» »

В какие страны Европы Россия поставляет газ? Россия задушит Европу газом

22.09.2019

Лубмин — прекрасный курорт на балтийском побережье Германии, который может похвастаться длинными песчаными пляжами, соседствующими с мягкими барханами и густыми сосновыми лесами. Он располагается в нескольких часах к северу от Берлина и дает туристам возможность насладиться образцовым приморским спокойствием. Вернее, давал бы, если бы не флот эскалаторных барж, ежедневной отплывающий из местного порта, вкупе с огромной стройкой прямо за соснами. И то, и другое — порождение до крайности скандального проекта, расколовшего Европу надвое, и грозящего столкнуть Германию с ее ближайшими союзниками. В море эскалаторные баржи раскапывают огромный подводный котлован, идущий прямиком к наземной строительной площадке. Если все пойдет, как надо, в скором времени через этот котлован будет пролегать трубопровод, наполненный самым горючим веществом в современной европейской политике: российским газом.

Строительство трубопровода «Северный поток — 2» было запланировано еще в 2015 и должно быть завершено в конце 2019. Защитники проекта доказывают, что он коммерчески оправдан: трубопровод соединит крупнейшего экспортера природного газа в мире с крупнейшей европейской экономикой, удвоив пропускную способность уже существующего канала через Балтику, «Северного потока — 1», находящегося в эксплуатации с 2011. Вместе эти трубопроводы смогут передавать 110 миллиардов кубометров природного газа в год — достаточно, чтобы обеспечивать четверть всех европейских запросов.

Критики же рассматривают трубопровод — и роль Германии в ее создании — как предательство и крупный геополитический просчет. Такие страны, как Польша и Украина, сочли ее прозрачной попыткой отодвинуть в сторону их собственные газовые трубопроводы — и опрометчивым решением, которое оставит их и остальную Европу на милость Москвы. Европейская комиссия — еще один противник «Северного потока», утверждающий, что проект подрывает ее борьбу за энергетическую независимость и разнообразие энергетических источников. Однако главный враг проекта находится в Вашингтоне. Президент Дональд Трамп неоднократно продемонстрировал свое желание положить конец €9.5-миллиардной инициативе — а также готовность накладывать жесткие санкции, чтобы предотвратить ее реализацию. На саммите Нато в Брюсселе на прошлой неделе Трамп снова обрушился на проект трубопровода, обвинив Германию в том, что она стала «заложником России, поскольку она покупает у России такую значительную часть своих энергетических ресурсов». Кирстен Вестфаль, энергетический аналитик в Немецком институте международной политики и безопасности, сравнила «Северный поток — 2» с луковицей — чем дальше, тем более противоречивым он становится. Однако в сердце этого противоречия лежит простой, но ключевой вопрос — следует ли Западу доверять России? «Аннексия Крыма Россией в 2014 и война на Украине изменили все, — говорит Вестфаль. — Для многих на Западе доверие к России в качестве надежного партнера стало немыслимым. Появилось сомнение — учитывая все геополитические трения, стоит ли нам углублять свои энергетические отношения с Россией? Стоит ли поддерживать их, несмотря на все риски?»

По причинам как исторического, так и экономического характера в Германии на этот вопрос отвечают иначе, чем в других европейских странах или США. Эксел Вогт, мэр Лубмина и ярый сторонник «Северного потока» (как и большинство местных жителей) емко выражает причины этого отношения: «Для нас Россия всегда была надежным деловым партнером, — говорит он. —Для Лубмина, ‘Северный поток" означает новые рабочие места, контракты для местного бизнеса и поступления в налоговый бюджет». Он добавляет, что симпатии к России относятся не только к экономике, и уходят корнями в те времена, когда Лубмин был частью коммунистической Восточной Германии: «До объединения у жителей Лубмина были очень тесные отношения с Россией, которые они хотят сохранить». Пока что проект пользуется официальной поддержкой немецких властей (а также безусловным одобрением Кремля). Однако голос критиков в Берлине, в том числе в правящих кругах, становится все громче.

«"Северный поток — 2" расколол Евросоюз, и это однозначно противоречит национальным интересам Германии, — говорит Норберт Реттген, старший член парламента правящего Христианско-демократического союза. — Ключевая роль Германии — объединять Европу, а не разделять ее. Однако не будь Германии, этих противоречий не существовало бы». Ранее в этом году канцлер Германии Ангела Меркель осуществила небольшое, но важное изменение в своей публичной риторике. Она сказала, что «Северный поток — 2» — «не только экономический проект». Она также добавила, что следует учитывать политические факторы, в том числе и необходимость сохранить статус Украины в качестве перевалочного пункта для поставок российского газа.

Согласно информации «Нафтогаза», государственной энергетической компании Украины, ежегодно Киев собирает до $3 миллиардов долларов пошлин — средства, в которых отчаянно нуждается неустойчивое правительство. Газовые связи также мотивируют обе страны избегать дальнейшей эскалации своего военного и политического конфликта. Когда поставки газа прекращаются — как это ненадолго произошло в 2006 и 2009 — от этого проигрывают обе стороны. После встречи со своим американским коллегой в пятницу, российский президент Владимир Путин сказал, что Москва готова «продлить транзитный контракт в том случае, если будет улажен диспут [между "Газпромом" и "Нафтогазом"]».

