» »

«Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). Сочинение «народный заступник — гриша добросклонов» (по поэме «кому на руси жить хорошо» некрасова) Кто является прототипом гриши добросклонова

04.07.2020

Великий русский поэт Н.А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» вскоре после отмены крепостного права. Главной его целью при этом было показать, что ничего в жизни крестьян не изменилось. Как были они зависимы от помещиков, так и остались. Чтобы стать свободным, нужно было выплатить хозяину большие отступные деньги, а где их взять бедному крестьянину? Так и продолжали мужики и бабы ходить на барщину и платить непомерный оброк.

Николаю Алексеевичу было больно смотреть на униженное положение бедняков. Поэтому в своей поэме он вводит образ народного заступника Гриши Добросклонова.

Впервые с Добросклоновым мы встречаемся в главе «Доброе время – добрые песни». Это молодой человек, который «лет пятнадцати…твердо знал уже, что будет жить для счастия убитого и темного родного уголка». Даже фамилия этого героя говорит сама за себя: склонность к добру.

Создавая этот образ, поэт стремится показать в нем общественного деятеля с прогрессивными взглядами. Григорий Добросклонов близок простому народу тем, что также испытал голод и нужду, несправедливость и унижение.

В одной из песен, которые поет Гриша, говорится о двух путях переустройства общества. Одну дорогу, «просторную, страстей рабу», выбирает «к соблазну жадная толпа», другую, «тесную, дорогу честную», выбирают лишь «души сильные, любвеобильные, готовые защищать угнетенных». Здесь же звучит призыв ко всем прогрессивным людям:

Иди к униженным,

Иди к обиженным –

Будь первый там.

Но второй путь очень сложен. Его выбирают люди с твердым характером и упорной волей. Таков Григорий:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Несмотря ни на что юноша верит в светлое будущее России. Через песни он пытается воздействовать на интеллигенцию, с тем чтобы та проснулась и начала защищать простой народ.

А в песне «Русь» лирический герой обращается ко всем простым людям с надеждой, что те в скором будущем выберут более действенный путь искоренения поработителей и угнетателей:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка Русь!

Сам Григорий называет эту песню благородным гимном, в котором воплотилось «народное счастье». Народ могуч и велик.

Когда он проснется, страна превратится в могучую державу. Именно в народе видит автору силу, способную изменить устоявшееся положение вещей:

Рать подымается-

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Следовательно, образом Гриши Добросклонова автор показывает пути к достижению счастья. Он считает, что счастлив может быть только тот, кто борется за интересы всего народа. Также Некрасов создает программу действий для тех, кто выбрал путь народных заступников.

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» писатель описывает тяжелую жизнь молодого парня Гриши Добросклонова. Гриша из очень бедной семьи, его мать тяжело болеет, и они плохо живут по всем меркам. Его детство и юность прошли в вечном голодании и суровости, именно это его и сблизило его с народом. Бедность не мешает Добросклонову быть чистым, справедливым человеком, он очень любит людей и становится на их защиту. Он надеется на то, что скоро все люди будут жить хорошо.

Гриша Добросклонов всегда боролся за народ и его благополучие. Для него было не важным богатства и блага, он хотел хорошей жизни для всех, а не только для себя. Добросклонов очень справедливый юноша и он считал, что все должны были воссоединиться и идти напролом к своей цели.

Некрасов описывает Добросклонова как сына всего народа и борца за справедливость. Гриша даже не боится пожертвовать своей жизнью для всего народа. Его жизнь ничто по сравнению с жизнями огромного количества народа. Добросклонов не боится тяжелой физической работы, он по жизни работяга и революционер за хорошую жизнь.

Гриша Добросклонов знает, что он не одинок в своей борьбе, ведь уже сотни людей борются, как и он за народ и Отчизну. Добросклонов не боится трудностей, он уверен, что его начатое дело увенчается успехом. В его груди пылает необъятное чувство уважения к своему народу. Он знает, что им придется еще много выстрадать, но в конце этого нелегкого пути их всех ждет успех.

