» »

Укрощение строптивой. Анализ комедии Шекспира «Укрощение строптивой Шекспир укрощение строптивой история создания

23.06.2020

Созданные три с лишним века назад трагедии, исторические хроники и комедии Шекспира живут до сих пор, волнуют и потрясают воображение зрителей.

О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений. Шекспир не писал воспоминаний и не вел дневника. Нет у нас и его переписки с современниками. Не сохранились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло лишь несколько документов, в которых упоминаются разные обстоятельства его жизни. Каждый из этих документов, даже если в нем лишь несколько слов о Шекспире, исследован и истолкован. Редчайшими историческими ценностями считаются те немногие клочки бумаги, на которых рукой Шекспира написано несколько строк или просто стоит его подпись.

Шекспиру принадлежит цикл из 154 сонетов, опубликованный (без ведома и согласия автора) в 1609 году, но написанный по-видимому, еще в 1590-х годах. Во всяком случае уже в 1598 г. промелькнуло сообщение о его «сладостных сонетах, известных близким и друзьям» и явившихся одним из самых блестящих образцов западноевропейской лирики эпохи Возрождения.

Успевшая стать популярной среди английских поэтов форма под пером Шекспира засверкала новыми гранями, вместив в себя огромнейшую гамму чувств - от интимных переживаний до глубоких философских раздумий и обобщений. И все-таки главным делом Шекспира, страстью всей его жизни была работа драматурга, создание пьес. Язык его трагедий отличается необыкновенным богатством и красочностью. Его драматургия занимает почетное место в репертуаре театров всего мира.

Ликующая радость жизни, прославление здравого, сильного, отважного, ярко чувствующего, смело думающего человека - вот основное в первых пьесах Шекспира - комедиях «Укрощение строптивой» , «Комедия ошибок», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», написанных в 1593-1600гг. В них выражена важная для эпохи Возрождения мысль: человека нужно судить не по платью, не по знанию не по сословию и богатству, а по его поведению и личным качествам. Трудно найти в мировой драматургии пьесу такую же сказочно-веселую, ясную, волшебную, как «Сон в летнюю ночь». Поэтическое воображение Шекспира породило в ней фантастические, близкие к народным сказкам образы Горчичного Зернышка. Паутинки, Мотылька. Их участие в судьбе любящих приводит к счастливой развязке.

Все работы Шекспира получили популярность и в современности, не смотря на большой разрыв в историческом времени и таинство, малое количество сведений о самом авторе.

Практически все комедии Шекспира были написаны в первый период его творчества - с 1592 по 1600 годы. Для этого периода характерным было оптимистическое мироощущение и вера в торжество гуманного начала. В это время создаются такие комедии, как «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Много шуму из ничего», «Двенадцатая ночь», «Два веронца», «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Как вам это понравится», «Виндзорские насмешницы», «Конец -- делу венец».

В эпоху Шекспира под комедией понималась пьеса, способная повеселить зрителя, доставить ему радость и имеющая счастливый конец. В сюжете же сочетались комические ситуации, с трагическими событиями. Но драматурга в не меньшей степени, чем комизм ситуации, интересуют характеры героев. Комедии Шекспира -- это, прежде всего, комедии характеров. Среди действующих лиц комедий главное место принадлежит героиням. Именно они ведут интригу, смело защищают свое право самим решать свою судьбу. Комедии Шекспира отличаются непринужденностью развития действия, живостью диалога, истинно народным юмором. При этом в них ставятся серьезные общественные проблемы. Комедии утверждают право человека на счастье, выступают за раскрытие всех возможностей человеческой личности. Ощутима здесь также и социальная критика: Шекспир подвергает осмеянию испорченность и пустоту дворянства, скудоумие буржуазии и корыстолюбие духовенства.

Но в целом атмосфера комедий говорит об оптимизме Шекспира, о его вере в благополучное разрешение противоречий.

Комедия "Укрощение строптивой" была написана Шекспиром в 15(93?) г., но впервые она вышла в свет только после его смерти - в 1623году. По поводу источников этой комедии до сих пор есть нерешенные споры.

В 1594 г. была издана анонимная пьеса - "Забавно придуманная история, именуемая - укрощение одной строптивицы". Все в анонимной пьесе - персонажи с их характерами, даже в основном "мораль" пьесы - соответствует шекспировской комедии. Существуют лишь небольшие расхождения. У анонима действие происходит не в Падуе, а в Афинах; все имена персонажей другие: главный герой зовется Феррандо, героиня всегда сокращенно Кет; у нее не одна, а две сестры - Эмилия и Филена, к каждой из которых сватается какой-нибудь один юноша, тогда как у Шекспира выведена одна сестра, имеющая нескольких поклонников; тайного брака у анонима нет, и вся развязка неясна.

Чередование эпизодов и развитие действия в обеих пьесах одинаковы, и в некоторых местах одна из них прямо копирует другую. Тем не менее, сам текст различен, и на всю пьесу приходятся лишь шесть строк, в точности совпадающих.

Для Шекспира был характерен такой способ переработки чужих пьес, когда он, заимствуя фабулу и образы, создает целиком новый текст, где использует лишь две-три фразы или выражения старой пьесы, но при этом все содержание ее необычайно углубляет, украшает и наполняет совершенно новым смыслом. В «Укрощении строптивой» Шекспир проявил тонкое понимание человеческой природы. Среди комментаторов этой пьесы существуют противоречия по поводу ее морали. Одни пытались видеть в пьесе защиту средневекового принципа безусловного подчинения женщины мужчине, другие рассматривали ее просто как шутку, лишенную идейного содержания.