Однако путь в обход Украины — ровно то, для чего создается «Северный поток», чего не скрывают российские чиновники. Новый газовый трубопровод позволит России избавиться от посредников в значительной части своих западных поставок — и предотвратить споры из-за выплат и условий, подобных тем, что инициировал Киев на протяжении последних лет. Прискорбное состояние украинских трубопроводов, нуждающихся в немедленном ремонте и финансировании, обостряет это стремление. Для российско-европейского консорциума, взявшего на себя расходы по осуществлению проекта, «Северный поток — 2» — прежде всего перспективный вклад. В отличие от «Северного потока — 1», бывшего по-настоящему совместным российско-европейским предприятием, новый трубопровод будет целиком принадлежать Газпрому, российскому газовому концерну, контролирующему российский трубопроводный экспорт. Тем не менее, половина расходов будет покрыта за счет европейских компаний: немецких «Унипер» и «Винтершелл», австрийской OMV, французской «Энжи» и «Роял Датч Шелл». Спонсоры «Северного потока» делают простую ставку с потенциальными огромными доходами. Они знают, что что трубопровод войдет в употребление в 2019 — тогда же, когда начнут иссекать запасы европейского газа в Северном море. По оценкам консорциума, даже если общие газовые запросы останутся неизменными, или даже уменьшатся в течение следующих двух десятилетий, к 2035 Европе потребуется найти источник дополнительных 120 миллиардов кубометров природного газа в год. Этим источником станут либо Катар и США, либо трубопровод из России.

Перспективы газового дефицита привели к ускоренному инфраструктурному строительству — поставщики борются друг с другом, чтобы занять появившуюся нишу. Неподалеку от Лубмина, по другую сторону польской границы, находится один из нескольких новых терминалов СПГ, появившихся на европейском побережье в течение последних лет. Большинство работает не в полную силу, поскольку трубопроводный газ на 25% дешевле СПГ. Некоторые немецкие бизнесмены и чиновники подозревают, что это — главная причина противодействия «Северному потоку — 2». По их мнению, США просто пытаются улучшить коммерческое положение СПГ. Это было главным пунктом открытого письма, подписанного межпартийным союзом старших немецких депутатов ранее в этом году. В нем говорилось, что «устранение вероятных конкурентов американских компаний — не задача Евросоюза. Если они хотят продавать свой природный газ в Европе, они вольны это делать, но при этом им следует столкнуться с конкуренцией так же, как и всем остальным».

Почему немецкие и европейские потребители и компании должны втридорога платить за газ помимо российского? По мнению критиков, очевидным ответом будет политика. По их мнению, Москва инициировала кампанию по расколу западного единства, дестабилизации европейских демократий и восстановлению российского влияния в Восточной Европе и Прибалтике. Одно из мощнейших орудий в этой кампании — зависимость Европы от российских энергетических ресурсов.

Европейцы уже давно беспокоятся о том, что произойдет, если Россия перекроет вентиль. «Северный поток — 2» сделает это беспокойство еще более актуальным. «В прошлом году более 40% немецкого газа было получено от Газпрома. Если мы удвоим вероятные поставки после открытия ‘Северного потока — 2", это положение усугубится, — говорит Реттген. — Я считаю, что это подвергнет нас опасности как в плане энергетики, так и в плане внешней политики. Мы лишимся своей независимости». Он добавляет, что следует задуматься еще об одном факторе: «Вся путинская система зиждется на двух столбах — армии и экспорте энергетических ресурсов. Укрепив второй столб, Германия укрепит и путинский режим».

Согласно заявлению «Газпрома», с учетом новых месторождений на северо-западе России, «Северный поток — 2» позволит сократить транзитный маршрут на 2100 километров по сравнению с путем через Украину, а также ограничит вредные выбросы в окружающую среду на 61%. Россия также предупредила, что угрозы США противозаконны. «Мы считаем любые санкции против компаний, участвующих в международном проекте, нелегальными, — сказал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в этом месяце. — Это сугубо международный, коммерческий проект, независимый от политических мотивах и основанный на принципах коммерческой прибыли для участвующих в нем стран». Особенно яростные геополитические аргументы против «Северного потока — 2» приводятся в восточноевропейских столицах, таких как Варшава, где опасение перед российско-немецким сговором имеет прочный исторический фундамент. Эти ассоциации были прямо высказаны бывшим министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским, который сравнил проект «Северного потока» с разделом Восточной Европы Гитлером и Сталиным в 1939. В Берлине, однако, чиновники предпочитают приводить другой исторический пример: «Остполитик» Вилли Брандта, немецкого канцлера, налаживавшего отношения с социалистическим блоком в конце 1960-х и начале 1970-х. В экономической сфере его политика привела к ряду сделок формата «газ в обмен на трубопровод» между СССР и Западной Германией. Несмотря на яростное сопротивление США, немцы согласились экспортировать сталь и трубы в СССР, в обмен на импорт природного газа.

