» »

Правила венчания. В какие дни нельзя венчаться. Кому нельзя венчаться. Основные правила обряда венчания в православной церкви

17.10.2019

Венчание всегда было окружено многочисленными народными приметами, касаются они и сроков этого процесса. Например, широко распространены такие поверья: «венчаться в мае – всю жизнь маяться», «венчаться в январе – рано овдоветь», многие опасаются жениться вообще и венчаться в частности в году, считая его «несчастливым» и т.п.

Все это относится к категории суеверий, которые не должны влиять на образ мысли христианина вообще и на выбор дня венчания в частности. Точно так же недопустимо при выборе дня венчания ориентироваться на гороскопы, астрологические прогнозы, «благоприятные дни» по лунному календарю. Если же человек верит в такие вещи, возникает сомнение в том, что он христианин, а значит, и участвовать в таинстве венчания ему не следует.

Иногда молодые желают провести в один день и государственную регистрацию брака, и венчание. Возможно, в каком-то конкретном храме пойдут навстречу таким людям, особенно если они – постоянные прихожане, которых священник хорошо знает, но обычно для назначения даты венчания в храмах требуют предъявить свидетельство о заключении брака или паспорта с соответствующим штампом. Следовательно, придется сначала зарегистрироваться в ЗАГСе, а уже потом идти в храм договариваться о венчании.

Не во всякий день разрешается венчание. Обвенчаться нельзя во время многодневного поста. Таких постов в Православной церкви четыре: Великий (7 недель перед Пасхой), Петров (начинается через неделю после праздника Святой Троицы, заканчивается 12 июля), Успенский (14-27 августа) и Рождественский (40 дней перед Рождеством Христовым). Пост – не время для свадебного веселья, для брачного пира. Запрещается в пост и интимная близость между супругами, которая, естественно, имеет место в первую брачную ночь.

Не венчают во время Святок – от Рождества до Крещения, на Пасхальной неделе, включая само Светлое воскресение, на последней неделе перед Великим постом, в дни Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября), а также накануне этих праздников. Венчаться нельзя накануне всех двунадесятых праздников (Сретение, Благовещение и др.), а также накануне престольного праздника того храма, где будет происходить венчание.

На любой неделе нельзя венчаться во вторник, четверг и субботу.

Разумеется, ни один священник не назначит венчание в день, когда совершать его не положено, но молодым полезно знать о таких правилах заранее, чтобы не строить заведомо невыполнимых планов. Отступить от этих правил Церковь может лишь в исключительных случаях – например, для солдата, отправляющегося на войну.

Других ограничений на выбор дня не существует.

Источники:

  • Памятка венчающимся в 2019

Каждая влюбленная пара не только хочет запомнить день своей свадьбы надолго, но и мечтает о том, чтобы брачный союз был крепким и счастливым. Именно поэтому большинство молодоженов относятся к выбору даты бракосочетания очень трепетно и серьезно. Многим выбрать благоприятный день для свадьбы помогают многочисленные народные приметы и суеверия.

Инструкция

Прежде всего, определитесь с месяцем, в котором состоится ваше бракосочетание. Благоприятным для свадьбы считается декабрь – с каждым годом ваша любовь будет становиться крепче. Согласно народным приметам, не рекомендуется в . Брак, состоявшийся в этом месяце, грозит невесте ранним вдовством. Правильным решением будет сыграть . Февральский брак сулит супружеской паре долгие годы в любви, верности и согласии.

Если вы решили зарегистрировать свои отношения в марте, будьте готовы к тому, что жить вам придется раздельно друг от друга. Непостоянство обоих супругов – итог бракосочетания, назначенного на апрель. Выходить замуж в мае, согласно народным приметам, крайне не рекомендуется.

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Многие пары предпочитают не только узаконить свои отношения в ЗАГСе, но и подтвердить их обрядом венчания. Это не только одна из самых красивых православных церемоний, но и очень серьезный шаг. Кто-то может не знать, но венчаться можно не в любое время, есть дни, когда согласно православным традициям этот обряд не проводится. Поэтому давайте разберемся, в какие дни можно венчаться в 2018 году?

