» »

Солженицын «Матрёнин двор» – образ главной героини. Цитаты Матренин двор главные герои описание

04.07.2020

как раскрывается характер главной героини в рассказе матренин двор и получил лучший ответ

Ответ от Ketpol[гуру]
«Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»)
Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе “Матренин двор”. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы о совсем неприметной и обычной послевоенной жизни русской деревни. Но Солженицын сумел одним из первых определить в русской литературе второй половины двадцатого века круг тем и проблем “деревенской прозы”, до этого не поднимаемых или замалчиваемых. И в этом смысле рассказ “Матренин двор” занимает совершенно особое место в отечественной литературе.
В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу. В центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за “палочки”. Замуж она вышла еще до революции и с первого же дня семейной жизни принялась за домашние хлопоты. Рассказ “Матренин двор” начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены. Его рассказ - спокойный и насыщенный разного рода деталями и подробностями - придает всему описываемому особую жизненную глубину и достоверность: “Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад - просто в Россию”.
Матрена Васильевна - одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина. Жила она одна в большом старом доме. “Строено все было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти”. Тема родного дома, очага именно в этом произведении Солженицына заявлена очень остро и определенно.
Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться Россия.
Она очень много страдала от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. И лишь любовь и привычка к постоянному труду спасали эту женщину от каждодневной тоски и отчаяния. “Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.
Не накопив “богатства” и не нажив какого-либо “добра”, Матрена Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Она явилась редким человеком с безмерно доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду. Так, ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у нее самой были неотложные дела. Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить “свое” добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.
“Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет.. . А для Матрены было это - конец жизни”. Во второй части рассказа читатель узнает о молодост

Анализ рассказа «Матренин двор» включает в себя характеристику его персонажей, краткое содержание, историю создания, раскрытие главной мысли и проблем, которые затронул автор произведения.

По утверждению Солженицына, рассказ основан на реальных событиях, «полностью автобиографичен».

В центре повествования – картина жизни русского села 50-х гг. ХХ века, проблема деревни, рассуждения на тему главных человеческих ценностей, вопросы добра, справедливости и сострадания, проблема труда, умение пойти на выручку ближнему, который оказался в трудной ситуации. Всеми этими качествами обладает праведник, без которого «не стоит село».

История создания «Матрёнина двора»

Изначально заглавие повести звучало так: «Не стоит село без праведника». Конечный вариант был предложен на редакционном обсуждении в 1962 году Александром Твардовским. Писатель отметил, что смысл названия не должен быть нравоучительным. В ответ Солженицын добродушно заключил, что ему не везет с названиями.

Александр Исаевич Солженицын (1918 — 2008)

Работа над рассказом велась в течение нескольких месяцев – с июля по декабрь 1959 года. Написал его Солженицын в 1961 году.

В январе 1962 года во время первого редакционного обсуждения Твардовский убеждал автора, а заодно и самого себя в том, что произведение не стоит печатать. И все же рукопись он попросил оставить в редакции. В итоге рассказ увидел свет в 1963 г. в «Новом мире».

Примечательно, что жизнь и смерть Матрены Васильевны Захаровой отражены в этом произведении максимально правдиво – именно так, как это было на самом деле. Настоящее название деревни – Мильцево, находится она в Купловском районе Владимирской области.

Критики тепло встретили работу автора, высоко оценив ее художественную ценность. Суть произведения Солженицына очень точно охарактеризовал А. Твардовский: необразованная, простая женщина, рядовая труженица, старая крестьянка… разве может такой человек привлекать столь большое внимание и любопытство?

Может, потому что ее внутренний мир очень богат и возвышен, наделен лучшими человеческими качествами, и на его фоне тускнеет все мирское, материальное, пустое. За эти слова Солженицын был очень признателен Твардовскому. В письме к нему автор отметил важность его слов для себя, а также указал на глубину его писательского взгляда, от которого не утаилась основная мысль произведения – история о любящей и страдающей женщине.

Жанр и идея произведения А. И. Солженицына

«Матренин двор» относится к жанру рассказа. Это повествовательный эпический жанр, основными признаками которого является малый объем и единство события.

