» »

Общая характеристика мальчиков из рассказа бежин луг. "Бежин луг": характеристика мальчиков. Произведение И.С. Тургенева "Бежин луг"

23.09.2019

1) История создания сборника И.С. Тургенева «Записки охотника».

В 1845 году И.С. Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности. За два года до этого Иван Сергеевич знакомится с известным критиком В.Г. Белинским, который и явился идейным вдохновителем будущего сборника «Записки охотника». Летние месяцы И.С. Тургенев проводил в деревне, где всё свободное время отдавал охоте. Охотники в силу особой странствующей сущности своей профессии отличались от простых крепостных: они были более открытыми, чуткими к красотам природы, сохранили вольный и независимый ум. Встречаясь с разными охотниками из народа, слушая их рассказы, Тургенев постепенно погружался в стихию народной жизни, у писателя начинал формироваться замысел будущего литературного произведения. Так, в 1847 году в журнале «Современник» был опубликован первый рассказ И.С. Тургенева «Хорь и Капиныч», положивший начало сборнику, названному писателем «Записки охотника». Уже при жизни Ивана Сергеевича сборник был очень популярен.

2) Особенности жанра произведения И.С. Тургенева «Бежин луг». Произведение И.С. Тургенева «Бежим луг» является рассказом. Рассказ - небольшое по объему эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека.

3) Характеристика героев рассказа «Бежин луг». Характер героя раскрывается Тургеневым через описания внешности, через отношение к тем историям, которые рассказывают мальчики.

Образ Павлуши. Павлуша - один из пяти мальчиков, с которыми познакомился рассказчик у костра, который жгли ребята. Весь облик мальчика говорит о бедственном положении его семьи: вся его одежда «состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов». Внешне нескладный: «волосы...всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее», Павлуша привлекает своим умным и прямым взглядом, а также силой, звучавшей в голосе. Именно Павлуше доверено наблюдать за варившимся на костре котелком. Значит, это дело привычно для мальчика. Со знанием говорит герой и о рыбе, блеснувшей на реке, и о покатившейся звезде: «...Вишь плеснула, - прибавил он, повернув лицо в направлении реки, - должно быть, щука... А вон звёздочка покатилась». Павел ведет себя по сравнению с другими ребятами наиболее смело. Когда после рассказа Илюши о лесной нечисти все вздрогнули, услышав чей-то шипящий свист, Павел крикнул: «Эх вы, вороны!., чего всполохнулись?» - и перевел сразу разговор на бытовую тему, сказав о том, что картошка сварилась. Хорошо разбирается герой в повадках лесных зверей и птиц: то он слышит крик цапли, то объясняет, что белый голубок отбился от дома и теперь ищет места для ночлега. Вернувшись с реки, Павел говорит о том, что ему показалось, будто его звал водяной. Всего боявшийся Илюша отмечает, что это плохая примета. Но Павел не боится примет, так как верит в судьбу и считает, что «своей судьбы не минуешь». В финале рассказа читатель узнает о трагической гибели мальчика, но не в воде: «он убился, упав с лошади». Именно Павлуша вызывает наибольшие симпатии рассказчика, так как, не испугавшись, «с криком бросился вслед за собаками». В этот момент он был особенно хорош: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночйо, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка...»

Кто является главным героем рассказа? (крестьянские мальчики из соседних деревень, которые стерегли табун)

Как рассказчик попал на Бежин Луг? (он заблудился)

Охарактеризуйте каждого из пяти мальчиков (Федю, Павлушу, Илюшу, Костю, Ваню) по следующему плану (внимательно работайте с текстом художественного произведения):

Возраст;
- внешность, особенности одежды;
- отношение к другим мальчикам;
- рассказываемая история;
- поведение во время какого-либо неожиданного шороха.
- Кто из мальчиков вызывает наибольшие симпатии рассказчика? Почему? (Павлуша, так как наиболее смелый.)
- Кто из мальчиков лучше всех разбирается в народных поверьях? На основании чего вы сделали такой вывод? (Илюша, так как именно он рассказывает наибольшее количество различных историй.)
- Кто из мальчиков ведет себя наиболее покровительственно? Почему? (Федя, так как он старший - ему около четырнадцати лет - и из богатой семьи, поэтому выехал в поле не по нужде, а для забавы.)