Венчание – непростой шаг семейных пар. Бывает, что они делают его через много лет совместной жизни. Но много молодых влюбленных, которые уверенны в своих чувствах, совершают таинственный обряд сразу после бракосочетания.

Тут важно помнить одно : изъявляя желание провести этот ритуал, следует хорошо подумать, быть уверенным в чувствах друг друга. Ведь этот прекрасный божественный союз двух любящих сердец – раз и навсегда. Он будет иметь силу всю жизнь. Даже если одного из пары в будущем настигнет разочарование, то разорвать этот союз нельзя. Ритуалов развенчивания просто не существует.

Если же все уже решено и после состоявшегося бракосочетания молодые решили обвенчаться, а такой порядок и должен быть, стоит полностью взвесить решение и к выбору даты подойти очень грамотно. И тут вам поможет православный календарь венчаний на 2018 год.

Его как раз и создали для желающих обвенчаться. Ведь хорошо известно, что церковь совершает этот обряд не ежедневно. А именно в православном календаре венчаний четко обозначены дни, в которые, согласно церковным канонам, можно проводить обряд, а в какие запрещено.

В какие дни можно венчаться

Церковь таит в себе множество запретов, а потому выбирать знаменательную дату нужно особенно тщательно, обходить все подводные камни и прочие неприятные моменты, чтобы брак был крепким и долгим.

Именно поэтому невесты, даже самые не суеверные, начинают вспоминать о всех, даже незначительных мелочах. Накануне венчания они склонны поддаваться суевериям и внимательно относятся ко всем деталям, ведь по их мнению, их счастье зависит не только от полного взаимопонимания и доверительных отношений, но и от даты проведения венчания.

Большое количество правил и ограничений может ввести любую невесту в отчаяние, однако здесь будет несколько советов, которые помогут определиться с выбором.

Самым подходящим днем для проведения церемонии венчания, считается воскресенье, но так же обряды проводят и в другие дни недели, такие как: среда, пятница и понедельник.

Крепче всего брак становится у тех пар, чье венчание выпадает на первое воскресение после Пасхи. Этот праздник называется Красная горка. Конечно, есть некоторые трудности, ведь данное событие имеет такую же неопределенную дату, как и Пасха, но в 2018 году она выпадает на 15 апреля, что обязательно стоит запомнить тем, кто хочет обвенчаться именно в этот праздник.

Так же, согласно верованиям, второй подходящей датой считается день иконы Казанской Божьей Матери, отмечающийся 4 ноября, а так же другие праздники Богородицы.

Так же стоит помнить и о дне Николая Чудотворца, который тоже считается очень хорошим временем для венчания.

Разумеется, не многие новобрачные сумеют провести свой обряд в такие дни, придется искать дальше, перебирать различные даты, тщательно выверяя их с календарем. Многие делают это, отталкиваясь от существующих ограничений. Довольно просто подобрать подходящее время, методом исключения отбросив те дни, когда венчание находится под запретом.

Благодаря таким нехитрым действиям можно суметь найти наиболее подходящие временные промежутки, в которые любая церковь согласится провести церемонию.

Вы можете посмотреть какие дни подходят вам для венчания в данном календаре:

Когда запрещено

Не стоит забывать о том, что у церкви есть довольно внушительный список дат, в которые церемонию венчания проводить запрещено. Этот запрет, прежде всего, касается длительных постов.

Венчание под запретом так же в дни Сплошных седмиц, которых насчитывается целых пять.

В соответствии церковным правилам, венчания не проводятся в дни больших христианских торжеств. Такие дни необходимо проводить с церковью, не обращая внимания на свои личные, низменные желания, посвящая все свое время молитвам, дабы не умалять важности праздника.

Это связано с тем, что во время церковных празднеств принято усмирять желания плоти, а также проявлять заботу о своем духе.

Для неподготовленного человека покажется, что запретов слишком много, и, следовательно, дней чтобы провести свою церемонию не найти, однако, если тщательно все изучить, то можно подобрать день, который удовлетворит и Вас, а так же будет подходящим для церкви.

