» »

Сцены уличной жизни. Образ города в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание Сцены уличной жизни преступление и наказание цитаты

03.11.2019

Впервые мы встречаемся с полным Петербургом на улицах беднейших кварталов,на одной из которых «посчастливилось» жить Раскольникову.Городской пейзаж безотраден и сумрачен.“Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу” сдавливают еще не убитую,но уже угасающую человеческую душу Родиона Романовича железным кольцом безысходности. Я-дитя века» История создания романа. Презентация. В русской литературе второй половины XIX века роман стал ведущей формой изображения дей­ствительности. Наряду с Толстым, Достоевский-ро­манист занял в ней одно из самых главных мест. Достоевский «перепахал» сложившиеся в литературе рационалистические, основанные на за­дан­ных рецептах улучшения мира представления о человеке.

Петербург достоевского. сцены уличной жизни

Внимание

В 4-й главе четвертой части мы видим жилище Сони в старом зеленого цвета доме Капернаумова (случайно ли библейское созвучие?).



Безобразно перерезывающая комнату стена с тремя окнами выходила на канаву.

Уродливость и убогость, бросающаяся в глаза, парадоксально усиливает эмоциональную характеристику героини, обладающей редким внутренним богатством.

Третья глава шестой части романа представляет сцену исповеди Свидригайлова Раскольникову в трактире, недалеко от Сенной.

Сцены уличной жизни в романе достоевского «преступление и

Действительность, которая окружает его в этомместе, все люди здесь могут оставить только отвратительныевпечатления («..аккомпанировал … девушке, лет пятнадцати, одетойкак барышня, в кринолине, в мантильке, в перчатках и всоломенной шляпке с огненного цвета пером; все это было староеи истасканное»). В эпизоде автор не раз подмечает многолюдность(«большая группа женщин толпилась у входа, иныесидели на ступеньках, другие на тротуарах..»),собравшись вместе, в толпу, люди забывают о горе,своем бедственном положении и рады поглазеть напроисходящее. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимаетсяодиночество героя.
Мир петербургской жизни – мирнепонимания, равнодушия людей друг к другу.8.
Часть 2 гл.6 (сцена на … мосту) В этой сцене мы наблюдаем, как мещанка сбрасывается с моста, на которомстоит Раскольников.

Сцены уличной жизни

Эта встреча для героя стала знаменательной во многих отношениях.

Прежде всего тем, что судьба Мармеладова вызвала в душе Раскольникова сострадание.
Проводив пьяного Мармеладова домой, Раскольников «неприметно положил на окошко» деньги, в которых сам нуждался.
Потом он также неосознанно будет продолжать помогать семье Мармеладова, а также другим нуждающимся в помощи, отдавая последнее.
В следующей уличной сцене Раскольников помогает пьяной девочке, пытаясь защитить её от развратного господина, делает это он также неосознанно.
Один из самых значительных, символических эпизодов в романе – это первый сон Раскольникова.

Страшный сон, приснившийся ему накануне задуманного им убийства.

В этом сне Миколка жестоко убивает свою лошадь на глазах у маленького Родиона и многочисленной толпы.

Раскольников пытается защитить лошадь, он бунтует, бросается с кулачками на Миколку.

Post navigation

Преступлении и наказании «Герои «Преступления и наказания»» — Конкурс капитанов.

Внимательно прочти текст! О ком он?. Преступление и наказание.
Алёна Ивановна. Катерина Ивановна. О ком эти фразы? Как вы их понимаете?.
Мармеладов. Лужин Пётр Петрович. Пульхерия Александровна Раскольникова.

Предложенные позиции. Лизавета. «Домашняя проба пера».

Эпиграф урока. Софья Мармеладова. «Достоевский Преступление и наказание» — Я себя убил?”.

Какова ваша позиция? УРОК №4 Тема: Антигуманный смысл теории главного героя. Петербург Достоевского. В чем усматривает Достоевский причины злодеяний изображенных в романе? „Разве я старушонку убил? Что общего в высказываниях писателей? Какую связь с романом Достоевского вы видите в картине В.Перова «Утопленница» ? «Достоевский и Раскольников» — Идеи Раскольникова.
И творческая, и личная жизнь Федора Михайловича не была простой.

