» »

Военные походы фараонов. Походы египетских фараонов

29.09.2019

1. Отряды пеших воинов. Владыки Египта стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумно­жить богатства. Для того чтобы вести завоевания, им нужно было постоянное войско - большое и хорошо об­ученное. Писцы вели строгий учёт населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на многие годы.

Из них формировались отряды воинов, искусно владев­ших тем или иным видом оружия. Одни были вооруже­ны луками, другие - копьями, боевыми топориками или кинжалами. Наконечники копий, топорики и кинжалы изготавливались из бронзы. - сплава меди и олова. Брон-

за твёрже меди - бронзо­вое оружие давало воинам преимущество над теми, кто имел оружие из меди и камня. Но всё же бронза не очень твёрдый металл. При­ходилось заботиться о том, чтобы кинжал не согнулся при ударе - его делали ко­ротким и массивным.

Защищались пехотинцы небольшими лёгкими щи­тами, обтянутыми шкурами пятнистых коров или диких зверей - леопарда, рыси, гиены. Иногда на щиты на­шивали металлические бля­хи. Вражеские крепости штурмовали, приставляя к стенам длинные лестницы.

2-й порог
Египетское царство.

2. Боевые колесницы. В се­редине второго тысячелетия до н. э. египтяне стали ис­пользовать боевые колесни­цы, запряжённые конями. У колесницы было два ко­леса со спицами. На оси между колёсами укрепле­на площадка, где стояли двое - возничий, управляв-

ШИЙ КОНЯМИ, И боец-колес­ничий у стрелявший из лука. Площадка крепилась к длин­ной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу. Вся колесница, включая колёса и спицы, изготавливалась из прочного дерева. На площадке делались обтянутые ко­жей борта, чтобы защитить ноги обоих воинов. Колесницу украшали металлические бляшки, а на головах коней раз­вевались разноцветные страусовые перья.

Отряды на колесницах могли преодолевать большие рас­стояния и внезапно нападать на противника.

Крупные сражения обычно проходили так: когда разведчики сообщали о прибли­жении неприятеля, египетское войско гото­вилось к бою. Вперёд выходили лучники, издалека осыпавшие противника стрелами. Затем мчались колесницы, вносившие бес­порядок в ряды врагов. Потом в бой всту­пали пехотинцы, вооружённые копьями и топориками. Неприятеля, обращённого в бегство, преследовали на колесницах.

Колесница стоила очень дорого. Поэтому лишь знатные египтяне могли стать колес­ничими. Война для них была способом ещё больше обогатиться.

3. Войско возвращается с добычей. Фа­раоны посылали свои войска на юг, на за­пад, на северо-восток. Южнее Египта на­ходилась страна Нубия. Она славилась золотыми рудниками. К западу от Египта жили племена ливийцев, обладавших боль­шими стадами коров, коз, овец. На северо- востоке, в Азии, совсем близко от Египта, находился Синайский полуостров. Он был богат залежами медной руды. Далее на се­вер располагались страны - Палестина, Сирия, Финикия.

Богатства соседних стран издавна прель­щали фараонов. Когда же у них появилась хорошо обученная и вооружённая армия с



лёгкими боевыми колесницами, они стали совершать туда походы почти каждый год. Войска возвращались с добычей в столи­цу Египта, которой был тогда город Фивы. Гнали скот, везли ценную древесину, зо­лото, серебро, шерстяные ткани, сосуды, украшения.

Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н. э. фараон Тутмбс. При нём египтяне захватили Нубию. Успешны­ми были и походы в Азию - граница Еги­петского царства была отодвинута до реки Евфрат. Лишь через несколько столетий покорённые народы смогли освободиться от власти фараонов.

4. Пленных обращают в рабство. Из за­воёванных стран египетские воины гнали толпы людей. Победитель имел право убить побеждённого. Если же он пощадил плен­ника, то становился господином его жизни и смерти. Пленников могли превратить в рабов, заклеймить, как скот, и продать.