Произведение Солженицына повествует о несправедливо жестокой судьбе простого человека, о быте деревенских жителей, о советских порядках 50-х годов прошлого века, когда после смерти Сталина осиротевший российский народ не понимал, как ему жить дальше.

Повествование ведется от лица Игнатьича, который на протяжении всего сюжета, как нам кажется, выступает лишь в роли отвлеченного наблюдателя.

Описание и характеристика главных героев

Список действующих лиц рассказа немногочисленный, сводится он к нескольким персонажам.

Матрена Григорьева – женщина преклонных лет, крестьянка, которая всю жизнь проработала в колхозе и которую освободили от тяжелого ручного труда ввиду серьезной болезни.

Она всегда старалась помогать людям, пусть даже незнакомым. Когда рассказчик приходит к ней, чтобы арендовать жилье, автор отмечает скромность и бескорыстие этой женщины.

Матрена никогда не искала жильца намеренно, не стремилась нажиться на этом. Все ее имущество состояло из цветов, старой кошки и козы. Самоотверженность Матрены не ведает границ. Даже ее супружеский союз с братом жениха объясняется желанием помогать. Так как мать у них умерла, работу по дому выполнять было некому, тогда Матрена взяла на себя эту ношу.

У крестьянки родилось шестеро детей, но все они умерли в раннем возрасте. Поэтому женщина занялась воспитанием Киры, младшей дочери Фаддея. Матрена работала с раннего утра да позднего вечера, но никогда и ни перед кем не выказывала своего недовольства, не жаловалась на усталость, не роптала на судьбу.

Ко всем она была добра и отзывчива. Она никогда не жаловалась, не хотела быть для кого-то в тягость. Подросшей Кире Матрена решала отдать свою горницу, но для этого нужно было разделить дом. Во время переезда вещи Фаддея застряли на железной дороге, и женщина погибла под колесами поезда. С этого момента не стало человека, способного на бескорыстную помощь.

Тем временем родственники Матрены думали только о наживе, о том, как разделить вещи, оставшиеся от нее. Крестьянка сильно отличалась от остальных жителей деревни. Это был тот самый праведник – единственный, незаменимый и такой незаметный для окружающих людей.

Игнатьич является прототипом писателя. В свое время герой отбывал ссылку, затем его оправдали. С тех пор мужчина задался целью отыскать тихий уголок, где можно провести остаток жизни в покое и безмятежности, работая простым школьным учителем. Свое пристанище Игнатьич нашел у Матрены.

Рассказчик – закрытый человек, которому не нравится излишнее внимание и долгие разговоры. Всему этому он предпочитает тишину и покой. Между тем с Матреной ему удалось найти общий язык, однако в силу того, что в людях он разбирался плохо, смысл жизни крестьянки он смог постичь только после ее смерти.

Фаддей – бывший жених Матрены, брат Ефима. В юности он собирался на ней жениться, но ушел в армию, и вестей о нем не было три года. Тогда Матрену отдали замуж за Ефима. Вернувшись, Фаддей чуть было не зарубил топором брата и Матрену, но вовремя образумился.

Герой отличается жестокостью и несдержанностью. Не дождавшись смерти Матрены, он стал требовать у нее часть дома для дочери с мужем. Таким образом, именно Фаддей виноват в гибели Матрены, которая попала под поезд, помогая родным растаскивать свой дом по частям. На похоронах его не было.

Рассказ поделен на три части. В первой говорится о судьбе Игнатьича, о том, что он является бывшим заключенным и теперь работает школьным учителем. Сейчас он нуждается в тихом пристанище, которое с удовольствием предоставляет ему добрая Матрена.

Во второй части рассказывается про тяжелые события в судьбе крестьянки, про юность главной героини и о том, что война забрала у нее возлюбленного и ей пришлось связать свою судьбу с нелюбимым человеком, братом ее жениха.

В третьем эпизоде Игнатьич узнает о смерти бедной крестьянки, рассказывает о похоронах и поминках. Родственники выдавливают из себя слезы, потому что того требуют обстоятельства. В них нет искренности, их мысли заняты лишь тем, как выгодней для себя разделить имущество погибшей.

