» »

Стругацкие биография краткая. Братья Стругацкие: библиография, творчество и интересные факты. Стругацкий Аркадий Натанович. Биография писателя

27.08.2020

к дню рождения Аркадия Натановича, старшего из АБС ">к дню рождения Аркадия Натановича, старшего из АБС " alt="10 интересных фактов из жизни братьев Стругацкихк дню рождения Аркадия Натановича, старшего из АБС ">

28 августа литературный мир отмечает 89 лет со дня рождения писателя, заглянувшего в будущее, Аркадия Стругацкого, старшего из двух знаменитых братьев. Вместе с младшим братом Борисом он прославил научную советскую фантастику на весь мир и подарил ему множество прекрасных произведений. К дню рождения великого фантаста Бабр вспоминает некоторые интересные факты из жизни и творчества братьев АБС

1. Аркадий и Борис Стругацкие - одни из самых знаменитых отечественных писателей за рубежом

На начало 1991-х гг. в 27 разных странах было издано около 320 их произведений. Всего же их работы были изданы на 42 языках в 33 странах мира.

2. Стругацкие - единственные российские писатели, чьи романы на родине читатели обозначают аббревиатурами

По одной из версий, причиной стало негативное отношение советских властей к творчеству братьев Стругацких после публикации романа «Гадкие лебеди» - якобы с помощью такого нехитрого шифра поклонники творчества фантастов избегали возможных неприятностей с официальными органами. По другой - это связано с тем, что имена писателей после появления их первых произведений читатели для удобства обозначения сократили до АБС, а потом перенесли этот принцип на названия романов.

«Страна багровых туч» — СБТ
«Трудно быть богом» — ТББ
«Понедельник начинается в субботу» — ПНС и другие.

Аркадий и Борис Стругацкие, 1965 год

3. Выражение «И ежу понятно» стало популярным благодаря братьям Стругацким

Источник выражения «И ежу понятно» — стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу — / Этот Петя был буржуй»). Широкое распространение оно получило сначала в повести Стругацких «Страна багровых туч», а затем в советских интернатах для одарённых детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И).

Учеников одногодичного потока так и называли — «ежи». Когда они приходили в интернат, двухгодичники уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «ежу понятно» было очень актуально.

4. Система Каспаро-Карпова была упомянута в повести Стругацких задолго до того, как миру стали известны Каспаров и Карпов

В повести братьев Стругацких «Полдень, XXII век» упоминается система Каспаро-Карпова — метод, который использовали для снятия «копии» мозга и построении его математической модели. Повесть была опубликована в 1962 году — Анатолию Карпову тогда было только 11 лет, а Гарри Каспаров ещё не родился.

5. Некоторые современные реалии были предсказаны Стругацкими в их произведениях

  • Экстремальный спорт — «Рыбари» с их прыжками через высоковольтные провода и прочими развлечениями.
  • Википедия — Всемирное книгохранилище в «Понедельник начинается в субботу» и Большой Всепланетный Информаторий в цикле XXII века, хотя последний выполнял также функции глобальной телефонно-адресной базы данных.
  • 5-D кинотеатры — «Массовые обонялища и массовые осязалища», невозбранно скопипащенные с антиутопии «О дивный новый мир!» Олдоса Хаксли (1932 г. н.э.), в полуденном мире:
  • Ружье для пейнтбола — ляпник, описаный за 17 лет до первой пейнтбольной битвы в «Хищные вещи века», 1964 год и другие.

Аркадий Стругацкий

6. ​Аркадий Стругацкий прекрасно знал японский

Фантаст учился в Военном институте иностранных языков, а позже служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Его специализацией были английский и японский языки. Даже после демобилизации работу по переводу иностранной литературы он не оставил.

Борис Стругацкий, 1960-е годы

7. ​Фантаст без компьютера

По воспоминаниям родных и близких Аркадий Стругацкий был очень консервативен в технике. Даже когда у брата Бориса появился свой персональный компьютер, Аркадий Натанович не соблазнился электронной новинкой и до конца дней печатал свои произведения на пишущей машинке.

8. Братский жребий решал судьбу сюжетной линии

Нелюбимые властями, придерживаемые советской цензурой братья Стругацкие пользовались фантастической популярностью. Их книги мгновенно исчезали из библиотек. Запрещенные, а также изданные-переизданные повести ходили по рукам в виде многочисленных и всевозможных копий. Тираж всё же благополучно изданных произведений оказывался заведомо малым.

На закате СССР образовался даже нелегальный и довольно специфический бизнес: удачливые обладатели одного из журнала, содержащего повесть Стругацких, копировали драгоценные страницы, переплетали и продавали их.

Совершенно другой мир будущего, описываемый братьями Стругацкими, другой, но, несомненно, близкий, с похожими на нас героями, мыслящими, как мы, охватил страстной любовью всю советскую интеллигенцию.

Чудом попавшая в провинциальную лавку Сибири, Дальнего Востока или Заполярья книжка Стругацких – по истине находка! Часто такие книги в лавках являлись соседями по полке с макаронами, консервами, сахаром или чаем. И, следовательно, были также необходимы, как и эти продукты.

Книги, прочитанные в раннем возрасте, навсегда остаются в подсознании, они формируют нас.

В детстве в квартире Стругацких было два книжных шкафа, о которых Борис Натанович Стругацкий вспоминал с особым удовольствием. Они содержали «библиотеку интеллигента» (Жюль Верн, Дюма, Толстой, Щедрин, Пушкин и Лермонтов, Лондон и Уэллс); все произведения Достоевского, «Трилогию» Горького, «Тысячу и одну ночь», «Всемирную Библиотеку». Множество ныне забытых писателей: Верхарн, Анри де Ренье, Пьер Мак Орлан, Селин.
Содержанием этих шкафов братья Стругацкие - каждый в свое время - активно пользовались.

Оба они любили Чехова, но Аркадий Натанович предпочитал «Скучную историю», а Борис Натанович «Хамелеона». Ценили «Бесов» Достоевского, «Фиесту» у Хемингуэя, «Театральный роман» у Булгакова. Вкусы их были не одинаковы, но близки.