Однако для того, чтобы не ошибиться в выборе и не омрачить церемонию, обязательно посоветуйтесь со священником, который точно подскажет Вам правильные даты и поможет с выбором.

Почему могут отказать в венчании?

Церковь оставляет за собой право отказать в проведении церемонии тем парам, чьи личные качества не согласуются с устоями церкви и с общественными нормами. Поэтому пару не обвенчают, если:

  • Они являются священнослужителями;
  • Если оба партнера не крещенные, или хотя бы один из них, то для начала необходимо принять крещение;
  • Они атеисты;
  • Состоят в другом браке;
  • Приняли монашеский обет;
  • Родственники, как кровно, так и духовно;
  • Они исповедуют разные религии;
  • Люди, старше шестидесяти;
  • Несовершеннолетние;
  • Если они повинны в разводе с предыдущим супругом или супругой;
  • Если для одного из них или обоих это четвертый брак.

В очень редких случаях Церковь может отойти от строгих принципов и позволить этим людям обвенчаться, однако, для того, чтобы провести церемонию нужна весомая причина. Последнее слово остается за правящим архиереем, именно он решает, быть такой паре обвенчанными или же нет.

Можно ли венчаться в мае

Согласно венчальному календарю этот месяц прекрасно подходит для венчание, но вот в народе предостерегают от такого шага в этом красивом весеннем месяце.

Поговорка гласит:

Выйдешь в мае замуж или женишься — будешь всю жизнь маяться.

Действительно, для вступления в брак этот весенний месяц подходит наиболее – тепло, красиво. Но, как ни прискорбно, браков в этот период заключается мало.

Откуда это утверждение пришло к нам, сейчас трудно сказать. Известно, например, что в давнем Риме май считали неуместным месяцем для свадеб потому, что на это время припадали тяжелых работы, как говорят, не до празднования.

Может, свою роль сыграли и утверждения астрологов, что в мае наше Светило вплотную приближается к звезде Алголь — духу зла, как в давние времена называли ее арабы. А он, отрицательно воздействуя на сознание человека, вызывает скандальные состояния его, которые разрушают брачные союзы.

Но за окном двадцать первый век и хорошо, что есть молодожены, которые пренебрегают этим поверьем.

Они, не обращая внимания на все предсказания, решаются на женитьбу в этом самом замечательном месяце просыпающейся от зимнего сна природы, с ее чистым, захватывающим дух воздухом, зелеными лужайками, пьянящим запахом облепленных цветом деревьев, сирени, нарциссов, тюльпанов и других ранних цветов.

Поэтому каждая пара, которая решила скрепить свой союз, должна сама решить, верить ли ей всему этому. Можно ли принимать утверждение астрологов за реальность. И выбрать для бракосочетания тот день, который для обоих наиболее приемлем.

Если вступление в брак действительно по любви, то, несмотря ни на какие предубеждения, вам всю жизнь будут сопутствовать взаимоуважение, взаимопонимание и доверие. А узы, которыми свяжете себя, — не тяжелой обязанностью, а счастьем. Венчальный же день станет самым лучшим в вашей жизни!

Обряд венчания является не только красивой и древней традицией, но и ответственным шагом на пути к созданию крепкой и счастливой семьи. Иногда к этому важному шагу, пара приходит спустя годы, только тогда, когда люди окончательно убедились в своих чувствах и намерении прожить вместе всю оставшуюся жизнь.
Существуют определенные дни для проведения венчания в церкви. Самым удачным днем для таинства Венчания считается 1-вое Воскресенье после Пасхи, которое в народе именуется Красной горкой, в 2017 году этот день выпадает на 23-е апреля, а в 2018 году этот день выпадает на 15-е апреля.Для удобства определения даты составлен календарь венчания на 2017 — 2018 год . Из календаря венчания Вы узнаете, в какие дни согласно канонам Русской Православной Церкви можно проводить обряд венчания, а в какие дни нет (календарь в конце статьи), а начнем с того, кому можно и кому нельзя венчаться в Церкви.

