» »

Развал ссср когда случился. Преобразования в России. Начало реализации плана по распаду ссср

22.09.2019

Распад СССР 1991 года стал итогом процесса системной дезинтеграции (разрушения) протекавшего в его общественно-политической сфере, социальной структуре и народном хозяйстве. Как государство он официально прекратил свое существование на основе договора, подписанного 8 декабря лидерами России, Украины и Беларуси, но предшествующие тому события начались еще в январе. Попытаемся восстановить их в хронологическом порядке.

Начало конца великой империи

Первым звеном в цепи событий, породивших политический кризис 1991 года и распад СССР, явились события, начавшиеся в Литве, после того как М.С. Горбачев, являвшийся тогда президентом Советского Союза, потребовал от правительства республики восстановить на ее территории приостановленное ранее действие советской Конституции. Его обращение, направленное 10 января, было подкреплено вводом дополнительного контингента внутренних войск, блокировавших в Вильнюсе ряд важнейших общественных центров.

Через три дня было опубликовано заявление созданного в Литве Комитета национального спасения, в котором его члены выражали поддержку действия республиканских властей. В ответ на это в ночь на 14 января подразделениями десантных войск был занят вильнюсский телецентр.

Первая кровь

Особую остроту события приняли 20 декабря, после того как прибывшие из Москвы подразделения ОМОНа начали захват здания МВД Литвы, и в результате возникшей перестрелки четыре человека погибли и около десяти получили ранения. Эта первая пролитая на вильнюсских улицах кровь послужила детонатором социального взрыва, результатом которого стал распад СССР 1991 года.

Действия центральных властей, пытавшихся силой восстановить контроль над Прибалтикой, привели к самым негативным для них последствиям. Горбачев стал объектом острой критики со стороны представителей как российской, так и региональной демократической оппозиции. Выражая протест против применения военной силы в отношении мирных граждан, в отставку подали Е. Примаков, Л. Абалкин, А. Яковлев и ряд других бывших сподвижников Горбачева.

Ответом литовского правительства на действия Москвы стал референдум о выходе республики из состава СССР, проведенный 9 февраля, в ходе которого, свыше 90 % его участников высказались за независимость. Это можно с полным основанием назвать началом процесса, в результате которого в 1991 году произошел распад СССР.

Попытка реанимировать Союзный договор и триумф Б.Н. Ельцина

Следующим этапом в общей череде событий стал референдум, проведенный в стране 17 марта того же года. На нем 76 % граждан СССР высказались за сохранение Союза в обновленной форме, и введение поста президента России. В связи с этим в апреле 1991 года в президентской резиденции Ново-Огарево начались переговоры глав республик, входивших в состав СССР, о заключении нового Союзного договора. Председательствовал на них М.С. Горбачев.

В соответствии с итогами референдума были проведены и первые в истории России победу на которых одержал Б.Н. Ельцин, уверенно опередив остальных кандидатов, среди которых были такие известные политики, как В.В. Жириновский, Н.И. Рыжков, А.М. Тулеев, В.В. Бакатин и генерал А.М. Макашов.

Поиски компромисса

В 1991 году распаду СССР предшествовал весьма сложный и длительный процесс перераспределения властных полномочий между союзным центром и его республиканскими филиалами. Необходимость его была обусловлена именно учреждением в России президентского поста и избранием на него Б.Н. Ельцина.

Это значительно усложнило составление нового союзного договора, подписание которого было намечено на 22 августа. Заранее было известно, что готовится компромиссный вариант, предусматривающий передачу отдельным субъектам федерации широкого спектра полномочий, и оставляющий за Москвой решение лишь наиболее важных вопросов, таких как оборона, внутренние дела, финансы и ряд других.

Главные инициаторы создания ГКЧП

В этих условиях значительно ускорили распад СССР августовские события 1991 года. В историю страны они вошли как путч ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению), или неудавшаяся попытка совершения государственного переворота. Его инициаторами являлись политики, ранее занимавшие высокие государственные посты, и крайне заинтересованные в сохранении прежнего режима. Среди них были Г.И. Янаев, Б.К. Пуго, Д.Т. Язов, В.А. Крючков и ряд других. Их фото приведено ниже. Комитет был учрежден ими в отсутствии президента СССР - М.С. Горбачева, находившегося в то время на правительственной даче «Форос» в Крыму.

Чрезвычайные меры

Сразу после учреждения ГКЧП было объявлено о принятии его членами ряда экстренных мер, таких как введение на значительной части страны чрезвычайного положения и упразднения всех новообразованных властных структур, создание которых не предусматривалось Конституцией СССР. Кроме того, запрещалась деятельность оппозиционных партий, а также проведение демонстраций и митингов. Кроме того, было объявлено о готовящихся в стране экономических реформах.

Августовский путч 1991 года и распад СССР начались с распоряжения ГКЧП о введении войск в наиболее крупные города страны, среди которых была и Москва. Эта крайняя, и, как показала практика, весьма неразумная мера, была предпринята членами комитета для устрашения народа и придания их заявлению большего веса. Однако добились они как раз противоположного результата.

Бесславный конец путча

Захватив инициативу в свои руки, представители оппозиции организовали в ряде городов страны многотысячные митинги. В Москве их участниками стало более полумиллиона человек. Кроме того, противникам ГКЧП удалось склонить на свою сторону командование Московского гарнизона и тем самым лишить путчистов их главной опоры.

Следующим этапом путча и распада СССР (1991 год) стала поездка членов ГКЧП в Крым, предпринятая ими 21 августа. Потеряв последнюю надежду взять под свой контроль действия оппозиции, руководимой Б.Н. Ельциным, они отправились в «Форос» для переговоров с М.С. Горбачевым, который по их распоряжению был там изолирован от внешнего мира и фактически находился на положении заложника. Однако уже на следующий день все организаторы путча были арестованы и доставлены в столицу. Вслед за ними в Москву вернулся и М.С. Горбачев.

Последние усилия сохранить Союз

Так предотвратили государственный переворот 1991 года. Распад СССР был неизбежен, но еще предпринимались попытки сохранить хотя бы часть прежней империи. С этой целью М.С. Горбачев при составлении проекта нового союзного договора пошел на значительные и не предусмотренные ранее уступки в пользу союзных республик, наделяя их правительства еще большими полномочиями.

Кроме того, он был вынужден официально признать независимость Прибалтики, чем фактически запустил механизм распада СССР. В 1991 году Горбачевым была предпринята также попытка формирования качественно нового демократического союзного правительства. В его состав были приглашены популярные в народе демократы, такие как В.В. Бакатин, Э.А. Шеварднадзе и их сторонники.

