» »

Театр теней в китае история. Театр кукол и теней. «Три сына императрицы»

23.06.2020

Китайский театр теней (皮影戏) - это один из видов театрального кукольного искусства.

Он впервые появился при династии Тан (618 - 907 гг.), а во времена династии Сун (960 - 1279 гг.) достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю.

Фигурки-персонажи в основном делались из ослиной кожи, поэтому в народе этот вид искусства ещё называют «театр кукол из ослиной кожи».

Кукловод из-за ширмы управляет куклами с помощью тонких металлических или бамбуковых палочек. «Сценой» для театра теней служит рамка с натянутой на ней белой тканью. На рамку направляется свет, и зрители видят выразительные тени фигурок-персонажей. Актёры за ширмой озвучивают своих кукольных героев и поют песни под аккомпанемент традиционной музыки, погружая зрителей в удивительный мир древних легенд и преданий.

За два тысячелетия до появления кинематографа в Китае уже знали театр теней - самое первое представление на экране.

Иллюстрируя сюжет, в сопровождении музыки и рассказа замысловатые фигурки двигались на ярко освещенном белом фоне.

Искусство театра теней в Китае считается народным, но происхождением оно, по легенде, обязано императорскому горю.

В незапамятные времена, когда у императора Хань Уди умерла жена, он так опечалился, что на время оставил даже управление государством.

Тогда-то, подсмотрев, как тенями играют дети на улице, его сановник изобрел театр теней. Самое первое представление изображало жену императора. Увидев как будто ожившую тень любимой жены, император был немного утешен.

Различия эти связаны с техникой изготовления фигурок, набором сюжетов для представлений, музыкальным сопровождением.

Плоские фигурки для театра теней обычно рисовали сначала на бумаге, затем уплотняли кожей.

Театр так иногда и называли «Люй Пи-ин» - «фигурки из ослиной кожи» .

Эти марионетки, управляемые бамбуковыми, деревянными или металлическими тоненькими палками, были центральной частью представления, и обычно являли собой произведение искусства.

Они не были бесцветны, а напротив, раскрашивались так, чтобы цвет каждой детали различался через экран. Цвет это часто играл символическую роль, предупреждая зрителя о характере и амплуа персонажа.

Интересно, что белым, бесцветным изображали обычно коварного, опасного человека.

Главным был все же контур, и, чтобы сделать фигурку выразительной, контур делали замысловатым, богатым деталями.

Кожаные фигурки китайских старинных представлений сейчас стали экспонатами в некоторых зарубежных музеях. Фигурки могли быть скроены целиком, а могли скрепляться из разных частей, и в таком случае были подвижны.

Чаще всего в одной, неподвижной, руке персонаж держит оружие или другие атрибуты, а другая свободна для движений.

Зритель разглядывал в подробностях фигурки, но представление занимало не только зрение, оно сопровождалось игрой небольшого оркестра и рассказом.

В оркестр входили струнные традиционные инструменты, а в одном из регионов представление сопровождалось ритмичными ударами палочек из бамбука.

Репертуар же историй для теневых представлений был очень широким: это традиционные сюжеты вроде «Возвращения царя обезьян» , притчи, рассказы о путешествиях и красочные сказки.

Для исполнения спектакля труппа должна была включать не меньше пяти человек. Это были кукловоды и музыканты, причем последние играли на нескольких инструментах и тоже могли управлять фигуркой.

В Китае театр теней был популярен уже во 2-м тысячелетии до нашей эры, постепенно он распространился по всему Востоку, был особенно любим в Турции.

Европа же узнала это древнее восточное искусство только в 1767-м году, когда миссионер Жюль Алод рассказал о нем французам.

Европейское искусство тех лет живо оценило символические возможности Театра теней .

"Что, как не иллюзия, игра теней - весь этот мир" - как будто говорил китайский театр европейцу.

Фигурки стали изготавливать просто черными, делая акцент на их аллегорическом смысле.