Кому можно венчаться в Церкви

1. Основные требования для молодоженов — быть членами Церкви (быть крещеными людьми, носить нательный крестик);
Важное условие для признания действительности церковного бра­ка - единство религии.

2. Иметь в наличии свидетельство из ЗАГСА о государственной регистрации брака. Этот пункт объясняется очень просто – ЗАГС не распишет людей, которые уже находятся в браке и не имеют официального развода. Кроме этого, ЗАГС не распишет людей, которые не способны к браку (умалишенных, больных), людей, которые состоят в близком родстве, людей которые не достигли брачного возраста, насильно принуждаемых к браку. От себя отмечу, наличие свидетельства о регистрации для венчаемых — вынужденная мера. От части это требование навязывается церкви государственными органами. Во времена наших дедов, достаточно много обвенчанных пар были без официальной бумаги, а некоторые пары умудряются обвенчаться без государственного свидетельства и сейчас (например если батюшка Вас очень хорошо знает, а роспись в ЗАГСе Вы планируете после венчания)

Кому нельзя венчаться в Церкви


1. Людям, находящимся в браке более чем 3 раза. В церкви нормой считается первый раз. Второй раз венчают в Церкви неодобрительно и допускают второй брак по снисхождению к человеческим немощам (сам обряд при этом несколько меняется, например не одеваются венцы). Третий раз венчают в исключительных случаях, если причина на то уважительна и человек покаялся. В четвертый раз не повенчают никого – даже вдовство после третьего брака не дает права совершить венчание в четвертый раз. Государственная регистрация в этом случае не имеет подобного ограничения – и может зарегистрировать хоть шестой или седьмой по счету брак;
2. Духовным лицам, т.е. принявшим священный сан. Заключение брака возможно только до посвящения в священный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. У монаха вовсе не может быть жены в силу данных им обетов. Нарушение этого правила — грозит лишением священного сана;
3. Монахам и монахиням после принесения ими обетов также нельзя венчаться в Церкви;
4. Виновным в расторжении предыдущего брака. Например, виновный в измене, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак;
5. Тем, кто не попадает в определенные возрастные границы. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения венчания нужно считать наступление гражданского совершеннолетия (возраст, в котором разрешено заключение брака в ЗАГСе). В церковном брачном праве установлен и верхний предел для вступления в брак: для мужчин - 70 лет, для женщин - 60 лет;
6. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты. Этот вид препятствия стоит рассматривать только в том случае, если родители будущих супругов являются православными христианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия родителей;
Когда получение благословения родителей невозможно по причине их неверия, стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей. Епископ вправе благословить брак и в том случае, если родители не соглашаются на брак детей по незаконным причинам.

Почему не венчают в пост?

Это объясняется тем, что во время поста верующим людям положено посещать богослужения, а не устраивать брачный пир. Раньше браком называли только свадьбу, а само слово «брак» происходит от славянского слова «брашно», в переводе означающее «пир» или «еда». Пост – это время воздержания, в том числе и супружеского. Не положено во время поста посещать увеселительные места – человек должен морально очистится за это время. Если посмотреть на календарь венчания, то в году больше дней, когда не венчают, чем дней, когда венчание разрешено.
На кануне венчания, православные христиане должны придерживаться поста, перед таинством следует также посетить литургию, исповедоваться и причастится.