Первая партия российского газа прибыла в Германию в 1973, и его импорт стремительно рос на протяжении последующих десятилетий, несмотря на холодную войну. Сторонники «Северного потока — 2» извлекли из этого опыта ключевой урок: они видят в торговле газом не зависимость Запада от России, а взаимную зависимость между продавцом и покупателем. Москва нуждается в западных деньгах точно так же, как и Запад нуждается в российском газе. «Я считаю ‘Северный поток" стабилизирующим фактором в отношениях между Россией и Западом, — говорит Маттиас Платцек, бывший глава Социал-демократической партии Германии, и нынешний президент Германо-Российского Форума, находящегося в Берлине объединения, призванного укрепить взаимные связи между странами. — Даже в самом разгаре холодной войны русские всегда поставляли газ. Почему это должно измениться сейчас? В конце концов, им нужны деньги».

Пока продолжаются политические споры, проект твердо движется вперед. В течение последних двух лет консорциум накопил огромные склады забетонированных стальных труб, и разместил их в различных точках Балтийского моря. Через несколько недель рабочие начнут соединять эти 12-метровые трубы в море и опускать их под воду. После того, как были сделаны все инвестиции, и получены все нужные разрешения, кроме одного, даже критики признают, что остановить проект будет трудно. Если он не столкнется с новыми политическими и техническими препятствиями, «Газпром» рассчитывает запустить российскую сторону 1200-километрового трубопровода в конце 2019. На другой же стороне уже чувствуются последствия. «В коммерческом отношении, у "Северного потока — 2" есть много достоинств, — говорит Вестфаль. — Однако за это Германии еще предстоит заплатить большую цену».

Подпишитесь на нас

В 2017 году экспорт газа в Европу и Турцию был снова успешным для российского «Газпрома». Российский газовый гигант определенно может использовать эти позитивные результаты в пропагандистских целях. Тем не менее, проблемы нарастают, и вряд ли впереди предстоит очередной пик. Кроме того, ожидается яростная политическая борьба вокруг реализации проекта «Северный поток-2».

Согласно данным «Газмпрома», опубликованным в январе 2018 года, в прошлом году компания поставила 193 миллиарда кубических метров природного газа во все страны за пределами СГН. Это на 14,6 млрд. кубометров, или на 8,1 процентов, выше предыдущего максимума, достигнутого в 2016 году. В 2016 году «Газпром» увеличил экспорт газа до 179 млрд. кубометров, или на 12 процентов по сравнению с 2015 годом. «Газпром» два года подряд добивается абсолютных максимумов, что весьма впечатляет на фоне непрекращающейся анти-газпромовской пропаганды на Западе и среди части российских экспертов, утверждающих, что Европе не нужен газ российского экспортера.

По расчетам российских специалистов, в 2017 году в Европейский Союз было поставлено 170 млрд. кубометров российского газа, что на 16 млрд. кубометров больше, чем в 2016 году. Обратные поставки на Украину выросли всего на 3,1 млрд. кубометров. Таким образом, объем чистого экспорта российского природного газа в ЕС вырос примерно на 13 млрд. кубометров. Этот прирост был почти равномерно распределен между Северо-Западной Европой (поставки через Германию) и Юго-Восточной Европой (транзит через Украину).

Конкуренты «Газпрома» также продемонстрировали в Европе хорошие результаты. Так, Норвегия прибавила 7,6 млрд. м 3 , или 6,8 процентов. Импорт СПГ увеличился почти на 7 млрд. м 3 . Впрочем, поставки из Северной Африки не достигли уровня 2016 года. Причины роста вполне понятны: низкие цены на газ стимулируют его потребление в Европе, в то время как снижение внутреннего производства серьезно увеличивает импорт, который в прошлом году достиг своего нового исторического максимума на уровне 382,6 млрд м 3 .

Очень важным событием для европейского рынка в 2017 году стал взрыв в газовом распределительном узле Баумгартен в Австрии. Эта авария может заставить заинтересованные стороны всерьез задуматься об эффективности европейской газовой стратегии, которая предусматривает активное развитие биржевой торговли, газовых распределительных узлов и спотового рынка, а также фокусирует внимание на создании альтернативных мощностей для приема и хранения сжиженного природного газа (СПГ).

Перебои в поставках российского газа в некоторые европейские страны, вызванные взрывом в Баумгартене, давали прекрасную возможность доказать эффективность новой организации поставок. Однако, результат оказался абсолютно противоположным. Вариант биржевой торговли не сработал, поскольку, как выяснилось, во время этого неожиданно возникшего пикового спроса, в хранилищах не оказалось дополнительного количества газа. В необычно холодную погоду европейские потребители, как правило, обращаются к Газпрому за дополнительным количеством газа. Преимущество долгосрочных контрактов состоит в том, что такой поставщик гарантирует покрытие сезонных пиков. На спотовом рынке такого гаранта нет, поэтому нет никакой возможности удовлетворить неожиданно возникший спрос.

