» »

Образ и характеристика рахметова в романе что делать чернышевского сочинение. Что делать характеристика образа рахметова Рахметов что делать

20.06.2020

РАХМЕТОВ

РАХМЕТОВ - центральный персонаж произведения Н.Г.Чернышевского «Что делать? Из рассказов о новых людях» (1863).

Р. отличается от других героев романа так же, как сам роман Чернышевского - от тради ционных психологических романов. В журнале «Эпоха», издававшемся М.М. и Ф.М. Достоевскими, о Р. писали как о «каком-то кабинетном мифе, путешествующем так же легко по факультетам, как и по Европе» (Н.Соловьев). В художественной иерархии романа он занимает высшую ступень, являясь единственным представителем «особенных» людей - пропорционально тому, как в жизни автор, по его словам, «встретил до сих пор только восемь образцов этой породы». Некоторая черта «уже соединяла их в одну породу и отделяла от всех остальных людей», попросту говоря - участие в подпольной революционной работе. Не зная «эзопова языка» Чернышевского, невозможно понять, зачем Р. вел «самый суровый образ жизни», «занимался чужими делами или ничьими в особенности делами», в «сборных пунктах» приятелей «знакомился только с людьми, имеющими влияние на других», «мало бывал дома, все ходил и разъезжал».

От «новых людей» «особенный человек» отличается многим. По происхождению он не разночинец, а дворянин, «из фамилии, известной с XIII века»; не обстоятельства, а только сила убеждений заставляет его идти против своей Среды. Он переделывает как умственную, так и физическую свою природу, поддерживает «в себе непомерную силу», потому что «это дает уважение и любовь простых людей». Он начисто отказывается от личных благ и интимной жизни, чтобы борьба за полное наслаждение жизнью была борьбой «только по принципу, а не по пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности». Отсюда и прозвище Р. - «ригорист» (от лат. «rigore» - жестокость, твердость), под которым он впервые появляется в VI разделе третьей главы книги. Ригоризм жизненный вытекает из ригоризма мыслительного: «Все великие теоретики были людьми крайних мнений», - писал Чернышевский в статье «Граф Кавур». Р. служит живым воплощением теории «расчета взаимных выгод», реализуя потенции, заложенные в «новых людях». Важно и то, что ближайшим литературным предшественником Р. является Базаров из романа Тургенева «Отцы и дети». Сохраняя некоторую стилистическую преемственность, Чернышевский в то же время показал, что Р. отличается от Базарова наличием позитивной точки приложения своих сил и имеет возможность действовать среди единомышленников.

Образ Р. построен на парадоксальном сочетании несочетаемого. Предельная хронологическая конкретность его биографии, служащей точкой отсчета и для многих других событий книги, соседствует со значительными событийными лакунами; второстепенное действующее лицо, он оказывается «поважнее всех... взятых вместе»; крайний материалист во взглядах, он живет и борется только за идею. Однако эта противоречивость оборачивается стилистическим разнообразием, характерным для жанра мениппеи, к которому близок роман.

При всей видимой постороннее™ образа Р. основному сюжету книги он занимает в нем осевое положение, выполняя функции посредника: между «открытой» (семейной) и «скрытой» (политико-революционной) частями сюжета, то есть между видимым и невидимым обыкновенному читателю мирами: между тем светом и этим (когда передает Вере Павловне записки от «уехавшего в Америку» Лопухова); между прошлым, настоящим и будущим (когда из «обыкновенного доброго и честного юноши»РАХМЕТОВдворянина, человека прошлого, становится «особенным человеком» будущего и знает наступление этого будущего с точностью до года); между разными частями этого мира (когда путешествует по России и за границей). Высшим проявлением мессианских свойств Р. является ожидание его приезда накануне «перемены декораций». Явный мифологический подтекст этого образа связан со структурой романа, организованной по принципу «мирового древа»: Р. и другие немногочисленные «особенные люди» спускаются с его верхнего, небесного яруса на грешную землю для ее очищения. Житийно-легендарные черты биографии Р., отсылающие к «Житию Алексия, человека Божия», к былинам о богатырях и к новейшим легендам о бурлаке Никитушке Ломове, к романтическим образам сверхлюдей, в сочетании с бытовой детализацией, призваны подчеркнуть его универсальность и абсолютную реальность.