Из всех персонажей пьесы лишь трое представляют собой яркие, хорошо разработанные характеры: это Катарина и Петруччо, и Бьянка. Герой комедии Петруччо - типичный человек нового времени, смелый, свободный от предрассудков, полный сил. Он жаждет борьбы, успеха, богатства, и встречает достойную противницу в лице Катарины. Катарина, усмиренная своим умным женихом Петруччо, превратилась в идеальную по благонравию жену. Двуличие чопорной Бьянки противопоставлено искренности строптивой Катарины. В финале пьесы, когда происходит своеобразное испытание жен, оказывается, что Бьянка, раньше кроткая по натуре, превратилась в сварливую капризницу, тогда как сама Катарина стала воплощением кротости и приветливости. Пьеса заканчивается ее знаменитым монологом, в котором она утверждает природную слабость женщин и призывает их к покорности мужьям.

Все остальные герои пьесы - условные фигуры, шаблонные гротески. Этому соответствует фарсовый характер действия: всевозможные проделки, потасовки, сплошной хохот, без лиризма, нежных, идеальных чувств, которые есть в почти одновременной, фарсовой "Комедии ошибок".

Шекспир разделяет общепринятое в его эпоху мнение, что мужу должно принадлежать главенство в семье. Но в то же время показом богатства натуры Катарины он подчеркивает гуманистическую мысль о внутренней равноценности женщины и мужчины.

Современному читателю не совсем понятна композиционная связь начала и главной темы пьесы.

Однако Шекспир хотел показать, чем отличались аристократы в современном ему обществе. Он показывает это на достаточно ярком примере с медником.

Медник Кристофер Слай засыпает пьяным сном у порога трактира. С охоты возвращается лорд с егерями и слугами и, обнаружив спящего, решает сыграть с ним шутку. Его слуги относят Слая в роскошную постель, моют в душистой воде, переодевают в дорогое платье. Когда Слай просыпается, ему говорят, что он благородный лорд, который был охвачен безумием и проспал пятнадцать лет, причем ему снилось, что он медник. Сначала Слай настаивает, что он разносчик по происхождению, чесальщик по образованию, медвежатник по превратностям судьбы, а по теперешнему ремеслу медник, но постепенно позволяет убедить себя, что он действительно важная персона и женат на очаровательной леди (на самом деле это переодетый паж лорда). Лорд сердечно приглашает в свой замок бродячую актерскую труппу, посвящает ее членов в план розыгрыша, а затем просит их сыграть веселую комедию, якобы для того чтобы помочь мнимому аристократу избавиться от болезни.

Итак, необходимо отметить, что такое вступление и показ необходимого аспекта жизни аристократов является очень важным элементом в данном произведении.

Таким образом, Шекспир раскрывает не только главную идею, но и показывает, как развлекается общество.

Однако главным в пьесе можно назвать одно условие, на котором стоит вся комедия. Это условие Баптисты.

Он объявляет женихам Бьянки, что не выдаст Бьянку замуж, пока не найдет мужа для старшей дочери. Он просит помочь найти для Бьянки учителей музыки и поэзии, чтобы бедняжка не скучала в вынужденном затворничестве. Гортензио и Гремио решают временно забыть о своем соперничестве, чтобы найти мужа для Катарины. Это задача не из легких, поскольку сам черт не сладит с нею, так зловредна и при всем упряма главная героиня.

Однако, как уже было отмечено выше, финал оказывается непредсказуемым. Катарина занимает место Бьянки, удивляя всех своей кротостью и приветливость.

Итак, необходимо отметить, что творчество Шекспира многообразно, каждая его драма, комедия, трагедия уникальна, так как охватывает помимо проблем современности, психологический аспект личности. На миросозерцание драматурга влияли события и политические перемены. Для творчества Шекспира всех периодов характерно гуманистическое миросозерцание: глубокий интерес к человеку, к его чувствам, стремлениям и страстям, скорбь о страданиях и непоправимых ошибках людей, мечта о счастье для человека и всего человечества в целом.

Основной идеей эпохи Возрождения была мысль о достойной личности. Время подвергло эту идею трагическому испытанию, свидетельством которого и явилось творчество Шекспира. Создавая свои произведения, Шекспир зачастую находился во власти литературного наследия своих предшественников, однако обращение к нему послужило лишь формой для произведений, которые он наделил абсолютно новым, глубоким содержанием. Правда, чувств - вот главный эстетический принцип Шекспира. Никакой ложной фальши, никакой ложной патетики, поэтому так впечатляет все то, что вышло из-под его пера.

"The Taming of the Shrew / Укрощение строптивой

Поскольку пьесу я до сих пор не читала, зато читала много литературной критики, то была достаточно о ней наслышана. Изначально у меня было представление об "Укрощении строптивой", как о хард-версии Беатриче и Бенедикта из "Много шума из ничего", примерно как в фильме "Укрощение строптивого" с Челентано: много взаимных подколок, иногда опасных, но в целом безобидных. Потом критика рассказала мне, что там не всё так просто, что, естественно, подогрело мое любопытство почти до температуры кипения)). Вообще читать мировую литературу с обострившейся чувствительностью к гендерному равноправию - занятие любопытное, но не всегда безболезненное.

