» »

Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание. «Я тебя выбрал». Пути раскаяния и спасения Раскольникова и Сони Мармеладовой Кто спасает раскольникова

23.06.2020

Б.Тихомиров. «Лазарь! Гряди вон» - лучшее, что есть о романе "Преступление и наказание".

Описание книги:
Роман Ф.М. Достоевского был опубликован более 140 лет назад. За время его полуторавекового изучения накоплено значительное количество ценных наблюдений, предложены различные прочтения и интерпретации.
Одна из главных задач, поставленных в книге - собрать всё наиболее ценное, плодотворное, необходимое современному читателю, что наработано несколькими поколениями исследователей романа. Это не просто конгломерат чужих наблюдений, соображений, цитат.
Сделанное предшественниками подвергнуто критическому анализу, осуществлённому с точки зрения современного научного видения творчества Достоевского, обобщено и выстроено с единых методологических позиций.

Отрывок для урока
«Я тебя выбрал». Пути раскаяния и спасения Раскольникова и Сони Мармеладовой


В мире Достоевского «легче» принести себя в жертву близким. Но возможно ли, если ты не «подлец-человек», такую жертву принять?! и продолжать считать себя человеком?! Великая жертва любви, которую проносит Сонечка близким, объективно подталкивает Мармеладова к самоубийству, Катерину Ивановну – к сумасшествию. Такова художественная логика романа-трагедии…

Раскольников и Сонечка потому и «сходятся» у Достоевского за чтением евангельского рассказа о «величайшем чуде» воскресения, воспринимая его (пусть и существенно по-разному) как непосредственно относящееся к их личности, их судьбе, - что, самоопределяясь в трагедийной ситуации диаметрально противоположно – один на путях преступления, другая на путях христианской жертвы, они оба равно мучительно переживают (пусть опять существенно по-разному) свое состояние как состояние смерти. И эта констатация, пожалуй, самое глубокое обнаружение принципиальной трагедийности мира романа. Логически неизбежно (хотя в романе это не показано) идет к гибели Соня, не слушая никаких доводов разума, и Раскольников, слушаясь только разума…
Роман Достоевского - это христианская трагедия, где смерть чревата воскресением. Больше того, смерть является необходимым условием воскресения, ибо христианская идея воскресения не есть идея возвращения старой жизни, идея «реанимации», но – идея нового рождения через смерть. И эта идея – сокровенная сердцевина художественной концепции «Преступления и наказания». «Достоевский свидетельствует о положительном смысле прохождения через зло, через бездонные испытания и последнюю свободу…Отпадение, раздвоение, отщепенство никогда не являлись для Достоевского просто грехом, это для него также – путь…зло должно быть преодолено и побежден, но оно дает обогащающий опыт возможность преодолеть его изнутри, а не внешне лишь бежать от него и отбрасывать его, оставаясь бессильным на его темной стихией». (Н.Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства».)
С раскольниковского поклона-поцелуя – «за великое страдание твое» и начинается в романе воскресение находящейся на грани отчаяния героини. Только через Раскольникова, его глазами смогла героиня взглянуть на себя со стороны – увидеть и оценить значение своего страдания как искупления. И это оказывается воистину спасительным для нее. Но необходим и такой герой, как Раскольников, который в себе несет бездну страдания, чтобы он мог оценить страдание Сонечки, увидеть в нем символ страдания всего человечества и преклониться перед ним. В чем сокровенный смысл Сонечкиного призыва? У Достоевского мораль – не только, с одной стороны, система ограничений и запретов («не убий», «не укради», «не прелюбодействуй»), и не только христианские сострадание и любовь – с другой. Мораль – это и великий всеобщий связующий закон. Герои писателя открывают это самой своей трагической судьбой. Раскольников, взрывая в своей идее моральный закон как преграду на пути преступления, утверждаясь в «праве на кровь», по существу, еще до убийства порывает духовные связи с миром, с Богом….
Сонечка же, вынужденная «переступить», но мучительно страдающая от осознания своей греховности, тем самым, страданием своим, свидетельствует, что и за чертой моральный закон для нее непреложен, свят, всецело сохраняя свое абсолютное значение. Страдание «до чудовищной боли» оказывается здесь единственно возможной формой сохранения героиней и «в грехе» духовного единства с людьми. Поэтому в романе именно Соня указывает измученному нравственной пыткой герою путь восстановления разрушенных преступлением связей с миром, с Богом, путь спасения…Герой мучительно страдает на протяжении всего романа, но такого страдания, к которому призывает его Соня, страдания – самоосуждения, страдания-раскаяния он не знает вплоть до финала…
В основе страдания-самоосуждения Сонечки лежит ее глубокое убеждение в абсолютности, божественном происхождении моральных норм. Раскольников же, по его собственным словам, «принцип убил», разрушил в своих теоретических построениях религиозно-нравственный абсолют, не только пришел к убеждению относительности моральных норм, но и к пониманию морали как «зла»… Теория в своих глубинных основаниях владеет героем и на каторге…Именно «мысль», философская теория Раскольникова и лишает героя возможности самоосуждения, которого он теперь так страстно взыскует. И здесь за Сонечкой преимущество наивного, не затронутого миропонимания…