Среди прототипов Р. чаще всего называют П.А. Бахметева (со слов самого Чернышевского), который учился у Чернышевского в Саратовской гимназии и после неоконченной учебы в земледельческом институте уехал в Европу, а затем в Океанию, чтобы создать там новый социальный строй. Образ Р., как и полагается всякому житийному образу, породил множество подражаний. Он стал эталоном профессионального революционера, на что указывал Д.И.Писарев в статье «Мыслящий пролетариат» (1865), назвав Р. «историческим деятелем»: «В общем движении событий бывают такие минуты, когда люди, подобные Рахметову, необходимы и незаменимы...»

Лит.: Писарев Д.И. Мыслящий пролетариат

//Писарев Д.И. Сочинения. В трех томах. 1.1. Л., 1982; Скафтымов А.П. Художественные произведения Чернышевского, написанные в Петропавловской крепости

//Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972; Лебедев А.А. Разумные эгоисты Чернышевского. М., 1973; Та-марченко Г.Е. Чернышевский-романист. Л., 1976; Наумова Н.Н. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Л., 1978; Руденко Ю.К. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»: Эстетическое своеобразие и художественный метод. Л., 1979; Пинаев М.Т. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»: Комментарий. Книга для учителя. М., 1988; Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма. М., 1996.

М.А.Дзюбенко


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "РАХМЕТОВ" в других словарях:

    Один из самых значимых героев романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1863) Рахметов, Салават Кипаевич См. также Ахметов … Википедия

    РАХМАТОВ РАХМАТУЛЛИН РАХМЕТОВ Рахмат, Рахмёт тюркские имена. От арабского слова рахмат спасибо, благодарность. (Ф). Рахматуллин милосердие Аллаха.(Э). (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) РАХМЕТОВ Как и Рахматов, фамилия… … Русские фамилии

    Рахметов - герой романа Чернышевского Что делать? , тип аскетически самоотверженного борца. В лице Рахметова дан образ будущего революционера народовольца … Исторический справочник русского марксиста

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рахметов. Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    - — сын Гавриила Ивановича Ч., публицист и критик; род. 12 го июля 1828 г. в Саратове. Одаренный от природы отличными способностями, единственный сын своих родителей, Н. Г. был предметом усиленных забот и попечений всей семьи. Хотя и… … Большая биографическая энциклопедия

    - (англ. Rock climbing) вид спорта и вид активного отдыха, который заключается в лазании по естественному (скалы) или искусственному (скалодром) рельефу. Зародившись как разновидность альпинизма, скалолазание в настоящее время … … Википедия

    Соревнования в лазании на трудность Лазание на трудность вид скалолазани … Википедия

Ни для кого не секрет, что в своё время роман Чернышевского «Что делать?» вызвал настоящий ажиотаж в общественных кругах. Роман о «новых людях» - обычно так именуют это произведение, оказавшее колоссальное влияние на умы российской молодёжи 60-х годов XIX века. Но кто есть эти «новые люди»?

Один из них – Рахметов, персонаж, который играет особую роль в этом романе. «Особенный человек» - так называет его автор. Рахметов является собирательным образом людей высшей «породы» того времени. Что же он из себя представляет?

Рахметов – революционер-демократ, по происхождению дворянин. Будучи юношей, поступил в университет, где сблизился с Кирсановым. Тот повлиял в значительной степени на взгляды Рахметова, после чего юноша начал изучать революционную литературу. Читал, однако, далеко не все подряд: он заявлял, что читает только «самобытное». Рахметов считал, что в каждой науке есть свои хрестоматийные источники, и только они действительно достойны внимания. Соответственно, изучал он только самые оригинальные, сочинения, первоисточники, ибо они освобождали его от необходимости изучать сотни подобных книг.

Некоторые персонажи называют Рахметова ригористом – человеком, неуклонно следовавшим своим принципам и внутренним установкам. И это действительно так. Будучи аристократом по происхождению, Рахметов не позволял себе жить на широкую ногу: ел, кроме говядины, только самые дешёвые продукты, спал на войлоке. «Не имею права тратить деньги на прихоть, без которой могу обойтись», - заявлял он. Мало того, Рахметов долгое время трудился на тяжелых работах, чтобы на своей шкуре испытать все те невзгоды, трудности и лишения, которые выпадают на долю бедных людей. В этом и заключается суть его аскетизма: он считал, что не может жить отлично от того, как живет простой народ.