4) Образ рассказчика в рассказе.
Рассказчик в тургеневском рассказе - сторонний наблюдатель, охотник, заблудившись, случайно оказавшийся на Бежином Лугу. Образ рассказчика в «Записках охотника» очень нужный и активный, выступает в нескольких обликах. То как охотник, сталкивающийся с интересными лицами, когда вовсе не важна его принадлежность к привилегированному сословию. То он случайный зритель или невольный свидетель встречи, разговора («Свидание», «Контора»). То чувствуется сословная дистанция: он - барин, встречающийся с господами, вспоминает о прежних встречах с лицами, проливающих свет на происходящее («Ермолай и мельничиха»). То рассказчик как бы совершенно растворяется в повествовании («Певцы»). Но он всегда симпатичен, благороден, стоит ближе к крестьянам-праведникам, чем к господам. Он даже берёт сторону угнетённых: уговорил Бирюка помиловать крестьянина, брезгливо относится к Пеночкину и ему подобным. Это, несомненно,- просвещённый «друг человечества» в духе сороковых годов, проповедующий социальное равенство, видящий пороки крепостнической системы, угнетающей униженных и оскорбленных.

5) Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Страстно любивший природу, Тургенев широко пользовался в «Записках охотника» описаниями природы. Тургенев относился к природе, как к стихийной силе, живущей самостоятельной жизнью. Пейзажи Тургенева поразительно конкретны и вместе с тем овеяны переживаниями рассказчика и действующих лиц, они динамичны и тесно связаны с действием. Пейзаж в тургеневском рассказе не только фон, но и через описание природы раскрываются чувства, переживания героев произведения.

Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. Здесь И.С. Тургеневым используются эпитеты: «заря... разливается кротким румянцем», «солнце - не огнистое, не раскаленное», «лиловый... туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце... мирно всплывает», «облака... почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают... как дым», «как бережно несомая свечка, ... вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, гак же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние... над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи. Смена пейзажа передаёт изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются тёмные и чёрные цвета: «тёмным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота». Природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонёк, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель ощущает страх и волнение. Пейзаж в тургеневском рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика.

Как начинает писатель свое произведение? (с описания природы)

О каком времени года идет речь в рассказе? (июль)

Найдите в тексте эпитеты к слову солнце, («не огнистое, не раскаленное... не тускло-багровое... но светлое и приветно-лучезарное»)

Подберите к слову солнце синонимы, используемые писателем в тексте рассказа, («могучее светило», «алое сияние» и др.)

Как постепенно меняется цветовая гамма произведения? Как читатель понимает, что рассказчик заблудился? (Постепенно на смену светлым цветовым эпитетам приходят: «темным и круглым бугром», «места, ...потонувшие во мгле», «над страшной бездной» и др.)