Он видит, как многочисленное количество людей поднимаются вместе с ним на одну ступень и это придает ему еще больше сил и веру в победу. Некрасов описывает Гришу Добросклонова как человека, которому хорошо живется на Руси, он счастлив. Его любовь к народу и рвение сделать для них все и есть счастье.

Вначале поэмы мужики решают отправиться в путь и узнать, кому на Руси жить хорошо. Они ищут среди богатых и среди обычных людей, но никак не могут найти нужный образ. Некрасов же описывая Гришу Добросклонова считает, что именно так выглядит счастливый человек. Ведь Добросклонов является самым счастливым и богатым человеком. Правда богатство Гриши заключается не в дорогом доме и большом количестве денег, а в его душевности и духовном взрослении. Добросклонов счастлив от того что он видит что его народ начинает новую жизнь. Некрасов своей поэмой дал понять читателю, что богатство это не главное, главное это душа и самопожертвование ради остальных.

Сочинение Гриша Добросклонов. Образ и характеристика

Образ Гриши завершает поэму Некрасова, в которой показал поэт столько несчастий, страданий простых людей. Кажется, что нет уже у них надежды… Но вот в самом эпилоге позитивная нота - Добросклонов! Сама фамилия говорит нам о том, что это очень хороший герой.

Гриша – бедный юноша, который получил церковное образование. Он сирота. Мама его (со странным именем Домна) всё делала, чтобы его воспитать. Она очень его любила, а ещё старалась помогать и другим людям. Но как помочь, если у самих ничего нет (особенно соли)? В поэме говорится, что хлеба можно попросить у знакомых, у соседей, а за соль надо деньги платить, которых и нет. А маленький Гриша плачет – отказывается есть без соли. Думаю, что это не каприз, а потребность растущего организма. Домна уже мукой посыпала хлеб, чтоб обмануть сына, а он требует «ещё» соли. Тогда она заплакала, слезы попали на хлеб, а от этого тот стал солёным.

Материнская история очень повлияла на Гришу. После её смерти он всегда вспоминал мать, пел её песню… Сам не доедал, страдал. Любовь к матери соединилась с любовью к Родине. И чем старше он становился, тем лучше понимал, как трудно всем его согражданам. Его ужасает, что славянина выводят на рынок в цепях, чтобы продать, что забирают у крепостных их детей. (Сыновей – в армию лет на двадцать, а дочерей, вообще, на «позор».)

И Григорий чувствует в себе силы всё изменить к лучшему. Некрасов пишет, что Добросклонову уготовлена роль народного защитника, а ещё предрекает этому герою чахотку и ссылку в Сибирь. Но Гриша уже выбрал свой путь.

Выбор, по мнению поэта, был из двух путей. Тот, который выбирает большинство, широкий – к материальному благополучию и страстям. А другой – для избранных, кто не думает уже о себе, но только об остальных. Кто готов заступиться за несчастного!

Некрасов верит в этот образ Добросклонова, верит, что такие люди скоро появятся (и уже появились) в России. Они обязательно освободят свой народ он своей же знати. И настанет просвещение, радость… Конечно, с прошлым придётся бороться. И многим из этих героев нужно будет пожертвовать собой.

И Некрасов не ошибся, а его герой стал примером для многих дальнейших защитников народа.

Вариант 3

Проблема произведения Некрасова была бы раскрыта не полностью, если бы не было такого героя, защитника крепостных, как Гриша Добросклонов. Он готов идти до конца в борьбе за счастье и права обездоленных крестьян.