Увлекался театром теней Гете.

Он устроил представление такого театра на своем дне рождения в 1774-м году.

А уже с 1776-го года Театр теней развлекал высокую публику во французском Версале.

Сейчас, когда очень мало осталось площадных представлений, Театр теней становится камерным искусством.

В Китае проводятся смотры и конкурсы театров по всей стране, есть труппы, говорящие на темы современности языком традиционного театра.

Однако время от времени слышны разговоры о том, что древнейшему искусству грозит исчезновение, что Театр теней нуждается в развитии и поддержке.

Истоком самобытной традиции китайского кукольного театра, вероятно является древний обычай хоронить с покойником фигурки людей, призванных служить ему в загробном мире. В древнейших упоминаниях о кукольных представлениях прослеживается связь последних с погребальными обрядами: в ханьскую эпоху во время пиршеств знатные люди развлекались представлениями неких кукол и при этом исполнялась похоронная музыка. Впрочем, позднейшая традиция связывает начало кукольного театра с некой красивой куклой, которую один древнейший полководец послал в дар своему сопернику.

В источниках VI в есть сообщение о том что в парке императорского дворца имелся балаган с тремя сценами, располагавшимися ярусами. На нижнем ярусе находился кукольный оркестр из семи музыкантов, в среднем ярусе семеро монахов двигались по кругу, отбивая поклоны Будде, а на верхней сцене среди облаков летали буддистские божества. Все эти куклы приводились в движение водой. Тогда же в Китае появляется традиционный кукольный персонаж по прозвищу "лысый Го". Представления кукол, и в частности кукол-марнионеток, приобретают огромную популярность среди верхов общества и нередко разыгрываются на похоронах знатных особ. В последующие столетия складывается традиционный кукольный театр, который получает название "малый цзацзюи". В последующие столетия складывается полноценный кукольный театр, который получает название "малый цзацзюи". В XIII в. житель Ханчжоу приводит названия 71 пьесы кукольного театра, многие из которых имели аналоги среди пьес цзянцзюй. Китайские кукольники того времени охотнее всего пользовались сюжетами из народного сказа. Естественно элемент фантастики и гротеска был выражен в кукольном театре особенно сильно, и в репертуаре кукольных трупп всегда занимали видное место легенды о святых, мифических героях, послах из дальних стран, преподносящих владыке Серединной Империи сказочные сокровища и т. д. "Много вымысла, мало правды", - отозвался о кукольных представлениях современник той эпохи. По-прежнему пользовался любовью зрителей "лысый Го", к которому теперь добавился его постоянный партнер - "почтенный Бао", выполнявший, по- видимому, обязанности ведущего. В Фуцзяни к концу XIII в. насчитывалось около 300 трупп, игравших представления с участием "лысого Го". Тогда же сложились традиции музыкального сопровождения кукольных пьес, игравшихся обычно под аккомпанемент барабана и флейты.

В эпоху Сун были известны "плавающие куклы" - потомки механических кукол древности. По традиции, представления водяных кукол устраивались в специальных лодках-балаганах, но управлялись они кукловодами. Наряду с сюжетными пьесами типа цзацзюи в в программу этих представлений входили цирковые номера, разные фантастические сценки, вроде "превращения рыбы в дракона". Существовали и так называемые телесные куклы, облик которых не вполне ясен. Согласно одной версии, в театре "телесных кукол" играли люди, согласно другой - так назывались перчаточные куклы. Есть сообщения и о куклах, приводимых в движение порохом. В последующие столетия в Китае получили три вида кукол: марионетки, перчаточные и тростевые. Наибольшей популярностью кукольный театр - главным образом перчаточных кукол - пользовался в Фуйцзяни и на Тайване, где до последнего времени имелось более тысячи кукольных трупп. Культурная и социальная значимость кукольного театра видна на примере театра марионеток - одного из самых распространенных кукольных зрелищ. Во многих районах Китая этот жар кукольных представлений служил религиозным целям: их использовали в качестве очистительного обряда, также на свадьбах, чтобы обеспечить счастье молодых супругов. В Фуцзяни кукольная труппа должна была состоять из 36 голов и 72 тел, что символизировало весь сон божественных сил мироздания. Куклы считались олицетворением богов, и перед спектаклем им приносили жертвы. На подобные магические зрелища зрители обычно даже не приходили из опасения, что изгоняемые духи войдут в них. Нередко кукольные представления игрались в качестве очистительного обряда перед выступлением обычной актерской труппы. Вообще же, в китайской культуре существовала органическая и очевидная связь между куклами - экзорсистами* в театре, гигантскими фигурами чиновников и богов в праздничных процессиях и статуями божеств в храмах. Кукольные представления при храмах давались очень часто, при чем те из них, которые посвящались богиням, и могли предназначаться специально для женщин.