Примечательно, что кризис произошел в Италии, которая отличается максимальной в Европе степенью диверсификации газового импорта. В дополнение к российскому и норвежскому газу, Италия может получать энергоноситель из Северной Африки, а также обладает несколькими терминалами для СПГ. Однако, ни сжиженный природный газ, ни поставки из Северной Африки не помогли Италии, когда произошел взрыв в Баумгартене, в то время как цены на спотовом рынке немедленно и очень значительно подскочили.

Таким образом, ситуация в Италии позволяет прийти к следующему выводу: диверсификация поставок не является гарантией доступности газа, не говоря уж о снижении цен на топливо, а новая европейская структура газового рынка имеет очевидные изъяны и слабые места. Спотовое ценообразование превращается в потенциальную ловушку в тех случаях, когда запасы газа недостаточны. Любая техническая авария, которая приводит к снижению физического объема топлива на бирже, способствует резкому скачку цен. И при этом никаких дополнительных количеств газа в распределительных центрах не появляется.

Примечательное событие произошло в 2017 году. После многолетнего затишья, вызванного давлением Брюсселя на систему долгосрочных контрактов в целом и на позицию России как крупнейшего поставщика, был подписан новый 10-летний контракт с хорватской компанией Prvo Plinarsko Drustvo на поставку 1 миллиарда кубометров газа в год. Соглашение было достигнуто как расширение краткосрочного контракта, подписанного в конце 2016 года на поставку 1,5 миллиардов кубических метров в течение девяти месяцев.

Это означает, что хорватская компания решила заключить долгосрочный контракт на примерно половину своих ежегодных потребностей, что также было связано с сокращением внутреннего производства газа в стране, которое составило примерно 1млрд м 3 за период с 2010 по 2016 год.

Ситуация на итальянском рынке была бы значительно проще, если бы был реализован проект «Южного коридора» и проложен газопровод через Грецию. Именно поэтому в настоящее время Россия готова поставлять газ по дну Черного моря, причем ресурсы и необходимая инфраструктура для этого в России уже имеются.

Авария на газовом узле Баумгартен в Австрии дала дополнительный импульс для весьма острой борьбы между сторонниками и противниками прокладки газопровода в обход Европы, и, соответственно, борьбы некоторых западных элит за сохранение транзита российского природного газа через Украину.

С самого начала проект прокладки дополнительного газопровода «Северный поток-2» вызвал активное сопротивление со стороны США, Европейской комиссии и ряда стран Европейского Союза, таких как Польша и Литва, нанимающих наиболее непримиримую позицию. Участники проекта, корпорация «Газпром» и пять крупных европейских компаний (британско-голландская Shell, французская Engie, австрийскаяй OMV и германские Uniper и Wintershall), в 2016 году не смогли преодолеть барьеры, поставленные правительством Польши, которая ясно дала понять, что по политическим не намерена давать разрешение на создание совместного предприятия «Северный поток-2».

В мае прошлого года партнеры подписали соглашение о предоставлении этому СП кредита в объеме 6,65 миллиардов евро, включая проценты, на период до момента, когда будет организовано финансирование проекта.

Новый президент США Дональд Трамп в августе 2017 года ввел закон, в котором прямо говорится о намерении США противостоять прокладке газопровода «Северный поток-2», который якобы действует против интересов Украины, лишая его статуса транзитной страны для российского газа, идущего в Европу.

После того, как Конгресс США принял этот закон, в Европе раздались недовольные голоса. Даже Жан-Клод Юнкер, президент Европейской комиссии, заявил, что введение санкций в отношении европейских компаний является неприемлемым и вызовет негативную реакцию со стороны Европейского Союза.

Влиятельные европейские политики заявили, что действия США направлены на поддержку собственной энергетики и американского экспорта СПГ за счет ухудшения положения европейской экономики и европейских потребителей газа. Даже канцлер Германии Ангела Меркель, активный критик внешней политики России, сделала публичное заявление в поддержку «Северного потока-2».

Многое решится в 2018 году и для «Турецкого потока». Существует высокая вероятность того, что в следующем году Турция начнет получать газ по новому маршруту, а прокладка второй нитки газопровода может быть запущена в 2019 году, что позволит поставлять российский газ через территорию Турции в соседние страны, в первую очередь Болгарию и Грецию. Инфраструктура для этого проекта уже активно строится при поддержке Европейского Союза.

Ситуация в начале 2018 года выглядит довольно позитивно для «Газпрома». Статистические результаты хороши, и Германия продолжает оказывать политическую поддержку проекту «Северный поток-2», на фоне постоянных попыток Украины увеличить пошлину за транзит. Тем не менее, это не означает, что политические риски вокруг этого газопровода полностью устранены. Борьба будет продолжаться, и ситуация будет зависеть как от действий США, так и от политической обстановки в самом Европейском Союзе.


Подпишитесь на нас

Появление соперника? или экспорт российского газа в Европу начнет падать?

