» »

Скупой рыцарь. Маленькие трагедии. Пушкин А.С. «Гимн в честь чумы! Послушаем его

23.09.2019

«Маленькие трагедии», включающие четыре произведения, были написаны в так называемый Болдинский период. Осень 1830 года стала одним из самых продуктивных периодов творчества Пушкина, благодаря затворничеству из-за бушевавшей в Москве эпидемии холеры, Александр Сергеевич смог почти полностью погрузиться в написание произведений. Кроме того, холерный карантин нашел отражение в одном из произведения цикла, а именно в «Пире во время чумы».

Главной общей идеей цикла является попытка показать, хоть и с разных углов восприятия, но все же единую цельность нравственных законов.

Пушкин демонстрирует нам различные дороги, по которым люди нередко отходят от нравственных законов. В результате Александр Сергеевич показывает, что итогом отступления от даже самых незначительных, нравственных законов является утрата самого ценного в жизни - смысла своего бытия и существования.

Создается такое ощущение, что Пушкин сравнивает нравственный закон и человеческие законы, а также свойственные людям соблазны, взвешивая их на самых точных весах?

Что же победит? Какие человеческие соблазны, сводящие с ума, освещены в произведениях Александра Сергеевича?

В «Скупом рыцаре» главным героем является - власть. Центральная роль отводится не Барону, а его нравственному падению. Причем акцент сделан не на скупости и накопительстве, присущим Барону, а на стремлении его к власти. Ее олицетворением является золото и деньги. Он восхищается своей собственной силой. Жажда власти, неутолимая страсть негативно влияет на Барона: происходит замещение нравственных ценностей - на первом месте у него теперь стоят исключительно жажда денег и жажда власти. У него исчезают все человеческие черты, у него даже исчезает любовь к сыну. Не гнушается он и ложными обвинениями: обвиняя сына в попытке покушения на собственного отца.

А вот главным пороком «Моцарта и Сальери» является слава. Сальери всю жизнь живет, стремясь только к одной цели: славе. Однако достигнув желаемого, понимает, что цель творчества заключается не в лаврах. Природа, цель и итог творчества заключены в людях, в том, какие чувства возникают у них, когда они видят или слышат результат труда художника. Так работает Моцарт, и Сальери завидует ему. Одним только своим существованием Моцарт попирает систему ценностей, присущих Сальери. Поэтому он видит только один выход из положения: убийство Моцарта. «Моцарт и Сальери» произведение, в котором поднимается две проблемы. Помимо раскрытия ложно главной цели жизни - славы, Пушкин показывается нам одну из центральных идей многих его произведений. Мысль заключена в том, что гений и злодейство - понятия не совместимые, а взаимно исключающиеся. Злодейство - следствие безнравственного, а значит ложного пути.

В «Каменном госте» Пушкин сопоставляет волю личности одного человека и обще нравственных законов. Дон Гуан, герой-индивидуалист, сознательно попирает все эти законы. Это дает ему ощущение собственной силы, воли и власти. Принятие этих губительных для многих свойств дает Дон Гуану возможность осознанного противопоставления их Божьему промыслу. Ухаживая за Донной Анной, вдовой убитого человека, он преследует цель соревнований с самим Богом. Итогом своевольного поведения и попытки состязания с Богом является высшее наказание в лице Статуи.

В «Пире во время чумы» на одной чаше весов возлежим смерть (Чума), на другой - веселье. Осознание неминуемой смерти по пятам преследует каждое живое существо. Герои «Пира…» сами себе задают вопрос: «Зачем жить? В чем заключен смысл жизни, если ее итогом при любом исходе станет смерть?» Все герои «Пира» веселятся, пьянствуют, но праздная радость не может скрыть неумолимого смрада смерти. Именно ощущение грядущей смерти дает им толчок к еще большему веселью. Но не все герои «Пира…» окончательно умерли душой, в некоторых еще теплятся нравственные ценности. Доказательством того служит песня Мери, гимн во славу чумы, разговор со Священником, показанные как осознание Вальсингамом собственного духовного падения.

Как мы можем понять, «Маленькие трагедии» - это философский манифест Александра Сергеевича, его представление о смысле жизни, вынашиваемые им на протяжении всего его творчества, но отраженное только в небольшом цикле произведений.

Цикл «Маленькие трагедии» Пушкина, написанный в 1830 году в болдинскую осень, включает в себя четыре небольшие пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы».