Автор знакомит нас с народным героем в 4-ой части поэмы. У Гриши было тяжелое детство. Будучи сыном приходского дъячка, будущий герой был хорошо знаком с жизнью крестьян. Тяжелое детство скрашивалось пением Гришиной матери, песни которой впоследствии помогали ему радовать и воодушевлять простых работяг. Именно песни раскрывают внутренний мир борца за справедливость, и именно они показывают его любовь к русскому народу. Первая песня, с которой автор знакомит читателя, рассказывает нам о проблемах Руси. По мнению Добросклонова, Россию губят пьянство, голод, необразованность и, в первую очередь, крепостничество. За свою жизнь Гриша успел настолько сильно прочувствовать беды крепостных крестьян, что слова для песни сами вырываются наружу. Но кроме проблем, в песне высказывается надежда на будущее счастье и освобождение крестьян. Другая песня рассказывает историю о бурлаке, который после каторжного труда, тратит все свои деньги в кабаке. Третья песня, которая называется «Русь», выдает безграничную любовь героя к своей стране. Для него счастье – это когда счастливы крестьяне. Своими песнями Гриша Добросклонов пытается обратиться как к простым людям, так и к аристократам, призывая их ответить за беды крестьян.

Образ Григория – это образ народного защитника. Некрасов повествует нам о двух путей к счастью. Первый путь – это материальное богатство, власть. Второй путь – это духовное счастье. По мнению Добросклонова, настоящее счастье – это духовное счастье, которое может быть достигнуто только с помощью единения с народом. Герой избирает именно этот путь, который приводит его к «чахотке и Сибири».

Гриша Добросклонов – это молодой, целеустремленный человек, душу которого терзает несправедливость крепостной Руси. Его манят материальные богатства, он стремится поддержать дух народа, хочет пожертвовать жизнью ради будущего его любимой страны.

Автор поэмы хочет донести до читателя идею о том, что лишь борцы за счастье народа, такие как Гриша Добросклонов, могут привести Русь к процветанию. Потому что только они способны повести людей за собой, молодые, сильные революционеры, которым не безразличны проблемы простых людей.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Мои увлечения

    В современном мире у школьников могут быть различные увлечения, будь то чтение книг, просмотр сериалов, занятие спортом, прогулка с друзьями, онлайн-игры. В данном сочинении я хочу представить сферы

  • Наконец-то наступил долгожданный день – это юбилей нашей школы. Я и все учащиеся с нетерпением ждали этот день, потому что знали, что будет очень интересно и весело.

  • Сочинение Ноздрев и Чичиков в поэме Мертвые души Гоголя сравнительная характеристика

    Чичиков – умный, хитрый и расчётливый человек, стремящийся лишь к одной цели – всеми правдами и неправдами заработать как можно больше денег. Получив от отца наставление «береги и копи копейку»

  • Критик Латунский в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Критик О. Латунский (М. А. Булгаков не называет его имени, лишь первую букву)– второстепенный персонаж романа, современный представитель литературной и художественной Москвы

  • Анализ рассказа Чехова Гриша сочинение 7 класс

    В основе сюжета произведения поставлен психологический портрет ребёнка, развивающийся в эпоху чеховского времени. Немногие черты характера были использованы с маленького Феди

Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. В поэме показывается детство Гриши, рассказано о его отце и матери. Жизнь его была более чем тяжела, отец был ленив и беден:

Беднее захудалого
Последнего крестьянина
Жил Трифон.
Две каморочки:
Одна с дымящей печкою,
Другая в сажень - летняя,
И вся тут недолга;
Коровы нет, лошадки нет,
Была собака Зудушка,
Был кот - и те ушли.

Таков был отец Гриши, он меньше всего заботился о том, что едят его жена и дети.

Дьячок хвалился детками,
А чем они питаются -
И думать позабыл.
Он сам был вечно голоден,
Весь тратился на поиски,
Где выпить, где поесть.

Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоянные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме приведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как страдающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня с детства запомнилась Грише. Она заставляла его вспоминать о своей несчастной матери, скорбеть о ее судьбе.

И скоро в сердце мальчика
С любовью к бедной матери
Любовь ко всей вахлачине
Слилась - и лет пятнадцати
Григорий твердо знал у же,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного Годного уголка.

Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него. Гриша выбирает для себя иной путь, становится народным заступником. Он не боится того, что жизнь его будет нелегкой.