"Бежин луг" И.Тургенев

Рассказы мальчиков -это отражение действительности жизни крестьян.Каждый рассказывает свою историю,но все они говорят о страхах,тревогах,переживаниях простых людей.Суеверия,основанные на безграмотности, показывают уровень деревенской жизни.Люди боятся непонятного,если они не могут объяснить что-либо,то это проделки нечистой силы.Необразованность рождает страхи,истории детей передают отношение взрослых к жизни,тяжёлой и безрадостной.Покойники в рассказах,тема смерти -это актуальная тема,о которой говорят простые люди,многие не выдерживают тягот жизни и уходят добровольно.Тайна жизни и смерти непостижима для ума простого люда,поэтому они пытаются осмыслить непонятное,через рассказы и поверья,невероятные истории.
Илюша, мальчик лет 12-ти,работает с братом на бумажной фабрике,из крестьян,но не бедных,даже новые лапти и рубаха свои имеются.Беловолосый,почти белый мальчик,с вытянутым,подслеповатым лицом.Работа не из лёгких,частенько они остаются ночевать на фабрике,чтобы не терять время на дорогу домой.Рассказ мальчика о домовом,который пугал рабочих на фабрике.Сам он не видел нечисть,рассказывает со слов "очевидцев",но очень красочно и подробно описывает проделки нечистой силы.История с утопленником показывает страхи рабочих перед смертью,барашки на могилах,как попытка осмысления смерти,даже паперть перед церковью,в рассказе Илюши,звучит как предсказание,кто умрёт в следующем году.История о Тришке и солнечном затмении-это крестьянские страхи о конце света.
Костя ,болезненный и худой крестьянский мальчик,лет 10-ти.Маленькие черты лица,похож на белку,с большими,маслянистыми глазами.Он боится рассказов товарищей,трусишка,по словам автора.Его рассказ о встрече русалки с плотником,которая зазывала его к себе.Плотник нашёл дорогу домой,но после этого стал нелюдимым.Как сказку,рассказывает Костя свою историю.Рассказ о гибели Васи и его матери,как народная песня.Деревенские страхи отражены в рассказах мальчика.
Павлуша ,из бедной семьи,даже лаптей нет у него.Неказистый,с некрасивым лицом и темными волосами,в рубахе и "заплатанных "штанов.Ему 12 лет,но он один из всей компании пытается дать объяснения суевериям.Подбадривая товарищей,он пытает им показать,что крик птицы в ночи не проделки нечисти,а всего лишь природа.Не стоит призывать крестную силу,можно и посмотреть происходящее.Он один не боится ночи и её звуков,смело бежит с собаками,набирает воду из реки,не смотря на зов утопленника Васи.Смелость,попытка рационального объяснения многих событий,знание природы,критика суеверий и предрассудков-это отличает Павлушу от всех остальных мальчиков.
Федя самый старший из всех,ему 14 лет и он из богатой крестьянской семьи.Стройный,белокурый,с красивым лицом и рассеянной улыбкой.В ночное он пошёл не из за нужды,а для развлечения,ему не надо работать,у него "даже сапоги свои " есть и добротная,нарядная рубаха.Ему нравятся рассказы о нечистой силе,но самому ему нечего рассказать,в его спокойной,сытой жизни ничего сверхъестественного не происходит,его семью не будоражат слухи и россказни,он ограждён от суеверных страстей своим положением.Немногословностьнасмешливый тон показывает снисходительное отношение к остальным,он подражает отцу,который командует работниками.Федя не хочет уронить достоинство, много не говорит,как это делают взрослые из его окружения,говоря с подчинёнными. немногословны,словно делают одолжение.
Ваня самый маленький из ребят,около 7 лет.Кудрявый,белокурый мальчик,с румянцем на щеках и голубыми глазами,тихий и спокойный,немного картавит.Он спал,когда все делились историями,а проснувшись,увидел небо.Звёзды он сравнил с роящимися пчёлками и тоненьким голоском сообщил это товарищам.
Рассказы детей показывают разницу в их положении,самому бедному некогда "бояться",терять время на страхи,он работает,чтобы получить кусок хлеба, самый богатый и не знает этих страхов,они ему чужды,вызывают лишь интерес,будоража воображение,для него это лишь приключение в его спокойной жизни.А самый маленький ещё далёк от предрассудков,он только начинает познавать удивительный мир и видит его глазами ребёнка,где звёзды-это волшебный пчёлки.

Каждую из этих историй рассказывают и слушают пять очень разных и очень интересных мальчишек из окрестных деревень. Практика многолетнего изучения этого рассказа знала использование всех пяти характеристик мальчиков в рассказе «Бежин луг», но использовался и прием сопоставления характеристик двух главных рассказчиков. Мы также рекомендуем этот путь и используем его для неторопливого и четко расчлененного сочинения о крестьянском мальчике XIX в.- о своем ровеснике. Весь процесс работы над сопоставлением характеристик связан со стремлением понять, как автор создает каждую, какими способами выражает свое отношение к героям, как дает портретное описание и как в это описание включается авторская оценка, каким способом показывает нам на этапе самого первого, внешнего знакомства с героем свое к нему отношение. Иногда оно выражено в словах прямой оценки, иногда - при помощи моментов менее явных, описательных:

О том, что Павлуша понравился автору, сказано напрямик. По более скептическое отношение ко второму рассказчику выражено в манере описания, в общей характеристике лица (незначительно). Логика рассказа о человеке у себя пока только формируется. Мы помним, что и Павлуша и Ильюша рассказывали о светопреставлении. При этом Павлуша рассказывает о том, как все «перетрусились» во время солнечного затмения: и он сам, и все жители деревни, и даже барин, который предупреждал народ об этом событии. Рассказывает он неторопливо и весело. Единственный раз за всю ночь они смеются, слушая этот рассказ, который состоит из нескольких забавных сценок - зарисовок. Рассказ о прошедшем и, как уже выяснилось, напрасном страхе вызывает добродушную усмешку. Голос Васи заставляет задуматься и пугает. Он пытается во всем разобраться сам и думает напряженно, всегда приходя к конкретному решению.

