» »

Скульптуру «Хранитель Байкала» устанавливают на Ольхоне. Даши Намдаков представил инсталляцию «Хранитель Байкала» на Московской биеннале Что означает скульптура хранитель байкала

23.06.2020

Пятница, 07 Февраля

13-й лунный день с элементом Огонь. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы. Сегодня хорошо закладывать фундамент, строить дом, копать землю, начинать лечение, покупать лекарственные сборы, травы, проводить сватовство. Отправляться в дорогу – к увеличению благосостояния. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика. Не рекомендуется заводить новые знакомства, обретать друзей, начинать преподавательскую деятельность, устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, покупать скот. Стрижка волос – к счастью и успешности.

Суббота, 08 Февраля

14-й лунный день с элементом Земля. Благоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Тигра и Кролика. Сегодня хороший день для того, чтобы просить совета, избегать опасных ситуаций, проводить обряды для улучшения жизни и для богатства, выдвигаться на новую должность, покупать скот. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи. Не рекомендуется писать сочинения, издавать труды по научной деятельности, слушать поучения, лекции, начинать задуманное дело, устраиваться или помогать устроиться на работу, нанимать работников. Отправляться в дорогу – к большим неприятностям, а также к расставанию с близкими. Стрижка волос – к приумножению богатства и скота.

Воскресенье, 09 Февраля

15-й лунный день с элементом Железо. Благодетельные поступки и греховные деяния, совершённые в этот день, приумножатся в сто раз. Благоприятный день для людей, родившихся в год Дракона. Сегодня можно строить дуган, субурган, закладывать фундамент дома, строить дом, начинать задуманное дело, учиться и постигать науку, открыть вклад в банке, шить и кроить одежду, а также для жесткого решения некоторых вопросов. Не рекомендуется переезжать, менять место жительства и работы, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, а также проводить похороны и поминки. Отправляться в дорогу – к плохим вестям. Стрижка волос – к удаче, к благоприятным последствиям.

Скандальный монумент всемирно известного скульптора Даши Намдакова «Хранитель Байкала» недавно был установлен на острове Ольхон. Изначально, правда, его планировалось поставить на мысе Хобой, но из-за протестов возмущенной общественности место изменили. И, после недолгих сомнений, скульптура встала неподалеку от местечка Узуры, вдали от туристических маршрутов на севере острова. Как к этому относятся люди с активной жизненной позицией – экологи и сами жители Ольхона?

Сам Мастер от комментариев старается воздерживаться.

Когда лет через десять мы встретимся на Ольхоне, вы сами увидите, что там (около скульптуры) будет паломничество. Конечно, нужно предпринимать меры по охране природы и необходимо ограничить количество людей, чтобы они не затоптали землю. Но у меня там нет никаких коммерческих интересов. Это чистый подарок родине, – сказал Даши Намдаков незадолго до установки «Хранителя Байкала».

Один из самых активных лоббистов установки памятника именно на Ольхоне, иркутский бизнесмен Виктор Бронштейн утверждает, что это одобрил сам лидер монгольских шаманов Баир Цырендоржиев.

Он сказал, что это одно из самых сакральных мест и что духи Байкала будут ликовать, если скульптора будет установлена тут, – утверждает Бронштейн.

Отчасти это подтверждается словами известного прибайкальского шамана Валентина Хагдаева, живущего в Еланцах.

Вопрос мы действительно обсуждали долго, созывали целый экспертный совет. Сначала скульптуру хотели установить у мыса Бурхан – самого известного места на острове, но я был категорически против. Духи могут разгневаться изображением идола. Выбрали Хобой. Это тоже священное место, но если провести специальный обряд и спросить разрешения у божеств, тогда можно. Пускай люди приезжают и любуются.

Хватало и противников установки скандального произведения монументального искусства. От движения «За священный Байкал» к прокурору Иркутской области поступило обращение с просьбой разобраться.

Ничего не известно о том, проводились ли оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза при проектировании данного монумента. Мы заявляем, что эти проекты не имеют ничего общего с традиционными ценностями и верованиями народов, проживающих на Байкале. На наш взгляд, они лишь оскверняют священное имя Байкала, оскорбляют религиозные чувства местных жителей и могут нанести непоправимый вред уникальной экосистеме Ольхона, – был категоричен в суждениях представитель этого движения Андрей Ершов.