Сознавая, что при сложившейся политической обстановке сохранить прежнюю структуру государства невозможно, в сентябре начали подготовку договора о создании нового конфедеративного Союза, в который прежние должны были войти на правах независимых субъектов. Однако работе над этим документом не суждено было завершиться. 1 декабря в Украине состоялся всенародный референдум, и на основании его результатов республика вышла из состава СССР, чем перечеркнула планы Москвы на создание конфедерации.

Беловежское соглашение, положившее начало созданию СНГ

Окончательный распад СССР произошел в 1991 году. Его юридическим обоснованием явился договор, заключенный 8 декабря на правительственной охотничьей даче «Вискули», расположенной в Беловежской пуще, от которой он и получил свое название. На основании документа, подписанного главами Беларуси (С. Шушкевичем), России (Б. Ельциным) и Украины (Л. Кравчуком), было образовано Содружество независимых государств (СНГ), положившее конец существованию СССР. Фото приведено выше.

Вслед за тем к соглашению, заключенному между Россией, Украиной и Беларусью, присоединились еще восемь республик бывшего Советского Союза. под документом поставили свои подписи главы Армении, Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Молдавии, Узбекистана и Туркмении.

Руководители прибалтийских республик с одобрением встретили известие о распаде СССР, но от вступления в СНГ воздержались. Грузия, во главе которой стоял З. Гамсахурдия, последовала их примеру, но вскоре, после того как в результате происшедшего в ней государственного переворота к власти пришел Э.А. Шеварднадзе, также вошла в новообразованное Содружество.

Президент, оставшийся не у дел

Заключение Беловежского соглашения вызвало крайне негативную реакцию со стороны М.С. Горбачева, занимавшего до той поры пост президента СССР, но после августовского путча лишенного реальной власти. Тем не менее историки отмечают, что в происшедших событиях есть значительная доля его личной вины. Недаром Б.Н. Ельцин в одном из интервью говорил, что соглашение, подписанное в Беловежской пуще, не разрушало СССР, а всего лишь констатировало этот давно свершившийся факт.

Поскольку Советский Союз перестал существовать, то была упразднена и должность его президента. В связи с этим 25 декабря оставшийся не у дел Михаил Сергеевич подал заявление об отставке с занимаемого им высокого поста. Рассказывают, что когда он через два дня явился в Кремль забрать свои вещи, то в принадлежавшем ему ранее кабинете уже вовсю хозяйничал новый президент России - Б.Н. Ельцин. Пришлось смириться. Время неумолимо двигалось вперед, открыв очередной этап в жизни страны и сделав достоянием истории распад СССР 1991 года, кратко описанный в этой статье.

Распад СССР - совокупность социально-экономических и общественно-политических процессов, приведших к прекращению существования Советского Союза как государства в 1989-1991 годах.

Предпосылки и предыстория

К лету 1989 года из «революции сверху» «перестройка» превратилась в дело миллионов. Речь стала идти не о совершенствовании социалистической системы, а об её полной смене. По стране прокатилась волна масштабных забастовок. В июле 1989 года бастовали почти все угольные бассейны: Донбасс, Кузбасс, Караганда, Воркута. Шахтёры выдвигали не только экономические, но и политические требования: отмена шестой статьи Конституции, свобода печати, независимые профсоюзы. Правительство во главе с Н. И. Рыжковым удовлетворило большую часть экономических требований (права самостоятельно распоряжаться частью продукции, определять форму хозяйствования или собственности, устанавливать цены). Забастовочное движение стало набирать обороты, была создана Конфедерация труда. Верховный Совет СССР был вынужден ускорить процесс принятия законодательных актов, направленных на обеспечение самостоятельности трудовых коллективов. Был принят закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

За «жарким летом» 1989 года последовал кризис доверия руководству страны. Участники многолюдных митингов открыто критиковали ход «перестройки», нерешительность и непоследовательность властей. Население возмущали пустые прилавки магазинов и рост преступности.

«Бархатные» революции в странах Соцлагеря, приведшие к падению коммунистических режимов, и рост внутренних противоречий внутри самой КПСС заставили руководство партии пересмотреть свою позицию в вопросе многопартийности. Была отменена шестая статьи Конституции СССР, что создало реальную возможность для реорганизации многочисленных неформальных объединений в политические партии. В 1989-1990 годах появились Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, Демократическая партия Н. И. Травкина и Г. К. Каспарова, Крестьянская партия России. Партии, поддерживавшие антикоммунистические взгляды, объединились в рамках движения «Демократическая Россия». «Демороссы» активно участвовали в кампании по выборам народных депутатов России зимой-весной 1990 года. Левые и национал-патриотические силы, в отличие от идейных оппонентов, не смогли консолидироваться и привлечь электорат - демократические лозунги в тогдашних условиях оказались более привлекательны для населения.

Ситуация в союзных республиках

В союзных республиках обострились проблемы межнациональных отношений. В 1988-1991 годах по всему СССР прокатилась волна межэтнических конфликтов: армяно-карабахский в Нагорном Карабахе и Сумгаите (1988) и в Баку (199), между узбеками и турками-месхетинцами в Фергане (1989), грузино-абхазский в Сухуми (1989), грузино-осетинский в Цхинвале (1990). Жертвами погромов и столкновений на национальной почве стали сотни людей, многие, спасаясь от расправ, были вынуждены перебираться в другие части СССР или эмигрировать. К обсуждению национальных проблем партия приступила в сентябре 1989 на очередном пленуме, но конкретные акты, призванные регулировать межнациональные и федеративные отношения, были приняты лишь весной 1990 года. В то время центральная власть уже не была достаточно сильна, чтобы прибегать к решительным мерам в республиках в случае вспыхивания там волнений.

Сепаратистские и националистические силы в союзных республиках стали обвинять центральную власть в безразличии к судьбе нерусских народов, развивали мысль об аннексии и оккупации своих территорий СССР, а до того - Россией. В качестве реакции на это сентябрьский пленум ЦК в 1989 году констатировал, что РСФСР находится в условиях финансовой и экономической дискриминации. Тем не менее, выхода из ситуации руководство страны не предложило. Особенно резкой антисоветской риторики придерживались в прибалтийских республиках: ещё в 1988 году местные власти потребовали «внести ясность» в события 1940 года, связанные с их присоединением к СССР. В конце 1988 - начале 1989 годов в Эстонской, Литовской и Латвийской ССР были приняты законодательные акты, согласно которым местные языки обрели статус государственных. Сессия Верховного Совета Эстонии, кроме того, приняла «Декларацию о суверенитете». Вскоре её примеру последовали Литва и Латвия. 11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы принял акт «О восстановлении независимого государства»: Литовская ССР переименовывалась в Литовскую Республику, действие Конституции Литовской ССР и Конституции СССР на её территории отменялось. 30 марта аналогичный акт был принят в Эстонии, а 4 мая - в Латвии.