Проблемы и аргументы произведения

Матрена – человек, который не требует награды за свои светлые дела, она готова на самопожертвование ради блага другого человека. Ее не замечают, не ценят и не стараются понять. Вся жизнь Матрены полна страданий, начиная с юности, когда ей пришлось соединить судьбу с нелюбимым человеком, пережить боль утраты, заканчивая зрелостью и старостью с их частыми болезнями и тяжелым ручным трудом.

Смысл жизни героини – в тяжелом труде, в нем она забывает обо всех горестях и проблемах. Отрадой для нее является забота о других, помощь, сострадание и любовь к людям. В этом и заключается основная тема рассказа.

Проблематика произведения сводится к вопросам нравственности. Дело в том, что в деревне материальные ценности ставятся выше духовных, они превалируют над человечностью.

Сложность характера Матрены, возвышенность ее души недоступны для понимания алчных людей, окружающих героиню. Ими движет жажда накопительства и наживы, которая застилает им взор и не дает увидеть доброту, искренность и самоотверженность крестьянки.

Матрена служит примером тому, что сложности и тяготы жизни закаляют сильного духом человека, сломить его они неспособны. После гибели главной героини все, что она выстраивала, начинает рушиться: дом растаскивают по кускам, разделяют остатки жалкого имущества, двор оставляют на произвол судьбы. Никто не видит, какая ужасная потеря произошла, какой прекрасный человек покинул этот мир.

Автор показывает бренность материального, учит не судить людей по деньгам и регалиям. Истинный смысл заложен в нравственном облике. Он сохраняется в нашей памяти даже после смерти человека, от которого исходил этот удивительный свет искренности, любви и милосердия.

Рассказ «Матренин двор» Солженицын написал в 1959 году и сначала назвал его «Не стоит село без праведника». Со свойственной ему прямотой писатель охарактеризовал главную героиню и дал оценку ее односельчанам уже в названии, но позднее ему, видимо, показалось, что это слишком буквально. Однако идея сохранилась, и первоначальный вариант наименования – надежное подспорье читателю в понимании авторского замысла.

Почему же Матрена – праведница? Даже если и так, скептик скажет, что образ получился неправдоподобно аскетичным и приторно благонамеренным. Но он не придуман: Матрена – реально существующая женщина из деревни Владимирской области, в которой автор какое-то время жил. Солженицын хорошо знал ее и был осведомлен о трагической судьбе. Впрочем, в ту эпоху все судьбы носили отпечаток страдания. Именно поэтому нельзя сказать, что героиня слишком идеализирована автором, ведь он с журналистской педантичностью фиксировал всевозможную информацию и был, скорее, публицистом, чем писателем. Его рассказ можно сравнить с работой Светланы Алексиевич, Нобелевского лауреата 2015 года, которая интервьюировала ветеранов и написала масштабный труд «У войны не женское лицо». Солженицын столь же ответственно и четко отображает тяготы целой страны в судьбе одной женщины. Нам, живущим в довольстве и благополучии, не понять ее стремления раздать себя всем нуждающимся, вырвать сердце, лишь бы помочь другим. Сложно поверить, что были такие героические и вместе с тем чудаковатые люди, не окруженные ореолом славы за свои молчаливые, неузнанные подвиги. Все ее дети умерли, личная жизнь разбита войной, но в ней все еще жива материнская любовь к ближним, хотя они этого и не ценят. Праведность героини в том, что ее чувство не нуждается в награде ответным чувством.

Главный мотив произведения – непонятая возвышенная душа. Без нее не может стоять не только село, но и весь мир. Только она, нищая и немощная, спасает окружающий мир от окончательного разрушения. Алчные и забитые люди уже ненавидят друг друга, ищут, как бы нажиться на скромном добре соседа, а не возможности помочь ему. Поэтому гибель главной героини особенно трагична: после ее исчезновения мир обречен. Солженицын ссылается на библейское предание о Содоме и Гоморре: Бог не нашел в городах и десяти праведников, поэтому они были уничтожены. Та же горькая доля, по мнению автора, уготована селу без праведницы.