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

С детства Гриша жил среди убогих, несчастных, презираемых и беспомощных людей. Он с молоком матери впитал все беды народные, поэтому не хочет и не может жить ради своих эгоистических интересов. Он очень умен, имеет сильный характер. И выводит его на новую дорогу, не позволяет оставаться равнодушным к народным бедствиям. Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живейшем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. В душе Гриши Добросклонова постепенно зреет уверенность, что его родина не погибнет, несмотря на все страдания и горести, которые выпали на ее долю:

В минуты унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.

Размышления Григория, которые “в песне излились”, выдают в нем очень грамотного и образованного человека. Он хорошо осведомлен о политических проблемах России, и судьба простого народа неотделима от этих проблем и трудностей. Исторически сложилось, что Россия “была глубоко несчастной страной, подавленной, рабски бессудной”. Позорная печать крепостного права превратила простой народ в бесправных существ, и все проблемы, вызванные этим, невозможно сбрасывать со счетов. Последствия татаро-монгольского ига также оказали существенное влияние на формирование национального характера. Русский человек сочетает в себе рабскую покорность судьбе, и это является основной причиной всех его бед.
Образ Григория Добросклонова тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Некрасов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова Григорий Добросклонов - это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование, к тому же сам, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодушным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть только один выход - радикальные изменения общественного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином.

Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа.
Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время - и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.

Григорий Добросклонов появляется в эпилоге поэме, о его значение нельзя сравнить с простым завершением произведения.

Образ и характеристика Гриши Добросклонова – это попытка автора вселить в души читателя оптимизм и веру в будущее.

Описание отца героя и жизни в его доме

Григорий - сын дьячка Трифона. Отец занимает низшую ступень среди служителей церкви. Отец очень беден, представить, как живет семья священника сложно. Он беднее

«захудалого последнего крестьянина».

В доме Трифона две комнаты – каморки. В одной стоит печь, которая дымит. Другая – в высоту больше 2 метров (сажень), пригодная только для лета. В хозяйстве нет коровы, лошади. От Трифона ушли собака и кот. Мать была доброй и заботливой. Она прожила недолго. Женщина думала о самом насущном – о соли, ей как в песне «Соленая» приходилось готовить для сына на слезах. Два образа – мать и Родина – слились в один. Сделать их жизнь лучше стало целью Гриши.

Учеба героя

Дьяк отправил сына в духовную семинарию. Так было положено на Руси. Живет Григорий в страшной бедности, но его тяга к знаниям поражает. В час ночи просыпается парень и ждет утра, когда им принесут ситник. Еда была безвкусной и не сытной. На семинаристах экономил «хапуга-эконом». В описании семинарии нет данных об учителях, предметах, классах. Некрасов здесь скуп на слова: темно, холодно, угрюмо, строго, голодно. За каждым наречием встает страшная картина. Зачем раскрашивать словами то, что темно в реальности. Отец гордится успехами сына, но не пытается улучшить его существование, он сам был вечно голодным.

Характер Григория

Можно уже из описания детских лет и учебы заметить отличительные особенности характера Григория. Он твердо идет к своей цели. Такое стремление доступно не многим, но уже появлялись молодые люди, которые несли в массы знания и свет. Григорий делится умными мыслями с простыми мужиками. Он взамен получает еду. Некрасов подчеркивает, что герой – особый человек. У него дар от Бога, умение разглядеть в обычном важное, донести слово до сердца. Григорий – вожак. Он увлекает за собой. Рабы, нищие, обиженные слышат и понимают речи парня. Их покоряет искренность семинариста. Он рдеет, как девушка, но не позволяет гневу вырваться наружу. Добросклонов талантлив. Он пишет песни, которые поет народ.