Действительно, старший помощник прокурора Наталья Рягузова подтвердила:

К нам поступило два обращения от жителей Ольхонского района о несогласии с установкой скульптуры. В настоящее время организована проверка законности предоставления как земельного участка для установки скульптуры, так и влияния скульптуры на окружающую природную среду. В случае, если установят, что статуя влияет на окружающую среду, не исключено, что она будет демонтирована.

А чуть позднее стало известно, что у прокуратуры нет претензий к новому месту «прописки» статуи. По крайней мере, начальник отдела туризма и рекреации ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Василий Мальцев сообщил:

«В размещении скульптуры на Хобое отказали. Решили (поставить) в Узурах. Проехали туда, обследовали. Там есть небольшая территория муниципалитета. После утверждения новых границ Прибайкальского нацпарка мы изучим расположение с точки зрения законности».

Самым яростным противником установки детища Намдакова на острове оказался иркутский экоактивист и энтомолог Виталий Рябцев.

Лично у меня сама скульптура не вызывает отторжения, лишь ее название. Как и многие, считаю, что «Дух Байкала» не может выглядеть вот так. Но главное возражение: не место таким объектам на особо охраняемой и ценной территории. Пусть стоит в каком-нибудь поселении. Но не в природном ландшафте Ольхона, и без того испытывающем запредельную туристическую нагрузку, – прокомментировал он ситуацию до того, как монумент был установлен. Но когда стало известно об окончательном решении и месте установки, он высказался более категорично:

Речь идет о размещении на природной территории объекта, который не связан с целями, задачами и основной деятельностью особо охраняемой природной территории федерального уровня – Прибайкальского национального парка. Напротив, результатом появления данного объекта станет возникновение еще одного участка, где травяной покров байкальской степи будет полностью уничтожен возникшей автостоянкой, на которой будут единовременно размещаться многие десятки (возможно, и сотни) автомобилей, а также сопутствующей сетью тропинок, вытоптанным участком вокруг статуи. Площадь участка «погибшей природы» составит многие тысячи, а никак не заявленные 900 квадратных метров. То обстоятельство, что участок «не является перспективным для дальнейших исследований», нисколько не снижает его высокую природную ценность.

Однако сами жители Ольхона не столь категоричны и не всегда однозначно «против».

Все последние годы количество туристов, посещающих остров, растет. Все, что это несет природе, – вытаптывание почвы. Лично для меня тем, что может противостоять деградации, является культура, поэтому я поддерживаю все проекты, связанные с повышением общего образовательного и культурного уровня, – объясняет свое видение директор старейшей турбазы на Ольхоне Наталья Бенчарова. – Природа для меня прекрасна, но так же прекрасен и художник, творец, который эту природу интерпретирует, добавляет в нее что-то от себя и возвращает это назад. То есть лично для меня появление скульптуры – жест доброй воли автора, который, тронутый красотой Байкала, делает ему приношение. Тем самым он выражает свое уважение к местности – а что еще может подарить художник? С другой стороны, называя скульптуру Хранителем и придавая ей несколько устрашающий облик, он как бы предостерегает всех от неразумного пользования ее благами. Это сродни изображениям грозных хранителей буддийского учения, которые, по вере последователей буддизма, охраняют чистоту учения от профанации.

19 сентября в столице открылась VII Московская биеннале современного искусства. На этот раз экспозиции развернулись в Третьяковской галерее на Крымском валу. В основном проекте представлены работы 52 художников из 25 стран мира, в том числе известной исландской певицы Бьорк. Также среди конкурсантов известный бурятский скульптор, художник Даши Намдаков.

Я думаю, что все, кто придет сюда, они почувствуют, что эта биеннале — это биеннале современного искусства, как искусства, а не как художественная иллюстрация к каким-то социальным или политическим идеям. Это очень тонко, очень умно выстроенный проект, при этом показывающий, что то, что происходит в современном искусстве, происходит по всему миру… Но что мне очень нравится в этом проекте, это глубокая гуманистическая направленность каждого из представленных художников и проектов, — подчеркнула директор Третьяковки Зельфира Трегулова в интервью РИА Новости .