Главные герои

Барон – жадный старик, смысл жизни которого заключен в накоплении богатств.

Альбер – сын барона, храбрый рыцарь.

Дон Гуан – испанский гранд, известный сластолюбец.

Дона Анна – вдова командора, в которую влюблен Дон Гуан.

Вальсингам – председатель застолья.

Моцарт – великий музыкант и композитор.

Сальери – соперник Моцарта, его завистник.

Другие персонажи

Герцог – правитель, который пытается рассудить отца и сына.

Жид Соломон – ростовщик, предлагающий Альберу отравить отца.

Лаура – любовница Дон Гуана, юная актриса.

Лепорелло – верный слуга Дон Гуана.

Скупой рыцарь

Юный рыцарь Альбер смел и отважен, но он вынужден вести полунищенское существование из-за непомерной жадности своего отца, знатного барона. На рыцарском турнире он одерживает блестящую победу над противником, но совершенно этому не рад – шлем пробит, ретивый конь хромает, а денег нет даже не то, что справить себе новое платье.

Альбер вынужден в очередной раз обратиться к жиду Соломону – ростовщику, у которого он одалживает деньги. Соломон дает совет юноше, как быстро разбогатеть, намекая на то, « что уж барону время умереть ». Он предлагает рыцарю воспользоваться услугами одного опытного аптекаря и отравить жадного отца, но юноша в ярости прогоняет ростовщика.

Альбер не видит иного выхода, кроме как обратиться за помощью к герцогу, чтобы тот повлиял на барона.

Тем временем барон спускается в подвал и наслаждается зрелищем шести своих сундуков, наполненных золотыми монетами. В золоте он видит отраду и уверенность в собственных силах. Барона печалит лишь тот факт, что после его смерти все сокровища перетекут « атласные диравые карманы » его беспутного сына.

Во время случайной встречи в герцогских покоях между отцом и сыном разыгрывается отвратительная сцена – барон обвиняет Альбера в покушении на жизнь, а горячий юноша готов сразиться с собственным отцом, защищая свою честь. Не выдержав накала страстей, скупец умирает, а изумленный герцог восклицает: « Ужасный век, ужасные сердца!».

Моцарт и Сальери

Сальери, абсолютно лишенный вдохновения и любви к искусству, делится тем, как был « труден первый шаг и скучен первый путь ». Однако ему удалось изучить в совершенстве музыкальную гармонию, подобно точным наукам. Теперь Сальери пишет музыкальные композиции на манер опытного ремесленника, подбирая тона по математическим правилам.

Однако славу трудолюбивого и настойчивого Сальери затмевает молодой и невероятно одаренный Моцарт. Он приобретает популярность не упорным трудом, а благодаря природному таланту, чем чрезвычайно раздражает Сальери. Он признает безусловный дар своего товарища – « Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь », и сокрушается о том, что Господь столь щедро отмерил талант такому недостойному гуляке как Моцарт.

Сальери уверен, что Моцарт не принесет никакой пользы искусству, и его смерть не станет трагедией для истинных знатоков музыки. Желая избавиться от опасного соперника, Сальери приглашает Моцарта в трактир, чтобы отравить его.

За столом грустный и задумчивый Моцарт признается приятелю, что ему повсюду мерещится черный человек, который « день и ночь покоя не дает ». Музыкант уверен, что это – его смерть, что бродит по пятам. Он играет свое самое прекрасное творение – «Реквием».

Сальери подсыпает яд в бокал с вином Моцарту, тот выпивает и вскоре умирает. Однако избавление от соперника не приносит удовлетворение преступнику, поскольку « гений и злодейство - две вещи несовместные »

Каменный гость

Дон Гуан, прославившийся на весь Мадрид как « хитрый искуситель » и « безбожный развратитель », тайком возвращается из ссылки в родной город. Его вина заключается в том, что по его милости погиб доблестный командор, и разгневанный король выслал дуэлянта за пределы Мадрида.

Герой, по чьей вине было сгублено столько женских судеб, недоволен жизнью в ссылке – уж слишком пресными и скучными оказались местные барышни. Он стремится в Мадрид, чтоб предаться любовным утехам со своей возлюбленной – юной актрисой Лаурой.

Тем временем ветреная Лаура в окружении своих поклонников наслаждается всеобщим вниманием. За время разлуки с Дон Гуаном она не хранила ему верность, о чем и признается при встрече с возлюбленным.