На торжествах в честь победы народ ли­ковал, видя несокрушимую мощь своего

Войско фараона в походе. Рисунок нашего времени.

владыки. Фараон делил добычу и дарил пленников командирам и колесничим, от­личившимся в битве. Многие тысячи чуже­земцев должны были обрабатывать землю, обогащая фараона и вельмож.

5. Рядовому воину доставались лишь тя­готы походной жизни. Египтяне так опи­сывали его судьбу: бредёт он по горам и пу-

Поход фараона Тутмоса на город Мегиддо

Войско Тутмоса отправилось в поход, путь ему преграждали горы. Вельможи предостерегали: «К крепости можно добраться через ущелье, но путь этот слишком опасен. Лучше пойти в обход». Но Тутмос сказал: «Я выбираю кратчайший путь, чтобы внезапно напасть на врагов». Еги­петское войско быстро прошло ущелье и сразилось с неприятелем на поле у самой крепости. Фараон мчался впереди на колеснице, золотом сверкавшей на солнце. Противники не выдержали натиска и бежали в го­род. Нужно было их преследовать, пока за отступавшими не закрылись ворота. Но египтяне помышляли только о грабеже вражеского лагеря. Время было упущено - ворота крепости захлопнулись. Лишь после семи месяцев осады войска фараона захватили Мегиддо и вернулись в Египет с огромной добычей.

(Из древнеегипетской летописи)

Его Величество силою подобен богу. Он прекрасен, как солнце. В стрельбе из лука он не знает равных. Словно сокол, он истребляет врагов без устали. На блистательной колеснице он один сокрушил сотни тысяч воинов. Вселяет он страх грозным рыком своим в сердца народов всех стран.

стыням; как осёл, тащит на спине запасы питья и чёрствых лепёшек; терпит голод и жажду; как скот, ест траву и пьёт про­тухшую воду. В сражениях получает раны, а от своих командиров побои. Служит он вдали от жены и детей, домой возвращает­ся больным. Семья его бедствует без кор­мильца: поля пустеют, посевы топчут беге­моты и уничтожают птицы.

Фараоны часто не доверяли египетским воинам. Для своей охраны они предпочи­тали наемное войско из чужеземцев. На­ёмники, получавшие плату из казны, ка­зались фараону более надёжной опорой на случай заговора вельмож или возмущения простых египтян.

Объясните значение слов: бронза, пехотинец, боевая колесница, дыш­ло, возница, колесничий, дротик, наёмное войско.

Проверьте себя. 1. Каким оружием пользовались египетские воины?

2. Как были устроены колесницы? Какую роль они играли в сражениях?

3. С какими целями фараоны содержали большое войско? 4. Как егип­тяне описывали судьбу простого воина в походе? 5. Были ли результаты военных побед одинаковы для фараона, командиров и рядовых воинов? Поработайте с картой (см. с. 47). Найдите территорию Египетского царства при фараоне Тутмосе и соседние страны.

Военные походы фараонов

Причины

Из походов войска возвращались с богатой добычей. Народы завоеванных стран должны были выплачивать фараону ежегодную дань.

Нубия была богата золотыми рудниками; племена ливийцев поставляли в Египет стада коров, коз и овец; из Финикии привозили дерево (кедры); Палестина и Сирия были богаты серебром, оловом и тонкими тканями.

Участники

Боевые колесницы: в колеснице помещалось два воина. Один правил лошадьми, а другой стрелял из лука и метал копья.

Пехота: отряды пехоты отличались по виду вооружения. Воины одних отрядов имели копья, других - топоры или серповидные мечи, третьих - луки и стрелы. Были отряды, вооруженные пращами и бумерангами (см. Организация и техника военного дела в период крупных войн XVI—XV вв. до н. э.).