Перчаточные куклы чаще всего были принадлежностью "театра на коромысле", который был устроен очень просто: небольшая сцена в виде террасы ставилась на жердь, к её нижнему краю прикреплялась материя, закрывавшая кукловода. На сцене выступали одновременно две куклы, управляющиеся всеми пятью пальцами рук, причем актер говорил также от лица ведущего. Музыкальное сопровождение спектакля ограничивалось ударами небольшого гонга.

В Китае были известны тростевые куклы и куклы, управлявшиеся проволокой через отверстие в заднике. В Сычуани бытовали представления больших кукол величиной почти в человеческий рост.

К началу II тысячелетия относятся первые истории о существовании в Китае теневого театра. Свои сюжеты китайский театр теней черпал из общего с драмой и кукольным театром источника - популярных исторических сказаний и легенд. Фигурки кукол в теневом театре изготовляли из кожи (бараньей, ослиной или, как в Фуцзяни - обезьяньей), а в редких случаях из цветной бумаги. Обычно их украшали цветным шелком, так что китайский театр с его красочными представлениями можно было бы назвать цветотеневым. Куклы управлялись тремя спицами, крепившимися к шее и запястьям, и были подвижны в основных суставах рук и ног. До сего времени в Китае существует множество локальных форм теневого театра.

Знакомясь с Китаем, невозможно было не соблазниться национальным культурным достоянием этой страны, охраняемым ЮНЕСКО. А именно — теневым театром. История его почти такая же древняя, как самого усатого дракона Лин. В Европе же он появился лишь в ХVIII веке. В общем, это что-то вроде чёрно-белого мультика, который развивает и воображение, и художественный вкус.


Сделать театр теней самим довольно легко, а выглядит он чрезвычайно зрелищно. Традиционно силуэты фигурок вырезают из ослиной кожи, но мы ограничились простым картоном. Чем ажурней будут фигурки, тем интересней их потом разглядывать на сцене, поэтому мелкие детали приветствуются.



Можно экспериментировать и добавлять разные фактуры. Например, лепестки.



Сначала фигурки были на ниточке, но это оказалось неудобным, потому что постоянно были видны руки кукловодов. Поэтому лучшим вариантом оказались куклы на полочках:

Фото Романа Цыбулина

Сцена для картонных актёров — полупрозрачная плоскость, на которой они оставляют свои тени. Для этого мы взяли деревянную рамку и натянули на неё гофрированную бумагу, а сзади поместили источник света.



Существует поверье, что теневой театр в Китае возник как утешение для императора, потерявшего любимую жену. Он увидел её силуэт на складках шторы, и сердце его успокоилось. С помощью этой техники можно создавать застывшие картины. Например, композиция «Рождество». Действительно умиротворяет.

Но когда всё начинает двигаться, это похоже на волшебство. Поэтому поговорим про наш театральный вечер, который состоялся в пятницу 10 апреля. Маленькие кукловоды показали три спектакля родителям, взрослой группе и остальным желающим, пришедшим по предварительной записи. В антракте, разумеется, был буфет (:

Итак, мы изучаем искусство Китая, поэтому сказки выбрали тоже с китайским уклоном:

«Соловей»

Первый спектакль — это всем известная история про соловья, которую написал Ганс Христиан Андерсен.