Общественно-политическая ситуация. Кризис в КПСС

На этом фоне набирало силу национал-патриотическое движение в самой РСФСР. В его фарватере двигался широкий спектр организаций вплоть до православных монархистов, требующих возрождения самодержавной власти и повышения авторитета Православной церкви («Память» Д. Васильева, «Православно-монархическое согласие» Ю. Соколова). Быстрые темпы пробуждения национальных и религиозных чувств заставили другие политические силы РСФСР взять на вооружение многие национально-патриотические лозунги. Идею российского суверенитета стали поддерживать и демократы, до начала 1990 года выступавшие против суверенизации РСФСР, и даже компартия. 26марта 1990 года Совет министров РСФСР обсудил проект Концепции экономической самостоятельности республики. Дискуссии вокруг вопросов о толковании понятия «суверенитет» носили во многом формальный характер: основным камнем преткновения в диалоге между союзными и российскими политиками была проблема радикального изменения существовавшей социально-экономической и политической системы. Если Горбачёв продолжал утверждать, что цель преобразований - обновление социализма, то Ельцин и его соратники настаивали на либерально-демократическом характере предстоящих реформ.

На фоне возникновения откровенно антисоциалистических и антикоммунистических партий КПСС, формально сохранявшая организационное и идеологическое единство, на деле уже не была сообществом единомышленников. С началом «Перестройки» в 1985 году в КПСС стали развиваться два подхода - ликвидаторский и прагматический. Приверженцы первого считали, что партию нужно не перестраивать, а ликвидировать. Этой точки зрения придерживался и М. С. Горбачёв. Сторонники другого подхода видели в КПСС единственную общесоюзную силу, отстранение которой от власти ввергнет страну в хаос. Поэтому, полагали они, партию необходимо реорганизовать. Апогеем кризиса КПСС стал её последний, XXVIII съезд в июле 1990 года. Многие делегаты критически высказались о работе партийного руководства. Программа партии была заменена программным документом «К гуманному демократическому социализму», а право отдельных лиц и групп выражать свои взгляды в «платформах» возродило фракционность. Партия де-факто раскололась на несколько «платформ»: «демократическая платформа» заняла социал-демократические позиции, «марксистская платформа» выступала за возвращение к классическому марксизму, движение «Коммунистическая инициатива» и общество «Единство - за ленинизм и коммунистические идеалы» объединили партийцев крайне левых взглядов.

Противостояние союзных и республиканских властей

С середины 1990, после принятия в июне 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о российском суверенитете, Россия проводила независимую политику. Республиканские Конституция и законы получили приоритет над союзными. 24 октября 1990 года российские органы власти получили право приостанавливать действие союзных актов, нарушавших суверенитет РСФСР. Все решения органов власти СССР, касающиеся РСФСР, теперь могли вступать в действие только после их ратификации Верховным Советом РСФСР. Союзные власти потеряли контроль над природными богатствами и основными производственными фондами союзных республик, заключать торгово-экономические соглашения с зарубежными партнёрами в связи с импортом товаров из союзных республик. В РСФСР появились своя Торгово-промышленная палата, Главное таможенное управление, Главное управление по туризму, Товарная биржа и другие учреждения. В собственность России перешли расположенные на её территории филиалы советских банков: Госбанка СССР, Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР и других. Российский республиканский банк СССР стал Государственным банком РСФСР. Все собираемые на территории РСФСР налоги теперь шли в республиканский бюджет.

Постепенно происходила переориентация судебных республиканских структур на отдачу приоритета законодательству и интересам РСФСР, Министерство печати и информации ускоряло развитие российского телевидения и печати. В январе 1991 года встал вопрос о собственной армии для РСФСР. В мае того же года республика обзавелась собственным КГБ. В январе 1991 года был создан Совет Федерации РСФСР.

Закон «О собственности в РСФСР», принятый 24 декабря 1990 года, легализовал многообразие форм собственности: теперь имущество могло находиться в частной, государственной и муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» был призван стимулировать активность различных предприятий. Были также приняты законы о приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилищного фонда. Появились предпосылки для привлечения иностранного капитала. В середине 1991 года на территории России было уже девять свободных экономических зон. Значительное внимание уделялось аграрному сектору: были списаны долги с совхозов и колхозов, предприняты попытки начать аграрную реформу посредством поощрения всех форм хозяйствования.

Вместо предлагавшейся союзным руководством постепенной трансформации государства «сверху» власти РФСР стали строить новую федерацию «снизу». В октябре 1990 года РСФСР заключила прямые двусторонние договоры с Украиной и Казахстаном, стала озвучиваться идея «Союза четырёх»: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В январе 1991 года аналогичные договоры Россия подписала с прибалтийскими республиками. Объектом борьбы за влияние между союзными и российскими властями в ту пору стали автономные республики. В конце апреля 1990 года был принят Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», повысивший статус автономий до субъектов федерации и позволивший им передавать полномочия Союзу ССР в обход «своей» союзной республики. Открывшиеся возможности возбудили аппетиты местных национальных элит: до конца 1990 года 14 из 16 российских автономных республик заявили о своём суверенитете, а две оставшиеся и часть автономных областей повысили свой политический статус. Во многих Декларациях содержались требования верховенства республиканского законодательства над российским. Борьба союзных и российских властей за влияние на автономии продолжалась до августа 1991 года.

Несогласованность действий союзного и российского центров власти привела к непредсказуемым последствиям. Осенью 1990 года общественно-политические настроения населения стали более радикальными, что было во многом обусловлено нехваткой продовольственных и других товаров, в том числе табака, что провоцировало «табачные» бунты (только в столице их было зафиксировано более ста). В сентябре страну потряс хлебный кризис. Многие граждане усматривали в этих трудностях искусственный характер, обвиняя власти в целенаправленном саботаже.

7 ноября 1990 года, во время праздничной демонстрации на Красной площади, Горбачёв едва не стал жертвой покушения: в него дважды стреляли, но промахнулись. После этого случая курс Горбачёва заметно «поправел»: президент СССР внёс в Верховный Совет предложения, направленные на укрепление исполнительной власти («8 пунктов Горбачёва»). В начале января 1991 года была введена, по сути дела, форма президентского правления. Тенденция к укреплению союзных структур беспокоила либеральных политиков, которые считали, что Горбачёв попал под влияние «реакционных» кругов. Так, министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе заявил, что «грядёт диктатура», и в знак протеста покинул свой пост.