В этом году впервые биеннале будет проходить четыре месяца вместо одного. Среди участников основного проекта - Мэтью Барни, Олафур Элиассон, которые создают новые работы специально для участия в Московской биеннале, и известная исландская певица и художница Бьорк. Из российских художников в основной проект отобрали творческое объединение «Куда бегут собаки», Алексея Мартинса, Даши Намдакова, Анастасию Потемкину, Илью Федотов-Федорова, Валю Фетисову.

Куратор биеннале - арт-директор Музея современного искусства в Токио, профессор Токийского университета искусств Юко Хасегава. Она отметила что темой события стали «Заоблачные леса».

Здесь идет взаимообмен между двумя поколениями — облачным и лесным. Облачное поколение — это поколение людей, которые родились уже после изобретения интернета, они связаны друг с другом с помощью этого облака, при этом также открывают для себя новый материальный мир. В то же время существует старшее лесное поколение, которое теснее связано со своими культурными кодами. Здесь мы можем подумать, каким образом мы можем работать теснее с историей и традицией и переносить ее в современный мир, — пояснила она.

Даши Намдаков на Московской биеннале представил инсталляцию «Хранитель Байкала». Она напечатана из экологически чистого биоразлагаемого материала с помощью высокотехнологичного 3D-принтера и будет встречать гостей биеннале до 18 января 2018 года.

С помощью очков виртуальной реальности посетители смогут переместиться на остров Ольхон.

В 2016 году знаменитый скульптор Даши Намдаков сообщил о своем новом творческом замысле: "Скульптура, представляющая собой древнее древо «с корявой корой, в глубоких бороздах которой угадываются черты старика - мифического Духа Байкала или шамана-бурята в облачении и короне из рогов сакрального животного, будет отлита из бронзы в Улан-Удэ. В высоту она будет достигать 7,5 метра, в ширину - 6,8 метра. Ее доставят в Иркутскую область частями и уже здесь соберут".

Широкой публике был предъявлен её эскиз:

По мнению

называют

Меценат даже заявил о необходимости создания первого в России экологического заповедника в границах уникального байкальского острова Ольхон, который и украсит огромная скульптура. , т.к. не учитывает наличия на острове Прибайкальского национального парка и того, что первый отечественный заповедник (Баргузинский) был создан еще 100 лет назад, причем именно на Байкале.

сказано вот так :

статую не оценило

узнали

В 2017 году статуя на Ольхоне не появилась. Много месяцев о ней ничего не было слышно. Появилась надежда, что культурному объекту подыщут другое место, вне острова. И вдруг 1 августа 2018 года выходит "«Хранителю Байкала» на Ольхоне быть?".

Так как скульптуру планировали установить на территории национального парка, были необходимы различные согласования. Однако сейчас найдены другие механизмы, и при условии согласования с жителями Ольхона проект будет осуществлен ".

Памятник уже отлив в городе Улан-Удэ . .

Новое подтверждение привычной истины: тем, у кого есть деньги и связи, закон не писан. Якобы действующие запреты на них не распространяются. Чиновники, которые должны бы противодействовать нарушению закона, напротив, стараются подыскать "обходные пути". И власти, и шаманы оказывают всяческое содействие. Местные жители против, но ведь на их мнение можно и наплевать...

В 2016 году знаменитый скульптор Даши Намдаков сообщил о своем новом творческом замысле: "Скульптура, представляющая собой древнее древо «с корявой корой, в глубоких бороздах которой угадываются черты старика - мифического Духа Байкала или шамана-бурята в облачении и короне из рогов сакрального животного, будет отлита из бронзы в Улан-Удэ. В высоту она будет достигать 7,5 метра, в ширину - 6,8 метра. Ее доставят в Иркутскую область частями и уже здесь соберут"..jpg" alt="f5084b4934328d28104f1da749fbdcd3.jpg" />

Источник фото.

Автор назвал свое творение "Хранителем Байкала" и сам выбрал место для его установки - окрестности грандиозного по красоте и величественности мыса Хобой на острове Ольхон. По мнению автора, скульптура отображает не только эстетическую красоту, но и даёт возможность местному населению проводить у ее подножья разнообразные этнические обряды.