Чехов, Толстой, Лондон, Щедрин, Хемингуэй, Буссенар…

К слову невольно задумаешься: «Что сегодня, подходя к книжным полкам своих родителей, читают дети? Да и во всех ли квартирах они есть – книги и книжные полки? И что же сегодня формирует вкусы, интересы и сознание тех, кто никаких книг дома не находит и довольствуется ограниченными предложениями с экрана?»

Но сейчас не об этом.

Мы поговорим о необычной судьбе писателей-фантастов – братьев Стругацких.

Аркадий Натанович родился в г. Батуми 28 августа 1925 года.
Борис Натанович - в Ленинграде 15 апреля 1933 года.
Мать - Александра Ивановна Литвинчева всю жизнь проработала учительницей литературы и русского языка.

Их отец Натан Залманович Стругацкий служил на разных должностях, всегда не очень большим, но начальником.
В то время когда их отец работал в Главлите, книг в доме было изобилие – по должности ему полагался регулярный книжный паек – свежая художественная литература Петербурга бесплатно. К слову сказать, во всем остальном нужды не было, но и шиковать не приходилось. Донашивали перешитую матерью отцовскую военную одежду. Жили в коммуналке.

Аркадий в свои шестнадцать лет увлечен математикой и астрономией.
Борису - восемь.

И вот – война.

От жизни ждешь только лучшего.
Но совершенно неизвестно узнали бы мы тех Стругацких, если бы судьба их сложилась иначе. Не попади они, как и многие их современники, в условия жестокой исторической мясорубки.
Осажденный Ленинград - бомбежки, холод и голод.

28 января 1942 года отца - Натана Залмановича и Аркадия эвакуировали через ладожское озеро по «дороге жизни». А Александра Ивановна и больной Борис остались в городе.
Без сомнения, продовольственные карточки на февраль месяц отца и Аркадия, спасли жизнь Борису и матери. Потому как февраль 1942 года был самым страшным месяцем блокады.

Аркадий же преодолел трудный путь.
Грузовая машина, Ладожское озеро, полынья, мокрая одежда и мороз 30 градусов. А после переправы через озеро – эвакопункт, дизентерия. Всё еще мокрые одежды и поезд до Вологды, который шел 8 дней. Без еды по 3-4 дня. До Вологды в вагоне из тридцати человек доехало только одиннадцать. И еще километр до вокзала пешком по морозу до потери сознания. Потом Аркадий Натанович помнит уже госпиталь, где ему и сообщили о гибели отца.
Только летом 1942 года Аркадий оказался в поселке Ташла (сегодня Оренбургской области), где устроился на работу начальником сепараторного пункта. Вывез из Ленинграда Мать и брата.
В 1943 году Аркадия призвали в Красную Армию и отправили к счастью не на фронт, а на учебу во 2-е Бердичевское пехотное отделение. Александра Ивановна и Борис в 1944 году вернулись в Ленинград, руины и пожарища которого долго напоминали Борису Натановичу панораму разрушенного марсианами города.

Блокаду и войну пережили. Из памяти человеческой эти события было невозможно вычеркнуть. Но ужас блокады в своем творчестве Стругацкие ни разу не затрагивали – табу.
Из пехотного училища Аркадия направили на учебу в Военный институт иностранных языков – Москва, Таганка. Здесь он познакомился со своей будущей второй женой – Еленой Ошаниной. Первый его брак оказался недолгим, не сложился.
Служил Аркадий в Канске – преподавателем в школе военных переводчиков, и дивизионным переводчиком на Камчатке и в Хабаровске. А в 1955 году он демобилизовался.

Судьба распределилась странным образом.

Аркадий Натанович страстно мечтал стать ученым – астрономом и математиком, но война решила иначе.
Борис же окончил Ленинградский университет по специальности «звездный астроном».
Что, безусловно, вызвало сильную зависть старшего брата.
В восьмом классе Аркадий Натанович прочел повесть «Гектор Сервадак» Жюля Верна. В которой повествуется о том, как однажды с земным шаром столкнулась комета, и, вырвав кусок Северной Африки, населенной людьми и одним астрономом, унеслась дальше в космос. Именно после прочтения этой необычной, немного нелепой и милой книги Аркадий заинтересовался астрономией, пытаясь воссоздать траекторию движения этой кометы.

Младший Стругацкий после окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории и занимался вопросами происхождения и эволюции «широких пар». Но диссертацию так и не защитил. Всё рухнуло в один момент, когда Борис Натанович с ужасом обнаружил, что тема его работы была раскрыта десяток с лишним лет назад астрофизиком Чандрасекаром. Борис Натанович стал лаборантом на местной счетной станции. Не смотря ни на что, об этих временах он вспоминал с удовольствием, говоря, что не бывает неинтересной работы, бывает только малознакомая работа…

Стругацкий старший после демобилизации устраивается в Институт научной информации. Теперь он семейный человек, к тому же он стал отцом.
В это время братья начинают интенсивно переписываться, чтобы понять, что им под силу.
Жизнь налаживается.

Фантастика в середине прошлого века для советского читателя была чем-то вроде живительной воды. Однако литературный дар редко проливался щедрым дождем на нивы советских фантастов 50-х годов.
Сами Стругацкие фантастику читали, потому, как читать было больше нечего. Отсутствие хорошей фантастики послужило толчком для братьев Стругацких , попытаться написать то, о чем бы стоило говорить. Это желание не явилось для них одномоментным озарением.
Но литературная деятельность Стругацких началась еще до войны. «Находка майора Ковалева» - фантастический роман Аркадия Натановича и его рассказ 1946 года «Как погиб Канг». В 1948 году Борис Натанович написал свой первый рассказ «Виско». Затем несколько переводов, рассказов и повестей, «Песчаная горячка» (совместная работа), и «Четвертое царство» Стругацкого-старшего, а также повесть «Пепел Бикини».
Стоял вопрос: «О чем писать и как писать?»
Аркадий Натанович внимательно следил за положением литературных дел.