В Вильнюсе в ночь с 12 на 13 января 1991 года при попытке захвата телевизионного центра произошло столкновение между населением и подразделениями армии и МВД. Дошло до кровопролития: 14 человек погибли, ещё 140 - были ранены. Пять человек погибли в Риге при аналогичных столкновениях. Российские демократические силы отреагировали на случившееся болезненно, усилив критику в адрес союзного руководства и силовых ведомств. 19 февраля 1991 года, выступая по телевидению, Ельцин потребовал отставки Горбачёва, а ещё спустя несколько дней призвал своих сторонников «объявить войну руководству страны». Шаги Ельцина осудили даже многие соратники. Так, 21 февраля 1990 года на сессии Верховного Совета РСФСР шесть членов его Президиума потребовали отставки Ельцина.

В марте 1991 года собрался III внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР. На нём российское руководство должно было отчитаться о проделанной работе, но на фоне ввода союзными властями войск в Москву накануне открытия Съезда это мероприятие превратилось в площадку для осуждения действий Горбачёва. Ельцин и те, кто его поддерживал, максимально использовали свой шанс и обвинили союзное правительство в давлении на Съезд, призвав «прогрессивно мыслящих» членов КПСС в коалицию. Возможность такой коалиции проиллюстрировал демарш А. В. Руцкого, который заявил об образовании фракции «Коммунисты - за демократию» и выразил готовность поддержать Ельцина. Коммунисты на Съезде раскололись. В итоге III Съезд наделил Ельцина дополнительными полномочиями, существенно укрепив его позиции в руководстве РСФСР.

Подготовка нового союзного договора

К весне 1991 года стало очевидным - руководство СССР потеряли контроль над происходящим в стране. Общесоюзные и республиканские власти продолжали бороться за разграничение полномочий между Центром и республиками - каждые в свою пользу. В январе 1991 года Горбачёв, стремясь сохранить СССР, инициировал всесоюзный референдум 17 марта 1991 года. Гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Грузия, Молдавия, Армения, Литва, Латвия и Эстония отказались проводить референдум у себя. Российское руководство также выступило против идеи Горбачёва, раскритиковав саму постановку вопроса в бюллетене. В России был объявлен параллельный референдум об учреждении в республике поста президента.

Всего на общесоюзный референдум пришли 80 % граждан, имеющих право принимать в нём участие. Из них 76,4 % ответили на вопрос референдума положительно, 21,7 % - отрицательно. В РСФСР 71,3 % проголосовавших высказались за сохранение Союза в формулировке, предложенной Горбачёвым, и почти столько же - 70 % - поддержали введение должности президента России. IV Съезд народных депутатов РСФСР, прошедший в мае 1991 года, принял решение о выборах президента в сжатые сроки. Выборы состоялись 12 июня того же года. 57,3 % избирателей отдали свои голоса в пользу кандидатуры Б. Н. Ельцина. За ним шёл Н. И. Рыжков с 16,8 %, а на третьем месте был В. В. Жириновский с 7,8 %. Ельцин стал всенародно избранным президентом России, и это упрочило его авторитет и популярность в народе. Горбачёв, в свою очередь, терял и то, и другое, подвергаясь критике и «справа», и «слева».

По итогам референдума президент СССР предпринял новую попытку возобновить разработку союзного договора. Первый этап переговоров Горбачёва с лидерами союзных республик в резиденции в Ново-Огарёво проходил с 23 апреля по 23 июля 1991 года. Готовность присоединиться к договору выразили лидеры 8 республик из 15. Участники встречи сошлись на том, что договор будет целесообразно подписать в сентябре-октябре на Съезде народных депутатов СССР, но 29-30 июля 1991 года, встретившись в закрытом порядке с Ельциным и казахским лидером Н. А. Назарбаевым, президент СССР предложил подписать проект раньше, 20 августа. В обмен на их согласие Горбачёв принял требования Ельцина об одноканальной системе поступления налогов в бюджеты, а также о кадровых перестановках в союзном руководстве. Эти перестановки должны были коснуться председателя правительства В. С. Павлова, главу КГБ В. А. Крючкова, министра обороны Д. Т. Язова, главу МВД Б. К. Пуго и вице-президента Г. И. Янаева. Все они в июне-июле 1991 года выступали за решительные меры по сохранению СССР.

Августовский путч

4 августа Горбачёв уехал на отдых в Крым. Высшие руководители СССР возражали против планов по подписанию Союзного договора. Не сумев переубедить президента СССР, они решили действовать самостоятельно в его отсутствие. 18 августа в Москве был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), куда вошли Павлов, Крючков, Язов, Пуго, Янаев, а также председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи А. И. Тизяков и первый заместитель председателя Совета обороны СССР О. Д. Бакланов. Утром следующего дня был обнародован указ вице-президента Янаева, в котором говорилось, что Горбачёв по состоянию здоровья не может выполнять свои обязанности, а потому они переходят к Янаеву. Обнародованы были также «Заявление советского руководства», в котором сообщалось, что в отдельных местностях СССР сроком на полгода вводится чрезвычайное положение, и «Обращение к советскому народу», где политика реформ Горбачёва называлась тупиковой. ГКЧП постановило немедленно расформировать властные структуры и формирования, противоречащие Конституции и законам СССР, приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и движений, препятствующих нормализации обстановки, принять меры по охране общественного порядка и установлению контроля над СМИ. В Москву было введено 4 тысячи солдат и офицеров и бронетехника.

Российское руководство оперативно отреагировало на действия ГКЧП, назвав сам комитет «хунтой», а его выступление - «путчем». Под стенами здания Дома Советов РСФСР («Белого дома») на Краснопресненской набережной начали собираться сторонники российских властей. Президент Ельцин подписал ряд указов, которыми переподчинил себе все органы исполнительной власти СССР на территории РСФСР, включая подразделения КГБ, МВД и минобороны.

Противостояние российских властей и ГКЧП не выходило за пределы центра Москвы: в союзных республиках, а также в регионах России местные власти и элиты вели себя сдержанно. В ночь на 21 августа в столице погибли три молодых человека из числа тех, кто пришёл защищать «Белый дом». Кровопролитие окончательно лишило ГКЧП шанса на успех. Российские власти развернули масштабное политическое наступление на противника. Исход кризиса в значительной степени зависел от позиции Горбачёва: к нему в Форос прилетели представители обеих сторон, и он сделал выбор в пользу Ельцина и его соратников. Поздним вечером 21 августа президент СССР вернулся в Москву. Все члены ГКЧП были задержаны.

Демонтаж государственных структур СССР и юридическое оформление его распада

В конце августа начался демонтаж союзных политических и государственных структур. V внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР, работавший со 2 по 6 сентября, принял несколько важных документов. Конституция СССР утратила силу, было объявлено о вступлении государства в переходный период до принятия нового основного закона и выбора новых органов власти. На это время прекратили работу Съезд и Верховный Совет СССР, был создан Госсовет СССР, куда вошли президенты и высшие должностные лица союзных республик.