Мечты героя

Григорий – заступник, воин, смелый человек. Он с детских лет наметил свой путь. Еще ребенком слушал песни матери, он понимает, как велика песенная сила, как проникает она вглубь людей. Песни – душа народа. Они передают проблемы и лечат их, сдерживают негативные порывы, воспитывают оптимизм и веру в себя. Григорий с помощью песен пытается поднять крестьян на защиту своих прав. Образованный юноша видит, в чем причина русской нищеты:

  • крепостничество;
  • тяжелый непосильный труд;
  • разгул пьянства среди мужиков;
  • страшная нищета и голод;
  • жадность и лень барства;
  • невежественность простого народа.

Григорию обидно за страну, которую он любит всей душой. Такого патриотизма нет ни у кого из героев поэмы.

Прототип Гриши

Н.А.Некрасов подобрал герою фамилию, сказывающую, кто был прототипом персонажа. Добросклонов – Добролюбов. Основа общая – добро. Это люди, которые несут добро в массы народа. Исходя из фамилий, можно выяснить важные характеристики. Один склоняет людей к добрым делам, другой – любит всех и надеется, что каждый человек изначально добр. У героя поэмы и публициста много общего:

  • уникальная целеустремленность;
  • трудолюбие;
  • одаренность и талант.

Объединяет литературный персонаж и реальное лицо трагедия детства. Они остались без матери, которая оставила в душе силу и воспитала характер сыновей. Герой и его прототип стремятся изменить окружающий их мир.

Выбор героя

Григорий – представитель революционно настроенных молодых людей, которые в будущем обеспечат народу достойную жизнь. Судьба героя – яркий путь, громкое имя, слава заступника и защитника, но в этом же ряду стоят чахотка и Сибирь. Гриша много размышляет. Молодой поэт пришел к выводу, что у людей есть к счастью две дороги. Одна приведет человека к богатству, власти и почету. Это счастье строится на достижении материального благосостояния. Второй путь – духовное счастье. Оно предполагает единство с теми, кому служат, - с народом. Второй путь тяжелый и тернистый. Григорий призывает идти к заветным целям, сделать счастливыми как можно больше людей: «вольготно – весело на всей святой Руси» будут жить хлебопашец, бурлак и простой мужик. Таких, как персонаж поэмы, уже сотни, но автор верит, что их станет еще больше. Весь многомиллионный русский народ просыпается и встает на путь борьбы.

«Рать подымается – Неисчислимая, сила в ней скажется Несокрушимая!». Песня «Русь» - гимн о счастье, сила веры русской молодежи. Звуки музыки и смысл слов проникали в сердца и поднимали дух. Юноша делился своим оптимизмом, автор через него поддерживал идеи друзей – революционеров.

I

Беднее захудалого
Последнего крестьянина
Жил Трифон. Две каморочки:
Одна с дымящей печкою,
Другая в сажень — летняя,
И вся тут недолга;
Коровы нет, лошадки нет,
Была собака Зудушка,
Был кот — и те ушли.
Спать уложив родителя,
Взялся за книгу Саввушка.
А Грише не сиделося.
Ушел в поля, в луга.
У Гриши — кость широкая,
Но сильно исхудалое
Лицо — их недокармливал
Хапуга-эконом.
Григорий в семинарии
В час ночи просыпается
И уж потом до солнышка
Не спит — ждет жадно ситника,
Который выдавался им
Со сбитнем по утрам.
Как ни бедна вахлачина,
Они в ней отъедалися.
Спасибо Власу-крестному
И прочим мужикам!
Платили им молодчики.
По мере сил, работою,
По их делишкам хлопоты
Справляли в городу.
Дьячок хвалился детками.
А чем они питаются —
И думать позабыл.
Он сам был вечно голоден,
Весь тратился на поиски.
Где выпить, где поесть.
И был он нрава легкого,
А будь иного, вряд ли бы
И дожил до седин.
Его хозяйка Домнушка
Была куда заботлива,
Зато и долговечности
Бог не дал ей. Покойница
Всю жизнь о соли думала:
Нет хлеба — у кого-нибудь
Попросит, а за соль
Дать надо деньги чистые,
А их по всей вахлачине,
Сгоняемой на барщину.
По году гроша не было!
Вахлак тянул «Голодную»
И без соли — приправленный
Корою — хлеб жевал.
И то уж благо: с Домною
Делился им; младенцами
Давно в земле истлели бы
Ее родные деточки,
Не будь рука вахлацкая
Щедра, чем бог послал.
Батрачка безответная
На каждого, кто чем-нибудь
Помог ей в черный день,
Всю жизнь о соли думала,
О соли пела Домнушка —
Стирала ли, косила ли,
Баюкала ли Гришеньку,
Любимого сынка.
Как сжалось сердце мальчика,
Когда крестьянки вспомнили
И спели песню Домнину
(Прозвал ее «Соленою»
Находчивый вахлак).
Соленая