Он хорошо видел недостатки современной научной фантастики .
И однажды в письме брату он написал:
«Писатели совершенно не имеют собственного стиля, у них нет ни героев, ни личности. Язык изложения скоро надоедает и приедается, к тому же идея у всех одна – патриотизм, но какой-то дешевый и казенный, сюжет примитивен.
В описании технических моментов нет подробности, будто писали их специалисты-недоучки. И самое главное – они (современные писатели фантасты) боятся смешивать жанры.
Понимаешь теперь, какой козырь упускают наши горе-фантасты?
Так что «долой жюльверщину». Описание и формулировки должны быть умные, точные и короткие. Наши произведения должны отличаться разумной смелостью введения предложений «на грани возможного» в области техники и природы и отличаться строгим реализмом в поведении и поступках героев. Сентиментальность, авантюризм, философия – смесь жанров придаст необычный вкус».

Если бы не фантастическая энергия Аркадия Натановича, его отчаянное стремление прорваться, выбиться, реализовать литературное дарование, то – по словам Бориса Натановича – не было бы никогда братьев Стругацких.
Аркадий Натанович и Борис Натанович – это были два очень непохожих друг на друга человека. Стругацкий-старший - очень общительный, открытый – судьба офицера служившего в разных гарнизонах, безусловно, сыграла роль - многие годы он был двигателем их маленького творческого тандема. Он всегда хотел писать.
И Стругацкий-младший исключительно добросовестный человек, умный, вникающий в каждую деталь. И союз таких разных людей состоялся, они дополняли друг друга.

По легенде Стругацкие придумали и начали писать свою совместную повесть «Страна багровых туч» на спор в конце 1954 или начале 1955 г..
«Мне кажется, - пишет Стругацкий-младший, - я даже помню, где это было: на Невском, близ Аничкова моста. Мы прогуливались там втроем, я Аркадий Натанович и его жена Лена, как обычно, костерили современную фантастику за скуку, беззубость и сюжетную заскорузлость, а Ленка слушала, слушала, потом терпение ее иссякло, и она сказала: «Если вы так хорошо знаете, как надо писать, почему же сами не напишете, а только все грозитесь да хвастаетесь. Слабо?» И пари тут же состоялось». Поспорили на бутылку шампузы.
Но на самом деле идея повести о трагической экспедиции на Венеру возникла у Аркадия Натановича еще в самом начале 50-х. Судя по переписке братьев, работа над «Страной» вовсю шла задолго до 1954 года. И как уже было сказано, это был далеко не первый их совместный литературный труд.

Так все-таки легенда или правда?

В 1954 году Аркадий Натанович мечтал об аспирантуре в Ленинградском Государственно университете, безусловно, ждал демобилизации. Но, предчувствуя некоторую неизвестность, мытарства, поиск работы и жилья, в письмах брату писал: «а стоит ли демобилизоваться? Ведь писательский хлеб очень сомнителен и возможно разумнее будет построить свою карьеру в армии?».
Ведь многие молодые люди пробуют свои силы, марают бумагу, участвуют в конкурсах, состоят в кружках и студиях и т.п.
И для того чтобы «поставить» на литературную деятельность в подобной ситуации требуется смелость и решительность.
Так вот эта «бутылка шампанского на спор» послужила своего рода толчком в принятии решения, она означала:
«Литературное баловство закончилось, пришло время литературной работы».

Аркадий Стругацкий – легенда советской фантастики, самый известный за рубежом русскоязычный писатель фантастического направления. Повести и романы, написанные им в соавторстве с братом Борисом, до сих пор не потеряли актуальность и с восторгом перечитываются представителями разных поколений.

Детство Аркадия Стругацкого

Аркадий родился в 1925 году в Батуми. Отец его, Натан Залманович, занимался искусствоведением, впоследствии работал главным редактором влиятельной местной газеты «Трудовой Аджаристан». Мать будущего писателя преподавала русский язык и литературу в общеобразовательной школе. В раннем возрасте, когда Аркадию еще не было и десяти лет, семья переехала в Ленинград. Младший брат, Борис, родился уже в Северной столице в 1933 году.

В Ленинграде Аркадия отдали в ту же школу, в которую устроилась на работу его мать. Счастливая жизнь советской семьи продлилась недолго – началась Великая Отечественная война, и вскоре Стругацкие оказались в блокадном Ленинграде.

Аркадий пошел работать на строительство оборонительных сооружений города, потом – на завод по производству гранат. Борис тогда заболел, и во время эвакуации был не в состоянии выдержать такое «путешествие». Натана и Аркадия в итоге вывезли по «дороге жизни», а мать осталась с больным Борисом в осажденном городе. Это было в январе 1942 года…

Аркадий Стругацкий в Великую Отечественную Войну

По дороге на Урал, куда вывозили эвакуированных, отец Аркадия заболел и скончался в Вологде. Позже эшелон с беженцами подвергся бомбардировке, и из всего вагона чудом спастись удалось только Аркадию.

К лету 1942 года Стругацкий оказался в поселке Ташла Оренбургской области. Там он устроился на работу в пункт закупки продуктов у крестьян. Проработал недолго, но успел дослужиться до заведующего. После этого Аркадий вернулся в окрестности Ленинграда и к лету 1943 года сумел вывезти мать и брата из Ленинграда. После этого он вступает в ряды Красной Армии в возрасте 18 лет. Его направляют на обучение в Бердичевское артучилище. В те годы оно располагалось в тылу, в Актюбинске.

Аркадий Стругацкий в фильме «Тайна тайн»

По окончании училища Аркадий получил направление в Военный институт иностранных языков, который он окончил в 1949 году. Специальность Аркадия – переводчик с японского и английского.

В рядах Красной Армии Аркадий прослужил переводчиком до 1955 года, в основном на Камчатке, Дальнем Востоке и в Сибири. Параллельно в течение трех лет преподавал японский в училище для офицеров в Канске. В 1955 году Стругацкий уволился в запас и переехал в Москву. Первой его работой «на гражданке» стал «Реферативный журнал».

Начало писательской карьеры Аркадия Стругацкого

Писательская карьера Аркадия началась в 1955 году, когда он устроился редактором в Гослитиздат. После этого некоторое время он работал в Детгизе. В 1964 году Стругацкий был принят в Союз писателей СССР.