  1. Бунт Раскольникова.
  2. Нравственная чистота Сони Мармеладовой.
  3. Духовное возрождение Раскольникова.

Поступок Раскольникова произошел не спонтанно. Эту идею молодой человек вы-нашивал в течение нескольких недель. Убийство - это бунт Раскольникова против существующего в то время порядка. Главный герой убежден, что человек" в таком обществе не может быть не преступен. Поэтому он предпочитает играть по правилам этого мира. Молодой человек делит всех на «право имеющих» и «вошь». Безусловно, он старается доказать, и, прежде всего самому себе, что относится именно к первой категории. Поэтому, подготавливая убийство старухи-процентщицы, он уверен, что принесет этим только благо окружающим. Однако в жизни происходит совсем не так, как задумывалось. Раскольникову приходится убить не только старуху, но и ее случайно появившуюся сестру и еще не рожденного ребенка. Главный герой практически незамеченным покидает место преступления, однако не в состоянии воспользоваться украденными вещами. Раскольников ругает себя за малодушие, однако приходит в полицию с повинной. Бунт главного героя полностью «отрезает» его от прошлого. Осознание своего поступка приводит к дистанцированию от людей настолько, что Родион не решается даже обнять сестру и мать при встрече.

Соня Мармеладопа противопоставлена Родиону. В ее образе воплотилась идея Достоевского о «грязи физической» и «нравственной грязи». Молодая девушка вынуждена торговать своим телом для того, чтобы прокормить своих сводных сестер и брата. Несмотря на «физическую грязь», в Которой приходится существовать главной героине, она сумела сохранить свою нравственную чистоту. Соня смиряется со своей долей. Страдание только укрепляет ее веру. Однако она считает, что Бог не допустит, чтобы ее сестренки повторили ее жизнь. Соня жертвует собой ради семьи. Однако сердце этой девушки не ожесточается.

Соня любит и жалеет своего непутевого пьяницу-отца и даже иногда дает ему деньги. Она жалеет жену отца, Катерину Ивановну и ее детей.