Он уже предчувствует развязку и желает ее, но еще притворяется перед самим собой и играет с другими, рискованно приоткрывая завесу своей тайны.

Эта же глава заканчивается дикой сценой: пьяная женщина бросается с моста в реку на глазах Раскольникова.

И уже заговорщиком и провокатором становится здесь для героя Петербург.

Достоевского кратко критики характеризуют как бесподобного мастера устраивать судьбоносные «случайности». И действительно, как тонко удается писателю сделать акцент на изменении в настроении и ходе мыслей героя, случайно столкнувшегося с этой женщиной, встретившегося глазами с ее воспаленным взглядом! Город-губитель Идея города-соучастника в преступлении и губителя вновь возникает в 5-й главе пятой части, где автор рисует сцену сумасшествия Катерины Ивановны.

Сопоставьте сцены уличной жизни в романе преступление и наказание

События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского - город, в котором невозможно жить: он нечеловеческий. Это город «уличных девочек», «трактирных постоянных посетителей», которые ищут в вине минутное забвение от скуки.

Петербург в романе Достоевского Преступление и наказание Тема “маленького человека” снова звучит с небывалой силой.Но Достоевский идет в своих размышлениях еще дальше.

Он с философской точки зрения не только углубляется в душу и разум подобного героя,но и пытается найти причину всего этого.

Верно, на мой взгляд, замечание Свидригайлова о городе: «народ пьянствует, молодёжь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грёзах, уродуется в теориях…Так и пахнул на меня этот город с первых часов знакомым запахом».

Как бы вторит ему Пульхерия Александровна: «…здесь и на улицах, как в комнатах без форточек душно.

Господи, что за город!» Несправедливо устроенный мир вызывает в душе Раскольникова бунт,.

Он пытается защитить слабых и обездоленных, и в то же время встать над этим миром, позволить себе полную свободу от совести, оправдывая себя тем, что сам мир преступен.

Сопоставьте сцены уличной жизни в романе преступление и наказание часть

Это детали, укрепляющие героя в его зловещей решимости проверить свою теорию.

Каморка Раскольникова, описанная в 3-й главе первой части романа, напоминает не то шкаф, не то гроб.

Однажды Достоевский упоминает о ее сходстве с морской каютой.

Все это красноречиво свидетельствует о внутреннем состоянии Раскольникова, стиснутого бедностью, неудовлетворенной гордостью и своей чудовищной теорией, которая отнимает у него равновесие и покой. Во 2-й главе первой части и 7-й главе второй автор представляет «проходную комнату» Мармеладовых, где жизнь обнищавшего до крайней степени семейства постоянно предстает перед глазами любопытствующей публики, и нечего и говорить об уединении и покое.

Чужие взгляды, взрывы хохота, густые волны табачного дыма – атмосфера, в которой проходит жизнь и настигает смерть супругов Мармеладовых.