23 августа 1991 года Б. Н. Ельцин подписал Указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР». В скором времени КПСС была фактически запрещена, а её имущество и счета перешли в собственность России. 25 сентября Горбачёв ушёл с поста генерального секретаря партии и призвал её к самороспуску. Компартии запретили также на Украине, в Молдавии, в Литве, а затем и в других союзных республиках. 25 августа был ликвидирован Совет министров СССР. До конца 1991 года под российскую юрисдикцию перешли органы прокуратуры, Госплан и минфин СССР. В августе-ноябре 1991 года продолжалось реформирование КГБ. К началу декабря большая часть союзных структур подверглась ликвидации или переделу.

24 августа 1991 года Верховный Совет УССР провозгалсил Украину независимым демократическим государством. В тот же день примеру соседки последовала Белоруссия. 27 августа то же самое сделала Молдавия, 30 августа - Азербайджан, 21 августа - Киргизия и Узбекистан. Ещё 24 августа Россия признала независимость Литвы, Латвии и Эстонии, которые, в свою очередь, провозгласили независимость ещё 20-21 августа. Сторонники сохранения Союза верили в перспективу экономического соглашения между странами. 18 октября 1991 года Президент СССР и главы 8 республик (без Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали в Кремле Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Параллельно разрабатывался проект Союзного договора. 14 ноября в итоговом его проекте будущий Союз определялся как «конфедеративное демократическое государство». Переговоры по поводу его создания было решено начать 25 ноября. Но в назначенный день Ельцин предложил вернуться к согласованному тексту, заменив формулировку «конфедеративное демократическое государство» на «конфедерация независимых государств», а также предложил подождать, какое решение примут на референдуме граждане Украины (1 декабря тем предстояло решить, оставаться в Союзе или нет). В результате более 90 % проголосовавших высказалось за независимость Украины. На следующий день, 2 декабря, независимость республики признала Россия.

8 декабря 1991 года председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, президент Украины Л. М. Кравчук и Б. Н. Ельцин подписали в Беловежской пуще «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», в преамбуле которого констатировалось: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование». 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к Беловежским соглашениям об образовании СНГ присоединились ещё восемь республик. 25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил новое название республики - Российская Федерация (Россия). В тот же день в 19 часов 38 минут над Кремлём был спущен красный советский флаг, а на смену ему поднят российский триколор.

В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказалось за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось.

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

· СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990-1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

· СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

· сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции , а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

· советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

· единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями ;

· политический, экономический, идеологический кризис , который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит . Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

Последствия:

· распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;

· коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

· разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР;

· возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).


1. Политическая либерализация привела к росту числа неформальных группировок , с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные, демократические и т. п.). Весной 1988 г. сформировался Демократический блок, в который вошли еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки.

В Верховном Совете сформировалась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали выходить из партии.

Стали образовывать политические партии . Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности .

2. Распад социалистического лагеря («бархатная революция» в Чехословакии (1989), события в Румынии (1989), объединение Германии и исчезновение ГДР (1990), реформы в Венгрии, Польше и Болгарии.)

3. Рост националистического движения, Его причинами были ухудшение экономического положения в национальных регионах, конфликт местных властей с «центром»). Начались столкновения на национальной почве, с 1987 г. национальные движения приобрели организованный характер (движение крымских татар, движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, движение за независимость Прибалтики и пр.)

В то же время был разработан проект нового Союзного договора, значительно расширяющего права республик .

Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов». Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ . Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране .

Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.

Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху. В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

В начале апреля 1990 г. был принят Закон Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР, которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

Но почти одновременно с этим принят Закон О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума . Был открыт легальный путь выхода из Союза.

Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Народного фронта была провозглашена борьба за независимость Украины; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты, принял программу перехода к суверенной Грузии. В Прибалтике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалистических Республик упоминался Союз Советских Суверенных Республик.

Но одновременно были подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавшими суверенитет друг друга независимо от Центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик .

4. В январе 1991 г. проводится денежная реформа , направленная на борьбу с теневой экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. Население выражало недовольство дефицитом продовольствия и необходимых товаров.

Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР.

На март был назначен референдум по вопросу сохранения СССР (противники Союза подвергли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республик). Большинство голосовавших высказались за сохранение СССР.

5. В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализации имущества КПСС. Официальные власти не могли остановить начавшийся процесс.

Референдум 17 марта 1991 г. подтвердил политический раскол общества, кроме того, резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих.

В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б.Н. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах, другие - на федеративных . Предполагалось подписать договор в июле - августе 1991 г.

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия военно-промышленного комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик.

Много вопросов как о международном, так и о внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясными оставались вопросы о союзных налогах и распоряжении природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

6. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) , заявивший о намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР. Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. На улицах столицы появилась бронетехника.

За одиннадцать лет до распада СССР

Утром 20 мая 1980 года Рональд Рейган (Президент США) принял Уильяма Кейси (директор ЦРУ), который представил Рейгану новую информацию о положении дел в СССР, а именно Кейси представил неофициальные секретные материалы о проблемах в экономике СССР. Рейган любил читать подобную информацию по СССР и в своем дневнике 26 марта 1981 года он сделал следующую запись: СССР в очень плохом положении, если мы воздержимся от кредитов, они будут просить помощи у других, потому что в противном случае умрут с голоду. Всю информацию по СССР подбирал лично Кейси, приближая свою давнюю мечту – распад СССР .

26 марта 1981 года У. Кейси прибыл с докладом к Рейгану. Кейси представил новую информацию о положении дел в СССР:
СССР в очень трудном положении, в Польше восстание, СССР застрял в Афганистане, Кубе, Анголе и Вьетнаме. Кейси настаивал на том, что лучшего времени для развала СССР не существует. Рейган согласился и Кейси начал готовить свои предложения по развалу СССР .

Члены рабочей группы руководищие развалом СССР

Рональд Рейган, Уильям Джозеф Кейси, Джордж Буш старший, Каспар Уиллард Уайнбергер

В начале 1982 года Кейси на закрытом совещании в белом доме предложил план по распаду СССР . Для некоторых высших чиновников Рейгановской администрации предложение по распаду СССР стало шоком. Все 70-е годы Запад и Европа приучали себя к мысли, что с СССР надо не воевать, а договариваться. Большинство считало, что иного пути в эпоху ядерного оружия просто нет. План NSDD был направлен в другую сторону. 30 января 1982 года на собрании рабочей группы был принят план Кейси по развертыванию тайных наступательных операций против СССР, под грифом совершенно секретно он получил название «план NSDD» (директива администрации Рейгана в деле стратегии, целей и устремлений США в отношениях с СССР). План NSDD четко формулировал, что следующей целью США является уже не сосуществование с СССР, а изменение советской системы. Вся рабочая группа признала необходимое достижение одной цели – распада СССР!