Никто как бог!
Не ест, не пьет
Меньшой сынок,
Гляди — умрет!
Дала кусок,
Дала другой —
Не ест, кричит:
«Посыпь сольцой!»
А соли нет,
Хоть бы щепоть!
«Посыпь мукой», —
Шепнул господь.
Раз-два куснул,
Скривил роток.
«Соли еще!» —
Кричит сынок.
Опять мукой...
А на кусок
Слеза рекой!
Поел сынок!
Хвалилась мать —
Сынка спасла...
Знать, солона
Слеза была!..

Запомнил Гриша песенку
И голосом молитвенным
Тихонько в семинарии,
Где было темно, холодно,
Угрюмо, строго, голодно,
Певал — тужил о матушке
И обо всей вахлачине,
Кормилице своей.
И скоро в сердце мальчика
С любовью к бедной матери
Любовь ко всей вахлачине
Слилась, — и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст всю жизнь свою
И за кого умрет.
Довольно демон ярости
Летал с мечом карающим
Над русскою землей.
Довольно рабство тяжкое
Одни пути лукавые
Открытыми, влекущими
Держало на Руси!
Над Русью оживающей
Святая песня слышится:
То ангел милосердия,
Незримо пролетающий
Над нею, души сильные
Зовет на честный путь.

Средь мира дольнего
Для сердца вольного
Есть два пути.
Взвесь силу гордую.
Взвесь волю твердую:
Каким идти?
Одна просторная —
Дорога торная,
Страстей раба,
По ней громадная,
К соблазну жадная
Идет толпа.
О жизни искренней,
О цели выспренней
Там мысль смешна.
Кипит там вечная.
Бесчеловечная
Вражда-война
За блага бренные...
Там души пленные
Полны греха.
На вид блестящая,
Там жизнь мертвящая
К добру глуха.
Другая — тесная
Дорога, честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд
За обойденного.
За угнетенного —
Умножь их круг,
Иди к униженным,
Иди к обиженным —
И будь им друг!

И ангел милосердия
Недаром песнь призывную
Поет — ей внемлют чистые, —
Немало Русь уж выслала
Сынов своих, отмеченных
Печатью дара божьего.
На честные пути,
Немало их оплакала
(Увы! Звездой падучею
Проносятся они!).
Как ни темна вахлачина.
Как ни забита барщиной
И рабством — и она,
Благословясь, поставила
В Григорье Добросклонове
Такого посланца...
Ему судьба готовила.

II

Григорий шел задумчиво
Сперва большой дорогою
(Старинная: с высокими
Курчавыми березами,
Прямая, как стрела).
Ему то было весело,
То грустно. Возбужденная
Вахлацкою пирушкою,
В нем сильно мысль работала
И в песне излилась:

В минуты унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать.
Но ты не погибнешь, я знаю.
Был гуще невежества мрак над тобой,
Удушливей сон непробудный,
Была ты глубоко несчастной страной,
Подавленной, рабски бессудной.
Давно ли народ твой игрушкой служил
Позорным страстям господина?
Потомок татар, как коня, выводил
На рынок раба-славянина,
И русскую деву влекли на позор,
Свирепствовал бич без боязни,
И ужас народа при слове «набор»
Подобен был ужасу казни?
Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином.
И ношу твою облегчила судьба,
Сопутница дней славянина!
Еще ты в семействе — раба,
Но мать уже вольного сына!..