В общем, под конец пьесы мне хотелось плакать. Комедия? Комедия?! Как вам комедия, в которой главную героиню пытают лишением сна, морят голодом, всячески унижают, издеваются над логикой и здравым смыслом и в конце концов ломают об колено?
Но начнем сначала: Кэтрин, конечно, не ангел: она довольно груба в высказываниях, развлекается тем, что связывает сестре руки и выпытывает имя её возлюбленного, и надевает лютню на голову приходящего учителя. Правда, ни одна из жертв не находится от Кэтрин в прямой зависимости и с легкостью может избежать общения с ней. Часто так все и поступают: сбегают, оставляя ее в одиночестве. Тут я вспомнила Донну: "Ты кричишь, потому что мир тебя не слышит". А что ещё остается делать девице, которую беззастенчиво собираются продать замуж за купца побогаче и при ней же обсуждают её товарную стоимость? Товарная стоимость Кэтрин, понятное дело, невысока - кому же нужна сварливая жена. Соль на рану ей сыплют еще и постоянными сравнениями с младшей сестрой - умницей-красавицей-комсомолкой, в смысле, девицей пристойного и смирного поведения. (Об истинном лице сестрицы будет сказано позднее). А замуж Кэтрин, что удивительно, хочется. Она не Беатриче, которая может гордо всем объявить, что останется старой девой и что ей на это плевать. Вот и оказывается Кэтрин загнанной в угол: в отцовском доме ей ловить нечего - она уже всех настроила против себя, её откровенно не любят и смеются над ней, причем у меня сложилось впечатление, что огрызается Кэтрин на пределе сил: её остроумие не такое легкое, как у Беатриче, а больше в стиле "Сам дурак, отвали". Но она недостаточно хитра или артистична, чтобы притвориться смирной овечкой и выторговать мужа по нраву (как это позже делает ее сестра). Поэтому и сбывают её первому встречному - Петруччо, который тот ещё проходимец. Нет, он при деньгах, зато с душевными качествами у него полный швах. При первом же появлении его на сцене мы узнаем, что Петруччо, во-первых, легко распускает руки с теми, кто слабее него (со слугами), во-вторых, охотится за богатой невестой, в-третьих, умеет манипулировать людьми. Можно начинать радоваться за Кэтрин. Он быстро ударяет по рукам с её отцом и начинает "укрощение", которое я вкратце уже описала. Проходит оно четко по правилам того, как сломить чужую волю и промыть человеку мозги. Кроме физических пыток, апофеозом сего действа является сцена, когда Петруччо заставляет Кэтрин назвать солнце луной, а затем тут же меняет свое мнение и укоряет её: мол, ты что, слепая? это же солнце! Честно, я бы дала в морду: противоречить себе и пороть издевательскую чушь - эффективнейший способо довести меня до белого каления, у меня дядя в этом профессионал.
В пьесе "укрощение" происходит быстро, за неделю, но выйдя за рамки театральной условности, я могу себе представить, как оно бы проходило в реальности: день за днем, час за часом, тюк-тюк-тюк, вспоминаются застенки штази и прочих милых организаций, где именно так и ломали заключенных. Естественно, в результате мы имеем Кэтрин со стокгольмским синдромом или как там называются последствия подобного насилия? Она потеряла ориентацию в мире из-за того, что ей постоянно отказывали в собственном мнении; она боится нового наказания и готова на всё, лишь бы его предотвратить. Для нее остался один ориентир - муж, именно потому, что всех остальных опор её методично лишили. Я даже верю, что из-за этого она начала испытывать к нему какие-то чувства.
Любопытно теперь сравнить, как выкручиваются другие женщины в ситуации тотального контроля над личностью. Младшая сестра Кэтрин, Бианка, вероятно, умнее своей сестры, потому что умело притворяется ангелочком, выбирает из поклонников в мужья самого податливого, а уже после свадьбы начинает показывать характер. Другая героиня, "вдова", повторно вышедшая замуж, появляется только в самом конце пьесы и тоже в сжатом виде демонстрирует ту же "женскую хитрость". И Бианка, и вдова, как внезапно оказывается в последней сцене, ничуть не уступают Кэтрин в остроте языке. Более того, Кэтрин кажется несколько "пришибленной", когда не может понять намеков вдовы.
Я знаю, есть разные интерпретации финальной речи Кэтрин, в которой она призывает жен повиноваться мужьям. Кто-то полагает (и играет в кино и в театре), что Кэтрин лишь притворяется, на самом деле оставаясь верной своим принципам. Насколько лично я вычитала из текста, не видя чужих интерпретаций: не притворяется она, а на самом деле пришиблена властью Петруччо и как минимум повторяет его слова. Возможно, она не дошла сама до конкретно такого понимания собственной роли и роли женщины вообще, поскольку слишком мало времени дано ей в пьесе на глобальное переосмысление действительности. Но для меня - она произносит речь без "подмигиваний" и не держа за спиной скрещенные пальцы.
Я затрудняюсь извлечь однозначную мораль из пьесы, я не думаю, что туда была заложена однозначная мораль. Можно сказать, что это пособие по моральному насилию или, наоборот, предупреждение. Или совет женщинам: не выкладывайте сразу все карты на стол, действуйте исподволь, иначе вас будут ломать об колено. Или мужчинам: смотрите внимательнее, кого берете - скромница может оказаться хитрее отъявленной стервы. Или, или, или... Мы давно живем не в елизаветинских временах, так что практически невозможно воспринять пьесу с тех же моральных позиций, что и тогдашний зритель.
Но как же я рада, что живу сейчас, а не тогда! Потому что не знаю, после какого слова "лопата" смеяться в описанном кошмаре."

Комедия эта при жизни Шекспира ни разу не издавалась и впервые была

напечатана лишь в посмертном F 1623 года. В списке шекспировских пьес,

нельзя делать вывод, что она была написана позже, так как перечень Мереса

мог быть и неполным, а кроме того, в его списке значится загадочная пьеса

"Вознагражденные усилия любви", что могло быть вторым заглавием

шекспировской комедии - вроде того как это имело место с пьесой "Двенадцатая

ночь, или Что угодно". Наконец, не исключена возможность, что Мерес просто

смешал пьесу Шекспира с одноименной пьесой другого, анонимного автора на тот

же сюжет. Вообще анонимная пьеса должна быть в первую очередь учтена при

решении вопроса и о датировке шекспировской комедии и о ее возникновении.