Составьте сцены уличной жизни в романе преступление и наказание

Переходя к художественному построению текста и художественнымсредствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрастеобразов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: ударпротивопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и еедочери, реакция Раскольникова(«злобно заскрежетал и защелкалзубами») противопоставлена реакции окружающих («кругомраздавался смех»), причем словесная деталь «разумеется»указывает на привычное отношение петербургской публики к»униженным и оскорбленным» — над слабыми царят насилие ииздевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой какнельзя лучше подчеркивается фразой «настоящий собирательгрошей на улице».Художественные средства направлены на усиление чувстваодиночества Раскольникова и на отображение двойственностиПетербурга.6.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» О Петербург, проклятый Петербург Здесь, право, нельзя иметь души! Здешняя жизнь давит меня и душит! В.А. Жуковский Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено–бледный, Сказка, холод и гранит… А.С. Пушкин В ряду классиков мировой литературы Достоевский заслуженно носит звание мастера в раскрытии тайн человеческой души и создателя искусства мысли. Роман «Преступление и наказание» открывает новый, высший этап творчества Достоевского. Здесь он впервые выступил как создатель принципиально нового романа в мировой литературе, который получил название полифонического (многоголосого). Интерьеры Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье. Каморка Раскольникова, «проходной угол» Мармеладова, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов,- это темные, сырые «гробы». В романе преобладает желтый цвет. Этот цвет выбран не случайно. В романе мы находим комнату старухи- процентщицы с желтыми обоями, мебель из желтого дерева, бледно –желтое лицо героя, желтое лицо у Мармеладова, на Петровском острове – ярко – желтые домишки, в полицейской конторе герою подают «желтый стакан, наполненный желтой водой», Соня живет по желтому билету. Желтый мир внешнего мира адекватен желчному характеру героя, живущего в «желтой каморке». Таким образом, город и герой едины. Раскольников жил в “...крошечной клетушке, имевшей самый жалкий вид, и до того низкой, что вот-вот стукнешься головой...”. “...Отставшие, жёлтого цвета обои...” вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится нам постель Раскольникова “...неуклюжая большая софа...”, которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья. Выгляните на улицу: жёлтые, пыльные, высокие дома с “дворами-колодцами”, “слепыми окнами”, выбитые стёкла, развороченный асфальт - человек не может долго существовать в таком кошмаре без вреда для своего рассудка. Коморка Раскольникова отражает весь Петербург. И так ужасную картину духоты и тесноты усугубляют отношения между людьми в Петербурге. Именно для того, чтобы лучше их показать Достоевский вводит уличные сцены. Сцены уличной жизни Сцены уличной жизни в романе показывают, что Петербург – город униженных, оскорбленных, это город, которому не чуждо насилие над слабыми. Вся уличная жизнь отражает состояние людей, живущих в нем. Вспомним, как Раскольников встречает пьяную девочку. Она, еще ребенок, жить дальше нормально с таким позором она уже не сможет. Возможно, будущее этой девочки мы видим позже, когда Раскольников видит самоубийство. На мосту его стегают плеткой, чтобы он чуть не попал под повозку. Всё это говорит о злости, раздражительности людей. В Петербурге мы видим и детей, но они не играют с присущей им детской радостью, даже в них мы видим только страдания: “неужели ты не видела здесь детей, по углам, которых матери милостыню посылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор”. Автор хочет показать одиночество Раскольникова. Но одинок не только Раскольников, одиноки и другие обитатели этого города. Мир, который показывает Достоевский, это мир непонимания, равнодушия людей друг к другу. От такой жизни люди отупели, они смотрят друг на друга враждебно, недоверчиво. Между всеми людьми только безразличие, звериное любопытство, злорадная насмешка. МИХАИЛ ШЕМЯКИН Михаил Шемякин родился в Москве в 1943 году, детство провел в Германии, в 1957 году переехал с родителями в Ленинград и через четырнадцать лет был вынужден его покинуть. Принудительно высланный из страны, он нашел прибежище в Париже, где получил известность как один из ведущих представителей эстетического диссидентства. Иллюстрации Серии иллюстраций к «Преступлению и наказанию» выполнены с 1964 по 1969 годы. Шемякин усматривал главные события романа по преимуществу в снах и видениях Раскольникова, ставящих героя перед проблемой «переступания порога». Накопив опыт сопротивления чуждым влияниям, мастер ощущал глубоко родственной идею Достоевского о том, что «новое» может войти в жизнь только в результате отстранения «старого», когда смело переступаются границы, начертанные той или иной традицией. Набережная Фонтанки. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1966 Петербургская улица. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1965. Офорт Раскольников с мещанином. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1967. Офорт Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Офорт Раскольников и Сонечка. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш Сон Раскольникова. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш Раскольников. Эскиз иллюстрации к роману Ф.М.Достоевск ого «Преступление и наказание». 1964. Бумага, тушь, акварель Сон Раскольникова. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш Сонечка. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш Раскольников и старухапроцентщица. Сон Раскольникова. Эскиз иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш Исповедь на площади. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1965. Бумага, карандаш Раскольников и старухапроцентщица. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1967. Бумага, графитный карандаш, коллаж Эскиз к балету по роману Ф.М.Досто евского «Преступл ение и наказание ». 1985. Бумага, тушь, акварель

Название сочинения: Изображение жизни униженных и оскорбленных в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

План:
1.Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.
2.Широта изображения в романе нисчеты и страданий бедных людей:
а)описание Петербургских хрущоб
б)униженные и оскорбленные романе:Соня Мармеладова и её семья.Сестра и мать Раскольникова.
3.Выводы:
Боль за человека-основа авторских позиций в романе Ф.М,Достоевского "Преступление и наказание"

ЛЮДИ НУЖЕН ПЛАН ПО РОМАНУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО ПОЖАЛУЙСТА ПОБЫСТРЕЕ НАДООО:*

Ф. М. Достоевский - великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над романом «Преступление и наказание». Это произведение при несло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.