На Сангачальском терминале близ Баку состоялось официальное открытие «Южного газового коридора», по которому в Турцию и Европу придет азербайджанский газ.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев открыл вентиль, символизирующий запуск системы трубопроводов. По его словам, реализация проекта стала возможной благодаря широкому международному сотрудничеству. Он выразил признательность правительствам США , Великобритании , руководству Евросоюза и международных финансовых институтов за постоянную поддержку реализации коридора.

«Азербайджанский газ является новым источником поставок газа в Европу, и реализацией ЮГК мы заново составляет энергетическую карту континента», - подчеркнул Алиев.

Этот коридор включает в себя три газопровода - Южно-Кавказский, Трансанатолийский (ТАНАП) и Трансадриатический (ТАП). По нему законтрактована транспортировка 16 млрд кубометров: 6 млрд - в Турцию по ТАНАП и 10 млрд - в Европу по ТАП. В планах нарастить мощности ТАНАП до 24 млрд кубометров к 2023 году и до 31 млрд к 2026 году. Ресурсная база - азербайджанское месторождение Шах-Дениз.

Поставки дорогого американского СПГ может убить европейскую промышленность, сделав ее неконкурентной от использования дорогого газа. Именно поэтому приход в Европу нового игрока - американского СПГ - не сильно заметен, поставки символичные. Но вот трубопроводный азербайджанский газ может составить уже реальную конкуренцию российскому газу.

Угрожает ли этот трубопроводный проект позиция Газпрома на турецком и европейском рынках?

В отличие от американского СПГ, поставки которого могут убить европейскую нефтехимическую отрасль промышленности, сделав ее неконкурентной от использования дорогого газа, азербайджанский газ может стать реальной альтернативной российскому.

«На рынках отдельных стран конкуренция с российским газом возможна. По 1 млрд кубов азербайджанского газа должна получить Греция и Болгария, но основная конкуренция будет на турецком и итальянском рынках, от этого никуда не деться», - говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков .

Другой вопрос - смогут ли азербайджанцы заполнить трубу на обещанные 16 млрд кубов, не говоря уже о планах увеличить ее мощности вдвое? «Азербайджан столкнулся с проблемами при разработки второй фазы месторождения Шах-Дениз (а это ресурсная база для „Южного газового коридора“), были отставания, проект довольно затратный. Во-вторых, у Азербайджана проблемы с добычей на других участках, которые он пытается решить путем закупки газа в России», - говорит Юшков.

С ноября 2017 года Азербайджан возобновил закупку российского газа, которые были прекращены в 2006 году в связи с запуском азербайджанского месторождения Шах-Дениз. Судя по всему, у Азербайджана возникли опасения, что собственных запасов газа хватит для увеличения поставок в третьи страны. Тогда как контракт с Турцией и европейскими потребителями жесткий - поставить 16 млрд кубов обязан вне зависимости от собственных проблем.

«Получается, что Азербайджан с одного месторождения будет качать газ в Европу, а проблемы на других месторождениях решать за счет России, закупая для внутреннего потребления российский газ. Возникает резонный вопрос - кто же в итоге поставляет газ в Европу ­­- Россия или Азербайджан?», - говорит эксперт ФНЭБ.

Наконец, Азербайджану стоит готовиться к тому, что США в скором времени могут из партнера легко превратиться в соперника. Когда проект «Южного газового коридора» только прорабатывался как конкурент России, США его поддерживали. Однако с тех пор позиция Вашингтона сильно изменилась. Россию они торпедируют открыто, не скрывая, что выступают против «Северного потока-2» ради собственной коммерческой выгоды. Но и другие альтернативные поставщики теперь воспринимаются Штатами как конкуренты, мешающие захвату американским СПГ европейского рынка.

«Азербайджан становится конкурентом американскому СПГ на турецком и европейских рынках. Поэтому вряд ли стоит ожидать, что американцы и дальше будут рьяно поддерживать азербайджанские газовые проекты», - считает Юшков.

В целом ждать падения экспорта российского газа в Турцию и ЕС из-за появления нового азербайджанского игрока не стоит. Надо понимать, что «Южный газовый коридор» - очень давний проект, и его соперничество уже давно просчитано и учтено Газпромом.

И в целом объемы азербайджанского рынка невелики по сравнению с газпромовскими. Так, в прошлом году Газпром поставил Турции 29 млрд кубометров газа. Это новый исторический рекорд, который на 1,7 млрд кубов больше предыдущего максимума 2014 года (27,3 млрд кубов). Турция второй после Германии по величине импортер российского газа. С июня 2018 году Турция начнет получать 6 млрд кубов азербайджанского газа.

Сокращать закупку российского газа в рамках контракта турки не будут, считает Юшков. Однако заказы турецких покупателей сверх контрактных объемов могут быть замещены азербайджанским газом. С другой стороны, турки могут заместить азербайджанским газом не российское топливо, а более дорогой СПГ или иранский газ, который также покупает, считает Юшков. Поэтому доля России на турецком рынке вряд ли пострадает.