Фото Артура Сальникова

Это самый сложный спектакль, он длинней остальных и в нём много персонажей.


Фото Андрея Устинова

Рисовали и вырезали фигурки несколько человек, но на вечер пришёл только один из художников. С ним мы и показывали:

Сказку читает Татьяна Токмакова. Видео Романа Цыбулина

«Победить дракона»

Это одноимённая китайская народная сказка. Всех персонажей и декорации изготовил сам пятилетний Лаврик, без какой-либо посторонней помощи (нам с его мамой это просто не по плечу, поэтому мы помогли только вырезать мелкие детали).


Обратите внимание, что замок — настоящая китайская пагода, и сам Дракон — типично китайский, то есть длинный и с усами.



Фото Андрея Устинова

Эта история учит нас многому. Что делает из людей драконов? Как нужно себя вести, чтобы оставаться человеком, а не ящером без сердца и души?

Сказку читает Татьяна Токмакова. Видео Романа Цыбулина.

«Три сына императрицы»

Это самая весёлая сказка, которую мы сочиняли все вместе по мотивам известной китайской притчи. Из-за этого повествование получилось как лоскутное одеяло, потому что сразу видно, где вклиниваются придумки взрослых, а где — детей, но это скорее её достоинство.


Фото Андрея Устинова

Эта история — компиляция разных русских и китайских сказок, замешанная на личной фантазии авторов.

Здравствуйте, любознательные читатели!

История китайского театра – это очень интересная тема, о которой мы собираемся рассказать вам сегодня. Пантомима, вокал, акробатические номера и танцы – всё это, в сочетании со своеобразной музыкой, можно увидеть и услышать в одном классическом китайском спектакле.

На сцене отсутствует реквизит, но актёры играют в великолепных костюмах, на них надеты оригинальные маски. Действо поражает воображение гостей Поднебесной своей уникальностью.

Зарождение театрального искусства

Истоки театра в древнем Китаевозникли ещё около четырёх тысяч лет назад в шаманских и религиозных ритуалах, представлениях при дворе. Уже в те времена в последних участвовали придворные шуты, актёры – чан-ю и комедианты – пай-ю.

Народные обряды и празднества были тоже театрализованными. Это проявлялось, в частности, в культе поклонения предкам. В «покойницких играх» было принято в подражательной манере изображать поступки покойного и его славные дела.

Во времена династии Хань любимым народным развлечением была борьба, так называемое «бодание» — цзяодиси. Оно проходило в сопровождении музыки и позднее было включено в сто представлений – байси. Кроме борцов в них участвовали:

  • танцоры,
  • акробаты,
  • шпагоглотатели,
  • канатоходцы,
  • фехтовальщики.

Фехтовальщики использовали в своих поединках боевые топоры, трезубцы и клевцы – молоты с ударной частью в виде клюва.

Кукольный театр

В этот же период зарождается кукольный театр. Вне театра куклы были известны задолго до этого времени. Но тогда они использовались ритуально: помогали отправляться покойному в мир иной.

Теперь же они перебрались на театральные подмостки. Куклы были представлены:

  • марионетками
  • персонажами, изготовленными для выступления на воде
  • фигурантами, сделанными из кожи.

Эпоха Сун – это золотой век кукольного театра. Особенно необычными были водные спектакли: актёры находились под водой и управляли при помощи специальных машин драконами и огромными рыбами, которые исчезали и вновь появлялись самым неожиданным образом.

Несмотря на то, что куклы неизменно привлекали внимание зрителей, среди которых были и обычные актёры, кукольный театр повлиял на традиции классического китайского театра не так сильно, как на японских лицедеев Кабуки.