Тут и стряпуха, которая перебила все горшки в печи, и бочар Вавила со жбаном на голове, которого приняли за Тришку, и староста, который в канаву залез, и старостиха, которая в подворотне застряла, и Дорофеич, который вскочил в овес «и давай кричать перепелом»… Смеясь над его рассказом, мы видим и самого рассказчика: его открытую прямоту и честность (он сказал и о том, что сам струсил, и показал, что бояться, оказывается, было нечего), его умение видеть смешное и относиться к нему без издевки. Видим его наблюдательность и способность рассказать обо всем обстоятельно, ярко, занимательно, даже весело.

Иное дело Ильюша - он сам врывается в рассказ Павлуши. Мы слышим легенду о Тришке, которая вызывает в нем страх и восхищение перед таинственной силой «удивительного человека». Он готов стыдить нас за то, что они не знают этого героя легенд: Илыоша свято верит, что настанет время и Тришка «будет соблазнять народ христианский». Его любовь ко всему таинственному, искренняя и самозабвенная вера во всякие чудеса, откровенный испуг перед неведомыми силами рисуют натуру слабую и поэтичную. Так, сопоставление эпизодов также дает возможность7 охарактеризовать - доказательно и уважительно - каждого из этик очень разных мальчуганов. Работу по сопоставлению можно обогатить обращением к лаборатории писателя; напомним, что в набросках к «Бсжину лугу» была такая запись: «Федя красив, смел, Павлуша труслив, Ильюша поэтичен, Костя - глупый и мрачный».

Нас обычно очень удивляет эта запись, и они готовы спорить с самим автором. Но нам важно не только их удивление и настрой на защиту уже сложившихся представлений, а еще одна возможность заглянуть в лабораторию писателя, тот повторный взгляд на каждого из мальчиков, который Читатели вынуждены сделать, услышав, как оценил их автор в предварительном наброске. Как он относится к непонятным, странным происшествиям, которые пугают других мальчиков, к тому, что происходит у костра? Многое, что пугает мальчиков (голос цапли, куличков), его не пугает, потому что он знает, что это такое, и потому не только сам не боится, но и успокаивает товарищей. В непонятном для себя старательно пытается разобраться (так, например, происходит с голосом из бучила). Его желание разобраться очень быстро переходит в действие: припомним, как стремительно помчался он за волками; любознательность и решительность, а не только смелость стоят за каждым из его поступков.

Откуда знал Илыоша то, о чем он рассказывал у костра? Только одна история произошла с ним самим. Обо всем остальном он слышал и запоминал рассказы разных людей. Можно даже припомнить этих людей: псарь Ермила, дедушка Трофимыч, бабка Ульяна. Конечно, они едва ли рассказывали все эти истории двенадцатилетнему мальчику. Он просто с необычайной жадностью ловил любые подобные рассказы и разговоры взрослых.

Он с увлечением и необычайной быстротой подхватывает любой разговор на «странную» тему. В его рассказах мы видим не только чрезвычайно целеустремленную память, но и увлеченность всем этим фантастическим миром, бурную и с детства определенным образом направленную фантазию.

Автор не выражает таких симпатий Ильюше, но и у этого мальчика, как ни странно, находится гораздо больше сторонников, чем предполагает Читатель. Особенно много сочувственных реплик слышишь от девочек: «Он так много помнит», «Такой слабый, а историй знает больше всех…»

Итак, мы строим разговор о мальчиках, в значительной мере опираясь на их беседу у костра. Но мальчики потому и разговорились, что они были под влиянием ночной темноты, полной неразгаданных звуков и готовой направить фантазию человека на поиски самых неожиданных объяснений неведомого. Так, начав анализ рассказа с наиболее интересного и доступного, мы приближаемся к одной из самых важных проблем, которые стоят в этом произведении,- к проблеме отношения человека к природе, к проблеме умения видеть и слышать все, что вокруг тебя, а значит, и умения рассказать обо всем этом.

    Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель XIX в., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность. Его творчество служило делу отмены крепостного права, вдохновляло на борьбу с самодержавием. В произведениях Тургенева...

    Павлуша – один из мальчиков, встреченных охотником у ночного костра. Сначала мы узнали имя героя, потом автор описал внешность мальчика, в немногих репликах и поступках раскрылся характер двенадцатилетнего мужичка. Внешность Павлуши непримечательна:...

  1. Новое!

    Место и значение пейзажа в рассказе. (Описанию природы в рассказе Тургенева отводится много места; природа здесь - одно из действующих лиц, и это отмечено названием рассказа. «Бежин луг» начинается и заканчивается описанием природы, и центральная его...