Проект опирается на мощную поддержку. Его сторонники - люди состоятельные, "со связями". Прежде всего, следует упомянуть иркутского бизнесмена и мецената Виктора Бронштейна. Собственно, сам этот культурный объект называют "совместным детищем Арт-фонда Даши Намдакова и иркутской Галереи В. Бронштейна".

Меценат даже заявил о необходимости создания первого в России экологического заповедника в границах уникального байкальского острова Ольхон, который и украсит огромная скульптура. Идея на редкость безграмотна, т.к. не учитывает наличия на острове Прибайкальского национального парка и того, что первый отечественный заповедник (Баргузинский) был создан еще 100 лет назад, причем именно на Байкале.

Владельцы крупных ольхонских турбаз также поддерживают проект. В одной и публикаций об этом сказано вот так:

"Те, кто заинтересован в развитии острова в экономическом и экологическом плане, давно ждут появления скульптуры мирового значения".

Но местное население (в большинстве своем также связанное с турбизнесом) статую не оценило. Против неё была составлена петиция, под которой в сжатые сроки подписались около 500 жителей ольхонского поселка Хужир. Отправили также запрос в природоохранную прокуратуру, посчитав незаконным строительство подобного объекта на землях ООПТ.

Пример оценки статуи хужирцем: "Тихий ужас. Я видел, как дерево какое-то. Нет, не нужен нам памятник"..jpg" alt="90c42bd43d93b2d9acbafa5cbf056b05.jpg" />Мыс Хобой и без статуи принимает каждый летний день тысячи туристов. 2016 г.

Установке статуи воспротивились не только ольхонцы. Кандидат исторических наук Артем Ермаков заявил о её культовом характере. "Под видом художественной акции производится самое настоящее религиозное вторжение", "установка монумента «Хранитель Байкала» - это в первую очередь религиозная и политическая акция, а уж только потом – художественная", - утверждает Артем. В статье говорится о сходстве скульптуры с изображением демонического Ваала.

«Может быть, это не так, но художник ведь не даёт никаких комментариев. В конце концов, можно было бы показать и обсудить, откуда столь ярко выраженное сходство? Чем оно объяснимо? И самое главное, почему так настаивают именно на этом месте установки?», - комментирует историк.

Запрос в прокуратуру Иркутской области в июле 2016 года направил проживающий в Москве активист Андрей Ершов, создавший в ФБ группу "Сохраним Ольхон".

Тем временем СМИ сообщали о планах установить статую близ Хобоя в октябре 2017 года.

А также о том, что «за» выступают и местные власти, и шаманы. Один из служителей культа провел обряд там, где планировали установить скульптуру:

Вердикт шамана: "Хозяин местности нас услышал и дал добро - в небе появился священная птица - орел". Увы, каждый, кто хоть немного разбирается в пернатых хищниках, легко опознает на видео заурядного черного коршуна.Зато чиновники пообещали всемерную поддержку (смотрите ролик).

По-видимому, запросы и письма противников проекта имели определенный эффект. Из ответа Минприроды ольхонцы узнали: «Для размещения скульптуры «Хранитель Байкала» на территории Прибайкальского национального парка необходимо наличие согласования Минприроды России. Согласование социально-экономической деятельности по установке скульптуры «Хранитель Байкала» на острове Ольхон в границах Прибайкальского национального парка министерством природных ресурсов и экологии РФ не выдавалось».

В 2017 году статуя на Ольхоне не появилась. Много месяцев о ней ничего не было слышно. Появилась надежда, что культурному объекту подыщут другое место, вне острова. И вдруг 1 августа 2018 года выходит статья "«Хранителю Байкала» на Ольхоне быть?".

В ней приведены слова министра культуры и архивов региона Ольги Стасюлевич: "Так как скульптуру планировали установить на территории национального парка, были необходимы различные согласования. Однако сейчас найдены другие механизмы, и при условии согласования с жителями Ольхона проект будет осуществлен"..jpg" alt="c30ebe9f89d4469cfd1aac43cf9a168b.jpg" />

Памятник уже отлив в городе Улан-Удэ. Источник фото.

Я написал запрос в ФГБУ «Заповедное Прибайкалье" с просьбой сообщить, что это за "механизмы", отменяющие необходимость согласования с руководством ООПТ.