Суть плана NSDD по развалу СССР сводился к следующему:

  1. Тайная, финансовая, разведывательная и политическая помощь движению «солидарность Польши». Цель: сохранение оппозиции в центре СССР.
  2. Значительная финансовая и военная помощь афганским моджахедам. Цель: распространение войны на территории СССР.
  3. Тайная дипломатия в станах Западной Европы. Цель: ограничить доступ СССР к западным технологиям.
  4. Психологическая и информационная война. Цель: техническая дезинформация и разрушение экономики СССР.
  5. Рост вооружений и поддержание их на высоком технологическом уровне. Цель: подрыв экономики СССР и обострение кризиса ресурсов.
  6. Сотрудничество с Саудовской Аравией для снижения мировых цен на нефть. Цель: резкое снижение поступления твердой валюты в СССР.

Директор ЦРУ У. Кейси понял, что воевать с СССР бесполезно, развалить СССР можно только экономически.

Подготовительный этап по распаду СССР

В начале апреля 1981 года директор ЦРУ У. Кейси отправился на ближний восток и в Европу. Кейси должен был решить 2 проблемы: снижение цен на нефть и усиление сопротивления в Афганистане. Поэтому Кейси посетил Египет (поставщик оружия для афганских моджахедов). Тут Кейси заявил президенту Мохаммеду Анвару ас-Садату (другу ЦРУ), что оружие, которое Египет поставляет афганским моджахедам, – это лом! С ним СССР не победить, и предложил финансовую помощь для того, чтобы начались поставки современного оружия. Однако Садату было не суждено выполнить указания шефа ЦРУ, т.к. через 6 месяцев он был застрелен. Но США все же удалось поставить афганским моджахедам оружие на сумму 8 млрд. долларов!!! Так у моджахедов появились первый ЗРК «Стингер». Это самая крупная тайная операция со времен 2-ой мировой войны.

Далее шеф ЦРУ посетил Саудовскую Аравию. Аналитический отдел ЦРУ подсчитал, что если цены на нефть на мировом рынке упадут всего на 1 доллар, то СССР потеряет от 500 млн. до 1 млрд. долларов в год. Взамен Кейси пообещал шейху защиту от возможных революций, защиту членам семьи, поставки вооружения, гарантировал неприкосновенность личных вкладов в банках США. Шейх согласился с предложением, и добыча нефти в Саудовской Аравии резко подскочила вверх. Так в 1986 году потери СССР от падения цен на нефть составили 13 млрд. долларов. Специалисты уже тогда поняли, что никакого рывка и перестройки Горбачеву не удастся выполнить. Для модернизации требовалось 50 млрд. долларов, их-то и отобрал у СССР план NSDD.
Так же Кейси удалось уговорить шейха в тайном участии Саудовской Аравии в афганской войне и усилении саудовцами афганских моджахедов. На деньги шейха был в свое время рекрутирован скромный владелец строительной фирмы – Усама бен Ладен (террорист № 1 в мире).

После Саудовской Аравии шеф ЦРУ посетил Израиль. Первые пункты уже начали работать, следующий этап по распаду СССР – это информационная и психологическая война, без которого развала СССР могло бы и не быть. По замыслу Кейси израильская разведка моссад должна была сыграть решающую роль. Кейси предложил Израилю воспользоваться американскими спутниками шпионами для получения информации об атомных объектах Ирака, а так же материалы по Сирии. В ответ Израиль открыл для ЦРУ часть своей резидентуры в СССР. Каналы были налажены.

Начало реализации плана по распаду СССР

США решили провести против Польши экономическую диверсию. Одним из авторов данного плана был Збигнев Бжезинский. Смысл этого планы был в том, что западные партнеры поставляли в Польшу предприятия заверив, что в виде оплаты будут брать произведенную на этих предприятиях продукцию, а после запуска предприятия отказывались брать продукцию. Таким образом, сбыт продукции был приторможен, а сумма польского валютного долга полезла вверх. После этой диверсии Польша находилась в больших долгах, в Польше начали вводить карточки на товары (карточки вводились даже на пеленки и средства гигиены). После этого начались забастовки рабочих, поляки хотели кушать. Груз польского кризиса лег на экономику СССР, Польше была оказана финансовая помощь в размере 10 млрд. долларов, однако долг Польши оставался в размере 12 млрд. долларов. Так началась революция в одной из социалистических стран.


Администрация США была уверена, что начавшийся революционный пожар в одной из стран СССР потянет за собой дестабилизацию во всем СССР. Руководство Кремля в свою очередь понимало от куда дует ветер перемен, разведка докладывала, что польские революционеры получают финансовую помощь от стран запада (в подполье издавалось 1.7 тыс. газет и журналов, 10 тыс. книг и брошюр, действовали подпольные типографии), по радио «голос Америки» и «свободная Европа» польские революционеры получали скрытые приказы о том когда и где устраивать забастовки. Москва неоднократно указывала на исходящую опасность из-за границы и начала готовиться к вмешательству. Разведка ЦРУ решила противопоставить Москве следующий козырь: Кейси летит в Рим, где находилась ключевая фигура имеющая влияние на поляков, - это был поляк Кароль Юзеф Войтыла, после интронизации - Иоанн Павел II (предстоятель Римско-католической церкви с 1978 по 2005г.). ЦРУ хорошо помнило, как поляки встречали Иоанна Павла II, когда тот вернулся на родину. Тогда миллионы взволнованных поляков встречали своего соотечественника. После встречи с Кейси он начинает активно поддерживать польское сопротивление и лично встречался с лидером сопротивления Лехом Валенса. Католическая церковь начинает материально поддерживать сопротивление (распределяет гуманитарную помощь, полученную от западных благотворительных фондов), предоставляет убежища для оппозиционеров.

Доклад директора ЦРУ о развале СССР

В феврале 1982 года на совещании в овальном кабинете Белого дома директор ЦРУ вновь отчитывался о проделанной работе. Потеря десятков миллионов долларов, напряженная ситуация в Польше, затянувшаяся война в Афганистане, нестабильность в социалистическом лагере, все это привело к тому, что казна СССР опустела. Так же Кейси рассказал, что СССР пытается пополнить казну за счет сибирского газа поставляемого в Европу, - это проект Уренгой-6. Этот проект должен был дать СССР колоссальные средства. Кроме того Европа была сильно заинтересована в строительстве этого газопровода.