  2. (1 вариант) В середине XIX века И.С. Тургенев создает свои знаменитые сборники охотничьих рассказов «Записки охотника». В центре сборника – судьба русского крестьянства, так волновавшая передовую интеллигенцию того времени. По-новому взглянул на жизнь...

Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель XIX в., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность. Его творчество служило делу отмены крепостного права, вдохновляло на борьбу с самодержавием.

В произведениях Тургенева поэтически запечатлены картины русской природы, красота подлинных человеческих чувств. Автор умел глубоко и тонко постигать современную жизнь, правдиво и поэтично воспроизводя ее в своих произведениях. Подлинный интерес жизни он видел не в остроте ее внешних проявлений, не в интриге, а в сложном мире человеческой психологии, в конечном счете определяющей истинный драматизм отношений между людьми.

Рассказ «Бежин луг» ввел в русскую литературу проблему изображения детского мира и детской психологии. Появление этого рассказа означало новый поворот и расширение темы русского крестьянского мира. В детских его представителях показана его одаренность, красота и в то же время трагизм положения.

В рассказе «Бежин луг» Тургеневым описаны пятеро героев: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Подробно рассказывая о внешности и особенностях одежды мальчишек, автор показывает разницу их характеров. Федя, мальчик четырнадцати лет, «был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал‑то в поле не по нужде, а так, для забавы». У Павлуши «волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой», но в то же время чувствуется его характер: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Ильюша был совсем другой: «лицо… было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую‑то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно все щурился от огня». Косте было лет десять, «все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что‑то высказать, для чего на языке, – на его языке по крайней мере, – не было слов». Ваня, мальчик лет десяти, «лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из‑под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».

Тургеневская ночь духовно раскрепощает человека, тревожит его воображение бесконечными загадками мироздания: «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь… Бесчисленные золотые звезды, казалось, текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, Вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»

Ночная природа наталкивает детей на красивые сюжеты легенд, предлагает загадки и сама же рассказывает об их возможном разрешении. Объясняя таинственные явления природы, крестьянские дети не могут избавиться от впечатлений окружающего их мира. Природа тревожит своими загадками мысль человека, дает возможность почувствовать относительность любых открытий, разгадок ее тайн. Она смиряет силы человека, показывая свое превосходство.

С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель стремился не только пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой.

Автора всегда привлекали к себе люди, духовно и эмоционально одаренные, честные и искренние. Такие люди живут и на страницах его произведений, и живут, так же как бывает и в действительности, очень непросто, потому что это люди высоких моральных принципов, высокой требовательности к себе и к другим.

Образы мальчиков – героев рассказа – овеяны лирическим настроением грусти и сочувствия. Но заканчивается он жизнеутверждающей, праздничной картиной наступающего утра.

Тургеневские пейзажи представляют воплощение авторского, тургеневского восприятия природы, героев, которые ему близки и выступают в рассказе как бы его представителями.

    • И. С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками. Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Несомненно, пейзаж в рассказе «Бежин луг» играет важную роль. Можно сказать, что весь рассказ пронизан художественными зарисовками, которые определяют состояние […]
    • «Записки охотника» – это книга о русском народе, крепостном крестьянстве. Однако рассказы и очерки Тургенева описывают и многие другие стороны русской жизни того времени. С первых очерков своего «охотничьего» цикла Тургенев прославился как художник, обладающий удивительным даром видеть и рисовать картины природы. Тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Свои мимолетные, случайные «охотничьи» встречи и наблюдения писатель сумел воплотить в типические […]
    • В 1852 году И.С.Тургенев написал повесть «Муму». Главный персонаж повести - Герасим. Он предстает перед нами человеком с доброй отзывчивой душой – простой и понятной. Такие персонажи встречаются в русских народных сказках и отличаются своей силой, рассудительностью и душевностью. Для меня Герасим - это яркий и точный образ русского народа. С первых строк повести я отношусь к этому персонажу с уважением и состраданием, а значит, я с уважением и состраданием отношусь ко всему русскому народу той эпохи. Всматриваясь […]
    • В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных […]
    • Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]
    • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
    • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
    • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души». Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. […]
    • Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет […]
    • Свою статью «Русский человек на rendez vous» Н. Г. Чернышевский начинает с описания впечатления, произведенного на него повестью И. С. Тургенева «Ася». Он говорит, что на фоне преобладающих в то время рассказов делового, изобличительного рода, оставляющих в читателе тяжелое впечатление, эта повесть – единственно хорошая вещь. «Действие – за границей, вдали от всей дурной обстановке нашего домашнего быта. Все лица повести – люди из лучших между нами, очень образованные, чрезвычайно гуманные, проникнутые […]
    • Тургеневские девушки – героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это мечтательные, непосредственные натуры без какой‑либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям. Т. Виныникова Свою повесть И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Вдумаемся в значения имен: Анна – «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново». Почему же автор […]
    • Повесть И. С. Тургенева «Ася» рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, потом, с годами, утративших свою остроту, но обрекших героя на судьбу бобыля. Интересным является тот факт, что автор отказал герою в имени, нет и его портрета. Объяснения этому можно дать разные, но одно несомненно: акцент с внешнего И. С. Тургенев переносит на внутреннее, […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
    • Иван Сергеевич Тургений – известный русский писатель, подаривший русской литературе произведения, которые стали классикой. Повесть «Вешние воды» относится к позднему периоду творчества автора. Мастерство писателя проявляется главным образом в раскрытии психологических переживаний героев, их сомнений и поисков. В основу сюжеты положены отношения русского интеллигента, Дмитрия Санина, и юной красавицы-итальянки, Джеммы Розелли. Раскрывая на протяжении повествования характеры своих героев, Тургенев подводит […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
  • В своем рассказе «Бежин луг», Тургенев повествует о своей случайной встрече с деревенскими мальчиками. Все они - главные герои «Бежина луга», являются крестьянскими детьми, которых писатель описывает в своем произведении с огромной любовью и нежностью. Каждому он дает свою характеристику, описывая внешность героев, имена которых Ваня, Костя, Ильюша, Павлуша, Федор, и их сказки, услышанные у костра. Этот рассказ входит в тургеневский цикл, под общим названием «Записки охотника», и раскрывает богатый внутренний мир детей.