По китайским меркам, живой актёр должен был быть эмоциональнее и подвижнее. В более поздних театральных требованиях порицалась зажатость актёра и его статичность, делающие его похожим на куклу.

XII-XIII века

Народные китайские песни и танцы в средневековье способствуют зарождению нового вида искусства: музыкально-театрального. В этот период здесь появляется опера и классический театр, художественные принципы которого почти не изменились до наших дней.

Подлинная народность китайского театра выражалась в том, что у спектакля не было как композитора, так и режиссёра-постановщика, так как он создавался группой актёров коллективно.

Музыке в классическом театре были подчинены и слова актёров, и их танцы. Она определяла круг действующих лиц и приёмы, которые актёры применяли в своей игре, подчёркивала настроение персонажа.

Ритм и мелодические особенности исполняемой музыки, состав инструментов в оркестре придавали действию на сцене особую выразительность. Особенно важны были ударные инструменты, а среди них – барабан.


Он приковывал внимание зрителя к определённым сценам, подчёркивал важность происходящего, усиливал актёрскую игру.

Мелодичность театра тех времён черпал в народной песне. Давным-давно у крестьян зародилось массовое представление, посвящённое труду земледельца.

В основе его лежали театрализованные действия в сопровождении музыки, которые бытовали повсеместно и носили название «янгэ». Эти представления и повлияли на формирование традиций китайского народного театра.

Классический китайский театр современности, «цзин-си», является театром столичных пьес. За трёхсотлетнюю историю существования он вобрал в себя весь многовековой опыт развития театрального искусства в Поднебесной.

Пекинская опера – это национальное достояние китайцев, которое внесено во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Гастроли Пекинской оперы проходили в Москве и других крупных городах мира.


Необычное зрелище

Языковой барьер и уникальная манера игры актёров долгое время мешали иностранцам понимать содержание обычных спектаклей. Этих проблем не возникало при посещении театра теней.

Только эта разновидность театра распространилась за пределы китайских границ и стала популярна за рубежом:

  • Франции,
  • Англии,
  • Германии,
  • Турции.


Интересна легенда его возникновения. Два тысячелетия назад у одного из китайских императоров внезапно скончалась возлюбленная жена.

Правитель оставил все государственные заботы и пребывал в унынии. Один из придворных, чтобы облегчить его страдания, решил развлечь повелителя необычным способом.

Осуществил свою идею этот человек после прогулки, где по пути придворному встретилась ему группа детишек. Они придумали развлечение: играли в тени, возникающие на пыльной дороге.

Придя обратно, мужчина вырезал лицо императорской супруги из куска ткани, добавил ему красок и приделал к изображению верёвочки. Вечером он установил ширму и подсвечники со свечами таким образом, чтобы лицо отбрасывало чёткую тень на белое полотно и двигалось бы, когда дёргали за верёвочки.


Цель была достигнута, правитель повеселел и опять принялся за государственные дела. При дворе часто стали устраивать теневые забавы. А вскоре такие представления стали любимы и в народе.

Но становление театра теней шло довольно долго, только во времена правления династии Сун, спустя девять веков, находятся официальные упоминания о такого рода театре.

Техника исполнения включала в себя вырезание необходимых персонажей из разных видов кожи:

  • козлиной,
  • буйволиной,
  • конской,
  • ослиной.

Последняя считалась наиболее удачной для этой цели, и во многих местах театр теней так и называли: Люй Пиин, что означало «тени из ослиной кожи».

Вырезанные профили окрашивали в пять характерных цветов, чтобы зрителю было понятно, какими качествами обладал тот или иной герой:

  • Красный – честность, открытость, готовность к подвигу.
  • Желтый – владение магией и волшебством.
  • Белый – коварность, вероломство, хитрость.
  • Чёрный — требовательность, бессребреничество, объективность.
  • Зелёный – отважность и смелость.