Один из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман “Преступление и наказание”.

Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением.

Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”.
Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела - невыносимые страдания. «Страдание - великая вещь», - сказал Порфирий Петрович. Эта мысль - мысль об очистительном страдании - звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Подлинный носитель спасительной веры в романе - Соня Мармеладова.

В первый раз Раскольников услышал о Соне, о ее разрушенной судьбе в распивочной от Мармеладова. Она пошла на великую жертву, чтобы спасти от голода свою семью. И уже тогда только лишь одно упоминание о ней Мармеладова задело в душе Раскольникова какие-то тайные струны.

В те дни, которые стали для него самыми тяжелыми, Раскольников идет не к кому иному, как к Соне. Он несет свою боль не к матери, не к сестре, не к другу, а к ней. Он чувствует в ней родственную душу, тем более что их судьбы так схожи. Соня, как и Раскольников, сломила себя, растоптала свою чистоту. Пусть Соня спасала семью, а Раскольников всего лишь пытался доказать свою идею, но они оба погубили себя. Его, «убийцу», влечет к «блуднице». Да ему больше и не к кому пойти. Его тяга к Соне порождена еще и тем, что он стремится к людям, которые сами пережили падение и унижение, а поэтому смогут понять надрыв и одиночество.

Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.
И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь - преступление. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.

По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему.

Дата добавления: 11 Октября 2013 в 22:07
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: практическая работа

Скачать архив (14.36 Кб)

Файлы: 1 файл

Скачать файл

СООБЩЕНИЕ.docx

- 16.92 Кб

2. Исследовательская работа на тему: Какую роль играют сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Предметом изучения моей работы являются сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сразу хочется отметить, что эпизодов, где описывается уличная жизнь Петербурга, очень много. Характерно, что в основном мы видим ту часть Петербурга, где живёт беднота, это район Сенной площади. Именно в этой части Петербурга и живёт Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета. Особенностью этой части Петербурга является «обилие известных заведений», а именно распивочных, трактиров, как следствие этого множество пьяных. Сам Раскольников редко бывал в подобных заведениях. Но, возвращаясь от старухи-процентщицы, он «долго не думая» идёт в распивочную, где встречает Мармеладова. Эта встреча для героя стала знаменательной во многих отношениях. Прежде всего тем, что судьба Мармеладова вызвала в душе Раскольникова сострадание. Проводив пьяного Мармеладова домой, Раскольников «неприметно положил на окошко» деньги, в которых сам нуждался. Потом он также неосознанно будет продолжать помогать семье Мармеладова, а также

другим нуждающимся в помощи, отдавая последнее. В следующей уличной сцене Раскольников помогает пьяной девочке, пытаясь защитить её от развратного господина, делает это он также неосознанно.

Один из самых значительных, символических эпизодов в романе – это первый сон Раскольникова. Страшный сон, приснившийся ему накануне задуманного им убийства. В этом сне Миколка жестоко убивает свою лошадь на глазах у маленького Родиона и многочисленной толпы. Раскольников пытается защитить лошадь, он бунтует, бросается с кулачками на Миколку. Эта уличная сцена символизирует жестокость и равнодушие уличной толпы, никто не пытается остановить Миколку, кроме мальчика. После этого сна Раскольников оставляет мысль об убийстве. Он радуется тому, что освобождён от этой навязчивой идеи. Но вот, возвращаясь домой, он делает ненужный крюк через Сенную площадь, где происходит случайная встреча, предопределившая всю дальнейшую судьбу его. Обратите внимание, происходит это вновь на Сенной. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». Раскольников преимущественно любил эти места, равно как и все близ лежащие переулки, когда выходил без цели на улицу. Здесь наш герой встречает Лизавету Ивановну, сестру старухи, и узнаёт, что завтра, в семь часов, её не будет дома. Он почувствовал, «что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно».