На европейском рынке азербайджанский газ станет конкурировать с газпромовским только с 2020 года. Потому что его поставки транзитом через Турцию по газопроводу ТАП планируются только через два года. Речь идет о поставках лишь 10 млрд кубов азербайджанского газа для европейцев. Газпром же поставляет в ЕС более 160 млрд кубометров (исключая Турцию), и поставки растут уже три года подряд. Главное соперничество может развернуться на итальянском рынке. Однако в Италии спрос на голубое топливо будет расти в связи с закрытием угольных электростанций на 8 гигаватт к 2025 году. Поэтому Азербайджан может взять на себя растущий спрос, и позиции Газпрома не ухудшаться.

Ставит ли это проект под угрозу реализации второй нитки «Турецкого потока», по которой транзитом через Турцию должен идти российский газ для европейских потребителей?

С одной стороны, после того, как на днях на ПМЭФ Газпром и Турция подписали протокол о сухопутном участке второй, транзитной нитки трубы, является финальной точкой. Россия уже почти построила морскую часть второй нитки трубопровода, и теперь может приступать к практический реализации и сухопутного участка. Это значит, что предложение Болгарии вернуться к урезанному варианту «Южного потока» было отброшено, и вторая нитка «Турецкого потока» точно будет построена.

Однако здесь еще остаются вопросы. Потребуется время на детальную разработку маршрута и сроков реализации. Пока не ясно, куда пойдет труба от границы с Турцией по европейской территории. Ранее предполагалось, что газопровод выйдет на границу с Грецией (как ТАП). Но маршрут может быть изменен: труба может пойти в Болгарию, и дальше Трансбалканский газопровод, по которому сейчас идет газ через Украину в Турцию (с севера на юг), будет переведена в реверсный режим (с юга на север).

«Газпрому было бы выгодно доставлять газ в Болгарию и дальше в Венгрию , Сербию и Австрию , как это предполагалось делать в рамках маршрута «Южного потока». Но пока нет даже переговоров с европейцами на эту тему - куда, на чьи деньги будут строить газопроводы по европейской территории. Поэтому проект может быть так и не реализован к 2020 году», - говорит собеседник.

И это радостная новость для Украины, которая может сохранить транзит российского газа в объеме порядка 40 млрд кубометров в 2020 году, после того, как закончится текущий контракт в 2019 году. Это станет возможным, объясняет эксперт, если к 2020 году не заработает вторая нитка «Турецкого потока» мощностью 15,75 млрд кубов, и не успеют достроить одно из ответвлений «Северного потока-2» (еще порядка 20 млрд кубометров) плюс 3 млрд кубометров, которые остаются «лишними» после запуска всех новых мощностей «Северного потока-2» и «Турецкого потока».

«Значит, после окончания текущего транзитного контракта до 2019 года, подписываем годовой контракт с Украиной на поставку этих 40 млрд кубометров, и к 2021 году запускаем оставшиеся газопроводные мощности. И с каждым годом объем транзита через Украину будет снижаться», - резюмирует Юшков.

Отношения России с Европой переживают системный кризис. Судя по всему, любое проявление независимости во внешней политике вызывает раздражение наших западных партнеров, длится это не одно уж столетие и, собственно не вызывает ни удивления, ни страха. Это противостояние даже перестало расстраивать. Сейчас же обстановка обострилась настолько, что даже традиционные формы сотрудничества оказались под угрозой. Какими возможностями обладает Европа для достижения такой цели, как полное блокирование России хотя бы в западном направлении? Сможет ли Старый Свет отказаться от закупки углеводородов, к чему он стремится вот уже несколько десятилетий?

Американская альтернатива

Во время президентства Барака Обамы Соединенные Штаты из крупнейшего потребителя углеводородов в мире превратились в полномасштабного сырьевого экспортера. Как любое продвижение товара, и нефть, и газ требуют агрессивной стратегии во время завоевания новых рынков. США вполне способны поставлять природный газ и в Европу, и в другие регионы планеты. Сланцевая революция, правда, захлебнулась, в чем виноваты отчасти и сами американцы, обеспечившие избыточное предложение в условиях мирового экономического кризиса. Кроме этого, и биржевики с Уолл-стрит тоже внесли свою лепту, допустив «статистическую ошибку», непонятно только, случайную или умышленную. Так или иначе, но путь американского газа один, по морю-океану в специальных судах-танкерах, оборудованных особыми шарообразными хранилищами. Требуется сжижение, а оно, как и перевозка особо опасного груза, дело очень затратное. К тому же такой газовоз не в каждый порт пустят: если что, то целый город может быть снесен с лица земли в долю секунды. В общем, перспективы у американского продукта, конечно, есть, но только после значительного роста цен на углеводородное сырье.

Голландская хворь

Это сейчас Нидерланды газ покупают, а совсем недавно, еще в начале девяностых годов, эта небольшая страна его продавала, и в немалых количествах, даже иногда больших, чем Норвегия. Запасы месторождения Гронинген составляли три миллиарда кубов, и это в самом деле немало. Правда, к примеру, российский Штокман - это, примерно, 4 триллиона кубометров, то есть в более чем тысячу раз больше, однако для маленькой Голландии... Два десятилетия шли прибыли баснословные, и экономисты заводили разговоры о «голландской болезни», связанной с «разбуханием» страны от переизбытка нефтедолларов, но проблема решилась сама собой. Газ кончился. В настоящее время добыча затухает, и на возрождение ее рассчитывать не приходится. Болезненные симптомы вызвало, скорее, сокращение доходов, к которым все уже успели привыкнуть.