Начал писать Аркадий Стругацкий еще в блокадном Ленинграде. Первая его повесть – «Находка майора Королёва» - была утеряна во время блокады, как и прочие ранние произведения автора. В 1946 году был написан первый рассказ, сохранившийся до наших дней – «Как погиб Канг». Опубликован он только в 2001 году.

Первая же публикация в советский период датируется 1956 годом. Это повесть «Пепел Бикини». Аркадий Стругацкий написал ее еще во время службы в армии. Соавтором произведения выступил Лев Петров. Сюжет повести не представляет особого интереса, и литературной ценности, по заявлениям самого Стругацкого, произведение не несет.

Братья Стругацкие – классики мировой фантастики

Основные повести и романы были написаны в соавторстве с братом Борисом Стругацким. Произведения писались следующим образом: раз в год или раз в полгода Аркадий, живущий в Москве, встречался с Борисом, живущим в Ленинграде. Встречи проходили в основном в доме творчества «Комарово», куда писатели приезжали в творческие командировки. Там братьями обсуждались сюжеты и прописывалась основная фабула произведения. Затем братья разъезжались и писали независимо друг от друга, формируя законченное произведение при следующей встрече.

Мария Стругацкая, дочь писателя Аркадия Стругацкого. Жена. История любви

Все эти повести и романы вошли в золотой фонд мировой фантастической литературы и стали классикой утопической и антиутопической фантастики. Первое произведение братьев Стругацких было опубликовано в 1958 году («Извне»). В 1959 году увидела свет знаменитая «Страна багровых туч». Наиболее известными и пользующимися всенародным признанием стали «Трудно быть богом», «Жук в муравейнике», «Понедельник начинается в субботу», «Стажеры».

В семидесятых годах Аркадий Стругацкий занимал высокие должности в серьезных литературных изданиях, был членом редколлегий журнала «Мир приключений», антологии «Библиотека современной фантастики», «Знание – сила». В 1985 году стал редактором «Уральского следопыта», превратив этот журнал в главный рупор советской и переводной фантастики.

Начиная с 1972 года, Аркадий Стругацкий писал также и в одиночку, подписывая свои повести и рассказы псевдонимом «С. Ярославцев». Под этим псевдонимом опубликованы «Экспедиция в преисподнюю» (1974-1984), «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984), «Дьявол среди людей» (1990-1991).

Переводы и премии Аркадия Стругацкого

Помимо написания собственных произведений, Аркадий Стругацкий занимался также и литературными переводами с японского Абэ Кобо, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё и других авторов. Совместно с Борисом Стругацким Аркадий открыл для советского читателя Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема.


Аркадий и Борис Стругацкие стали лауреатами большого количества советских, российских и международных премий и наград в области фантастической прозы: «Аэлита», «Великое Кольцо», премия Ж. Верна, британская премия «За независимость мысли».

Личная жизнь и последние годы Аркадия Стругацкого

Аркадий Стругацкий дважды был женат. Первая жена писателя – Ирина Шершова. Познакомился с ней он во время службы в Канске. Брак оказался непрочным, и Аркадий развелся с Ириной в 1954 году. Детей у них не было. Второй женой Аркадия стала Елена Ошанина (Стругацкая). В браке с ней у Аркадия родилась дочь Мария. Брак со Стругацким стал для Ошаниной также вторым. От первого брака с синологом Д. Воскресенским у Елены была дочь Наталья, которую Аркадий очень любил и воспитывал, как родную. Мария Стругацкая, родная дочь Аркадия, стала женой политика Егора Гайдара, потомка писателя Аркадия Гайдара.

В конце жизни Аркадий Стругацкий сильно болел раком печени. После продолжительного, но безуспешного лечения писатель скончался на 67-м году жизни. Он завещал не хоронить себя в земле, а сжечь свое тело в крематории и развеять останки над Москвой на вертолете. Завещание писателя было исполнено.

Аркадий и Борис Стругацкие (братья Стругацкие) - братья Аркадий Натанович (28 августа 1925, Батуми - 12 октября 1991, Москва) и Борис Натанович (15 апреля 1933, Ленинград), советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.

Попытки писать фантастическую прозу А. Н. Стругацкий предпринимал ещё до войны (по свидетельству Бориса Стругацкого, это была повесть «Находка майора Ковалёва», утраченная во время ленинградской блокады). Первое сохранившееся произведение Аркадия Стругацкого - рассказ «Как погиб Канг» - было закончено в 1946 году и опубликовано в 2001 году.

Писать должно либо о том, что ты знаешь очень хорошо, либо о том, что не знает никто.

Стругацкие Аркадий и Борис

Борис Натанович начал писать с начала 1950-х годов. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого - повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным с испытанием водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, «типичным для того времени примером „антиимпериалистической прозы“».

В январе 1958 года в журнале «Техника - молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев - научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.

В 1959 году вышла первая книга Стругацких - повесть «Страна багровых туч». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича - Еленой Ильиничной.

Будущее - это тщательно обезвреженное настоящее.

Стругацкие Аркадий и Борис

Черновик был готов к 1957 году, но редакционные препоны задержали публикацию. Связанные общими героями с этой повестью продолжения - «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить.

Эти очень разноплановые произведения отражали эволюцию мировоззрения авторов, которые на много лет стали ведущими представителями советской фантастики. Каждая новая книга Стругацких становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии.

Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В одной из статей того времени Евгений Брандис и Владимир Дмитревский отмечали: «В отличие от героев Ефремова, вполне сознательно приподнимающего их над людьми нашего времени, Стругацкие наделяют людей будущего чертами наших лучших современников».

В каждом человеке намешано всего понемножку, а жизнь выдавливает из этой смеси что-нибудь одно на поверхность.

Стругацкие Аркадий и Борис

Некоторые критики сравнивали мир Ефремова с грандиозными декорациями для некоей пьесы, которая, однако, никогда не будет поставлена, так как сценарий не написан, да и играть некому. Полдень Стругацких же, наоборот, представлял из себя живой, настоящий мир.

Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники.

Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране и отразили тогдашнюю веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных отношениях.

Если мысленным взором окинуть всю историю этой болтовни, легко увидеть, что так называемая теория мышления сводиться к выдумыванию более или менее сложных терминов для обозначения явлений, которых человек не понимает.