Нравственная чистота девушки не может быть не замечена окружающими людьми. Мачеха первая заступается за Соню, когда Лужин обвиняет ее в воровстве. Она говорит о том, что он и мизинца ее не стоит. Катерина Ивановна понимает, на какую жертву пошла падчерица ради чужих детей и как тяжело ей мириться с окружающей действительностью. Соню любила случайно убитая Раскольниковым Ли-завета. Впоследствии в остроге заключенные именно к этой девушке станут относиться с сочувствием и пониманием. Когда девушка узнает о поступке Родиона, она упрашивает его пойти на перекресток и покаяться в содеянном. Она полностью не согласна с теорией Раскольников. «Это человек-то вошь?» - недоумевает Соня. Для нее человек - это создание Божье, и только Бог вправе распоряжаться его судьбой. Девушка воспринимает несправедливые правила этого мира только как испытания, которые закаляют душу и делают человека только лучше, чище. Соня не отталкивает главного героя, наоборот, она проникается к нему жалостью: «Что это вы над собой сделали?» Девушка чувствует, что в глубине души Раскольников совершенно другой человек, чем представляется окружающим. Она верит, что Родион по сути своей не злой человек: отдал последние деньги Катерине Ивановне, спас двоих детей во время пожара, около года содержал больного сокурсника. Но он запутался. Его идея представляется ей что-то вроде болезни, которая обязательно пройдет. Соня полюбила Раскольникова и всей душой ждала его выздоровления. Именно поэтому девушка настаивала на добровольном признании Родиона. По ее мнению, нельзя носить в душе такой грех. Только раскаявшись, можно ожидать прощения.

В эпилоге автор кратко повествует о дальнейшей жизни главных героев. Однако основное внимание обращено на Раскольникова и Соню, которая отправилась за ним на каторгу. Долгое время герой не чувствует своей вины за содеянное, наоборот, он упрекает себя только в том, что оказался слаб и сделал явку с повинной. Переломным моментом явилась болезнь главного героя. Даже в бреду в Раскольни-кове совершалась душевная борьба. Ему казалось, что весь мир заселен микробами или духами, которые заражают людей. Именно эти существа делают окружающих сумасшедшими и бесноватыми. Люди просто не понимают, что больны, считая свое мнение самым правильным. Родиону казалось, что, заражаясь, человек сам начинает убивать, пожирать окружающих. Поборов болезнь, Раскольников уже чувствует свое обновление. Его чувства обостряет весть о том, что Соня болеет. Он стремиться увидеть ее. Во время свидания с девушкой Родион вдруг понимает, что любит ее. Он осознает, сколько страданий принес ей, поэтому бросается к ее ногам и плачет. Раскольников наконец-то полностью раскаивается в содеянном. Это приносит ему духовное облегчение и позволяет повернуться лицом к новой жизни. Безусловно, немаловажную роль в «выздоровлении» главного героя сыграла Соня.

есть сочинение по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Спасла ли Соня Раскольникова? В чём смысл эпилога? и получил лучший ответ

Ответ от P@fnut`ya[мастер]
Объяснаю популярно: смысл эпилога в том, что Раскольников благодаря единению с природой и
беззаветной любви и заботе Сони спасается от своих бредовых идей о "право имеющих" и прочих
забавных товарищах. Одна из самых крутых фишек, что в конце эпилога автор упоминает о Евангелии, лежащем у г-на Раскольникова под подушкой, чем хотел подчеркнуть, что вера- один из путей спасения не только Родиона, но и всех нас.
Короче, Достоевский-первый медиапроповедник Всея Руси. Круче него только Джойс Майр! =)
Источник: шиза

Ответ от TriPS [эксперт]
Соня спасла Раскольникова в том смысле, что облегчила участь Раскольникова, облегчила его страдания


Ответ от Mona_Liza_Overdrive [эксперт]
в принципе, Достоевский - действительно один из самых наиболее религиозных писателей. он считал, что путь к человеческому спасению лежит через веру. через религию. в данном случае - через православие. а поскольку православие - это признание человека слабым, несовершенным и грешным в сравнении с Богом, то здесь очень важен мотив покаяния. Раскольников покаялся в содеянном - и спасся. фигурирует мысль о том, что Господь Бог всё простит, если искренне покаяться и обратиться к нему. Соня как символ непогрешимости и чистоты в грязных обстоятельствах, как символ бесконечной любви к ближнему (что в принципе тоже подразумевается под православием), приводит Раскольникова к этому самому покаянию, читай - к спасению. и последний сон Раскольникова - это его понимание того, насколько мало в мире Людей.. сколько в мире греховного, наносного, ненастоящего.. герой видит, понимает, осознаёт и раскаивается, чем и заслуживает свой путь к спасению.