Любвеобильный повеса не слишком опечален этой новостью, поскольку его сердце уже занято прекрасной Доной Анной – вдовой командора, убитого им. Он подкарауливает женщину на кладбище у статуи супруга, и признается ей в нежных чувствах. Дона Анна пытается прекратить эту беседу, поскольку здесь « не место таким речам, таким безумствам ».

Настойчивый Дон Гуан добивается у вдовы согласия на свидание, но при этом называется другим именем. Насмешник приглашает статую командора прийти и посмотреть на то, как он будет любезничать с его супругой.

Оказавшись в покоях у Доны Анны, он готов отдать « все за единый благосклонный взгляд ». Женщины начинает поддаваться чарам опытного искусителя, но в этот момент в комнате появляется каменная статуя командора, которая жмет руку Дон Гуану и проваливается вместе с ним в преисподнюю.

Пир во время чумы

Во время сильнейшей эпидемии чумы компания из нескольких мужчин и женщин решает устроить на улице настоящий пир. Они поднимают бокалы в память об их веселом друге, который стал жертвой смертельной болезни.

Председатель этого необычного застолья – Вальсингам – предлагает Мери спеть грустную песню, что затем с удвоенной энергией пировать и веселиться. Девушка поет красивую, но очень печальную песню о своей родине, на которую обрушилась несчастья после эпидемии чумы.

Всем присутствующим по душе песня, и лишь дерзкая Луиза утверждает, что только наивные и сентиментальные люди « рады таять от женских слез ». Но, увидев телегу, груженную мертвецами, первая падает в обморок.

Вальсингам поет мрачный гимн чуме, который он сам сочинил под влиянием последних событий. К пирующим подходит священник, который призывает их прекратить веселье, поскольку их « ненавистные восторги смущают тишину гробов ».

Председатель отказывается распустить свою компанию, но священник напоминает ему о том, как он « с воплем бился » над могилами матери и любимой жены, что умерли от чумы. Даже эти доводы не принимает Вальсингам. Он остается пировать со своими приятелями, но погружается в глубокую задумчивость.

Заключение

Каждое из четырех произведений А. С. Пушкина посвящено определенной человеческой страсти, зависимость от которой никогда не приводит ни к чему хорошему.

После ознакомления с кратким пересказом «Маленьких трагедий» рекомендуем прочесть циклом в полной версии.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 64.

«Маленькие трагедии» - цикл коротких пьес , посвящены негативным человеческим страстям и порокам:

  • «Скупой рыцарь»;
  • «Моцарт и Сальери»;
  • «Каменный гость»;
  • «Пир во время чумы».

«Скупой рыцарь» краткое содержание

Престарелого рыцаря-барона скупость доводит почти до помешательства. Смысл своей жизни он видит в том, чтобы спускаться в подвал и досыпать новые пригоршни золота в свои шесть сундуков с сокровищами. Деньги барон добывает притеснениями и обманом. Жадность глушит в нём голос раскаяния. Старый рыцарь проводит целые часы, зажигая в подвале свечи и любуясь на свои сундуки.

20-летнего сына Альбера скупец держит в чёрном теле. Юноше не хватает денег ни на коня, ни на рыцарское вооружение. Альбер ненавидит отца, чья мелочность вынуждает его влезать в долги к бессердечному еврейскому ростовщику Соломону. Соломон в конце концов прекращает давать Альберу в долг и намекает, что ему было бы неплохо извести родителя отравой. Молодой рыцарь в гневе прогоняет жида, однако в глубине души чувствует: он был бы не прочь последовать его совету.

Когда скупой рыцарь и его сын случайно встречаются во дворце их общего сюзерена, герцога, взаимная вражда закипает с такой силой, что они бросаются друг на друга с оружием. Отец при этом умирает от волнения, вспоминая перед смертью лишь про ключи от сундуков.

«Моцарт и Сальери» краткое содержание

Знаменитый композитор Сальери, сухой, лишённый вдохновения человек, изучил музыкальную гармонию по типу алгебры и пишет мелодии на манер искусного ремесленника: математически подбирая тона. Но славу трудолюбивого Сальери начинает затмевать молодой Моцарт , весёлый гуляка, который достигает всего не мелочным упорством, а необыкновенным талантом. Сальери проникается к Моцарту чёрной завистью, которая поглощает всё его существо.