Что может Норвегия

Когда некоторые аналитики пытаются крайне упрощенно объяснить состояние на сырьевом энергетическом рынке, они обращаются к глобусу. Они показывают на огромные российские просторы и для контраста могут слегка ковырнуть пальцем по Норвегии, стране, хоть и не маленькой, но несравненно меньшей. Что, дескать, там может быть? Это несправедливо. Может быть. И есть. Норвегия очень богата газом. Добыча здесь хоть и меньше, чем в России, но сопоставима по объемам. Не учитывать этот фактор было бы большой ошибкой. В октябре 2016 года она будут увеличена на 10% и составят 33 миллиарда кубометров в год. Этого для снабжения Германии недостаточно, но на Францию бы хватило. Для повышения производительности добычи норвежские промысловики в Северном море смонтировали две дополнительные насосные станции. Каждый четвертый кубометр природного газа, потребляемого в Европе, - норвежского происхождения. Доля России в этом рынке больше всего на шесть процентов, а иногда и меньше. Так что Норвегия - это не пустяк.

Проблемы

Хотя норвежского газа пока много, он имеет ряд неприятных особенностей, среди которых главное место занимает себестоимость. Месторождения находятся на морском дне, шельфовая добыча обходится дорого, а снижение мировых цен на углеводороды пагубно сказалось на инвестиционной привлекательности отрасли. Компенсировать недополученные прибыли, а порой и прямые убытки приходится за счет увеличения добычи, но это путь тупиковый. По расчетам геологов, норвежский газ к 2020 году может полностью исчерпаться, какая цена на него будет в этот момент, предсказать невозможно, а сейчас его приходится отдавать с минимальной рентабельностью.

Сокровища «Тролля»

Главная драма сейчас разворачивается на месторождении Troll («Тролль»), очень богатом, имеющем запасы в 1,3 трлн. кубометров. Все познается в сравнении, про Штокман уже говорилось выше, работает еще Бованенково (это 5 трлн. куб. метров), но у России есть еще и другие места, где добыча даже не начиналась. На каком-то этапе компания Statoil ASA может даже потеснить «Газпром» на два-три процента, но ограничения для экспансии существуют, и они серьезные. Как таковой норвежской стратегической угрозы, по мнению аналитиков, для российского концерна не существует. «Тролль» считается крупнейшим в стране месторождением, остальные на грани истощения. Добыча газа в Норвегии в настоящее время достигла рекордных объемов, не имеющих исторических прецедентов.

Доли рынка

До первого места по поставкам газа в Европу Норвегии еще далеко, и, скорее всего, эта цель недостижима. «Газпром» тоже увеличил добычу. Экспорт ресурса на рынок ЕС в 2015 году составил 108 миллиардов кубометров с ростом в 7 %. Газпром перекачал 159,4 млрд. куб. м, обеспечив увеличение предложения за год на 8 %. Таким образом, доля Statoil ASA не увеличилась, российский газ занимает привычный сектор рынка в пределах 31 % всего объема потребления, составляющего от 380 до 450 миллиардов куб. м. Некоторое относительное снижение этого процента возможно в 2017 году, но этот спад быстро восстановится. Характерно, что в этом процессе перераспределения практически не участвует Великобритания, обеспечивающая себя голубым топливом самостоятельно.

Прибыль

Главным экономическим вопросом, естественно, считается рентабельность деятельности. Компания Statoil прошлый год переживала трудно, убыток составил 3 миллиарда 110 миллионов долларов в первом полугодии, что особенно контрастирует с прибылью в 2014-м. В 2015 году рентабельность упала более чем вдвое. Начался отток инвестиций и замораживание действующих проектов. Увеличение добычи на этом прискорбном фоне означает, что в Норвегии надеются на рост нефтяных котировок (газовые цены с ними связаны, хоть и с запаздыванием). Расчет также делается на принятие третьего энергопакета, ограничивающего долю "Газпрома" в Европе или на введение санкций ЕС против него. Вероятно, есть основания считать, что европейская экономика быстро преодолеет кризис, хотя насколько они оправданы, никто не знает. Боле дешевого транспортирования газа, чем по трубе, человечество пока не придумало. Здесь «Газпром» вне конкуренции.

Другие поставщики и конкуренция

Кроме Росси и Норвегии есть и другие поставщики голубого топлива в Европу. Газ поступает из Алжира, Ливии, Турции, других добывающих стран, владеющих специализированным танкерным флотом и станциями сжижения. В данном аспекте конкуренция действует в пользу «Газпрома», имеющего стратегические преимущества в виде огромных запасов, разветвленной сети трубопроводов, построенных в ряде случаев еще в советские времена, и территориального доминирования, выраженного в близости к рынкам сбыта. Борьба на истощение Россией будет выиграна по причине ресурсного богатства. Конкуренты или исчерпают свои месторождения, или разорятся от низкой цены.