Всего себя Рахметов отдавал делу во благо народа: никогда не терял время попусту, изучал соответствующую литературу, даже времени на общение с людьми тратил не больше необходимого. В этом отражается одна из главных черт его характера – рациональность. Порой его рациональность доходила до крайности: однажды он полюбил женщину, однако серьезных отношений с ней не начал – по его словам, это могло ему «связать руки». Он имел в виду, что любовь была бы преградой для его революционной деятельности. Поэтому возлюбленную он покинул; еще несколько месяцев после расставания пытался подавить в себе чувство любви, ходил подавленный и угрюмый. И это только один из случаев его самоограничения и самопожертвования.

Очевидно, что Рахметов – это персонаж, на которого нужно равняться. Непоколебимость воли, твердое следование принципам, разумность, честность – это те качества, которые должен стремиться приобрести каждый из нас.

Вариант 2

Рахметов предстает перед нами в главе «Особенный человек», однако чувствуется, что он был самым главным в произведении.

Мы видим, что герой начал перерождаться будучи юношей. Домочадцы его были крепостными, и поэтому, замечая и испытывая на себе нравы крепостного права, наш персонаж стал думать о правде. От Лопухова и Кирсанова Рахметов отличался, прежде всего, сильной волей и твердым характером, проявляющиеся в процессе подготовительных действий в революционной борьбе. Когда он мечтал о революции, то у него появлялось все больше мыслей о том, как нужно действовать. Он активно стремился к сближению с простыми людьми. Это заметно из его поездок по родным просторам, занятий физическим трудом, ограничения в личной жизни.

В народе Рахметова называли Никитушкой Ломовым, показывая тем самым симпатию к нему. Он считает, что крестьян и рабочих нужно уважать и пробует познать те трудности, которые выносят они на своих плечах. Автор наградил главного героя строгостью к себе и неприметной внешностью. Вера Павловна вначале считает его невеселым человеком, но познакомившись с ним поближе, стала утверждать, что от него веет добротой и нежностью.

Рахметов никогда не отходит от принятых норм поведения. Его подготовка себя к революционной борьбе чувствуется как с моральной, так и физической стороны. Проведя всю ночь на гвоздях, он решил испытать себя, сможет так сделать или нет. Выходец из дворян, герой продает свое наследство, так как не хочет принимать интересы аристократического общества. Обладая огромным мужеством, он отказывается от счастья и любви. Именно такого человека видел Чернышевский предводителя революционеров. Его образ повлиял на последующие поколения людей с новыми и прогрессивными взглядами в России и на Западе.

Мне близок и интересен образ Рахметова, потому что он располагает теми качествами, которых не было у Базарова. Особое восхищение у меня вызывает его независимость, устойчивость и, конечно же, то, что он умел подчинять свою жизнь выбранному идеалу.

Сочинение Рахметов в романе Что делать?

Образ Рахметова является в каком-то смысле по-настоящему уникальным и удивительным. Это была высшая чистая натура, которая воплотила в себе черты эпохи. Чернышевский восторгается характером своего персонажа, он глубоко симпатичен ему. Рахметов наделен невероятными чертами характерами.

По происхождению этот человек был аристократом, его идеи и мысли были демократической направленности. Сам Чернышевский говорит о своем герое, что таких людей осталось совсем немного.

Стоит отметить, что персонаж Чернышевского не сразу был наделен всеми вышеперечисленными чертами. Когда он только приехал в Петербург, он был обыкновенным молодым человеком без особых ярких идей, планов на будущее, мечтаний, но потом у Рахметова происходит знакомство с Кирсановым. Именно он познакомил нашего персонажа с учением социалистов-утопистов. Это учение буквально перевернуло все мировоззрение Рахметова, оно и сделало его человеком особенным. Не последнюю роль сыграло и учение Фейербаха, который также поразил его своими идеями.