Русский китайский театр

При дворе Екатерины II в эпоху рококо в России было принято увлекаться всем китайским. По проекту архитектора А. Ринальди в Царском Селе в 1778-79 годах был выстроен летний китайский театр. В те времена он носил название Каменная опера.

Снаружи здание имело вполне типичные для Европы архитектурные черты, только загнутые вверх углы крыши и красочный карниз напоминали о Китае.

Внутри же зрителей восхищал роскошный шёлковый занавес оранжевого цвета, на котором изображались сценки из жизни китайцев и их национальные пейзажи. Потолок, сцена и ложи включали такие декоративные элементы, как:

  • знаки зодиака,
  • драконы,
  • фигурки жителей Поднебесной,
  • картонные украшения с подкладкой из фольги,
  • колокольчики
  • разноцветные деревянные подвески, расписанные золотом и серебром.


В репертуар театра входили оперы Д. Паизиелло, который служил при дворе композитором. После смерти императрицы театральная жизнь замерла почти на сто лет. Только заезжие артисты иногда давали на местной сцене представления.

С конца XIX столетия и до начала Первой мировой войны театр переживал бурное возрождение. На его сцене ставили Толстого и Шиллера, Софокла и Ростана.

Артистами, кроме труппы театра, выступали гимназисты, офицеры и даже великий князь Константин Константинович. В театре была проведена реконструкция, что позволило ставить спектакли не только летом, но и круглогодично.

С началом войны театральная жизнь приостановилась, и только в 30х годах спектакли начали идти снова. Но в 1941 году, когда город Пушкин (бывшее Царское Село) подвергся обстрелу, театр сгорел изнутри вместе с крышей. Оставшиеся стены с тех пор не реконструировались.

Китайцы и Лос-Анджелес

В начале XX века американский бизнесмен Сид Грауман решил построить в Лос-анджелесском Голливудемногофункциональный кинотеатр более чем на тысячу зрителей.

Постройка спроектирована в стиле китайской пагоды. Перед ней находится громадный дракон. Вместе с ним вход охраняют два сторожевых пса.


Китайский театр Граумана

Кроме постановки драматических спектаклей, здесь регулярно бывают показы голливудских премьер.

Первоначально здание носило название «Китайский театр Граумана». Затем оно изменилось на «Китайский театр Манна», по имени бизнесмена, приобретшего его.


Пять лет назад строение назвали «Китайский театр TCL», как следствие коммерческого контракта со стороной из Китая, осуществляющей поставки электронной техники.

Примечательна такая история. На этапе завершения строительства, пространство вокруг театра было залито свежим цементом. Пришедшая по делу американская кинозвезда Норма Толмадж волей случая оступилась, и оттиск её ступни остался в незастывшем цементе.

Это послужило толчком к тому, чтобы Грауман придумал гениальную идею: создать Аллею славы на плитах перед входом. На них будут сберегаться оттиски ладоней и ступней знаменитостей и их подписи. Сейчас их порядка двухсот.

Заключение

Основа национального театра в Китае, подобно Кабуки в Японии, – подлинно народная. Он отражает яркие чувства китайского народа, его духовную силу, чаяния, радость и печаль.

Всего доброго, друзья! Если статья вам понравилась, делитесь ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях!

Театр теней – один из видов китайского народного искусства. В древнем Китае для развлечения и религиозных целей использовали театр теней. Действие происходило на специальном экране. Его сопровождали музыка и звуковые эффекты.

Легенда гласит, что Император Уди (156-87 до н.э.) из династии Западная Хань был подавлен смертью своей любимой наложницы Ли, умершей от болезни. Император скучал по ней так сильно, что потерял желание царствовать. Однажды, министр увидел детей, играющих с куклами, которые отбрасывали яркие тени на пол.

Вдохновленный этим, министр сделал из бумаги куклу - умершую наложницу императора, чтобы помочь ему преодолеть грусть. Когда наступила ночь, он пригласил императора посмотреть на это. Кукла отбрасывала тень на занавеску. Император был в восторге. Этот рассказ записан в официальной книге истории, считается, что именно с этого момента началась история китайского театра теней.