«Энергетическая безопасность». Это словосочетание в конце XX - начале XXI веков в западной прессе можно встретить как минимум не реже, а, скорее всего, и чаще, нежели рассуждения об угрозе терроризма, глобальном потеплении или проблемах с нелегальной миграцией. Для Европейского Союза энергетическая безопасность, то есть уровень обеспеченности энергоносителями и степень зависимости от их внешних поставок, уже является серьёзной проблемой, а с течением времени, по прогнозам экспертов, в связи с развитием промышленности, увеличением населения и дальнейшим ростом объёмов потребления нефти и газа, и вовсе превратится в вопрос жизненной важности. Оттого и вопросу об источниках газа в ЕС уделяется особое внимание.

Главные поставщики газа в Европу

Для Европы, для развитой экономики которой газ как один из основных энергоносителей необходим просто как воздух, существует ряд приоритетных направлений, по которым в европейские страны поступает газ. Всего на данный момент насчитывается четыре подобных направления. Это газ, поставляемый в Европу из России; газ, приходящий из Северной Африки (конкретнее - из Алжира); газ, поставляемый по Транскаспийскому газопроводу из Средней Азии, Ирака, Ирана, Турции и Азербайджана; и газ, идущий в ЕС по так называемому «Средиземноморскому кольцу», то есть из менее значимых, нежели Алжир, африканских газовых поставщиков (Ливии и Египта). Последнее направление наименее важное и скорее относится к отчаянным попыткам Европы хотя бы обозначить варианты для снятия зависимости от уже существующих поставщиков, в первую очередь от российского ОАО «Газпром».

Вместе с тем в Европе есть и собственная «газовая жила», и располагается она в Норвегии. Именно Норвегия наряду с Катаром стала в 2009 году основным источником газа для Европейского Союза: эти две страны обеспечили европейцев газом на 11,6 миллиардов кубометров, тогда как Газпром за этот же срок донёс до европейского потребителя 11,3 миллиарда кубометров. К тому же налицо динамика, в соответствии с которой Норвегия и Катар наращивают темпы подачи газа в Европу по сравнению с бывшим лидером, Газпромом: Катар продал в феврале 2010 года 2,5 миллиарда кубометров газа, что в 6,5 раз больше, чем за тот же период 2008 года. При этом Катар не собирается повышать цены на газ. А у Норвегии свои достоинства: она может осуществлять прямой транзит к своим потребителям в отличие от Газпрома (и здесь встаёт призрак кризиса в отношениях между Россией и Украиной на рубеже 2008-2009 годов, из-за которого под угрозой оказались поставки газа в Европу).

Перспективы источников европейского газа

В настоящее время дальнейшие перспективы поставок газопроводного газа в Европу зависят от успешности осуществления нескольких конкурирующих проектов, цель каждого из которых заключается в поставках газа европейскому потребителю в обход стран-посредников и лишая преимущества конкурентов. Главными игроками здесь выглядят трое участников. Первый из них это российско-европейский (Германия, Голландия, Франция) проект «Северный поток», строительство которого уже идёт полным ходом и который начнёт функционировать, пусть и не на полную мощность, уже в 2011 году. А мощность эта должна будет составить около 55 миллиардов кубометров газа в год при стоимости проекта в 7,5 миллиардов евро. Вторым является другой плод российско-европейского сотрудничества, «Южный поток», в котором, помимо Газпрома, задействована итальянские и французские компании. Этот газопровод стоимостью в почти 9 миллиардов евро также уже запущен в строительство и по планам начнёт работу в 2015 году, перекачивая 63 миллиардов кубометров газа за год. Таким образом, Россия планирует избавиться от зависимости от стран, по территории которых в настоящее время осуществляется транзит газа в европейские страны (прежде всего речь об Украине и Белоруссии). Впрочем, это не означает монополизации газового рынка Европы: параллельно разрабатывается и проект газопровода Nabucco, согласно которому газ из Туркмении и Азербайджана будет через территорию Турции, то есть, минуя Россию, поставляться в Восточную Европу. Правда, строительство газопровода начнётся лишь в 2011-ом, а закончится в 2014, а мощность Nabucco составит не более 32 миллиардов кубометров в год при стоимости сооружения в 8 миллиардов евро. Эти показатели уступают показателям российско-европейских проектов, однако Европа тем самым получает страховочный вариант, благодаря которому значительно снижается её зависимость от российского газа.

Впрочем, Европа всё активнее потребляет так называемый сжиженный природный газ (который сжижается для транспортировки, а при доставке потребителю снова разжижается) - уже сейчас на территории ЕС существует около двух десятков регазификационных терминалов, суммарная мощность которых достигает примерно 130 миллиардов кубометров газа. Учитывая то, что европейцы активно строят подобные дополнительные терминалы, а Катар, крупнейший поставщик сжиженного природного газа, ведёт себя на местном рынке всё активнее, можно констатировать, что именно это направление в настоящее время является для Европы наиболее перспективным в плане обеспечения энергетической безопасности.

Александр Бабицкий