    Характеристика героев «Бежин Луг»

    Главные герои

    Павлуша

    У него неправильные черты лица, но умный и прямой взгляд серых глаз и звучащая в голосе сила, компенсируют неказистую внешность мальчика. Ему лет 14, среди товарищей пользуется авторитетом. Со знанием дела говорит о природных явлениях, не верит в приметы, реалист. Смелый и решительный. Родом из бедной крестьянской семьи, одет в заплатанную одежду. В конце рассказа автор сообщает, что Павлуша разбился насмерть, упав с лошади.

    Федя

    Старше всех в компании, мальчик из обеспеченной семьи, хорошо и богато одет. Поездка в ночное для него не способ заработать, а просто развлечение. Красивый, белокурый мальчик, ощущая свое превосходство над остальными детьми, ведет себя покровительственно. В основном, слушает истории мальчиков. Добрый и ласковый, интересуется о здоровье младшей сестренки Вани, просит передать ей, чтобы приходила в гости. Зная о бедности Ваниной семьи, обещает гостинцы.

    Ильюша

    На вид лет двенадцати, его неприметная внешность выражает чувство постоянной озабоченности. Чистенько и опрятно одет, трудится на бумажной фабрике вместе со своим старшим братом. Ответственный, чувствуется, что знает цену деньгам. Не хвастаясь, но с гордостью говорит о своей принадлежности к рабочему классу. Очень суеверный мальчишка, знает множество народных примет, в которые искренне верит, и поэтому немножко трусоват.

    Костя

    Маленький и тщедушный мальчишка лет десяти, болезненного вида. Из крайне бедной семьи, очень плохо одет. Веснушчатое, заостренное лицо напоминает белочку. Привлекает внимание печальный и задумчивый взгляд больших и блестящих черных глаз. Немного трусливый, но все равно любит ходить в ночное, и слушать страшные побасенки. Добрый и жалостливый мальчик.

    Ваня

    Самый неприметный мальчик из всей компании, маленький, лет семи. Все время лежит под рогожкой, произносит всего несколько слов, из которых понятно, что это добрый и отзывчивый мальчик, которому присущи романтические наклонности. С любовью и нежностью относится к младшей сестренке, отказывается от обещанных гостинцев в ее пользу. У него кудрявые русые волосы, и детское личико с тихими, добрыми глазами, когда говорит, немного картавит.

    Второстепенные персонажи

    Это небольшое описание персонажей рассказа «Бежин луг» герои, обыкновенные деревенские мальчишки которого, дают общее представление о нелегкой крестьянской жизни. Отсутствие образования способствует укреплению веры детей в потусторонние силы, а заботы о куске хлеба приводят к их раннему взрослению. По мнению современников Тургенева, типы русских крестьян составляют новое сословие, достойное их подробного описания в литературе.

    Тест по произведению