Сманила Гришу узкая,
Извилистая тропочка,
Через хлеба бегущая,
В широкий луг подкошенный
Спустился он по ней.
В лугу траву сушившие
Крестьянки Гришу встретили
Его любимой песнею.
Взгрустнулось крепко юноше
По матери-страдалице,
А пуще злость брала,
Он в лес ушел. Аукаясь,
В лесу, как перепелочки
Во ржи, бродили малые
Ребята (а постарше-то
Ворочали сенцо).
Он с ними кузов рыжиков
Набрал. Уж жжется солнышко;
Ушел к реке. Купается, —
Обугленного города
Картина перед ним:
Ни дома уцелевшего,
Одна тюрьма спасенная,
Недавно побеленная,
Как белая коровушка
На выгоне, стоит.
Начальство там попряталось,
А жители под берегом,
Как войско, стали лагерем.
Всё спит еще, не многие
Проснулись: два подьячие,
Придерживая полочки
Халатов, пробираются
Между шкафами, стульями,
Узлами, экипажами
К палатке-кабаку.
Туда ж портняга скорченный
Аршин, утюг и ножницы
Несет — как лист дрожит.
Восстав от сна с молитвою,
Причесывает голову
И держит на отлет,
Как девка, косу длинную
Высокий и осанистый
Протоерей Стефан.
По сонной Волге медленно
Плоты с дровами тянутся.
Стоят под правым берегом
Три барки нагруженные:
Вчера бурлаки с песнями
Сюда их привели.
А вот и он — измученный
Бурлак! походкой праздничной
Идет, рубаха чистая,
В кармане медь звенит.
Григорий шел, поглядывал
На бурлака довольного,
А с губ слова срывалися
То шепотом, то громкие.
Григорий думал вслух:

Бурлак
Плечами, грудью и спиной
Тянул он барку бечевой,
Полдневный зной его палил,
И пот с него ручьями лил.
И падал он, и вновь вставал,
Хрипя, «Дубинушку» стонал;
До места барку дотянул
И богатырским сном уснул,
И, в бане смыв поутру пот,
Беспечно пристанью идет.
Зашиты в пояс три рубля.
Остатком — медью — шевеля,
Подумал миг, зашел в кабак
И молча кинул на верстак
Трудом добытые гроши
И, выпив, крякнул от души,
Перекрестил на церковь грудь.
Пора и в путь! пора и в путь!
Он бодро шел, жевал калач,
В подарок нес жене кумач.
Сестре платок, а для детей
В сусальном золоте коней.
Он шел домой — неблизкий путь,
Дай бог дойти и отдохнуть!

Ни школы, где бы не спорили
О русском мужике.)
Ему всё разом вспомнилось,
Что видывал, что слыхивал.
Живя с народом, сам.
Что думывал, что читывал,
Всё — даже и учителя,
Отца Аполлинария,
Недавние слова:
«Издревле Русь спасалася
Народными порывами».
(Народ с Ильею Муромцем
Сравнил ученый поп.)
И долго Гриша берегом
Бродил, волнуясь, думая, Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
В рабстве спасенное
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
Сила народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная,
Правда живучая!
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается, —
Русь не шелохнется,
Русь — как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая, —
Встали — небужены,
Вышли — непрошены,
Жита по зернушку
Горы наношены!
Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Горячо сказалася правда в ней великая!
Вахлачков я выучу петь ее — не всё же им
Петь свою „Голодную“... Помогай, о боже, им!
Как с игры да с беганья щеки разгораются,
Так с хорошей песенки духом поднимаются
Бедные, забитые...» Прочитав торжественно
Брату песню новую (брат сказал: «Божественно!»),
Гриша спать попробовал. Спалося, не спалося,
Краше прежней песенка в полусне слагалася;
Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного!..

Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.