Рахметов невероятно быстро осваивает и запоминает то, что ему говорят, он поражает своими способностями Кирсанова. У него пытливый ум, он наблюдателен, Рахметов работает в самых разнообразных сферах, он не чурается любой работы. Бурлаки даже прозвали Рахметова именем волжского богатыря, настолько он был близок к народу.

Он ограничивает себя во многих вещах, нарочно заставляет себя терпеть физические страдания. В тайне Рахметов готовился к революции, у него даже было несколько людей, которые были заинтересованы в революционной деятельности. Ради революции он даже смог отказаться от любимой женщины. Он считал, что его прямой обязанностью является работа и деятельность, а позволить себе связать себя с женщиной он не мог. Его самой главной задачей была борьба за благополучие и счастье народа. И, стоит отметить, это у него получалось очень хорошо. Многие люди черпали силы у Рахметова, восхищались им, он служил для них примером. Ему самому было невероятно интересно исследовать их жизнь, наблюдать, изучать их жизнь.

Пожалуй, в определенный период у нас в стране всегда были люди, которые отличались умом, способностью предвидеть те или иные обстоятельства, прозорливостью. К сожалению, мы не можем сказать, что таких людей много, но к ним нужно прислушиваться, задумываться над каждым словом, быть предельно внимательными.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по произведению Поднятая целина Шолохова

    В данном великолепном произведении рассказывается история, полная человеческого горя, про которое очень трудно рассказывать, так как все ужасы, которые коснулись той эпохи, происходили на самом деле

  • Анализ сказки Андерсена Девочка со спичками

    «Девочка со спичками» - знаменитый святочный рассказ Г.Х.Андерсена. Главная героиня рассказа – маленькая нищая девочка, вынужденная торговать в ночь накануне Нового года спичками. Семья её была крайне бедной

  • Военнослужащий – одна из самых уважаемых профессий в нашей стране. Богатая история показала, что только благодаря отважным воинам России удалось сохранить свою национальную самобытность.

  • Сочинение Как красива осенняя березка 4 класс

    С давних времен береза считается символом красоты и изящества русской природы. Это кудрявое деревце получило свое название из-за белой коры. «Бер» означает «светлый, блестящий». В каждую пору года береза поражает своим убранством

  • Сочинение Любовь в романе Капитанская дочка Пушкина

    Наверное, трудно назвать хотя бы одного писателя, который бы в своем творчестве не обратился к теме любви. Это чувство божественно красиво, оно необходимо каждому человеку. Без него невозможно постичь счастье.