Эта вторая пьеса была издана в 1594 году, а затем дважды переиздана - в

1596 и 1607 годах. Однако по некоторым признакам она была написана за

несколько лет до ее первого издания. Называлась она: "Забавно придуманная

история, именуемая - Укрощение одной строптивицы". Отличие от заглавия

шекспировской пьесы сводится к двум последним словам: у анонима - "одной

строптивицы" (a shrew), у Шекспира же просто "строптивой" (the shrew) -

оттенок совсем незначительный и не поддающийся точному переводу на русский

Все в анонимной пьесе - фабула с ее тремя темами (интродукция с

пьяницей Слаем, укрощение Катарины, история замужества Бьянки), почти все

персонажи с их характерами, даже в основном "мораль" пьесы - соответствует

шекспировской комедии. Мелкие расхождения сводятся лишь к следующему. У

анонима действие происходит не в Падуе, а в Афинах; все имена персонажей

другие: главный герой зовется Феррандо, героиня всегда сокращенно Кет, и т.

п.; у Кет не одна, а две сестры - Эмилия и Филена, к каждой из которых

сватается какой-нибудь один юноша, тогда как у Шекспира выведена одна

сестра, имеющая зато нескольких поклонников; тайного брака у анонима нет, и

вся развязка скомкана; расширена роль пьяницы в интродукции, который у

Шекспира исчезает вскоре после начала настоящей пьесы, тогда как у анонима

он остается до конца на сцене, прерывая действие своими смешными возгласами,

Чередование эпизодов и развитие действия в обеих пьесах одинаковы, и в

некоторых местах (особенно в сцене с портным, IV, 3) одна из них прямо

копирует другую. Тем не менее самый текст всюду различен, и на всю пьесу

приходятся лишь шесть строк, в точности совпадающих. И это различие текстов

таково, что комедию Шекспира мы должны признать шедевром комедийного

искусства, тогда как анонимная пьеса - ремесленное изделие. Касается это не

только тонкой разработки характеров в шекспировской пьесе, главным образом

Петруччо и Катарины, мотивировки поведения персонажей, великолепного языка,

смягчения тона, придающего даже самым грубым фарсовым мотивам оттенок живого

юмора и веселого удальства, - но и того, как подана "мораль" пьесы и каково

ее истинное содержание.

Внешнее сходство обеих пьес столь велико, что при отсутствии общего

сюжетного источника, самостоятельными переработками которого они могли бы

явиться, приходится допустить, что одна из них послужила моделью для другой.

Но какая же комедия более ранняя?

С давних пор господствующим среди шекспирологов было мнение, что

Шекспир получил предложение от своей труппы, ввиду появления анонимной

пьесы, возникшей не позже 1592 года и шедшей с успехом на одной из

лондонских сцен, создать нечто вроде нового варианта того же сюжета, который

труппа Бербеджа могла бы противопоставить этой пьесе. Эту переработку

Шекспир выполнил с блеском - создав, судя по метрическим и стилистическим

признакам, около 1594 года, по существу, глубоко оригинальное произведение,

полное юного вдохновения и поэтической прелести.

Однако уже лет сто тому назад возникла и другая гипотеза, нашедшая в

П. Александр). По их мнению, первой возникла шекспировская пьеса, а

анонимная является очень неуклюжим плагиатом некоего писаки, который, чтобы

замаскировать свой литературный грабеж и создать впечатление новизны пьесы,

переписал весь текст заново. Если принять эту теорию, пришлось бы отодвинуть

дату шекспировской комедии на два или три года назад.

Хотя в пользу второй точки зрения было приведено немало остроумных

доводов, все же старая теория нам, как и большинству критиков, кажется более

убедительной. Решающим здесь является следующее соображение. Для Шекспира

крайне характерен такой способ переработки чужих пьес, когда он, заимствуя

фабулу и образы, создает целиком новый текст, где использует лишь две-три

фразы или выражения старой пьесы, но при этом все содержание ее необычайно

углубляет, украшает и наполняет нередко совершенно новым смыслом. Примеры

Этому из раннего периода его творчества - "Комедия ошибок" и некоторые

хроники ("Король Иоанн", фальстафовская часть "Генриха IV"), позже - "Мера

за меру", "Лир", вероятно, "Гамлет". Наоборот, для многочисленных других

тогдашних "переработчиков" чужих пьес типично беззастенчивое использование

старого текста; бывали даже случаи, когда они ограничивались добавлением

одной или двух сцен и переделкой нескольких реплик. Нечего и говорить, что

до внутреннего обогащения пьесы дело почти никогда не доходило.

Надо еще заметить, что все три темы комедии Шекспира помимо анонимной

пьесы были широко распространены в ту эпоху в самых разнообразных формах и

версиях. Так, например, тема интродукции ("халиф на час") встречается в

английских народных балладах, в дидактических трактатах, в английском

переводе сказок "Тысячи и одной ночи"; история укрощения строптивой - во

множестве назидательных повестушек, песен, анекдотов; история Бьянки с

переодеванием ее поклонников учителями была известна хотя бы по знаменитой

комедии Ариосто "Подмененные", переведенной на английский язык еще в 1560

году Гаскойнем. Из всех этих произведений Шекспир заимствовал некоторые

выразительные добавочные черты; но основным источником ему все же послужила

анонимная пьеса.