Срыв проекта "Уренгой-6" как одна из причин развала СССР

Из Сибири до границ Чехословакии газопровод должен был прокладывать Советский Союз, но для прокладки требовались импортные трубы. Тут-то администрация США и ввела запрет на поставку нефтяного оборудования в СССР. Но Европа, которая была заинтересована в газе, и которая по договоренности с СССР имела значительную 25 летнюю скидку на газ, тайно (правительство негласно поддерживало контрабандных поставщиков) продолжала поставлять необходимое оборудование для СССР. Администрация США послала в Европу своего человека, который агитировал Европу за американский уголь, природный газ из Северного моря, а также за синтетические виды топлива. Но Европа, чувствуя выгоду от сотрудничества с СССР, продолжала тайно помогать СССР строить газопровод. Тогда Рейган вновь поручил ЦРУ заняться этой проблемой. В 1982 году ЦРУ разработало операцию, согласно которой в СССР через длинную цепочку посредников поставлялось газовое оборудование, в программное обеспечение которого умышленно вносились ошибки. Эти ошибки были задействованы после монтажа, что привело к большим взрывам на транспортных магистралях. В результате этих диверсий "Уренгой-6" так и не был достроен, а СССР вновь понес убытки в размере 1 трлн. долларов. Это стало одной из причин банкротства и распада СССР.

Еще одна тайная операция по развалу СССР

Рейган 23 марта 1983 года предложил развернуть систему, которая должна была уничтожать вражеские ядерные ракеты в космосе. Стратегическая оборонная инициатива (СОИ) или «звездные войны» суть программы сводилась к созданию широкомасштабной системы противоракетной обороны с элементами космического базирования. Согласно этой программы США должны были вывести на геостационарные орбиты спутники с лазерным оружием, которые постоянно находились бы над местом базирования ядерных ракет и в момент их пуска могли бы их сбивать. Администрация США с помощью этой программы запугивала СССР и продолжала истощать экономику СССР. США внушало, что в один прекрасный день все советские ракеты станут грудой ненужного металла. Советские ученые начали изучать СОИ и пришли к выводу, что для работы лазерного оружия нужна была мощная энергетическая накачка, и для того чтобы поразить летящую ракету диаметр лазерного луча должен быть с булавочную головку, а по подсчету ученых диаметр лазерного луча у ракеты превращался в световой круг диаметром 100 кв. метров. Ученые доказывали, что СОИ это блеф! Но в Советском Союзе продолжали уделять СОИ слишком много сил и времени, а США в переговорах по ПРО с СССР выступали с позиции силы.

Горбачев так же пытался хоть как-то поднять экономику СССР, он рассчитывал на высокие цены на нефть, но цены на нефть упали с 35 до 10 долларов за баррель. Вместо улучшения советские граждане почувствовали ухудшение, полки магазинов стали пустыми, а вскоре, как и во время второй мировой войны появились карточки. Распад СССР вошел в свою заключительную стадию .

Дата распада СССР

Дата распада СССР 26 декабря 1991 года. В результате развала СССР территория России уменьшилась по сравнению с территорией СССР на 24 %, а население уменьшилось на 49 %. Распались единые вооруженные силы и единая валюта, резко обострились межнациональные конфликты.

На сегодняшнем этапе развития Российской Федерации и соседних государств, которые являются приемниками бывшего СССР, существует очень много политических, экономических и культурных проблем. Решение их невозможно без основательного анализа событий, связанных с процессом распада Союза Советских Социалистических Республик. Данная статья содержит четкую и структурированную информацию о развале СССР, а также анализ событий и личностей, напрямую связанных с этим процессом.

Краткая предыстория

Годы СССР - это история побед и поражений, экономического взлета и падения. Известно, что Советский Союз как государство образовался в 1922 году. После этого в результате многих политических и военных событий его территория увеличивалась. Народы и республики, входящие в состав СССР, имели право добровольного выхода из него. Неоднократно идеология страны подчеркивала тот факт, что советское государство - это семья дружественных народов.

Касательно руководства такой огромной страны не трудно предугадать, что оно было централизовано. Главным органом государственного управления была партия КПСС. А лидеры республиканских правительств назначались центральным Московским руководством. Основным законодательным актом, регулировавшим правовое положение дел в стране, была Конституция СССР.

Причины развала СССР

Множество могущественных держав переживают сложные времена в своем развитии. Говоря о распаде СССР, следует отметить, что 1991 год в истории нашего государства был очень сложным и противоречивым. Что же этому поспособствовало? Причин, которые обуславливали развал СССР, можно выделить огромное количество. Попробуем остановиться на главных из них:

  • авторитарность власти и общества в государстве, преследование инакомыслящих;
  • националистические тенденции в союзных республиках, наличие в стране межнациональных конфликтов;
  • одна государственная идеология, цензура, запрет на любую политическую альтернативу;
  • экономический кризис советской системы производства (экстенсивный способ);
  • международное падение цены на нефть;
  • ряд неудачных попыток реформирования советского строя;
  • колоссальная централизация органов государственной власти;
  • военная неудача в Афганистане (1989 год).

Это, конечно, далеко не все причины развала СССР, но их по праву можно считать основополагающими.

Распад СССР: общий ход событий

С назначением на пост Генерального секретаря КПСС Михаила Сергеевича Горбачева в 1985 году началась политика перестройки, которая была связана с резкой критикой предыдущего государственного строя, оглашения архивных документов КГБ и либерализацией общественной жизни. Но положение дел в стране не только не изменилось, но и ухудшилось. Народ стал более активным политически, началось формирование множества организаций и движений, подчас националистических и радикальных. М. С. Горбачев, президент СССР, неоднократно вступал в конфликт с будущим руководителем страны Б. Ельциным по поводу выхода РСФСР из состава Союза.

Общегосударственный кризис

Развал СССР происходил постепенно во всех отраслях общества. Кризис наступил как экономический, так и внешнеполитический, и даже демографический. Об этом в 1989 году было официально объявлено.

В год развала СССР стала явной извечная проблема советского общества - товарный дефицит. С магазинных полок пропадают продукты даже первой необходимости.

Мягкость во внешнеполитическом курсе страны оборачивается падением лояльных к СССР режимов Чехословакии, Польши, Румынии. Там образовываются новые национальные государства.

На территории самой страны также было довольно неспокойно. Начинаются массовые демонстрации в союзных республиках (демонстрация в Алма-Ате, Карабахский конфликт, волнения в Ферганской долине).

В Москве и Ленинграде также происходят митинги. Кризис в стране играет на руку радикальным демократам, которых возглавляет Борис Ельцин. Они приобретают популярность у недовольных масс.

Парад суверенитетов

В начале февраля 1990 года Центральный Комитет партии заявил об аннулировании своего господства во власти. В РСФСР и союзных республиках прошли демократические выборы, на которых победили радикальные политические силы в виде либералов и националистов.