Он наконец решает отравить соперника и приглашает его на совместный обед в трактир. Моцарт грустно рассказывает, что предчувствует скорую свою смерть, и играет для Сальери своё новое – самое гениальное – произведение, «Реквием». Завистник подсыпает яд Моцарту в бокал. Тот выпивает его и уходит, обречённый на гибель. Но Сальери западает в душу фраза, сказанная Моцартом перед расставанием: гений и злодейство – две вещи несовместные. Получается, что злодей-убийца не может быть гением в музыке. Правота этой мысли возбуждает в душе Сальери новые страстные мучения. Убийством Моцарта он думал успокоить свою зависть – но не спасается его неё.

«Каменный гость» краткое содержание

Сцена 1

Дон Гуан, изгнанный из Мадрида за убийство соперников, но всё же тайно вернувшийся туда со своим верным слугой Лепорелло, укрывается при монастырском кладбище в окрестностях Мадрида. Вспоминая былые приключения, он собирается продолжить их, вновь проникнув в город. От монаха Дон Гуан узнаёт, что это кладбище каждый день посещает Дона Анна, вдова некогда убитого им на дуэли командора Дона Альвара де Сольва. Увидев её, решает с ней познакомиться. А пока спешит в Мадрид.

Сцена 2

В доме актрисы Лауры собрались гости: друзья и поклонники. Пение Лауры приводит гостей в восторг. Но один из гостей, Дон Карлос, узнав, что слова исполненной песни сочинены её прежним возлюбленным Дон Гуаном, приходит в бешенство - этот негодяй убил его родного брата (возможно, имеется в виду Дон Альвар)! Лаура готова прогнать дерзкого кавалера, однако гости примиряют их, и после новой песни расходятся. А Лаура решает оставить у себя вспыльчивого Дона Карлоса: он ей понравился. Их беседу нарушает появление Дон Гуана. Лаура радостно бросается к нему. Поединок неизбежен, и Дон Карлос настаивает на том, чтобы он состоялся немедленно. Соперники бьются, и Дон Гуан убивает Дона Карлоса.

Сцена 3

Убив Дон Карлоса, Дон Гуан опять в монастыре, где укрывается под видом отшельника. Каждый день к могиле мужа-командора приходит Дона Анна. Дон Гуан знакомится с ней, называясь Доном Диего де Кальвадо. Со смешанным чувством любопытства и страха слушает она его. Дона Анна соглашается принять его завтра у себя в доме. Упоенный победой Дон Гуан бросает дерзкий вызов судьбе: он приглашает на завтрашнее свидание командора с тем, чтобы тот стоял во время встречи на часах. Леденящий ужас охватывает его и Лепорелло, когда они видят, что статуя в ответ на приглашение кивает в знак согласия.

Сцена 4

Комната в доме Доны Анны. Пылкие признания не могут оставить холодным сердце молодой женщины. Но вот Дон Гуан обронил неосторожное слово о своей виновности перед Доной Анной. Нет, он не хочет касаться этой мрачной тайны, иначе Дона Анна его возненавидит! Но она настаивает, и Дон Гуан, убедившись, что успел вызвать ответное чувство, открывает своё имя. Он не раскаивается в том, что убил командора, и готов умереть от её руки. Но в сердце Доны Анны нет ненависти, она осознаёт свою ответную любовь к сопернику, убившему её мужа. Дон Гуан торжествует, но в этот момент слышатся тяжелые шаги, и вот появляется статуя командора. Дона Анна падает без чувств, а командор протягивает руку Дону Гуану, и тот, полный неукротимого азарта и бесстрашия, отвечает на рукопожатие каменной статуи, протягивая ему руку. И тут же оба проваливаются.

«Пир во время чумы» краткое содержание

Во время страшной лондонской чумы 1665 погребальные повозки тысячами везут умерших на кладбища. Повсюду раздаются стоны и плач, однако на одной из улиц несколько гуляк напоказ предаются разврату и пьянству за накрытым столом. Однако их веселье наигранно. Участники кощунственного пира лишь стараются утопить в вине печаль по родственникам и близким, которых теряют каждый день.