Этому происхождению "Укрощение строптивой" обязано многими своими

жанровыми и стилевыми особенностями, внушенными иди хотя бы подсказанными

Шекспиру анонимной пьесой, заинтересовавшей неутомимого искателя

драматических форм и возможностей, каким был Шекспир. Действительно, многое

ставит эту комедию Шекспира особняком в его творчестве. Дело тут не в таких

деталях, как большое количество вставных латинских и итальянских слов или

примесь стихов неправильного, шутовского размера (так называемых

"догрелей"). Эти черты, указывающие на близость молодому Шекспиру забавных

школьных воспоминаний, встречаются и в других ранних пьесах его, как,

например, "Тит Андроник", "Бесплодные усилия любви" и т. п. Но ни в одной из

остальных его пьес мы не находим такого сильного влияния итальянской комедии

дель арте и такого безраздельного господства фарсового тона. Эти два момента

тесно здесь связаны между собой.

Из всех персонажей пьесы лишь два представляют собой яркие, живые,

хорошо разработанные характеры: это Катарина и Петруччо, и лишь с очень

большими оговорками можно к ним еще присоединить Бьянку. Все же остальные

персонажи - условные фигуры, шаблонные гротески, очень близкие к маскам

итальянской комедии. Добродушный и глуповатый скупой старик Баптиста очень

похож на таких же одураченных отцов итальянской комедии, ловкий слуга Транио

На хитрого Бригеллу, молодящийся старик Гремио - на дурашливого венецианца

Панталоне, и т. п. Этому соответствует и насквозь фарсовый характер действия

(всевозможные проделки, потасовки, сплошной хохот), без всякой примеси хотя

бы самого легкого лиризма, нежных, идеальных чувств, какая есть, например, в

почти одновременной, по существу - тоже фарсовой "Комедии ошибок".

Соответственно этому язык персонажей сочен и резок без малейшего намека на

характерный для раннего Шекспира эвфуизм. Это случай почти уникальный во

всем творчестве Шекспира: только еще "Уиндзорские насмешницы" могут быть

причислены к чисто фарсовому жанру.

Это объясняет и ту внутреннюю скрепу, которая соединяет интродукцию с

самой пьесой. Тщетно искали "философствующие" критики связь между ними в

единстве мысли или морали (никто не должен выходить за грань назначенного

ему удела; все существующее - мираж, и т. д.). На самом деле Шекспир охотно

воспроизвел интродукцию старой пьесы как подготовляющую и оправдывающую

буффонный характер самой комедии. Она разыгрывается странствующими

комедиантами с целью развлечь больного - естественно, что ждешь от нее

зрелища легкого, грубоватого, чисто увеселительного, без всякой сложности и

И тем не менее в пьесе содержится в скрытом виде глубокая проблема,

воплощенная в образах Катарины и Петруччо, не случайно разработанных

по-особому и неизмеримо более содержательных, чем у анонима. Ее трактовка

служит камнем преткновения для многих исследователей, а между тем это момент

центральный для понимания смысла пьесы и раскрытия ее художественного

интереса.

Концепция пьесы не может вызывать сомнений. Избалованная и своенравная

Катарина усмирена своим умным и ловким женихом, а затем мужем Петруччо.

Плоды его стараний не замедлили сказаться: она превратилась в идеальную по

благонравию жену. В финале пьесы, когда происходит своеобразное испытание

жен, оказывается, что бывшая смиренница Бьянка успела превратиться в

сварливую капризницу, тогда как сама Катарина стала воплощением кротости и

приветливости. Пьеса заканчивается ее знаменитым монологом, в котором она

утверждает природную слабость женщин и призывает их к покорности мужьям.

Такая мораль как будто плохо согласуется с нашим представлением о

свободолюбии Шекспира, создателя образов смелых, инициативных, борющихся за

свои человеческие права, за свободу своих чувств женщин (Джульетта,

Дездемона, Гермия из "Сна в летнюю ночь", Елена из "Конец делу венец" и

многие другие).

Что не только нас, но и некоторых современников Шекспира эта мораль

шокировала, видно из того, что драматург Флетчер написал в противовес ей

комедию "Укрощенный укротитель" (точная дата неизвестна), где женщина берет

реванш. Герой пьесы, который также называется Петруччо, влюбляется (видимо,

после смерти Катарины - в пьесе это ясно не сказано) в одну девушку и решает

на ней жениться, причем жена обращается с ним так же, как у Шекспира его

Петруччо обращается с Катариной. Пьеса кончается словами: "Укрощен

укротитель! Но так, что ни один мужчина не имеет права жаловаться, если

учтет, что ему не предназначено в этом мире быть тираном женщины. Однако и

женщины не найдут здесь основания для торжества и насмешек, ибо мы теперь

признали равенство между мужчиной и женщиной, как и должно быть. Мы учим

любви ради любви!"

Многие критики пытались "реабилитировать" Шекспира, обелить его пьесу с

помощью разных натяжек и самых произвольных толкований, начиная с заявления,

что, поскольку Шекспир взял готовый сюжет, ему "пришлось" сохранить и его

мораль или что Катарина не есть рупор Шекспира, который сам смотрел на дело

иначе, и кончая допущением, что Катарина и Петруччо борются между собой лишь

ради забавы и что Катарина свой знаменитый монолог произносит только для

того, чтобы посмеяться над Гортензио и его супругой, сама же нисколько не

верит в то, что говорит. Все эти домыслы идут вразрез с прямым смыслом

текста. Они к тому же совершенно антиисторичны.