В 1990 и начале 1991 года по всему Советскому Союзу прокатилась волна выступлений, которую потом историки назвали «парад суверенитетов». Многие из союзных республик в указанный период приняли Декларации о суверенитете, что означало верховенство республиканского права над общесоюзным.

Первая территория, которая осмелилась покинуть СССР - Нахичеванская Республика. Случилось это еще в январе 1990 года. За ней последовали: Латвия, Эстония, Молдавия, Литва и Армения. Со временем все союзные государства издадут Декларации о своей независимости (после путча ГКЧП), и СССР окончательно рухнет.

Последний президент СССР

Центральную роль в процессе крушения Советского Союза сыграл последний президент этого государства - М. С. Горбачев. Развал СССР происходил на фоне отчаянной деятельности Михаила Сергеевича по реформированию советского общества и строя.

М. С. Горбачев был родом из Ставропольского края (с. Привольное). Родился государственный деятель в 1931 году в самой простой семье. После окончания средней школы продолжил обучение на юридическом факультете МГУ, где возглавлял комсомольскую организацию. Там же он познакомился со своей будущей женой - Раисой Титаренко.

В студенческие годы Горбачев занимался активной политической деятельностью, вступил в ряды КПСС и уже в 1955 году занял должность секретаря Ставропольского комсомола. Горбачев продвигался по карьерной лестнице государственного служащего стремительно и уверенно.

Приход к власти

Михаил Сергеевич пришел к власти в 1985 году, после так называемой «эпохи смертей генсеков» (за три года умерло три руководителя СССР). Следует отметить, что титул «Президент СССР» (был введен в 1990 году) носил только Горбачев, все предыдущие руководители именовались Генеральными секретарями. Правление Михаила Сергеевича характеризовалось основательными политическими реформами, которые часто были не особо продуманы и радикальны.

Попытки реформ

К таким общественно-политическим преобразованиям можно отнести: сухой закон, внедрение хозрасчета, обмен денег, политику гласности, ускорение.

В большинстве своем общество не оценило реформы и относилось к ним отрицательно. Да и пользы государству от таких радикальных действий было мало.

Во внешнеполитическом курсе М. С. Горбачев придерживался так называемой «политики нового мышления», которая способствовала разрядке международных отношений и прекращению «гонки вооружений». За такую позицию Горбачев получил Нобелевскую премию мира. Но СССР на тот момент находился в ужасном положении.

Августовский путч

Разумеется, попытки реформировать советское общество, а в конце концов и полностью развалить СССР многими не поддерживались. Некоторые сторонники советской власти объединились и решились выступить против тех деструктивных процессов, которые происходили в Союзе.

Путч ГКЧП представлял собой политическое выступление, которое происходило в августе 1991 года. Его цель - реставрации СССР. Путч 1991 года был расценен официальной властью как попытка государственного переворота.

События происходили в Москве с 19 по 21 августа 1991 года. Среди множества уличных столкновений основным ярким событием, которое в конечном счете и привело СССР к развалу, было решение о создании Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП). Это был новый орган, сформированный должностными лицами государства, который возглавил вице-президент СССР Геннадий Янаев.

Основные причины путча

Основной причиной августовского путча можно считать недовольство политикой Горбачева. Перестройка не приносила ожидаемых результатов, кризис углублялся, росла безработица и преступность.

Последней каплей для будущих путчистов и консерваторов стало желание Президента преобразовать СССР в Союз Суверенных Государств. После отъезда М. С. Горбачева из Москвы недовольные не упустили возможности вооруженного восстания. Но удержать власть заговорщикам не удалось, путч был подавлен.

Значение путча ГКЧП

Путч 1991 года запустил необратимый процесс по распаду СССР, который и так находился в состоянии непрерывной экономической и политической нестабильности. Несмотря на желание путчистов сохранить государство, они сами поспособствовали его развалу. После этого события Горбачев подал в отставку, структура КПСС распалась, а республики СССР начали постепенно провозглашать свою независимость. Советский Союз сменило новое государство - Российская Федерация. А 1991 год многими понимается как год развала СССР.

Беловежские соглашения

Беловежские соглашения 1991 года были подписаны 8 декабря. Свои подписи под ними поставили должностные лица трех государств - России, Украины и Белоруссии. Соглашения представляли собой документ, который законодательно закреплял развал СССР и образование новой организации взаимопомощи и сотрудничества - Содружества Независимых Государств (СНГ).

Как уже упоминалось ранее, путч ГКЧП только ослабил органы центральной власти и тем самым сопутствовал распаду СССР. В некоторых республиках начали назревать сепаратистские тенденции, которые активно пропагандировались в региональных СМИ. Как пример можно рассмотреть Украину. В стране на общенародном референдуме 1 декабря 1991 года за независимость Украины проголосовало практически 90 % граждан, а президентом страны был избран Л. Кравчук.

В начале декабря лидер выступил с заявлением о том, что Украина отказывается от договора 1922 г. о создании СССР. 1991 год, таким образом, для украинцев стал отправной точкой на пути к собственной государственности.

Украинский референдум послужил своеобразным сигналом для президента Б. Ельцина, который стал более настойчиво укреплять свою власть в России.

Создание СНГ и окончательное разрушение СССР

В свою очередь, в Белоруссии был избран новый председатель Верховного Совета С. Шушкевич. Именно он пригласил лидеров соседних государств Кравчука и Ельцина в Беловежскую пущу для обсуждения сложившийся ситуации и координирования последующих действий. После незначительных дискуссий между делегатами судьба СССР решилась окончательно. Договор о создании Советского Союза от 31 декабря 1922 года был денонсирован, а вместо него был подготовлен план Содружества Независимых Государств. После этого процесса возникло много споров, поскольку договор о создании СССР был подкреплен Конституцией от 1924 года.

Однако следует отметить, что Беловежские соглашения 1991 года принимались не волей трех политиков, а по желанию народов бывших советских республик. Уже через два дня после подписания соглашения Верховные Советы Белоруссии и Украины приняли акт о денонсации союзного договора и ратифицировали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В России 12 декабря 1991 года прошла такая же процедура. За ратификацию Беловежских соглашений проголосовали не только радикально настроенные либералы и демократы, но и коммунисты.

Уже 25 декабря президент СССР М. С. Горбачев сложил полномочия. Так, сравнительно просто, разрушили государственный строй, который просуществовал годы. СССР хоть и был государством авторитарным, но позитивные стороны в его истории, безусловно, были. Среди них можно выделить социальное обеспечение граждан, наличие четких государственных планов в экономике и превосходную военную мощь. Многие люди и по сегодняшний день с ностальгией вспоминают жизнь в Советском Союзе.