Стругацкие Аркадий и Борис

Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого - светлые, умные люди, увлечённые покорители космоса, искатели, творческие личности.

Однако уже в повести «Далёкая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа на далёкой планете в результате проводившихся учёными экспериментов вывела на первый план одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких - нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами.

В этой же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести «Попытка к бегству» (1962), а затем сотрудникам Института экспериментальной истории в повести «Трудно быть богом» (1964).

Неизвестно, кто первый открыл воду, но уж наверняка это сделали не рыбы.

Стругацкие Аркадий и Борис

В повести «Хищные вещи века» (1965) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего потребительского общества, которое и теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира. Композиционно повесть является, по словам Войцеха Кайтоха, «специфически советской антиутопией», первой в русской литературе «антиутопией в утопии».

В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена «Сказка о Тройке» (1968 - сокращённый переработанный вариант; 1989 - первоначальный вариант), в которой юмор уступает место жёсткой сатире на бюрократический казарменный социализм.

Результаты не замедлили сказаться - опубликовавший произведение иркутский журнал «Ангара» перестал существовать, а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «Улитка на склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью - в 1988).

Эх, старые добрые времена, когда можно было отдать свою жизнь за построение нового мира, а умереть в старом.

Стругацкие Аркадий и Борис

Действие в повести происходит параллельно в двух соприкасающихся местах - в Лесу и в Управлении по делам Леса. Советская критика консервативного толка, ополчившись на узнаваемость бюрократической бестолковщины в Управлении, практически не увидела более глубокие мысли авторов о неумолимости прогресса, сметающего на своём пути всё, что не подходит для новой жизни.

А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций общественного бытия. Это невероятный мир. Это мир разного рода общественных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероятностных феноменов будущего - того будущего, которое возможно, если дать этим эмбрионам развиться» (А. Лебедев, «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность» - «Новый мир», № 11, 1968).

Сатирическая повесть «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967) также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть аллюзий на современность, а главный вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость - ко всему человечеству?

В конце концов, что такое смерть? Смерть, дорогие товарищи, это самое интересное приключение, которое мы испытаем в жизни.

Стругацкие Аркадий и Борис

Позволительно ли ему променять „право первородства“ на чечевичную похлёбку?» - также остался практически незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в повести «Отель „У Погибшего Альпиниста“» (1970), в ней же Стругацкие предприняли и рискованный эксперимент по созданию фантастического детектива.

Возвращаясь к Миру Полудня, Стругацкие пишут повести «Обитаемый остров» (1969, сокр.; 1971), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974).

На эти произведения было обращено пристальное внимание советской цензуры (при подготовке «Обитаемого острова» к публикации в первом собрании сочинений в 1991 году авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесённых в текст под давлением идеологического контроля), и в 1970-е у них практически не выходят книжные издания.

Плохо читать хорошую книгу с конца, не правда ли? - сказал Янус Полуэктович, откровенно за мной наблюдавший. - А что касается ваших вопросов, Александр Иванович, то... Постарайтесь понять, Александр Иванович, что не существует единственного для всех будущего. Их много, и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них... Вы это поймёте, - сказал он убедительно. - Вы это обязательно поймёте.

Стругацкие Аркадий и Борис

Повесть «Пикник на обочине» (1972) после первой журнальной публикации восемь лет по различным надуманным причинам не издавалась и лишь в 1980 вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в изуродованном виде. Тема Зоны - территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров - смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 году по сценарию Стругацких.

Главная тема творчества Стругацких - тема выбора - стала основной для повести «За миллиард лет до конца света» (1976), герои которой поставлены перед жестокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни.

Тогда же был написан роман «Град обреченный» (1975, опубл. в 1988–1989), в котором, по словам Михаила Амусина, предпринята попытка «построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоёв нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его „жизненного цикла“, и в частности, драматического перехода думающих советских людей от позиции фанатичной веры в коммунистические идеалы к условиям идеологического вакуума, характерного для целого поколения».

И слава богу, а то я уж было подумал, что профессора хватил мозговой паралич. Как следствие напряжённых занятий.
("Понедельник начинается в субботу")

Стругацкие Аркадий и Борис

Сергей Чупринин писал: «Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями…

Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло - и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром…». Для этих произведений, как и для романа «Хромая судьба» (1982, опубл. в 1986) характерно наделение главных персонажей автобиографическими чертами. Роман «Хромая судьба», повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть «Гадкие лебеди» (опубликована за рубежом без согласия авторов в 1967 году).

Очередное обращение к Миру Полудня - романы «Жук в муравейнике» (1979; премия «Аэлита» 1981 года) и «Волны гасят ветер» (1985) - подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких. Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», - таков вывод многолетнего исследования возможного будущего.

Теперь всё зависело от себя. Человек сплошь и рядом не может бороться со своими кислыми мыслями, на то он и человек - переходная ступень от неандертальца к магу. Но он может поступать вопреки этим мыслям, и тогда у него сохраняются шансы.
("Понедельник начинается в субботу")

Стругацкие Аркадий и Борис

Тема воспитания стала ключевой для романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) - многопланового повествования, исследующего предназначение и рост сложности задач Учителя на примере двухтысячелетней истории. «Смысл всех этих экскурсов в прошлое видится вот в чём.

Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убеждённости необратимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может!» (Ф. Снегирев, «Время Учителей» - «Советская библиография», № 1, 1990).

Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990) - предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.

Я оглядел пустую захламлённую комнату с обломками диковинных моделей и обрывками безграмотных чертежей, пошевелил носком ботинка валявшуюся у входа папку со смазанным грифом "Совершенно секретно. Перед прочтением сжечь" и пошёл прочь.
("Понедельник начинается в субботу")

Стругацкие Аркадий и Борис

Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев: бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1–2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990–91, опубл. в 1993).

Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.

После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 году Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994–1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Только тот достигнет цели, кто не знает слова "страх"...
("Понедельник начинается в субботу")

Стругацкие Аркадий и Борис

Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема. Аркадий Стругацкий является также переводчиком с японского рассказов Акутагавы Рюноскэ, романов Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневекового романа «Сказание о Ёсицунэ».