Роман Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?” был написан им в Петропавловской крепости. Он создавался в эпоху подъема революционного движения. Рахметов - один из главных героев этого романа, который предстает перед нами в главе “Особенный человек”.
По происхождению Рахметов - дворянин, является представителем знатной фамилии, в чьем роду были бояре, генерал-аншефы, окольничие. Но привольная и обеспеченная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Уже в шестнадцать лет он уехал из провинции и поступил на естественный факультет университета в Петербурге.
Отступившись от аристократического образа жизни, он становится демократом по взглядам и образу поведения. Рахметов - истинный революционер. Таких людей, как он, не очень много. “Я встретил, - замечает Чернышевский, - до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин)...”.
Таким “особенным человеком” Рахметов стал не сразу. И лишь знакомство его с Лопуховым и Кирсановым, который познакомил его с учением социалистов-утопистов и философией Фейербаха, явилось серьезным толчком к его превращению в “особенного человека”: “Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал, прерывал его слова восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно жить”.
После перехода к революционной деятельности Рахметов с поразительной быстротой начал расширять круг своих занятий. И уже в двадцать два года Рахметов стал “человеком очень замечательно основательной учености”. Понимая то, что сила вождя революции зависит от близости к народу, Рахметов создал себе наилучшие условия для личного изучения жизни трудящихся. Для этого он пешком исходил всю Россию, был пильщиком, дровосеком, камнетесом, вместе с бурлаками тянул баржи по Волге, а также спал на гвоздях и отказывался от хорошей пищи, хотя и мог себе это позволить.
Он ест только говядину для поддержания физической силы. Единственной его слабостью являются сигары. Рахметов успевает за день сделать чрезвычайно много, так как умеет рационально распоряжаться временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на проведение второстепенных дел.
Также он отказывается от любви молодой и очень богатой вдовы, практически от всех жизненных удовольствий. “Я должен подавить в себе любовь, - говорит он любимой женщине, - любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня, - уже связаны. Но развяжу. Я не должен любить... такие люди, как я, не имеют права связывать чью-либо судьбу с своею”.
Всем этим он постепенно подготавливал себя к революционным действиям, осознавая, что ему придется переносить муки, лишения и даже пытки. И он заранее закаляет свою волю, приучает себя выдерживать физические страдания. Рахметов - человек идеи в самом высоком смысле этого слова Мечта о революции для этого человека “особой породы” была руководством к действию и ориентиром всей его личной жизни.
Но образ жизни Рахметова Чернышевский не считает нормой человеческого существования. По его мнению, такие люди нужны только на перевалах истории как личности, вбирающие в себя общенародные потребности и глубоко чувствующие общенародную боль. И в романе к Рахметову возвращается счастье любви после свершения революции. Это происходит в главе “Смена декораций”, где “дама в трауре” сменяет свой наряд на подвенечное платье, а рядом с ней оказывается человек лет тридцати,
В образе Рахметова Чернышевский запечатлел наиболее характерные черты зарождающегося в России 60-х гг. XIX в. типа революционера с непреклонной волей к борьбе, с нравственными идеалами, благородством и бесконечной преданностью простому народу и своей родине. В данном романе была впервые нарисована картина будущего социалистического общества, та великая цель, для достижения которой мужественные рахметовы готовят революцию. Образ Рахметова производил неизгладимое впечатление на читателей и служил образцом для подражания. Мечтой каждого революционера было вести такой же образ жизни, какой вел Рахметов.
И на вопрос “Что делать?” Николай Гаврилович отвечает образом Рахметова Он говорит: “Вот подлинный человек, который особенно нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это и есть единственный для вас путь, который может привести к желанной цели”.
Рахметов является рыцарем без страха и упрека, человеком, который выкован из стали. Нелегок путь, по которому он идет, но он богат всевозможными радостями. И рахметовы до сих пор имеют значение, являются примером поведения и подражания, источником вдохновения. “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней... букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли”.

Рахметов - герой романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

Центральным в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?” является образ Рахметова - “особенного человека”, “высшей натуры”. В его образе слились лучшие черты передовых людей эпохи Чернышевского.

Аристократ по происхождению, он становится демократом по взглядам на жизнь и образу поведения. Рахметов - профессиональный революционер, революционный вождь. Это “рыцарь без страха и упрека”, человек, будто выкованный из чистой стали. Таких людей, как он, немного. “Я встретил, - замечает Чернышевский, - до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин)...”

Не сразу стал Рахметов “особенным человеком”. Он приехал в Петербург обыкновенным порядочным юношей. Сближение с Кирсановым, познакомившим Рахметова с учением социалистов-утопистов и философией Фейербаха, явилось толчком к превращению его в “особенного человека”. “Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал, прерывал его слова восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно жить”. Одаренный необыкновенными способностями, Рахметов, изучив теорию социализма, скоро переходит к революционным действиям, становится революционером, человеком “особой породы”. “Он поважнее всех нас здесь, взятых вместе”, - говорит о нем Кирсанов. Рахметов с поразительной быстротой расширяет круг своих знаний. В двадцать два года “он был уже человеком очень замечательно основательной учености”. Читает Рахметов только “самобытные” сочинения, что, по его мнению, “по каждому предмету капитальных сочинений очень немного; во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что все гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих сочинениях. Надобно читать только их; всякое другое чтение - только напрасная трата времени”. Понимая, что сила вождя - в его близости к народу, Рахметов пристально изучает жизнь трудящихся. Пешком исколесил он всю Россию, был дровосеком, пилыциком, камнетесом, вместе с бурлаками тянул лямку. Для простого человека он - свой, родной человек. Недаром бурлаки прозвали его Никитушкой Ломовым в память легендарного волжского богатыря-бурлака.