На этом заканчивается первая часть сцен уличной жизни до преступления. Вольно или невольно Раскольников становится жертвой общества, неумолимо толкавшего его на преступление.

Вторая часть моей работы посвящена тем эпизодам, которые произошли уже после преступления.

На Николаевском мосту после посещения Разумихина Родион попадает под кнут кучера, народ не сочувствует, а смеётся над ним, лишь пожилая купчиха и её дочь пожалели его и дали двугривенный. В этот момент он увидел прекрасную панораму парадного Петербурга: «дворец, купол Исакия». Холодом повеяло на него от этой великолепной панорамы, «духом немым и глухим полна для него была эта картина». Он бросил двугривенный в Неву, «ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту». Но человек не способен жить в одиночестве, и Раскольников в том числе. В следующих эпизодах он вновь идёт к людям, то есть на улицу. Как обычно это Сенная. Здесь он слушает пение девицы лет пятнадцати под аккомпанемент шарманщика. Раскольников заговаривает с людьми, проходит через Сенную, сворачивает в переулок, где оказывается рядом с большим домом, в котором были распивочные, а также разные увеселительные заведения. Его всё занимает, он заговаривает с женщинами, ко всему ему хочется примкнуть. Мы видим, что Раскольников не может усидеть у себя в каморке, несмотря на плохое самочувствие. Он идёт на улицы. Здесь он или наблюдает жизнь, как например, женщину-самоубийцу, бросившуюся с моста, на котором он стоял, или принимает активное участие, например, в сцене гибели Мармеладова под колёсами коляски. Он активно помогает Мармеладову, делает всё, что в его силах, как будто отмаливает своё преступление.

Значителен эпизод, описывающий сумасшествие Катерины Ивановны. Катерина Ивановна выводит на улицу своих детей, заставляет их петь песни. Раскольников, наблюдая всё это, оправдывает себя, убеждая Соню, что общество преступно и не имеет право судить его как преступника. И наконец, последний эпизод, в котором Раскольников на Сенной по совету Сони встаёт на колени, «поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем». Он хотел публично признаться в своём преступлении, но смех и замечания толпы остановили его. Однако он всё спокойно вынес.

Итак, можно сделать вывод, что сообщником, соучастником преступления Раскольникова является город Петербург. Верно, на мой взгляд, замечание Свидригайлова о городе: «народ пьянствует, молодёжь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грёзах, уродуется в теориях…Так и пахнул на меня этот город с первых часов знакомым запахом». Как бы вторит ему Пульхерия Александровна: «…здесь и на улицах, как в комнатах без форточек душно. Господи, что за город!» Несправедливо устроенный мир вызывает в душе Раскольникова бунт,. Он пытается защитить слабых и обездоленных, и в то же время встать над этим миром, позволить себе полную свободу от совести, оправдывая себя тем, что сам мир преступен. Уличные сцены, как мне кажется иллюстрируют и подтверждают эту идею.


Описание работы

Предметом изучения моей работы являются сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сразу хочется отметить, что эпизодов, где описывается уличная жизнь Петербурга, очень много. Характерно, что в основном мы видим ту часть Петербурга, где живёт беднота, это район Сенной площади. Именно в этой части Петербурга и живёт Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы.

Тема урока — Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского»

Базовый учебник.

Цель и задачи урока :

Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

Обучающие-

Познакомить обучающихся с изображением Петербурга в произведении

Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

Проанализировать пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры квартир героев романа, внешний облик людей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Сопоставить изображение Петербурга в романе Ф.М. Достоевского и описание города у А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Развивающие-

Формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;

Формировать умения в диалоге выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.

Воспитательные-

Воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову;

Воспитывать умения сострадать, сочувствовать, сопереживать;

Умения работать в команде.

Тип урока - урок комбинированный

Формы работы учащихс я - групповая форма обучения, индивидуальная, коллективная.

Необходимое техническое оборудование :

Проектор, доска;

Презентация к уроку;

Л.В. Бетховен « Лунная соната»

Ход урока :

Ход урока

Позитивный настрой на урок (1 мин.)

Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок литературы и я надеюсь, что нам всем будет интересно на этом уроке. У нас с вами всё получится!

Оценивание на уроке (2 мин.)

Договоримся о правилах работы на уроке. Работа на уроке осуществляется в группе. Вы сами определяете свои роли, выполняете работу вместе и один человек от группы представляет результат работы на уроке.