Одна из пирующих, желтоволосая Мери, запевает жалобную песню о чуме, но товарищи высмеивают её за «слезливость». Председатель пира, мрачный Вальсингам, встаёт с кубком и исполняет исступлённый гимн чуме. Он зовёт не проклинать, а славить великое бедствие, ибо страшная опасность возвышает человеческий дух. «Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю… Всё, всё, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья…»

Проходящий мимо священник призывает Вальсингама прекратить безбожные выходки и напоминает, как недавно он безутешно скорбел от потери любимых матери и жены. Но председатель отвечает, что невыразимое горе навсегда погубило его душу – и он не жалеет об этом. Монах молит Бога спасти Вальсингама и уходит. Пир продолжается. Председатель сидит за столом в глубокой задумчивости.

p>Творческое наследие Пушкина богато не только своими стихотворениями. В нем также существуют и небольшие драматические произведения, называемые “Маленькие трагедии”. Характер этих рассказов близок к философской лирике.

Взять, к примеру, рассказ о “Скупом рыцаре”. Само по себе название, наталкивает читателя на глубокие размышления. Эти слова никак не вписываются в понятие о рыцарстве и скупой черте характера героя. Но в этом и заключается оригинальная идея Пушкина. Он удивительно глубоко показал читателю на власть денег в европейской жизни, которая привела Барона к позору ростовщика и стяжателя.

В произведении “Моцарт и Сальери” описана тема зависти и уязвленного самолюбия. Моцарт у поэта, является воплощением жизнерадостности и открытости души, а Сальери не может смириться с этой “несправедливостью”.

В “Каменном госте” описывается образ пушкинского Дона Жуана. Его герой, является человеком Возрождения, который искренне полюбив девушку, пересматривает свои взгляды на жизнь. Даже умирая, Дон Гуан, шепчет последние слова своей любимой.

Его “Маленькие трагедии”, являются образцами реального изображения и сложного, во многих случаях противоречивого внутреннего мира человека.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Моцарт Характеристика литературного героя МОЦАРТ – центральный персонаж трагедии А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери” (1830). Пушкинский М. столь же далек от реального Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), сколь и весь сюжет трагедии, основанный на легенде (ныне опровергнутой), будто Моцарт был Read More ......
  2. Александр Сергеевич Пушкин задумал написать 13 трагедий. Были закончены 4: “Скупой рыцарь”, “Каменный гость”, Пир во время чумы”, “Моцарт и Сальери”. Слово “маленькие” указывает на сокращенный объем – 3 сцены. Действие трагедии начинается в самый напряженный момент, доводится до кульминации Read More ......
  3. Анализируя диалоги и монологи, составляющие большую часть структуры этой “маленькой трагедии”, можно поставить под сомнение, что пушкинский Сальери убил Моцарта из зависти. Ведь если исходить из текста трагедии, а не из истории реальных прототипов, то поражает несоответствие между высказанным вслух, Read More ......
  4. Моцарт и Сальери В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству, что, будучи ребенком, он плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковного Read More ......
  5. “Пир во время чумы” и другие “маленькие трагедии” А. С. Пушкин писал в 1830 году, во время своего пребывания в Бол-дине. Эту тему поэт избрал не случайно – его пребывание в Болдине совпало с распространением эпидемии холеры, от заболевания которой Read More ......
  6. “Маленькие трагедии” посвящены изображению души человека, захваченной всепоглощающей и разрушительной страстью скупостью (“Скупой рыцарь”), завистью (“Моцарт и Сальери”), чувственностью (“Каменный гость”). Герои Пушкина Барон, Сальери, Дон Жуан незаурядные, мыслящие, сильные натуры. Именно потому внутренний конфликт каждого из них окрашен ПОДЛИННЫМ Read More ......
  7. Маленькие сказки Почему кит ест только мелких рыбок Когда кит съел всю рыбу, маленькая хитрая рыбка описала ему всю прелесть закуски-человека и рассказала, где его найти, но предупредила, что человек – беспокойное создание. Кит проглотил моряка вместе с его плотом Read More ......
  8. Паж, или Пятнадцатый год Герой стихотворения легкомысленный мальчишка – паж Керубино. Об этом можно судить даже из эпиграфа, в котором указывается его возраст. Керубино гордо рассказывает, что ему скоро уже 15 лет исполниться и он считает себя взрослым. Над губой Read More ......
Краткое содержание Маленькие трагедии Пушкин

Где он задержался из-за холерного карантина.