Кроме того, в произведении обозначена тема жизни советской деревни 50 годов прошлого века. Старая, одинокая женщина выбивается из сил, пытаясь хотя бы прокормить себя. Топлива нет, сена накосить негде, все односельчане вынуждены воровать торф, надрываясь и рискуя получить срок. «Спина у меня никогда не заживает» — сетует Матрена. От власти кормильцам родины нет никакой поддержки, зато бюрократию чиновники умудрились организовать даже в полевых условиях:

«Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались…»

«Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти» — вот как рассказчик подводит итог этой жизни. Матрену никто не понимал, никто не ценил, бескорыстие ей вменяли в вину, а добротой беззастенчиво пользовались. Выполняя «мужицкую работу», женщина не жаловалась и безропотно переносила чужое бремя. В этом и был смысл ее жизни, в основе которой лежит христианская мораль: смирение, самопожертвование и безоглядная любовь ко всем людям.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Матренин двор». Старая деревенская женщина, которая живет одна и не получает ни от кого поддержки, но сама постоянно и бескорыстно помогает людям.

История создания

Рассказ «Матренин двор» Солженицын написал в 1959 году, а первая публикация состоялась в 1963 году в литературном журнале «Новый мир». Солженицын первоначально дал рассказу название «Не стоит село без праведника», однако редакция журнала настояла на изменении названия, чтобы не столкнуться с проблемами со стороны цензуры.

Работать над рассказом писатель начал летом 1959 года, когда гостил у друзей в одном из крымских поселков. К зиме рассказ уже был окончен. В 1961 году автор отправил рассказ , главному редактору журнала «Новый мир», но тот посчитал, что рассказ в печать выпускать нельзя. Рукопись обсудили и на некоторое время отложили в сторону.

Тем временем вышел рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который имел большой успех у читающей публики. После этого Твардовский решил еще раз обсудить с редакцией возможность выпуска «Матрениного двора», и рассказ стали готовить к печати. Название рассказа было заменено перед публикацией по настоянию главного редактора, однако это не спасло текст от волны споров, которая поднялась в советской прессе после выхода журнала.


Иллюстрация к рассказу Солженицына "Матренин двор"

Творчество Солженицына долгое время замалчивалось, и только в конце 80-х годов ХХ века тексты писателя снова начали публиковаться в СССР. «Матренин двор» стал первым рассказом Солженицына, который был опубликован после большого перерыва. Рассказ вышел в журнале «Огонек» в 1989 году громадным тиражом в три миллиона экземпляров, однако публикация не была согласована с автором, поэтому Солженицын назвал ее «пиратской».

Рассказ «Матренин двор»

Полное имя героини - Матрена Васильевна Григорьева. Это одинокая женщина шестидесяти лет, бедная вдова, в доме которой не было даже радио. Когда Матрене было 19 лет, к ней посватался соседский парень Фаддей, однако свадьба не состоялась, потому что началась Первая мировая война, Фаддея забрали воевать, и тот пропал без вести.


Через три года героиня выходит замуж за Ефима, младшего брата Фаддея. И уже после свадьбы внезапно выясняется, что Фаддей жив - тот возвращается домой из плена. Скандала, однако, не выходит. Фаддей прощает брата и несостоявшуюся жену и женится на другой девушке.

Муж Матрены пропал в начале Второй мировой войны, и с той поры на момент рассказа прошло уже двенадцать лет. При этом Ефим, вероятно, не погиб, а попросту воспользовался ситуацией, чтобы не возвращаться к нелюбимой жене, и после войны жил где-то в другом месте с другой женщиной.

У Фаддея остается младшая дочь Кира, которую одинокая Матрена берет на воспитание. Девочка живет у героини десять лет, и та заботится о Кире, как о родной, а незадолго до появления съемщика выдает замуж в другое село за молодого машиниста.


Героиня живет одна в деревне Тальново где-то в средней полосе СССР. Никто не помогает пожилой женщине, Матрене не с кем поговорить. В свое время у героини было шестеро детей, но те один за другим поумирали еще в младенчестве.

Единственным человеком на всю деревню, с которым Матрена общалась, была подруга Маша. Они близко дружили еще со времен юности. Маша была искренне привязана к Матрене и приходила ухаживать за козой и избой, когда сама героиня недужила. Из родственников у Матрены остались три младшие сестры, которые мало интересовались судьбой героини.