2. Постановка цели

Тема сегодняшнего урока: « Петербург Достоевского » .

-Как вы думаете, что надо знать на этом уроке? (с помощью чего изображает Достоевский город)

С помощью каких приемов он это делает ?( описание улиц, интерьеров, портретов, пейзажей).

- Чтобы это узнать, что будем делать на этом уроке ?( анализировать эпизоды, в которых создаются описание улиц, интерьеров, портретов, пейзажей, сравнивать и изображением Петербурга у других писателей).

Дома вы читали 1 часть романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание». Какое впечатление произвело на вас это произведение?

(ответы детей)

Об этом городе великий поэт А.С.Пушкин сказал так:

…ныне там

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова…

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла…

Только в этом городе вы увидите уникальные памятники архитектуры.

Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В нем много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.

У какого ещё писателя действие в произведении происходит в Петербурге?

(у Н.В. Гоголя в повести « Шинель»)

Какой та м Петербург? (Оборотень с двойным лицом. За парадной красотой скрыта убогая жизнь)

Какой этот город в вашем представлении

Вернемся в Петербург Достоевского.

Итак, в классе 4 группы. 1- описание пейзажей.

2-описание сцен уличной жизни

3-описание интерьеров

4- портреты

Задания у вас на листах. Приступайте. У вас 5 минут.

Работа в группах :

Восстановите образ города у Достоевского , заполните таблицу.

Задания для групповой работы.

1группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть1: гл.1;часть2: гл.1;) Выпишите ключевые слова в таблицу.

2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни (часть1: гл.1) Выпишите ключевые слова в таблицу.

3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 Выпишите ключевые слова в таблицу.

4 группа: найдите портреты в произведении. Выпишите ключевые слова в таблицу.

Составляющие образа

Характерные признаки

Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”.

Вызывает чувство омерзения общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения.

Запись: пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения.

Сцены уличной жизни.

– ребенок, распевающий “Хуторок”;

– пьяная девочка на бульваре;

– сцена с утопленницей;

– пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но, собравшись вместе, в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.

На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Запись: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным».

Интерьеры.

Портреты.

Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои.

Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки.

Комната Сони-“уродливый сарай”.

Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.

Запись: интерьер петербургских трущоб создает атмосферу духоты, безысходности и обездоленности. Неприглядная картина, как будто это другой город.

В этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Серые, унылые, как и улицы, по которым они перемещаются. От встречи с ними остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного, безотрадного и безнадежного. Мармеладов – «с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками», «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»; старуха-процентщица – «с вострыми и злыми глазенками», «белобрысыми волосами, жирносмазанными маслом, тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»; Катерина Ивановна – «ужасно похудевшая женщина», «с раскрасневшимися до пятен щеками», «запекшимися губами

Отвечает один человек от группы.

Подводится итог .( С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты, женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети. Узкие улицы, теснота, грязь, вонь.

Петербург Достоевского- город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.

Петербург Достоевского- город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Петербург Достоевского- это город одиночества.

Петербург Достоевского- «город, в котором невозможно быть».)

Контрольные вопросы:

Контрольные вопросы:

– Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников? (Грязь, вонь , скученность человеческих тел на небольшом жизненном пространстве, теснота, пыль, духота, жара ).

– Каково ваше ощущение, когда вы, покидая улицу, входите в трактир, в комнату, где живут Мармеладовы? (Трактир: та же вонь, грязь, духота , что и на улицах. Придавленность. Самое сильное ощущение – нечем дышать . Раскольников: «Грязно , пакостно, гадко, гадко!»).

– Какое впечатление в целом осталось у вас от общей атмосферы улиц в той части города, где обитает главный герой? (Неуютно, некомфортно, страшно, тесно, нечем дышать. Хочется убежать с этих улиц на простор живой природы).

