.

Традиционно принято подразделять методы на две основные группы: теоретические и практические.

К теоретическим относят общие способы научного познания. Это тот логико-познавательный аппарат, которым оперирует вся наука, начиная с античных времен.

К практическим относятся методы, применяемые в опытной, экспериментальной части исследования. Также их называют эмпирическими.

Примеры использования методологии в курсовых работах по разным дисциплинам.

Педагогика:

В данной работе были использованы методы анализа теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала. В практической части применялись методы анкетирования и наблюдения.

Лингвистика:

В курсовой работе методологическая база включает следующие инструменты изучения: сравнительно-языковой анализ, классификация, синтез научных концепций, гипотеза, сравнение.

История:

Для всестороннего раскрытия обозначенного предмета курсового исследования были применены методы сравнительно-исторического анализа, изучение источников эпохи Екатерины Великой, обобщения, аналогии и сравнения.

Психология:

Методологической основой курсовой работы явились аналитический, классификационный, сравнительный методы. В главе, посвященной практике, были использованы методы наблюдения, опроса, анкетирования и статистического анализа данных.

Юриспруденция:

В данной работе были применены общенаучные методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования. Частнонаучную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа.

Экономика и финансы:

В целях раскрытия обозначенной темы работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, классификация информации, библиографический анализ, экономические расчеты. Специальными методами выступили: вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности, статистический и динамический анализ данных.

Математические специальности:

Методологическую базу курсовой работы составили такие методы, как классификация, сравнение, обобщение, синтез, метод математического моделирования, функционального анализа, методика дифференциальных уравнений,.

Информационные технологии:

В курсовом проекте были использованы методы научного анализа, классификации, обобщения, сравнения, дедукции. Специальные методы, применяемые в исследовании: системный анализ, компьютерное и математическое моделирование, информационно-аналитические технологии.

Дополнительно можно посмотреть примеры готовых введении к курсовым работа с описанными и заполненными методами исследования.