Говорят, что монгольские воины, которые завоевали Китай в 13-м веке, очень любили смотреть представления театра теней в своих лагерях. Они принесли этот вид искусства с собой на территорию Оттоманской империи, откуда после он распространился в соседних регионах.

Представление театра теней распространены в восточной части провинции Ганьсу, главным образом, в уездах Пинлян, Цинян северо-западной провинции Ганьсу. Театр теней особенно популярен в районе "географического треугольника", куда входят провинции Шаньси, Шэньси и Нинся-Хуэский автономный район.

Театр теней восточной Ганьсу получил широкое распространение при династиях Мин и Цин, т.е., в XIV – XIX веках. Фигурки для театра теней в этих местах особенно красивы, сделаны с большим вкусом.

Материалом для изготовления марионеток театра теней восточной Ганьсу служила черная кожа молодых буйволов. Такая кожа достаточно тонкая, но прочная и гибкая. Для подготовки материала для будущей куклы нужно, прежде всего, сбрить шерсть, высушить кожу до состояния прозрачности. Именно тогда на подготовленную кожу наносится эскиз для будущей фигурки, которая вырезается при помощи ножей и ножичков разного размера и формы, а потом – раскрашивается.

Цвет фигурки не должен быть монотонным, кукла может быть однотонной, яркой или очень пестрой. Ключевым и наиболее сложным элементом изготовления считается утюжка, которая производится после вырезания и окраски. Когда подготовительный этап пройден, отдельные детали соединяют вместе, и кукла полностью готова.

В театре теней особенно важно создание эффекта движения, ведь все тело куклы может свободно двигаться. Куклы двигаются на фоне мелодичного напева, во всем действе чувствуется глубокий национальный колорит.

Театр теней Шэньси отличается своей простотой, и одновременно обладает тонким художественным стилем. Фигурки-персонажи для театра теней Шэньси вырезаны очень красиво и живо. Для создания фигурки применяется как ажурная резьба, так и изготовление простых деталей, поэтому в облике персонажа присутствует синтез сложного и простого. Все части фигурок и декорации украшены различными узорами. Таким образом, все детали не только в отдельности, но и в целом создают единую великолепную картину.

Театр теней северной Шаньси отличается своей нормативностью. По художественному стилю и способам изготовления фигурок он похож на театр теней провинции Шэньси. Многие мелкие украшения, которые трудно поддаются вырезке, изящно нарисованы. Куклы театра теней провинции Шаньси разноцветные, раскрашены в ярко-красный, ярко-зеленый и оранжево-желтый цвета. Благодаря умелому сочетанию цветов, фигурки получаются красивыми, изящными, они могут храниться долгое время, такие куклы не подвержены деформации.

Фигурки и декорации театра теней южной Шаньси отличаются своеобразным характером изображений, которые символизируют благопожелания: счастье, долголетие и др. Такие фигурки украшены благопожелательными сюжетами, которые также характерны для архитектуры, орнаментики керамических изделий и фарфора. Эти сюжеты сулят богатство, долголетие их владельцу, а также всем зрителям.

В последние время много выдающихся произведений театра теней, одно за другим вывозят за границу, где они становятся экспонатами частных коллекций и зарубежных музеев. К счастью, в Китае продолжают свое существование внушительная группа китайских художников, которые ежегодно радуют новыми образами и историями. Силой и верой этих художников театр теней продолжает развиваться и сохранять свои традиции для потомков.

Более того современные китайские мастера используют пластик, освещение, управляемое компьютерными программами, современные краски и звук. Они также могут создавать персонажи, которые полностью управляются компьютерами. Мастерам кукольного театра теней трудно соперничать с современными развлекательными средствами, но, по крайней мере, те новые технологии, которые они используют, помогают им оставаться интересными для многих зрителей в Китае и других странах.