– Каковы квартиры и комнаты, в которых обитают герои романа? (Комната Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру », «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу…, и, наконец, неуклюжая большая софа…, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову»; комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы. На самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная »»; комната старухи-процентщицы: «Небольшая комната… с желтыми обоями и кисейными занавесками на окнах… Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана .., круглого стола.., туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках… »; комната Сони Мармеладовой: «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…Во все этой большой комнате почти совсем не было мебели…Желтенькие, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок»; номер в гостинице, где останавливается перед самоубийством Свидригайлов: «…нумер , душный и тесный … Э то была клетушка до того маленькая, что даже почти не под рост Свидригайлову; в одно окно; постель очень грязная… Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того пыльными и изодранными, что цвет их (желтый) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого». Двор дома Раскольникова: двор-колодец, тесный и давящий . Кажется, сюда никогда не проникает солнечный свет. Его окружают темные углы, непроницаемые, грязные, серые стены).

– Достоевский постоянно обращает наше внимание на такую художественную деталь, как лестницы, по которым спускается и поднимается главный герой. Найдите их описание. (Лестница к «каморке» Раскольникова: «…лестница узкая, крутая, темная. С полукруглыми проемами. Стоптанные каменные ступени. Они ведут под самою кровлю дома …»; лестница в доме старухи-процентщицы: «Лестница была темная и узкая, «черная»; лестница в полицейской конторе: «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях . Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота »; с лестницы перед комнатой Мармеладовых «несло вонью»; узкая и темная лестница в доме Капернаумовых.)

– Чего больше в изображаемых картинных – словесного «рисования» или «чувствования»? (Изображаемые картины прочно связаны с образом Раскольникова, пропущены через призму его восприятия. «Срединные» улицы Петербурга, где люди «так и кишат » вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения»).

– Каковы приметы городского пейзажа Достоевского? (Городской пейзаж Достоевского – это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Писатель никогда не нацелен на простое описание обстановки. Вместе с эти он создает настроение, усиливает и оттеняет социальные и психологические характеристики героев, выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром.

– Расскажите о внешнем облике встречавшихся Раскольникову людей и ваших впечатлениях о них? (В этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Серые, унылые, как и улицы, по которым они перемещаются. От встречи с ними остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного, безотрадного и безнадежного. Мармеладов – «с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками», «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»; старуха-процентщица – «с вострыми и злыми глазенками», «белобрысыми волосами, жирносмазанными маслом, тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»; Катерина Ивановна – «ужасно похудевшая женщина», «с раскрасневшимися до пятен щеками», «запекшимися губами»).

– А как выглядит сам главный герой? Что отличает и что роднит его с окружающими? (Сам Родион «замечательно хорош собою» но «опустился и обнеряшился»).

– Какой цвет преобладает в описываемых картинах города? (Серый и желтый).

– Раскольников на берегу Невы. Как относится главный герой к живой природе? (Она вызывает в его душе, с одной стороны, чувства глубоко человеческие, затрагивает глубинные ее основы; с другой стороны, он равнодушен к ней и быстро «переключается» с созерцания и отдохновения на свои проблемы и комплексы. Таким образом, в отношении Раскольникова к природе явственно видно его отношение к миру в целом, его приговор несправедливому общественному устройству).

– Как относятся обитатели «срединных» петербургских улиц друг к другу? (Отсутствует чувство солидарности и сочувствия среди одинаково обездоленных людей. Жестокость, равнодушие, злоба, насмешки, духовное и физическое издевательство – вот что характерно для взаимоотношений «униженных и оскорбленных»).

Стадия рефлексии.

Составьте синквейн по данному произведению

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

Ассоциация.

Обучающиеся читают синквейны.

Теперь подведем итог урока. Какие цели ставили? Достигли?

Выставление оценок.

Домашнее задание: написать мини- сочинение «Как изображает Петербург Ф.М. Достоевский?»

Составить план характеристики Раскольникова.

Литература:

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Москва, Республика, 1994.

Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. Издательство Московского университета, 1979.

Прохватилова С.А. Петербургский мираж. Санкт-Петербург, 1991.

Румянцева Э.М. Федор Михайлович Достоевский. Ленинград, Просвещение, 1971.

История всемирной литературы. Том 7. Москва, Наука, 1990

Великие россияне. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Олма-Пресс, 2004.

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник. Ленинград, Научное издательство, 1992.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

2 . КАРТОЧКИ-ПУТЕВОДИТЕЛИ для д\з:

1.Интерьер (комната, квартира):

2. Улица (перекрестки, площади, мосты):