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000–2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года идёт интервью, в котором Борис Стругацкий ответил уже на несколько тысяч вопросов.

Хунта положил на стол ключи и сказал небрежно:
- Общение с девушками доставляет удовольствие лишь в тех случаях, когда достигается через преодоление препятствий...
("Понедельник начинается в субботу")

Стругацкие Аркадий и Борис

Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах мира (более 500 изданий).

Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая 11 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории.

Братья Стругацкие - лауреаты медали «Символ Науки».

До сих пор на русском языке опубликованы четыре полных собрания сочинений А. и Б. Стругацких (не считая различных книжных серий и сборников). Первые попытки издать собрание сочинений авторов предпринимались в СССР с 1988 года, в результате чего в 1989 году издательством «Московский рабочий» было издано двухтомное собрание «Избранных сочинений» тиражом 100 тыс. экз.

Его особенностью был текст повести «Сказка о Тройке», специально подготовленный авторами для данного собрания, представляющий собой промежуточный между «ангарским» и «сменовским» вариант.

Полные собрания сочинений Стругацких на сегодняшний день составляют:
* Собрание сочинений издательства «Текст», основной корпус которого вышел в 1991–1994 годах под редакцией А. Мирера (под псевдонимом А. Зеркалов) и М. Гуревича. Собрание сочинений было выстроено в хронологически-тематическом порядке (например, в одном томе публиковались «Полдень, XXII век» и «Далёкая Радуга», а также «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке»). По требованию авторов в собрание не была включена их дебютная повесть «Страна багровых туч» (вышла только в составе второго дополнительного тома). Первые тома печатались тиражом 225 тыс. экз., последующие - 100 тыс. экз. Первоначально предполагалось издание 10 томов, к каждому из которых А. Мирер написал краткое предисловие, ему же принадлежала биография А. и Б. Стругацких в первом томе - первая из опубликованных. Большинство текстов издавалось в «канонических» вариантах, известных поклонникам, однако пострадавшие от цензуры «Пикник на обочине» и «Обитаемый остров» впервые были опубликованы в авторской редакции, а «Сказка о Тройке» - в версии 1989 года. В 1992–1994 годах увидели свет четыре дополнительных тома, включающие некоторые ранние вещи (в том числе «Страна багровых туч», включённая по требованию читателей), драматургические произведения и киносценарии, литературная запись фильма А. Тарковского «Сталкер» и вещи, опубликованные А. Н. и Б. Н. Стругацкими самостоятельно. Они печатались тиражами от 100 тыс. до 10 тыс. экз.
* Книжная серия «Миры братьев Стругацких», издававшаяся по инициативе Николая Ютанова издательскими фирмами Terra Fantastica и АСТ начиная с 1996 года. В настоящее время издание перешло к издательству «Сталкер» (Донецк) в рамках проекта «Неизвестные Стругацкие». По состоянию на сентябрь 2009 года в рамках серии увидело свет 28 книг, печатающихся тиражом 3000–5000 экз. (допечатки следуют ежегодно). Тексты скомпонованы тематически. Данная книжная серия по сей день остаётся самым представительным собранием текстов, связанных с жизнью и творчеством А. и Б. Стругацких (например, переводы западной фантастики, выполненные Стругацкими, не публиковались в прочих собраниях сочинений, как и ряд драматургических произведений). В рамках серии опубликованы 6 книг проекта «Неизвестные Стругацкие», содержащие материалы архива Стругацких - черновики и нереализованные рукописи, рабочий дневник и личная переписка авторов. «Хромая судьба» публиковалась отдельно, без вставной повести «Гадкие лебеди». «Сказка о Тройке» впервые опубликована в обеих редакциях - «ангарской» и «сменовской», и с тех пор переиздаётся только таким образом.
* Собрание сочинений издательства «Сталкер» (Донецк, Украина), реализованное в 2000–2003 годах в 12 томах (первоначально предполагалось издание 11 томов, вышедших в 2000–2001 годах). В среде поклонников Стругацких иногда называется «чёрным» - по цвету обложки. Главным редактором выступила С. Бондаренко (при участии Л. Филиппова), тома выходили тиражом 10 тыс. экз. Главной особенностью этого издания стала его приближенность к формату академического собрания сочинений: все тексты были тщательно сверены с первоначальными рукописями (когда это было возможно), все тома снабжены подробными комментариями Б. Н. Стругацкого, избранными фрагментами из критики своего времени и т. п. сопутствующими материалами. 11-й том был посвящён публикации ряда законченных, но не опубликованных в своё время сочинений (например, дебютный рассказ А. Н. Стругацкого «Как погиб Канг» 1946 года), в его составе также вышла значительная часть публицистических произведений Стругацких. Все тексты собрания сочинений были сгруппированы в хронологическом порядке. В состав 12-го (дополнительного) тома включена монография польского литературоведа В. Кайтоха «Братья Стругацкие», а также переписка Б. Н. Стругацкого с Б. Г. Штерном. В электронном виде данное собрание сочинений доступно на официальном сайте А. и Б. Стругацких. В 2004 году вышел дополнительный тираж (с теми же ISBN), а в 2007 году это собрание сочинений перепечатано в Москве издательством «АСТ» (также в обложках чёрного цвета) как «второе, исправленное издание». В 2009 году оно же вышло в ином оформлении, хотя также указывалось, что его оригинал-макет изготовлен издательством «Сталкер». Тома в издании «АСТ» 2009 года не нумерованы, а обозначены годами написания включённых в них текстов (например, «1955 - 1959»).
* Собрание сочинений издательства «Эксмо» в 10 томах, реализованное в 2007–2008 годах. Тома издавались как в рамках серии «Отцы-основатели», так и в разноцветных обложках. Содержание его не следовало хронологическому порядку, тексты издавались по собранию сочинений «Сталкера» с приложением «Комментариев к пройденному» Б. Н. Стругацкого.