Пережитки язычества дают о себе знать и по сей день, проявляясь всякими небылицами и всевозможными суевериями. Само слово «суеверие» (образовано от «суе» - напрасно и «вера», буквально переводиться как «напрасное верование») - предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы. Существует, например, суеверия, что случайно упавшее кольцо во время венчания или погасшая венчальная свеча предвещает несчастья: развод или раннюю смерть одного из супругов. Распространено также и суеверие, что тот из молодоженов, кто первым вступит на расстеленный рушник, будет главой семьи.
Распространено суеверие и о том, что нельзя венчаться в мае, а от старшего поколения даже о том, что и в Киеве (не говоря уже о селах или пригородах) часто доводиться слышать «будете потом всю жизнь маяться» и т.д.
Вообще относительно даты свадьбы суеверий очень много. Например, общее количество свадеб в високосный год — заметно падает, и связано это исключительно с суевериями. 2016 год является високосным и многие почему-то считают, что вступать в брак или венчаться в таком году не желательно. Год, который идет после високосного 2017-й считается у нас в народе годом Черной вдовы, а значит опять таки не благополучным для брака. Итак, мы имеем бредовую ситуацию, – в которой целых два года из четырех по непонятным причинам считаются неудачными. Вот, что говорит церковь на эту тему: « «високосный год» является календарным, необходимое для вычисления точных астрономических дат. Поэтому люди, считающие високосный год неудачным для каких-либо дел и начинаний (например — брак), впадают в грех, ибо суеверие как раз и состоит в том, что естественным предметам, приписывается сверхъестественное значение. «Дьявол, стараясь отклонить нас от подвигов добродетели и подавить душевную ревность, научил людей счастье и несчастье приписывать дням» » (Святитель Иоанн Златоуст)
Подобные вымыслы и суеверия не должны волновать верующего человека. А если Вы идете на такой шаг как Венчание – Вы должны быть верующими людьми. К таким случайностям как падение кольца или угасание свечи нужно относиться именно как к случайностям.

Что надо принести с собой на Венчание

Итак, Вы выбрали день и Вам назначили удобное для Вас время. Заранее Вам будет необходимо подготовить:

1. Бутылка красного вина (Кагор);

2. Маленький каравай или хлеб (оставляется в Церкви), не во всех храмах это обязательный пункт;

3. 2 свечи, 5 рушников (венчальный набор);

4. 4 носовых платочка (два — свидетелям держать венцы и два — молодоженам держать свечи);

5. пара икон: Спаситель и Божья Матерь

6. Кольца (как символ вечности брачных уз)

Кольца Вы отдадите священнику или его помощникам, и они будут освещены на престоле. Рушники Вы также отдаете перед венчанием помощникам. Из 5-и рушников – один должен быть большой, его расстелют Вам под ноги при совершении таинства. На один кладется каравай или хлеб, еще два накидывают на иконы, с которыми Вы будете выходить из храма, и последний рушник – будет использован для связывания Ваших рук во время Таинства.

Вы должны понимать, что не в каждом храме можно купить красивые венчальные свечи и рушники для них. Заранее позаботьтесь об этом, их можно приобрести в крупных храмах или в православных магазинах. Сейчас продают уже готовые, укомплектованные венчальные наборы, хотя на самом деле для таинства подойдут и обычные церковные свечи. Вся видимая красота – нужна только для Вас и не влияет на количество «благодати», которую Вы получите. Самое главное во время венчания — Ваша молитва.

Великолепие храмового убранства – росписи на стенах, иконы, профессиональный хор и колокольный звон по завершению — все это нужно для создания праздника, как собственно и свадебный фотограф , который по Вашему желанию все это красиво отснимет. От себя еще добавлю – что на фото или видеосъемку венчания нужно брать благословение, спросив заранее разрешение у батюшки, который будет Вас венчать. Съемку не запрещают, но фотограф-оператор должен быть незаметным во время венчания и не должен мешать никому из присутствующих. Я, к примеру, вовремя съемки венчания не использую вспышки и снимаю только на сверх светосильных объективах и открытых диафрагмах. Заказывая услуги фото на свадьбу — помните что Венчание -это в первую очередь таинство, а не фотосессия — и Ваш фотограф должен быть профессионалом.

Сейчас повсеместно таинство венчания начинается с обручения. Обручение происходит ближе к входу и только после него пара заходит в центр храма. Во время обручения священник дает в руки обручаемым две зажженные свечи — символ радости, тепла и чистоты. После этого он надевает кольца, первое одевает жениху, потом второе — невесте, и трижды (в образ Святой Троицы) меняет кольца на их руках.
После того как молодая пара входит в храм – священник спрашивает по доброй ли воле и желанию совершается брак. Далее произносятся три молитвы, в них испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком. Затем выносятся венцы (которые в народе называют короны, потому как они всегда украшены подобно коронам) — и возлагаются над головами молодых. Венец — это образ венца Царства Небесного, а еще это символ мученичества. Жизнь не бывает безоблачной и простой и для того, что бы прожить ее вместе до конца нужно обладать терпением, сравнимым только с терпением мучеников. В некоторых храмах свидетели не держат венцы над головами, их надевают на головы.