Тем более что, в августе на Ольхоне прошла встреча организаторов проекта и местных жителей, т.е. это формальное требование уже соблюдено.

Полученный ответ подтвердил худшие опасения. Но, по крайней мере, прояснил картину. "Учреждение считает возможным согласовать размещение статуи на запрашиваемом участке (900 кв. м) подведомственной территории". Надо полагать, Минприроды согласовало "социально-экономическую деятельность по установке скульптуры" на территории своего подведомственного учреждения. Правда, в ответе про это нет ни слова.

Законность данного решения вызывает сомнения. Я отправил запрос в Байкальскую межрегиональную природоохранную прокуратуру:

"Речь идет о размещении на природной территории объекта, который не связан с целями, задачами и основной деятельностью ООПТ федерального уровня - Прибайкальского национального парка. Т.е. - с охраной природы. Напротив, результатом появления данного объекта станет возникновение еще одного участка, где травяной покров байкальской степи будет полностью уничтожен возникшей автостоянкой, на которой будут единовременно размещаться многие десятки (возможно и сотни) автомобилей, а также сопутствующей сетью тропинок, вытоптанным участком вокруг статуи. Площадь участка "погибшей природы" составит многие тысячи квадратных метров (никак не заявленные 900 кв. м). Пример - "туристическая площадка" у скал Три Брата, расположенная не так далеко от запрашиваемого участка. То обстоятельство, что участок "не является перспективным для дальнейших исследований", нисколько не снижает его высокую природную ценность"..jpg" alt="1c6fd3f7c8452591b84f52c782b4a87a.jpg" />

Так выглядят окрестности скалы "Три Брата". 2016 г.

Отдельный вопрос: на каком основании "Заповедное Прибайкалье" подготавливает "заключение, о том, что устанавливаемая скульптура не является объектом капитального строительства и проведение экологической экспертизы не требуется". Речь идет об огромном объекте, выполненной из бронзы. Сам скульптур говорит, что его творение способно простоять две тысячи лет. Как же можно относить его к "некапитальным объектам"?!

Вскоре после того, как я написал в прокуратуру, в СМИ появилась новая информация. Начальника отдела туризма и рекреации "Заповедного Прибайкалья" Василий Мальцев заявил на пресс-конференции (26 ноября): "Пока отвергнут и проект строительства скульптуры «Хранитель Байкала», созданной известным скульптором Даши Намдаковым специально для установки на Хобое. Практически сразу после того, как эта инициатива была озвучена в СМИ и социальных сетях, проект вызвал многочисленные возражения. Итог – памятник, который хотели установить уже в 2017 году, вряд ли будет возведен даже в следующем году".

Но другие СМИ растиражировали совсем иные его слова, по-видимому, произнесенные на той же пресс-конференции:

"В размещении скульптуры на территории Хобоя отказали. Решили в Узурах, проехали туда, обследовали. Там есть небольшая территория муниципалитета. После утверждения новых границ Прибайкальского нацпарка мы изучим расположение с точки зрения законности".

В СМИ есть уточняющая информация: Место находится в 9,5 километрах к югу от мыса Хобой и в полутора километрах от посёлка Узуры.

Вот теперь понятна вышеприведенная цитата областного министра культуры про "другие механизмы", позволяющие не согласовывать размещение объекта с "Заповедным Прибайкальем". "Изыскали" внутри Прибайкальского национального парка клочок муниципальной земли. А с другой стороны, в присланном мне из этого учреждения ответе говорится о размещении статуи на "подведомственной территории".... Где же тут правда, где ложь? Выяснить это должна прокуратура. По моему запросу уже проводится проверка.

Но события вдруг резко ускорились. Прошло лишь несколько дней после вышеупомянутой пресс-конференции, а проект уже близ "финишной черты". От местных жителей я услышал, что вот-вот начнутся работы по установке "объекта" в районе Узур, что памятник в разобранном виде будет привезен на Ольхон в ближайшие дни.

Что характерно, в этот раз обошлись без шаманских обрядов. Явно очень спешат. В Иркутске сейчас мало кто знает, что столь спорный объект вот-вот появится на Ольхоне, зато в островной столице - поселке Хужир - страсти кипят.