Рахметов, готовя себя к революционной деятельности, знает, что ему придется переносить лишения, мучения, быть может, пытки со стороны царских тюремщиков. И он заранее закаляет свою волю и тело, приучает себя переносить физические страдания, отказывается от всякой роскоши. Рахметов отличается редкой работоспособностью. “Он успевал делать страшно мною, потому что и в распоряжении времени положил на себя точно такое же обуздание прихотей, как и в материальных вещах. Ни четверги часа в месяц не пропадало у него на развлечение, отдыха ему не было нужно”. Занятия его разнообразны, и смена их является для Рахметова отдыхом. О тайной революционной работе Рахметова Чернышевский, по вполне понятным причинам, не мог говорить открыто. Он только глухо упоминает о том, что у Рахметова “дел... была бездна, и все дела, не касавшиеся лично до него; личных дел у него не было, это все знали... Он мало бывал дома, все ходил и разъезжал, больше ходил. Но у него...бывали люди... часто по нескольку дней его не бывало дома. Тогда вместо него сидел у него и принимал посетителей один из его приятелей, преданный ему душою и телом и молчаливый, как могила”. Рахметов, зная, что революции нужны преданные и знающие люди, заботится о подготовке революционных кадров: в нескольких университетах учатся его стипендиаты, готовящиеся к подпольной деятельности. Рахметов кажется человеком суровым и угрюмым. Он и сам говорит: “Видишь невеселые вещи, как же тут не будешь мрачным чудовищем”. Но суровость его только внешняя, за ней скрывается нежная и любящая натура. “При всей своей феноменальной грубости, он был, в сущности, очень деликатен”, - замечает Чернышевский. “Какой это нежный и добрый человек”, - думает о нем Вера Павловна. Для того чтобы помочь угнетенным, Рахметов отказывается во имя революционной работы от личного счастья. “Я должен подавить в себе любовь, - говорит он любимой женщине, - любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня, - уже связаны. Но развяжу. Я не должен любить... такие люди, как я, не имеют права связывать чью-либо судьбу с своею”.

Рахметов борется за счастье народа, и эта борьба становится делом всей его жизни. Нелегок путь, по которому идет Рахметов, но богат он счастьем и радостями. Огромно значение Рахметовых для жизни. “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней... букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли”. Для многих поколений революционных борцов образ Рахметова явился примером поведения и подражания, источником вдохновения, в нем они черпали силы и мужество.

Истинный герой своей эпохи, перед которым «преклоняется» Чернышевский, - это Рахметов, революционер с его пламенной любовью ко всему доброму. В начале романа перед нами возникает образ Рахметова и вся невинная, приподнятая атмосфера уважения и признания, которой окружен этот герой. Все это с несомненностью свидетельствуют, что центральная тема романа не в изображении любви и новых семейных отношений «обыкновенных порядочных людей», а в прославлении всей необузданной революционной энергии и подвига обычного человека, Рахметова. С образом Рахметова напрямую связано название романа «Что делать?».

Примечательно, что в «Записках» III отделения, содержащих оценки журналов 60-х годов, это знаменитое место в романе цитировалось по «Современнику» полностью, слово в слово. Анонимный автор «Записок» свидетельствовал о «восторженном» приеме, оказанном читателями роману «Что делать?». Он горько досадовал на то, что последователи Чернышевского, «нигилисты наши составили такую плотную и самовластную корпорацию, что действуют в литературном мире совершенно деспотически».

Никто еще до Чернышевского в русской, да и мировой художественной литературе не сказал таких поэтически проникновенных слов о революционере, о социалисте. В заключительной главе романа «Перемена декораций» высказана уверенность в близости революционного переворота. Всем существом своим опальный автор «Что делать?» ждал революцию в России, приветствовал ее, прославлял ее деятелей.

Чувством большого художника-реалиста и мыслителя Чернышевский понял, что только рельефный образ с наибольшей полнотой выразит сущность русского революционера - тогда еще «экземпляра… редкой породы» - и окажет сильное воспитательное воздействие на читателя. По терминологии автора «Что делать?», он рисовал Рахметовых «забавными».