«Преступление и наказание» - роман, написанный Ф. М. Достоевским в 1866 году, затрагивающий ряд социальных, философских и психологических проблем. В основе произведения лежит реальное событие, о котором писатель прочитал в заметке из хроники происшествий в газете: «Сын одного купца Черткова убил старуху-процентщицу за её скупость и алчность». Ф. М. Достоевского волновала судьба простых людей и их нищенское существование, поэтому социальные вопросы стояли в центре его внимания. Автор обращался и к внутреннему миру героев. В романе его интересовало душевное состояние главного героя до преступления и после. Как писал сам Ф. М. Достоевский о своём романе, «это – психологический отчет одного преступления».

В центре романа – фигура Родиона Раскольникова, бывшего студента, захваченного новыми идеями, общественными теориями. Идеи эти отражают современное состояние петербургского общества. Как убежден герой романа, человечество можно разделить на два «разряда», один из которых «право имеет» и тем самым обеспечивает исторический процесс, а другой – это «твари дрожащие», расходный материал для первых. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Раскольникова неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни. Тем самым, важную часть романа составляет развенчание ложных, по мнению писателя, социалистических идей. Всё действие «Преступления и наказания» выстроено как опровержение теории Раскольникова и история его духовного выздоровления.

Началом душевного исцеления Раскольникова становится встреча с Соней Мармеладовой, авторским идеалом святости и благочестия. Свой нравственный грех же она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Вера в бога и нравственные принципы позволяют Соне пройти через жизненные испытания и подать руку помощи другим. Вопрос религии, веры занимает особое место в романе. Ф. М. Достоевский находит смысл человеческой жизни и спасение души в постижении христианских идеалов. Важным эпизодом романа является чтение «убийцей и блудницей» притчи о Лазаре из Евангелия. По мнению писателя, именно там Раскольников должен найти ответы на мучающие его вопросы и встать на путь исправления. Притча заканчивается тем, что Лазарь воскресает, пережив смерть и проведя в гробу четыре дня. Чтение этого эпизода связывает преступление и будущее «прозрение» Раскольникова. Воскресение Лазаря дает надежду на то, что и герой когда-нибудь обретет веру в бога, найдёт душевный покой. И именно Соня Мармеладова подводит главного героя к тому, что подлинное освобождение не в приговоре суда, а в искуплении греха через покаяние перед людьми, землей, миром и Богом.

Эпилог романа переносит нас в каторжную жизнь Раскольникова после его признания перед судом. Но раскаивается ли он в своём преступлении? Нет, и Достоевский прямо говорит об этом: «И хотя бы судьба послала ему раскаяние – жгучее раскаяние… О, он бы обрадовался ему!» Тяжелая физическая болезнь, олицетворяющая болезнь духовную, мучит Раскольникова. И даже каторжники, такие же преступники, презирают его: «Ты в бога не веруешь! – кричали ему.- Убить тебя надо». Но всё меняется. Раскольников осознает, как дорога ему Соня и в душе его происходит переворот. Теперь он понимает, что убеждения, чувства и стремления Сони должны быть и его убеждениями. Исцелился ли Раскольников? Ф. М. Достоевский не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако писатель заканчивает роман словами о постепенном обновлении и перерождении человека, и тем самым даёт надежду на возможное «воскресение» героя.

Таким образом, в роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достовеским заложена мысль о том, что только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путём к преобразованию общество. Это произведение становится ответом писателя на духовно-культурную ситуацию, сложившуюся в России в послереформенные годы. Только вера в бога может спасти человека и исцелить его.

Обновлено: 2018-03-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова - два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова - нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони - идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня - высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина - Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, - она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом - оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, - восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом - любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».