Шекспир, несмотря на всю свою гениальность и прогрессивность критики

современного ему общества, был все же сыном своего века, которому не могла

даже в голову прийти мысль о полной юридической и бытовой эмансипации

женщины. Буржуазия такого равенства полов не знала. Видимость равенства

существовала в некоторых кругах передового дворянства, но там она носила

эпикурейский характер и служила тому, чтобы повысить цену эгоистического

наслаждения вплоть до утверждения полной свободы адюльтера и утонченного

аморализма. Прообразом морали для Шекспира в данной его пьесе - как,

впрочем, и во всех других - могла скорее всего послужить народная мораль

крестьянской семьи, признающая внутреннее (нравственное и практическое)

равенство мужа и жены, но тем не менее в смысле направляющего и руководящего

начала отдающая первенство мужу.

Этот живой образец и источник мысли Шекспира отлично согласовался с той

стадией гуманистического сознания, которую он выражал в своей борьбе против

хищнического, анархического аморализма эпохи первоначального

капиталистического накопления. Шекспир, восстававший против всякого

тиранического насилия над человеческой личностью и всегда защищавший свободу

детей и жен от грубого и тупого деспотизма отцов и мужей, вместе с тем

никоим образом не отказывался от признания необходимости твердого строя в

семье, обществе и государстве. Без этого строя, по мнению Шекспира,

невозможно разумное и гармоничное устройство человеческого общества, которое

является такой же задачей гуманистов, как и завоевание свободы человеческой

личности. Восхвалению этого строя и идеальной гармонии, долженствующей

господствовать в обществе и государстве, подобно тому как она господствует в

природе, посвящена знаменитая речь Улисса в "Троиле и Крессиде": "Везде свой

строй - и на земле внизу и в небесах, среди планет горящих: законы

первородства всюду есть. Есть первенство во всем, есть соразмерность - в

обычаях, в движении, в пути..." (I, 3).

Так, считает Шекспир, должно быть и в семье, где мужу принадлежат

строптивой", но и в ряде других пьес Шекспира. В "Комедии ошибок" Люциана

стыдит свою ревнивую и сварливую сестру, убеждая ее быть кроткой и покорной

по отношению к мужу. Такую же робость и кротость проявляет по отношению к

Бруту его благородная, героическая подруга Порция ("Юлий Цезарь", II, 1, в

Однако все дело в том, каковы формы и назначение такой покорности мужу.

Ее цель - не утверждение эксплуатации и порабощения женщины в согласии с

феодальными нормами, а внесение в семью того "порядка" и "гармонии", которые

Шекспир в соответствии с общественным и культурным состоянием эпохи мог

представлять себе лишь в тех формах, какие мы находим в его произведениях.

В "Укрощении строптивой", несмотря на резкость отдельных выражений

(значительно меньшую, однако, чем в старой пьесе), речь идет всего лишь о

том, кому должно принадлежать решающее слово - мужу или жене. Петруччо надо

сломить только "строптивость" Катарины, после чего в их жизни установится

гармония.

Чтобы полностью оценить это, следует хотя бы бегло сравнить комедию

Шекспира не только с анонимной пьесой, но и с другими более старыми

разработками той же темы, бесспорно, известными драматургу. Сравнение это в

основном должно коснуться двух моментов - во-первых, характера героини,

во-вторых, характера отношений, которые устанавливаются между нею и мужем, и

вообще всей атмосферы, окутывающей действие.

В старых, в основном средневековых, версиях строптивица представлена в

отталкивающем виде, уродливой в своем гневе и взбалмошных причудах, как

зачинщица беспричинных ссор и отравительница покоя. Отголоски такого

отношения звучат и в пьесе Шекспира, где окружающие называют Катарину

"чертовкой", "ведьмой", "зловредной", "злющей", "строптивой и грубой свыше

всякой меры". Но такова ли она в пьесе Шекспира на самом деле? Проследим все

ее поведение вместе с теми обстоятельствами, в которых оказывается героиня.

Катарина появляется в самом начале пьесы (I, 1). Ее отец объявляет

женихам, сватающимся к Бьянке, что выдаст ее не раньше, чем устроит

Катарину, старшую дочь. Катарина, зная общее к ней отношение, чувствует всю

унизительность своего положения и высказывает прямо свою обиду: "К чему,

отец, вам превращать меня в посмешище для пары дураков?" Следует перепалка,

в которой она лишь отвечает - хотя достаточно резко - на насмешки и

оскорбления женихов сестры. Бьянка начинает плакать, что вызывает гневную

реплику Катарины: "Глаза у ней всегда на мокром месте". Ее раздражение и

здесь понятно. Поведение "кроткой страдалицы" Бьянки, ее духовное убожество,

прямо задевает Катарину, выставляя ее каким-то чудовищем, виновницей

несчастья сестры. Отец уходит с Бьянкой, бросив старшей дочери: "Останься,

Катарина", на что та возмущенно восклицает: "А мне нельзя уйти отсюда, что

ли? Указывают! Будто я сама не знаю, что мне надо, что не надо" - и уходит,

провожаемая ругательствами женихов сестры. Она права - что ей делать здесь,

среди враждебно настроенных к ней людей?

До сих пор мы наблюдали в Катарине резкость, даже грубость, но

"сварливости" в подлинном смысле слова мы не видели. Она была стороной не

нападающей, а защищающейся.

Но следующее ее появление (II, 1) раскрывает в ней как будто нечто

худшее. Оставшись наедине со своей "тихой" сестрой, она связала ей руки и

бьет ее. За что же? Ответ Бьянки все разъясняет: она вообразила, будто

Катарина хочет отнять у нее все платья и драгоценности, и выражает

готовность отдать ей все свои наряды "вплоть до юбки" на том основании, что

ее "долг святой - повиноваться старшим". Катарина добивается от нее, который

из женихов ей больше нравится, - и тогда Бьянка, решив, что один из них,

может быть, приглянулся ее сестре, уверяет, что она ни одному из них не

отдает предпочтения и готова уступить ей любого.