Ваша совесть избалована постоянным вниманием, она принимается стонать при малейшем неудобстве, и разум ваш почтительно склоняется перед нею, вместо того чтобы прикрикнуть на нее и поставить ее на место. Ваша совесть возмущена существующим порядком вещей, и ваш разум послушно и поспешно ищет пути изменить этот порядок. Но у порядка есть свои законы. Эти законы возникают из стремлений огромных человеческих масс, и меняться они могут тоже только с изменением этих стремлений…
(«Обитаемый остров»)

Стругацкие Аркадий и Борис

Библиография
- Романы и повести
* 1959 год - Страна багровых туч
* 1960 год - Извне (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 году)
* 1960 год - Путь на Амальтею
* 1962 год - Полдень, XXII век
* 1962 год - Стажёры
* 1962 год - Попытка к бегству
* 1963 год - Далёкая Радуга
* 1964 год - Трудно быть богом
* 1965 год - Понедельник начинается в субботу
* 1965 год - Хищные вещи века
* 1990 год - Беспокойство (первый вариант Улитки на склоне, написан в 1965 году)
* 1968 год - Улитка на склоне (написана в 1965 году)
* 1987 год - Гадкие лебеди (написаны в 1967 году)
* 1968 год - Второе нашествие марсиан
* 1968 год - Сказка о Тройке
* 1969 год - Обитаемый остров
* 1970 год - Отель «У Погибшего Альпиниста»
* 1971 год - Малыш
* 1972 год - Пикник на обочине
* 1988–1989 годы - Град обреченный (написан в 1972 году)
* 1974 год - Парень из преисподней
* 1976–1977 годы - За миллиард лет до конца света
* 1980 год - Повесть о дружбе и недружбе
* 1979–1980 годы - Жук в муравейнике
* 1986 год - Хромая судьба (написана в 1982 году)
* 1985–1986 годы - Волны гасят ветер
* 1988 год - Отягощённые злом, или Сорок лет спустя
* 1990 год - Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах (пьеса)

Сборники рассказов
* 1960 год - Шесть спичек
«Извне» (1960)
«Глубокий поиск» (1960)
«Забытый эксперимент» (1959)
«Шесть спичек» (1958)
«Испытание СКИБР» (1959)
«Частные предположения» (1959)
«Поражение» (1959)

* 1960 год - «Путь на Амальтею»
«Путь на Амальтею» (1960)
«Почти такие же» (1960)
«Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе»)
«Чрезвычайное происшествие» (1960)

Неизвестное будоражит мысль, заставляет кровь быстрее бежать по жилам, рождает удивительные фантазии, обещает, манит. Неизвестное подобно мерцающему огоньку в черной бездне ночи. Но ставши познанным, оно становиться плоским, серым и неразличимо сливается с серым фоном будней.
(«Отель „У погибшего альпиниста“»)

Стругацкие Аркадий и Борис

Другие рассказы
* 1955 год - «Песчаная горячка» (впервые опубликован в 1990 году)
* 1957 год - «Извне»
* 1958 год - «Спонтанный рефлекс»
* 1958 год - «Человек из Пасифиды»
* 1959 год - «Моби Дик» (рассказ, исключенный из переизданий книги «Полдень, XXII век»)
* 1960 год - «В наше интересное время» (впервые опубликован в 1993 году)
* 1963 год - «К вопросу о циклотации» (впервые опубликован в 2008 году)
* 1963 год - «Первые люди на первом плоту» («Летающие кочевники», «Викинги»)
* 1963 год - «Бедные злые люди» (впервые опубликован в 1990 году)

Экранизации
* 1979 год - Отель «У погибшего альпиниста» (реж. Г. Кроманов)
* 1979 год - Сталкер (реж. А. Тарковский)
* 1982 год - Чародеи (реж. К. Бромберг)
* 1986 год - Письма мёртвого человека - (реж. К. Лопушанский, сценарий Б. Стругацкий)
* 1987 год - Малыш - телефильм, театральная постановка Центрального детского театра
* 1988 год - Дни затмения (реж. А. Сокуров)
* 1989 год - Трудно быть богом (реж. П. Фляйшман)
* 1990 год - Искушение Б. (реж. А. Сиренко)
* 1994 год - Неназначенные встречи (чеш. Nesmluvena setkani, реж. Ирена Павласкова) по повести «Малыш».
* 1996 год - Prin to telos tou kosmou (реж. Panagiotis Maroulis)
* 2006 год - Гадкие лебеди (реж. К. Лопушанский)
* 2009 год - Обитаемый остров (реж. Ф. Бондарчук)
* 2009 год - История арканарской резни (реж. А. Герман)

Переводы братьев Стругацких
* Абэ Кобо. Совсем как человек: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
* Абэ Кобо. Тоталоскоп: Рассказ / Пер. с япон. С. Бережкова
* Абэ Кобо. Четвёртый ледниковый период: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
* Азимов, Айзек. Как им было весело: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
* Акутагава Рюноскэ. Бататовая каша: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Акутагава Рюноскэ. В стране водяных: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Акутагава Рюноскэ. Нос: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Биксби, Джером. Мы живем хорошо: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
* Браун, Фредерик. Этаоин Шрдлу: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
* Ватанабэ Д. Ненависть: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Джекобс, Уильям. Старые капитаны: Новеллы / Пер. с англ. С. Бережкова
* Ихара Сайкаку. В женских покоях плотничать женщине: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Ихара Сайкаку. И барабан цел, и ответчик не в ответе: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Ихара Сайкаку. Подсчитали, прослезились бы, да некому: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Клемент, Хол. Огненный цикл: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Победина
* Клемент Хол. Экспедиция «Тяготение»: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова
* Кумуока И. Солидарность: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Миёси Тору. Девушка для танцев / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Миямото Юрико. Блаженный Мияда: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Морита К. Горняки: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Моррисон, Уильям. Мешок: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
* Нацумэ Сосэки. Ваш покорный слуга кот: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Нома Хироси. Зона пустоты: Роман / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Нортон, Эндрю. Саргассы в космосе: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Витина
* Санъютэй Энтё. Пионовый фонарь: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Сказание о Ёсицунэ: Роман / Пер. со старояпон. А. Стругацкого
* Уиндем, Джон. День триффидов: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова
* Уэда Акинари. Луна в тумане: Новеллы / Пер. с япон. Р. Зея, А. Стругацкого
* Хотта Ёсиэ. Шестерни: Повесть / Пер. с япон. А.Стругацкого
* Эмис, Кингсли. Хемингуэй в космосе: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова.