«В них было много забавного, - писал Чернышевский, - все главное в них и было забавно, все то, почему они были людьми особой породы». Находившийся под судебным следствием Чернышевский вынужден был часто прибегать к эзоповому языку, больше всего на тех страницах, где он писал о Рахметове. Слово «революционер» заменяется здесь понятиями «ригорист», «особенный человек», «высшая натура». Революционная деятельность - «дело», революционные убеждения и взгляды - «оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни». Революционная пропаганда - «огненные речи Рахметова, конечно, не о любви»; царизм, помещичий строй - «обстоятельства», «старый порядок», «то, что должно погибнуть». Социализм - «золотой век», «новый порядок», «то, что должно жить», и т. д.

Тончайшими намеками автор давал понять, что его герой ведет революционную работу. Сообщив о том, что у Рахметова бездна всяких «дел, не касавшихся лично до него», Чернышевский заключает рассказ словами, из которых становится ясно, каким опасным конспиративным занятиям предается его герой: «Но часто по несколько дней его не бывало дома. Тогда, вместо него, сидел у него и принимал посетителей один из его приятелей, преданный ему душой и телом и молчаливый, как могила».

В окружении этих и тому подобных намеков, раскрывающих политическое лицо Рахметова как революционера и социалиста, Чернышевский предельно заостренно, подчеркнуто выделяет главные стороны его характера, необычность жизненной биографии.

Рахметов - потомок древнейшей аристократической фамилии, сын богатого помещика-ультраконсерватора. Протестующие мысли стали бродить в голове юноши еще в доме отца-деспота, причинившего много зла и горя матери, любимой девушке, крепостному люду. В студенческие годы Рахметов сошелся с Кирсановым, и «началось его перерождение в особенного человека».

Уже этой необыкновенной биографией Рахметова (здоровый колос на крошечном клочке гнилого дворянского болота) заявлена могучая покоряющая сила новых революционных идей. При этом писатель не фантазировал, он знал, и знали его читатели, что революционеры - выходцы из дворянской среды - явление в русской истории не исключительное (Радищев, декабристы, многие из петрашевцев, Огарев, Герцен и т.д.).

Фигура Рахметова свидетельствовала, как далеко зашел процесс разложения внутри старого общества, внутри господствующего класса, если честные, здоровые люди отрекаются от него и примыкают к народу и революции. Рахметов закаляет себя физической работой, ведет самый суровый образ жизни, под стать простому народу. Больше того, Рахметов не со стороны наблюдает быт и жизнь народа. Герой Чернышевского сам работает пахарем, плотником, перевозчиком, бурлаком. Рахметов гордится тем, что товарищи по лямке окрестили его Никитушкой Ломовым, славным и дорогим для простонародья именем волжского бурлака-богатыря. Так необычайно выпукло, заостренно представлен в романе демократизм революционера, принесший ему доверие, уважение и любовь простых людей.

Чтобы подчеркнуть глубокую преданность Рахметова революционному делу, Чернышевский сознательно преувеличивает спартанские, аскетические начала в поведении своего героя. Натура кипучая, живая, страстная, Рахметов отказывается от любви, от жизненных удовольствий. «Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, - говорит он, - мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще».

Свою готовность выдержать самые тяжелые испытания, любые страдания, даже пытки во имя революционных убеждений Рахметов проверяет тем, что однажды хладнокровно укладывается на войлок, утыканный гвоздями, и, окровавленный, проводит, таким образом, всю ночь. «Проба. Нужно… - говорит Рахметов, - на всякий случай нужно. Вижу, могу».

Рахметов не только суровый человек, но и неразговорчив, «феноменально груб», «страшно резок», а, в сущности, он деликатный, милый, веселый, нежный и добрый человек. Вредные «обстоятельства» не позволяют ему забыть «свои тоскливые думы, свою жгучую скорбь», и он редко шутит, чаще выглядит «мрачным чудовищем». Честные люди не оскорбляются его резкостью. Они любят его, верят ему. Писатель восхищается своим «забавным» героем.

В роли Рахметова запечатлены наиболее значительные стороны характера зарождавшегося в России типа революционера, с его непреклонной волей к борьбе, высоким нравственным благородством, безграничной преданностью народу и родине. Ожесточенная общественная борьба вокруг «Что делать?», вокруг созданных Чернышевским образов «новых людей», озлобленные нападки врагов на автора этого революционного романа и искренняя благодарность приверженцев, союзников, в свою очередь, отчетливо выявляют политическое существо типа героя - Рахметова.