На рукописях Александр Сергеевич оставил пометки, которые позволяют нам говорить о более-менее точных «днях рождения» пьес: 23 октября закончена работа над «Скупым рыцарем», 26-го - над «Моцартом и Сальери», 4 ноября - над «Каменным гостем», а 6 ноября - над «Пиром во время чумы».

Этот цикл до сих пор является загадкой для пушкинистов. Каждая из пьес - будто отрывок из утерянного произведения большой формы, но в этом отрывке предельно сконцентрированы суть конфликта и философия персонажей.

В случае «Маленьких трагедий» Пушкин явно мистифицировал читателя. Например, «Скупого рыцаря» он выдал за «Сцены из ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight», хотя такого произведения у поэта Шенстона нет вовсе. А «Пир во время чумы» действительно перевод фрагмента трагедии Вильсона «Город чумы» (как и было обозначено Пушкиным в подзаголовке), но перевод столь вольный и превосходящий оригинал, что практически можно говорить о «Пире» как о самостоятельном произведении.

В одном ученые сходятся: «Маленькие трагедии» - эпическая фреска, на создание которой поэта вдохновили размышления о европейской культуре (ее частью стала ощущать себя и русская культура пушкинской поры). В композиции цикла угадывается намерение «поиграть» с культурными мифами разных эпох: «Скупой рыцарь» - это Средневековье, «Каменный гость» - Возрождение, «Моцарт и Сальери» - Просвещение, а «Пир во время чумы» формально является переводом драматической поэмы Вильсона - поэта британской «озерной школы» эпохи романтизма.

«Скупой рыцарь»

«Каменный гость»

«Моцарт и Сальери»

«Пир во время чумы»

Сценическая судьба «Маленьких трагедий» начала складываться еще при жизни Пушкина. 27 января 1832 года в Петербурге представили «Моцарта и Сальери», но успеха не случилось: трагедию сыграли во время съезда гостей, которые приобрели билеты на водевили Шаховского... Премьера «Скупого рыцаря» была назначена на 1 февраля 1837 года, но за три дня до того скончался раненный на дуэли Пушкин, и спектакль был отменен. Вообще, «Маленькие трагедии» нельзя причислить к самым востребованным произведениям отечественной сцены. С момента первых опытов и по сей день над ними витает проклятье «несценичности». Тем ценнее отважные попытки найти театральный эквивалент оригинальным драматическим опытам Пушкина.

Упорно штурмовали «Маленькие трагедии» в Александринском театре (носящем, кстати, имя А.С. Пушкина). В 1962 году там вышел спектакль «Маленькие трагедии», к которому режиссер Леонид Вивьен шел несколько десятилетий. В спектакле были заняты прекрасные актеры - Николай Черкасов, Николай Симонов, Лидия Штыкан, Владимир Честноков, Нина Мамаева, но критики отмечали, что части постановки не получились равноценными. «Слабым звеном» спектакля Вивьена признали «Каменного гостя», а «Моцарта и Сальери», «Скупого рыцаря» сочли удачными опытами интерпретации пушкинских пьес. Спектакль жил на сцене Александринского театра долго, претерпевал обновления и вводы новых актеров.

Мы предлагаем вашему вниманию как видеоверсию целого спектакля (запись 1966 года), так и снятые позднее для телевидения отдельные «трагедии» («Маленькие трагедии. Скупой рыцарь. Моцарт и Сальери» 1971 года и «Каменный гость» 1971 года). Также в нашей коллекции - запись спектакля ГАБТа «Моцарт и Сальери» по одноименной одноактной опере Н. Римского-Корсакова (1981).

Больше везло «Маленьким трагедиям» с киноинтерпретациями. В 1979 году на телеэкраны вышел трехсерийный фильм Михаила Швейцера, где сюжеты и тексты трагедий оригинально присвоены Импровизатору из пушкинской повести «Египетские ночи». Вообще, «Маленькие трагедии» Швейцера - интересный коллаж из многих произведений Пушкина - и поэтических, и прозаических. Назовем лишь несколько имен актеров и их персонажей. Роль Дона Гуана в картине Швейцера стала последней киноролью Владимира Высоцкого. Наталья Белохвостикова сыграла Донну Анну, а Матлюба Алимова - Лауру. Валерий Золотухин - Моцарта, а Иннокентий Смоктуновский - Сальери. Центрует прихотливую композицию «Маленьких трагедий» Швейцера Импровизатор в исполнении Сергея Юрского.