Аркадий и Борис Стругацкие - фото

Аркадий и Борис Стругацкие - цитаты

…в каждом море Ума обязательно найдутся острова Глупости. Но это я, положим, знал и раньше…

В каждом человеке намешано всего понемножку, а жизнь выдавливает из этой смеси что-нибудь одно на поверхность.

В России у нас действуют только два закона: закон сохранения энергии и закон неубывания энтропии, - да и те по мере необходимости благополучно нарушаются

Здесь у вас один молодой петушок в моем присутствии все время твердит про себя какие-то математические формулы. И что же? Я не понимаю ни одной формулы, но зато ясно чувствую, что он до смерти боится, как бы я не угадал его нежности в отношении одной молодой особы…(Полдень XXII век)

Братья Стругацкие, биографии которых были достаточно разными, являются талантливыми писателями-фантастами, которые сумели рассказать читателям то, про что в советском Союзе не принято было говорить. Их биография началась ещё в первой половине двадцатого века. Тогда Стругацкие жили в Ленинграде. Братья имеют восемь лет разницы. Но, не смотря на это, Стругацкие всегда были дружной семьей. Братья, которых разлучала жизнь, неизменно вновь возвращались назад. Итак, какая же биография этих чудесных драматургов, прозаиков, настоящих гениев советской научной фантастики? Как они творили книги, чтобы стать самыми известными российскими фантастами, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье? Почему их называют практически отцами научной Фантастики, особенно советской и, в последствии, российской? Почему их труды трудно переоценить, а ещё сложнее представить мир научной фантастики без братьев Стругацких.

Старший брат - Аркадий Натанович Стругацкий. Он появился на свет 28 августа 1925 года в городе Батуми. Вскоре его родители переехали в Ленинград, где и оставались до конца жизни. Родители у братьев Стругацких были образованными и интеллигентными людьми. Отец был по профессии искусствоведом, а мама - учительницей. Когда началась война, Аркадий уже был подростком, поэтому работал на строительстве укреплений, которые должны были защитить город от немецких захватчиков. Потом парень отдавал долг Родине в гранатной мастерской. В 1942 году, когда Ленинград был в блокаде, Аркадию удалось эвакуироваться вместе с отцом, но в вагон попал разряд и он единственный выжил среди всех, кто там находился. Конечно же, для парня это был удар, но в то время некогда было долго плакать и переживать. Он похоронил отца в городе Вологде. Потом поехал в Чкалов (современный Оренбург), а затем оказался в Ташле. Там он работал на пункте приёма молока, а в 1943 году был призван в армию. Аркадий закончил Актюбинское артучилище, но на фронт так и не попал. Парню очень повезло, поскольку вместо того, чтобы воевать, весной 1943 года его откомандировали в Москву, где он должен был учиться в военном институте иностранных языков. Это учебное заведение парень закончил в 1949 году. Он являлся переводчиком с английского и японского языков. Затем попал преподавателем в Каннскую школу военных переводчиков. Благодаря своей специальности, старшему из братьев Стругацких приходилось много путешествовать. Он успел отслужить военным переводчиком на Дальнем Востоке и демобилизировался лишь в 1955 году. С того времени аркадий занялся писательской деятельностью. Помимо созданий романов и повестей, в соавторстве со своим братом, он также работал в «Рефератном журнале», а затем стал редактором в Детгизе и Госполитиздате. К сожалению, аркадий Стругацкий прожил лишь шестьдесят шесть лет. Для такого талантливого писателя это достаточно маленький срок, за который невозможно воплотить в жизнь все те идеи и темы, которые приходят в голову. Конечно же, Аркадий, вместе со своим братом, создали множество уникальных рассказов, которыми зачитывается уже несколько поколений. Но, всё же, стоит отметить, что мы имели бы ещё больше прекрасных примеров научной фантастики, если бы жизнь Аркадия Натановича Стругацкого не оборвалась 12 октября 1991 года.

А вот его младший брат, Борис Натанович Стругацкий, живёт и здравствует по сегодняшний день. Борис родился 15 апреля 1933 года. Родители братьев на то время уже жили в Ленинграде, поэтому Борис мог считать себя коренным жителем этого города. Он также, как и брат, был эвакуирован из блокадного Ленинграда, но только другим поездом, вместе с мамой. Будучи ребенком, он успел увидеть самую страшную зиму блокадного Ленинграда. После того, как война закончилась, вернулся в родной город. Там он поступил в ЛГУ на механико-математический факультет и получил диплом астронома. В своё время Борис работал в Пулковской обсерватории. Но, после того, как брат вернулся с Дальнего Востока, Стругацкие отправили на задний план свои карьеры и начали активно заниматься творчеством. Поэтому, уже в 1960 году, Борис был членом Союза Писателей. Кстати, братья не только писали свои рассказы и романы, но и переводили американскую научную фантастику. Вот только под переводами они подписывались не как Стругацкие, а как С. Победин и С. Витин . На сегодняшний день Борис Стругацкий является руководителем семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Он передаёт молодому поколению свои знания и умения в этой области литературы, чтобы и современные фантасты могли создавать настолько же сильные и интересные произведения, как в совё время создавали они со страшим братом.

Кстати, успех к Стругацким пришёл довольно быстро. Уже в 1960 году были отмечены такие произведения, как «Шесть спичек» (1959 год), «Испытание СКР» (1960 год), «Частные предположения» (1960 год) . Особенностью Стругацких являлся глубокий психологизм персонажей. Ранее советские фантасты не особо-то задумывались над тем, чтобы создавать полноценных персонажей со своими проблемами и переживаниями. А Стругацкие наделили их чувствами и эмоциями, дали возможность объяснять, почему именно они так поступают и что им нравится или не нравится в их мире. Кроме того, Стругацкие стали прогнозировать мир будущего, о котором также не задумывались советские фантасты, в отличие от зарубежных. Они написали такие шедевры, как «Пикник на обочине» и «Обитаемый остров». Эти несколько антиутопичные книги можно смело называть шедеврами. А братья Стругацкие по праву зовутся королями научной фантастики.