Такое духовное убожество, безличие, склонность истолковывать все

свободолюбивые порывы сестры на свой собственный, низменный лад окончательно

выводят из себя Катарину, которая пыталась найти у этой куклы хоть

какое-либо проявление чувства, что-нибудь похожее на живую душу. И отсюда -

гнев Катарины и жестокость по отношению к сестре. Сцена заканчивается

появлением Баптисты, который утешает плачущую тихоню Бьянку и, по

обыкновению, сурово укоряет Катарину. Конечно, в этой сцене все сочувствие

зрителей - как во времена Шекспира, так и в наши дни - на стороне Катарины,

ведущей смелую борьбу за права женщины как личности.

В третий и последний раз до ее "укрощения" мы видим Катарину в

непосредственно следующей за этим сцене ее объяснения с Петруччо. Этот

решает сразу ее ошеломить - осыпает комплиментами, хвалит ее "любезность,

красоту и кротость", которую все "превозносят"... Естественно, что на это

издевательство Катарина отвечает резкостями. Происходит забавная перепалка с

фейерверком острот, и в заключение Петруччо объявляет Баптисте, что они

"поладили" и что "свадьба состоится в воскресенье". Катарина в последний раз

огрызается: "Увижу раньше, как тебя повесят!" - и замолкает. Здесь мы меньше

всего видим "строптивицу". Катарина лишь пытается защититься от грубо

ворвавшегося насильника. Что же касается ее колкостей, то в них ей немногим

уступят получившие весьма тонкое воспитание и Розалинда из "Бесплодных

усилий любви" и Беатриче из "Много шума из ничего". Правда, после одной из

дерзостей Петруччо она дает ему пощечину, чего те, вероятно, не сделали бы.

Но ведь и Бирон или Бенедикт не стали бы вести себя так, как Петруччо. На то

это и фарс, в котором любой из персонажей (кроме лицемерной Бьянки) в

грубости поспорят с Катариной.

После этого мы видим сразу же "укрощенную" Катарину. Да и при каких

обстоятельствах происходит это укрощение? Не в ответ на своеволие, а просто

так, без всякого повода Петруччо унижает жену, морит ее голодом, принуждает

делать и говорить нелепости. В итоге в пьесе перед нами - женщина, борющаяся

за свое достоинство и после всех испытаний обретающая заслуженное ею

Общий тон пьесы по сравнению со старыми обработками сюжета в корне

иной. Там мрачная, "монастырская" атмосфера, беспощадная жестокость (муж

бьет жену или пытается устрашить ее, убивая на ее глазах любимого коня,

гончего пса или сокола), приводящая к превращению молодой женщины, морально

сломленной, в бессловесную рабу. Здесь смех, веселые (хотя иногда и

небезболезненные) проделки - предвестие счастливой, полнокровной жизни в

лучах ласкового и горячего итальянского солнца.

Катарина - цветущая, даровитая девушка со смелым и сильным характером,

задыхающаяся в кругу пошлых ничтожеств (не исключая отца и сестры), среди

которых она обречена жить. Она рождена, чтобы встретить такого же сильного и

смелого, такого же живого человека, как она сама. И она встречает его -

дерзкого искателя приключений, темпераментного и остроумного, из породы

конкистадоров, отчаянных мореплавателей XVI века, любимцев фортуны. Конечно,

он элементарен и эгоистически ограничен в своем жадном порыве к жизни, но

тип исторически глубоко верен и к тому же трактован в ярко фарсовом плане.

Стоило Петруччо и Катарине встретиться, и между ними сразу же пробегает

электрическая искра - залог того, что их борьба и ее испытания закончатся не

тоской и неволей, а большим человеческим счастьем.

В целом пьеса - ив этом ее глубокое, передовое для той эпохи значение -

утверждает идею не "равноправия", а "равноценности" мужчины и женщины. Как и

во многих других пьесах Шекспира, Катарина обнаруживает такое же богатство

внутренней жизни, как и Петруччо. Это такая же сильная и полноценная натура.

Подобно тому как это произошло между Беатриче и Бенедиктом, их толкнули друг

к другу свойственные обоим прямота, избыток здоровья и жизнерадостность.

Каждый нашел в другом достойного противника - и партнера. Человеку ей

враждебному или безразличному Катарина, конечно, не подчинилась бы. Тяжба

между ними, имеющая серьезный, проблемный характер, ими самими переживается

как увлекательная, радостная игра, потому что между ними уже вспыхнула

любовь и потому что они ощущают в себе избыток молодых сил, требующих

разрядки.

Замысел Шекспира имеет гораздо более глубокий характер, чем мораль

пьесы Флетчера, где защита "престижа" женщины достигается снижением и

мужчины и женщины, обрисованных как натуры мелочные, лишенные размаха и

полноценности шекспировских героев.

В 1593 году (по другим данным – в 1594) была написана пьеса «Укрощение строптивой»: краткое содержание произведения вызывает желание прочитать всю пьесу от начала до конца. При жизни автора комедия имела огромный успех у публики. Дата первой постановки не известна. Автор неоднократно вносил изменения в пьесу и подвергал её доработкам. Публике пьеса представлялась под разными названиями.

«Укрощение строптивой» начинается с интродукции, в которой некий лорд возвращается домой после охоты. По дороге он встречает медника Слая (в переводе с английского – «хитрец»). Слай уснул, приняв изрядную порцию алкоголя. Лорд решает разыграть медника. Слая переносят в господскую постель. Проснувшись, он видит, что успел стать богатым господином. Дальнейшая история новоявленного дворянина остаётся неизвестной читателям и зрителям. Интродукция – всего лишь вступление к основному действию. В этом странном и малопонятном современной публике вступлении и заключена главная особенность всей пьесы.