Главный момент венчания происходит, когда священник трижды благословляет молодоженов словами: «Господи Боже наш, Славою и Честью венчай я» Затем выносится чаша с вином (красное вино в ней – символ крови Христа, а сама чаша символ общей житейской чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней). Священник в три приема дает испить из чаши невесте и жениху. Затем он связывает их руки рушником и трижды обводит вокруг столика с иконами, под пение свадебного хора. Круг — символ вечности и неразрывности, ведь таинство совершено навечно. Ход следом за священником – это образ служения Церкви.
Под конец — священник дает молодым поцеловать крест, иконы, а затем вручает им иконы в руки и говорит небольшую проповедь — наставление. После наставление молодые могут поцеловаться, а родные и близкие, которые пришли — подойти и поздравить молодую христианскую семью.

Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей епархии (области), где совершалось венчание, и только в случае измены одного из супругов или по другой серьезной причине (например, смерть одного из супругов). «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»

Календарь венчания на 2017 год (розовым помечены разрешенные дни)

Календарь венчания 2017 и 2018 годов созданы в справочных целях и могут содержать неумышленные неточности, кроме этого календари не учитывает храмовые праздники конкретной церкви (в разных храмах – это разные даты), прежде чем выбирать дату окончательно, обязательно, заранее – посоветуйтесь с Вашим священником!

Календарь венчания на 2018 год (розовым ячейки — разрешенные дни для венчания)

Видео: В какие дни нельзя венчаться.Священник Игорь Сильченков

Видео: Таинство Венчания в Русской Православной Церкви. Пошаговая инструкция

Общие пояснения: В какие дни можно венчаться, а в какие нет

Таинство Венчания не совершается :

Во вторник и четверг — на протяжении всего года;

В субботу — на протяжении всего года;

Накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников;

Во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов;

В Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы;

В дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября;

Также Таинство Венчания не совершается накануне престольных храмовых праздников (в каждом храме свои престольные праздники).

Праздники:

Двунадесятые, не переходящие праздники:

Двунадесятые переходящие праздники для 2017 года:

Двунадесятые переходящие праздники для 2018 года:

Великие церковные праздники:

Церковные многодневные посты в 2017 году:

Церковные многодневные посты в 2018 году:

Сплошные седмицы в 2017 году:

Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 20 февраля по 25 февраля 2017 г;

Сплошные седмицы в 2018 году:

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять:

Мытаря и фарисея – начинается за 2 недели до Великого Поста с 29 января по 3 февраля 2018 г;

Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 12 февраля по 17 февраля 2018 г;

Церковные однодневные посты, дни в которые также не повенчают:

Таинство венчания – это очень важный и ответственный шаг в жизни семьи. Приняв решение обвенчаться и скрепить свой союз перед Богом, супругам необходимо выбрать оптимальную дату для совершения таинства. Православный венчальный календарь на 2019 год поможет им в этом.

Лучшие дни для совершения венчания

Венчание совершается священником в православном храме. К венчанию допускаются исключительно крещенные православные семьи, оформившие свои отношения в ЗАГС.

Существуют особые дни, которые любят выбирать для венчания верующие семейные пары:

  1. Период между Крещением Господнем и Масленицей – с 20 января по 20 февраля;
  2. Лучшим временем для венчания считается «Красная горка» — начиная с воскресенья после Пасхи. Главный церковный праздник всегда выпадает на разные числа, поэтому оптимальный день для венчания также не имеет конкретной даты. В 2018 году он приходится на 23 апреля;
  3. День памяти Николая Чудотворца – 22 мая;
  4. День Изверской иконы Божьей матери - 26 октября;
  5. Дни Казанской иконы Божьей матери – 4 и 21 ноября.