И это возмущение вполне обоснованно. Муниципальная участок близ Узур находится в Центральной Экологической Зоне Байкальской природной территории, на него распространяется охранный режим. Недавно Прокуратура разместила на совсем сайте письмо, разъясняющая действующие в ЦЭЗ запреты.

Местные жители негодуют: нам в поселках нельзя строить жилье, а возводить на природной территории такие вот объекты - можно?

Причем - даже без экологической экспертизы!

Ну и критика самой скульптуры резко усилилась.

Вот, что говорят ольхонцы: «Пусть только попробуют установить. Кто-нибудь мнимый нимб собьёт с его головы? Пусть на голову себе эти рога наденет».

«Такой статуей только детей пугать».

«А у нас народ вообще кто-нибудь слушает? Вот сама пойду и этой статуе рога отпилю».

«Всё просто, Намдаков - друг Путина. Перед ним все двери открыты!».

Зря скульптор предпочел проигнорировать "глас народа". Не приходиться надеяться, что его творение на острове ожидает счастливая судьба.

P.S. Лично у меня сама скульптура не вызывает отторжения, лишь - её названия. Как и многие, считаю, что "Дух Байкала" не может выглядеть вот так. Но главное возражение: не место таким объектам на особо охраняемой и ценной территории. Пусть стоит в каком-нибудь поселении. Но - не в природном ландшафте Ольхона, и без того испытывающем запредельную туристическую нагрузку.



Активатика в Telegram - подписывайтесь, чтобы быть в курсе проблем, акций, новостей и аналитики из мира гражданского активизма.

Новости гражданского активизма - теперь и в формате видео на нашем канале


Даши Намдаков, как любой творческий человек, личность очень интересная. Художник, ювелир,скульптор.

О его скульптуре "Хранитель Байкала" много мнений и дискуссий.

Из интервью "Восточки" от 17.07.2018 г.:

"... Я родом отсюда, забайкальский. Всё творчество было связано с великой степью, кочевой культурой, гуннами. Но сейчас моя география смещается: сначала я жил в Москве, потом пять лет в Италии, столько же в Лондоне. Среда обитания сказывается и на моих работах. Творчество – это же не так: жил, задумал что-то, а потом выплеснул ряд произведений на какую-то тему. Нет, это мои естественные состояния выливаются в работы. Вот они и получились другими.

– Нынешний период вашего творчества нередко сравнивают с «Болдинской осенью» Александра Пушкина. Согласны ли вы с этим сравнением и считаете ли сегодняшнюю выставку новым продуктивным витком?

– Нет, конечно. Не скажу, что у меня раньше оно было непродуктивно. Каждому возрасту свойственны определённые нюансы. Эту коллекцию я не смог бы сделать в возрасте 20–30 лет. Творчество сейчас стало другим, мои предпочтения в искусстве поменялись. Слава богу, многое можно увидеть в Лондоне, Нью-Йорке, Москве. Меня интересует современное искусство, будь то фотография, балет или театральные постановки. Я не хожу на классику, уже насытился ею. И эти предпочтения отразились и на моих работах тоже.

– Выставка представлена как мировая премьера. Это значит, что иркутяне первыми увидят данные работы?

– Совершенно верно. Это Галерея Бронштейна молодцы. Они проявили инициативу привезти скульптуры в Иркутск, я был этому рад. Дальше они поедут в Русский музей в Санкт-Петербург.

«В своей жизни я никогда не делал коллекции. Создавал всегда по одной работе. И скульптуры были друг от друга независимы, – рассказал Даши Намдаков на пресс-конференции, приуроченной к открытию выставки. – Я не ставил перед собой задачу сделать коллекции, как и сейчас. Это получилось само собой. Я был сам поражён. Это случилось около полутора лет назад, после того как мы долепили «Хранителя Байкала» и отдали его на литьё. Я улетел в свою мастерскую в Лондоне, и меня просто понесло со страшной силой. Я два месяца не общался с миром, выключил телефон, и эти двадцать работ (в Иркутске представлены только шесть. – «ВСП») просто взяли и вылились. Я не понимал, что происходит. Так как я очень внимателен, понимал, что это не просто так. Спустя два месяца после начала работы ко мне приехали люди из Лондона, которые занимаются искусством. После этой встречи у меня остановился процесс, видимо, они сбили энергию. Потом я полгода не мог смотреть на глину. Всё время думал, что происходит, общался с моим духовным учителем, он сказал, что я сделал богоугодное дело. Видимо, за то, что мы сделали «Хранителя Байкала», я в ответ получил подарок в виде невероятной энергии, которая вылилась в эту коллекцию».