У Баптисты, состоятельного жителя Падуи, было 2 дочери: Катарина и Бьянка. Девушки отличались не только внешне, но и по характеру. Старшая, Катарина, была известна своей строптивостью и крутым нравом. Бьянка – очень покорная и приветливая. Младшая сестра пользуется популярностью у мужчин. Но Баптиста заявляет поклонникам Бьянки, что в первую очередь должен выдать замуж старшую дочь, как это полагается по обычаю. Молодые люди крайне опечалены: вряд ли найдётся мужчина, который согласился бы взять в жёны такую девушку, как сестра Бьянки.

Отец запер младшую сестру дома, чтобы перевести внимание потенциальных женихов на старшую дочь. Бьянка в ожидании свадьбы сестры должна посвящать всё своё время получению образования. Баптиста собирается нанять для неё учителей. Один из поклонников девушки, дворянин по имени Люченцио, нанялся в дом Баптисты учителем. К Гортензио, ещё одному претенденту на руку и сердце Бьянки, приехал его знакомый Петруччо, решивший жениться по расчёту. Гортензио предлагает приятелю посвататься к Катарине. Она довольно груба, но зато имеет хорошее приданое и слывёт настоящей красавицей. Свадьба Катарины позволит Гортензио посвататься к младшей сестре.

Собираясь проникнуть в богатый дом, Люченцио предложил своему слуге Транио занять место господина. Ни у Люченцио, ни у Транио в Падуе нет знакомых, следовательно, их никто не узнает. Дворянин запланировал «атаку» изнутри и снаружи. В то время, как сам он имеет возможность понравиться Бьянке, будучи её учителем музыки, Транио просит руки девушки от лица своего господина. План превосходно срабатывает: Баптиста выбирает в зятья дворянина Люченцио. Петруччо просит руки непокорной Катарины. Отец согласен на всё, лишь бы избавиться от старшей дочери. Но есть условие: Петруччо должен понравиться будущей жене. Потенциальный жених также входит в дом Баптисты, прикрывшись личиной учителя музыки. На протяжении всей пьесы Петруччо пытается «приручить» будущую жену. Катарина активно сопротивляется, но жениху удаётся добиться своего.

В конце пьесы Катарина признаётся, что в форме строптивости выражала своё желание любить и быть любимой. Старшая сестра подводит итог: строптивая женщина никогда не испытает настоящего женского счастья.

Характеристика персонажей

Катарина и Бьянка

Обманчивое первое впечатление

В начале пьесы симпатии читателя оказываются на стороне младшей сестры. Однако образ сварливой Катарины постепенно раскрывается. Становятся заметны те его стороны, которые не были уловимы на первый взгляд. Читатель понимает, что старшей сестрой движет отнюдь не желание кому-то навредить.

Катарина боится мужчин, ей руководит страх быть нелюбимой и обманутой в своих чувствах. Агрессия становится лучшим способом для выражения отчаяния. В конце пьесы Катарина предстаёт более эмоционально зрелой и серьёзной, чем её сестра.

Расчётливый Петруччо

Меняется не только главная героиня, но и человек, занимавшийся её «укрощением». Женитьба Петруччо продиктована одни единственным желанием, которое он даже не скрывает: главный герой мечтает улучшить своё финансовое положение за счёт богатой наследницы. Катарина становится для него самым подходящим вариантом: она из состоятельной семьи и очень красива. Главное же преимущество состоит в том, что у Петруччо не будет конкурентов. У строптивой девушки нет поклонников.

К концу пьесы главный герой почувствовал, что тоже изменился. Катарина, в которой он видел только способ наживы, больше ему не безразлична. Петруччо понимает, что кроме приданого, ему необходимо что-то ещё. Он хочет любви и семейного счастья.

Главная идея пьесы

Шекспир вложил главную идею своего произведения в уста Катарины. В финале пьесы девушка подводит итог пережитого ею опыта. Она утверждает, что быть счастливой в любви может только смирившаяся женщина. Строптивость становится источником внутренних переживаний и мешает сближению с представителями противоположного пола. Катарина оправдывает своего будущего супруга, применявшего к ней жестокие приёмы «воспитания». Всё, что делал Петруччо, было предназначено для её же блага.

Шекспир написал свою пьесу в назидание непокорным жёнам и невестам, но главная идея произведения уже успела частично устареть.

Во времена великого английского писателя учесть женщины была предопределена ещё при рождении. Девочек с малых лет учили вести хозяйство, а когда они подрастали, их выдавали замуж, нередко против воли. Чтобы замужество не было в тягость, необходимо, по мнению Шекспира, заранее смириться со своей участью. Скромность и покорность помогут полюбить нелюбимого супруга. Автор полагает, что несчастный брак – это, прежде всего, вина жены, а не мужа. Женщина должна благоговеть перед тем, кто её содержит, и повиноваться супругу без малейшего ропота. Очевидно, писатель допускал и грубые воспитательные меры по отношению к сварливым жёнам.

Роль женщины в обществе со времён Шекспира, безусловно, изменилась. В наши дни представительницы прекрасного пола не обязаны выходить за нелюбимых и быть зависимыми от своих мужей. Современная женщина строит жизнь наравне с мужчиной. Тем не менее, некоторые истины Шекспира остаются актуальными и в наши дни. Гордость по-прежнему является помехой на пути к счастью. Любя друг друга, люди нередко враждуют годами. Ни один из них не хочет сделать шаг в сторону примирения и взаимопонимания. В результате, оба страдают, продолжая отдаляться друг от друга всё больше и больше.