Дни, подходящие для венчания

Для совершения таинства венчания подходят и другие даты в 2019 году. По традиции выбирают воскресенье. По понедельникам, средам и пятницам также проводят церемонию.

При выборе даты необходимо ориентироваться на православный календарь. Венчание не совершается в дни важных церковных праздников и во время постов. Обвенчаться можно в один из следующих дней:

  • 20-23, 25, 27, 29 и 30 января;
  • 1, 3, 13 и 17 февраля;
  • 23, 24, 26, 28 и 30 апреля;
  • 1, 3, 5, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 17, 19-22, 26, 28, 29 и 31 мая;
  • 2 июня
  • 14, 16, 17, 19, 21, 23, 24, 26, 28, 30 и 31 июля;
  • 2, 4, 6, 7, 9, 11 и 30 августа;
  • 1, 3, 4, 6, 8, 13, 15, 17, 18, 22, 24, 25 и 29 сентября;
  • 1, 2, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 16, 18, 20-23, 25, 27, 29, 30 октября;
  • 1, 3, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 20, 22, 24, 26 ноября.

В марте и декабре обвенчаться не получится.


Важные церковные праздники и посты (когда венчание не совершается)

Церковный праздник – это день, когда необходимо прийти в храм для совершения торжественной службы, а не думать о собственных делах. Венчание в такие дни не проводят.

Запрещенными для венчания считаются:

  • 14 января – Обрезание Господне;
  • 16 апреля – Пасха
  • 12 июля – День памяти апостолов Петра и Павла;
  • 7 июля – Рождество Иоанна Предтечи;
  • 11 сентября – день Усекновения головы Иоанна Предтечи;
  • 14 октября – день Покрова Богородицы.

Венчание запрещено и в период не однодневных церковных постов — Рождественского, Великого, Апостольского и Успенского, а также накануне их.

Венчание не совершается по вторникам, четвергам и субботам, а также в престольные праздники (в каждой церкви свои).




Даты, не благоприятные для обряда

Перед Двунадесятыми праздниками не принято совершать церемонию венчания, однако, это не запрещено. По предварительному согласованию со священником, можно обвенчаться в один из таких дней.

Даты Двунадесятых праздников:

  • 7 января – Рождество Христово;
  • 19 января – Богоявление;
  • 15 февраля – Сретение;
  • 7 апреля Благовещение;
  • 9 апреля – Вербное Воскресенье;
  • 25 мая – Вознесение Господне;
  • 4 июля – день Святой Троицы;
  • 19 августа – Преображение Господне;
  • 28 августа – Успение Богородицы;
  • 21 сентября – Рождество Богородицы;
  • 27 сентября – Воздвижение Креста Господня
  • 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы

Венчальный календарь включает в себя не мало дней, благоприятных и разрешенных для совершения таинства венчания. Для того, чтобы знать о существующих запретах, необходимо регулярно посещать церковь, соблюдать православные посты.

А также обязательно посоветоваться с батюшкой – он поможет выбрать подходящую дату для совершения церемонии венчания.


Лунный календарь

Для тех, кто привык ориентироваться в своей жизни на фазы луны, существует лунный календарь. Он не соответствует православному, но подходит для планирования важных событий, среди которых и таинство венчания.

  • Новолуние подходит для различных начинаний. Однако, в эти дни у человека наиболее слабая энергетика, и ему не рекомендуются физические нагрузки;
  • В период растущей луны активность человека возрастает;
  • Полнолуние характеризуется обострением чувств. Такие дни не подходят для принятия важных решений, где нужен расчет и холодный рассудок;
  • Фаза убывающей луны подходит для завершения дел.

Для венчания не подходят дни полнолуний, новолуний, периоды смены фаз Луны, а также периоды солнечного и лунного затмения – 3, 4, 5, 8, 9, 13, 14 и 19 лунные сутки. В то время как 10, 11, 16, 17, 21, 26 и 27 лунные сутки станут лучшими для совершения церемонии и начала нового этапа в жизни семьи.

Посмотреть, как происходит подготовка и совершение таинства венчания, можно посмотреть в видео подборке.