– Давайте поговорим о «Хранителе Байкала», вокруг которого по сей день не утихают дискуссии. Для установки объекта на Ольхоне было необходимо получить разрешение от Минприроды России. Достигнуты ли какие-либо договорённости на сегодняшний день?

– Пока нет. Я буддист и очень легко ко всему отношусь. Значит, не пришло время для этого, всё уляжется. Пока я в состоянии ожидания.

– Установка первоначально намечалась на лето 2017 года, затем срок растянулся до октября. На сегодняшний день о каких сроках идёт речь?

– Пока точной даты нет. Я сам особо не спешу, жду, когда всё разрешится само собой.

– В октябре прошлого года посетители Третьяковской галереи смогли увидеть макет «Хранителя», напечатанный на 3D-принтере и выполненный из биоматериала. Вызвал ли объект резонансное обсуждение в Москве, высказывались ли полярные мнения относительно внешнего вида объекта?

– Проходило Биеннале современного искусства, куратором которого была Юко Хасегава – один из самых известных кураторов современного искусства из Японии. Она выбрала эту работу, предложила мне поучаствовать. Куратор была удивлена: как же так, произведение мирового уровня, а всё не так просто с установкой. Часто говорю друзьям, что мне проще реализовать проект в Лондоне – установить монументальную скульптуру Чингисхана, чем поставить что-то на Родине.

– Не вызывает ли у вас обиду на Иркутск, где вы были признаны как большой художник, эта коллизия с неоднозначной реакцией на выбор места для «Хранителя»?

– Нет, обиды нет. У меня только чувство благодарности, потому что город дал мне крылья, возможность выставиться, он поддержал меня. Благодаря уверенности, которую я получил от Иркутска, я имею честь ездить по миру. У меня с Иркутском прекрасные отношения.

«Когда мне исполнилось 50 лет, мы подумали с семьёй, что нужно собрать друзей на празднование, – рассказал скульптор, выступая перед журналистами. – Оказалось, это сделать невозможно – география большая, все разбросаны. Поэтому мы решили сделать подарок Родине и затеяли эту идею с «Хранителем Байкала». Я позвонил другу Виктору Бронштейну, спросил, не хочет ли он поучаствовать. Он сказал, что готов, сразу появилась идея. Я пытался рисовать, но ничего интересного не выходило. Начал искать место для установки скульптуры со стороны Бурятии, оно должно было откликнуться. Я поднимался на сопки и берега, но ничего не затрагивало. В иркутской стороне тоже ничего не происходило, на Ольхоне оказался на Хобое, поднялся и понял, что это то самое место. Внутри пошли пульсации, внутри всё мне подсказывало, что это то самое место. Потом я вернулся в гостиницу, и утром на салфетке появился эскиз. До этого ничего интересного не выходило. Когда меня спрашивают, поставил ли бы я скульптуру со стороны Бурятии, я говорю, что эта идея мне нравится. Меня останавливает только то, что я почувствовал некое колебание внутри. В остальном готов поставить в другом месте, в Бурятии».

– Где вы сейчас проводите больше времени – в Италии, Англии или России?

– Я нахожусь между Англией и Россией, но успеваю бывать в Италии и Китае. Моя семья – жена, трое детей и двое внуков – живёт в Англии. На выставку они приехать, к сожалению, не смогли, так как младший ребёнок ещё учится в школе. Поэтому на выставке будут только мои друзья.

– А каков сейчас ваш ближний круг?

– Я крепкий семьянин. В семье моих родителей было восемь детей. Мой внук знает 23 колена своих предков. Это те имена, которых в практике нет, их сохранил мой дядя. Я считаю, что ничего случайного не бывает. Мне однажды сказали, что моё творчество – это не мои заслуги, а заслуги моих предков, которые накапливали опыт, а я лишь передаточное звено. Преемственность поколений – это основа. Мой отец научил меня ремеслу. Хотя этому даже не нужно специально обучать, это в крови, как у породистых собак, склонных к охоте..."