Героиня носит «неопределенное темное тряпье» и «старческие слинявшие платочки», выглядит больной и замученной. У Матрены кругловатое морщинистое лицо нездорового желтого цвета и мутные блекло-голубые глаза. Время от времени с героиней приключаются приступы неизвестной болезни, когда Матрена двое-трое суток не может встать с постели и даже пошевелиться. В такие периоды героиня не ест и не пьет, никакой медицинской помощи не получает, однако и не жалуется на тяжелое состояние, просто пережидая очередной «приступ».


Героиня до последнего работала в колхозе, и отпустили Матрену оттуда, только когда та совсем разболелась. При этом старушке не платили пенсию, возможности заработать у Матрены не было, а родственники вспоминали о героине редко и практически не помогали. Жизнь героини наладилась, когда у нее появился съемщик - собственно, рассказчик, от лица которого ведется повествование. Рассказчик платит героине за постой, плюс той же зимой Матрене впервые в жизни начинают выплачивать пенсию, и у старушки появляются деньги.

Разжившись деньгами, героиня заказывает новые валенки, покупает телогрейку и из ношеной железнодорожной шинели заказывает пошить пальто у деревенского портного. Тот шьет героине «славное пальто» на ватной подкладке, какого «за шесть десятков лет» героиня ни разу не видела.

Дом у героини старый и небольшой, однако рассказчику в нем вполне хорошо. В доме женщина держит множество фикусов в горшках и кадках, которые «заполняют одиночество» героини.


Иллюстрации по мотивам рассказа "Матренин двор"

При всем своем одиночестве Матрена по характеру общительная женщина, простая и сердечная, тактичная и деликатная. Героиня не досаждает съемщику расспросами и не мешает работать по вечерам. Рассказчик отмечает, что Матрена даже ни разу не спросила, был ли тот женат. Хлопоча по дому, Матрена старается не шуметь, чтобы не побеспокоить постояльца.

Героиня живет скромно и в ладах с собственной совестью. При этом Матрена мало интересуется хозяйством и не стремится обустраивать дом. Не держит скотину, потому что не любит ее выкармливать, не бережет вещи, однако и не стремится их приобретать, равнодушна к одежде и собственному внешнему образу. Из всего хозяйства у Матрены были только грязно-белая коза и кошка, которую героиня приютила из жалости, потому что кошка была старой и колченогой. Козу героиня доит и добывает для той сено.


"Матренин двор" на сцене театра

При том, что героиня не озабочена хозяйством и равнодушна к собственному быту, она никогда не жалеет ни имущества, ни собственного труда и охотно помогает посторонним людям просто так, не требуя за это денег. Вечером к героине могла зайти соседка или дальняя родственница и потребовать, чтобы Матрена шла с утра помогать копать картошку, - и женщина безропотно шла делать, что сказали. При этом героиня не завидует чужому достатку, ничего не хочет для себя и отказывается брать за собственную работу деньги.

Героиня много работает, чтобы не думать о несчастьях. Матрена встает в четыре-пять утра, сама ходит с мешком за торфом и работает на огороде, где выращивает исключительно картошку. При этом земля у героини не плодородная, песчаная, а удобрять и приводить огород в порядок Матрена отчего-то не желает, равно как и выращивать там что-то, кроме картошки. Зато ходит в дальний лес по ягоды и таскает вязанки дров – летом на себе, зимой на салазках. Несмотря на тяжелую и неустроенную жизнь, сама Матрена считала себя счастливым человеком.


Иллюстрация к рассказу "Матренин двор"

Матрена - суеверная и, вероятно, верующая женщина, однако героиню никогда не видели молящейся или крестящейся на публике. Героиня испытывает непонятный страх перед поездами, а также боится пожаров и молний. В речи Матрены звучат редкие и устаревшие слова, это «народная речь», наполненная диалектизмами и экспрессией. При всей своей необразованности, героиня любит музыку и с удовольствием слушает по радио романсы . Непростая биография Матрены заканчивается трагической смертью под колесами поезда.

Цитаты

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
«ЧтÓ на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою - как самой дешевой ею откармливали свиней и мешками брали)».
«Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода политика. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».