Тутмос III - фараон, в период правления которого египтяне совершили самые крупные завоевания. Благодаря ему границы государства были значительным образом увеличены. Это были годы расцвета Древнего Египта (см. ).

В основном Тутмос совершал походы в Переднюю Азию (см. Передняя Азия).

На севере граница страны отодвинулась до Евфрата. Тутмос приобрел власть над землями Палестины, Сирии и Финикии. На юге в подчинении Египта оказалась Нубия. ().

Заключение

Благодаря завоевательным походам Египет вышел далеко за пределы нильской долины, став своего рода региональной империей. Были установлены отношения с соседними народами. Война была не только средством грабежа и порабощения, но и способом расширения экономических и культурных связей.

Параллели

Военная деятельность государства в древности считалась обязательной, представление о войне, как о зле, отсутствовало. Тутмоса III, Рамзеса II и еще некоторых правителей принято называть цезаристскими фараонами - их завоевания наиболее впечатляющие. Но такие цезаристские представители власти появлялись во всех без исключения регионах Древнего Востока вплоть до Китая. Каждая из восточных деспотий стремилась быть империей и господствовать над соседями.

Конспект

Может ли быть опасной армия, если она вооружена только холодным оружием? Может! Более того, подобная армия, как оказалось, может завоевывать огромные территории. Из каких родов войск состояла египетская армия? Какое вооружение использовали в битвах? Какие завоевания совершил Тутмоса III? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Владыки Египта стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумножить богатства. Для того чтобы вести завоевания, им нужно было большое и хорошо обученное войско. Ядром египетской армии была личная охрана фараона, она формировалась из чужеземцев-наемников.

Писцы вели строгий учет населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на долгие годы. Из них формировалась пехота. Пехотинцы делились на тяжеловооруженных и легковооруженных воинов. Наконечники стрел и копий, кинжалы и боевые топорики изготавливались из бронзы. Бронза тверже меди — бронзовое оружие давало египтянам преимущество над противником (рис. 1).

Рис. 1. Армия Древнего Египта ()

В середине II тысячелетия до н. э. египтяне стали использовать боевые колесницы (рис. 2). Каждый отряд состоял из 25 колесниц. Колесницей управлял возница, второй воин стрелял из лука и бросал в противников короткие копья — дротики. Лошадей содержали за счет казны фараона, а колесницу необходимо было приобретать за свой счет, поэтому служить в колесничих отрядах могли лишь представители знати. Колесницы начинали битву и завершали ее, преследуя бегущего с поля боя противника.

Рис. 2. Боевые колесницы ()

Самые крупные завоевания совершил около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III (рис. 3). В Северной Палестине и Сирии в конце XVI в. до н. э. сложилась антиегипетская коалиция. Страны, входившие в нее, стремились к политической и экономической независимости от влиятельного южного соседа. Главными опорными пунктами антиегипетского союза были крепости Мегиддо и Кадеш. Тутмос во главе войска отправился усмирять непокорных. Войска противников тем временем сосредоточились в Мегиддо, намереваясь удержать этот важный пункт на северных склонах тех же гор. Таким образом, египетской армии предстояло преодолеть горный хребет. Через хребет вели три дороги. Кратчайший, средний путь был узкой тропой. Многие египетские военачальники опасались идти этим путем. Они боялись, что при движении гуськом авангард армии уже столкнется с противником, в то время как арьергард еще только вступит на тропу. Однако фараон решил рискнуть и лично возглавил колонну, двигающуюся коротким путем.

Рис. 3. Тутмос III ()

Согласно хроникам, фараон на боевой колеснице первым бросился в бой. Войско защитников было обращено в бегство. Но египтяне не взяли с ходу город, будучи занятыми грабежом оставленного лагеря. Тем временем цари Кадеша и Мегиддо и их союзники были втащены гарнизоном на крепостную стену, ворота были закрыты. Тутмос приступил к осаде города. Вокруг него была сооружена ограда из огромных древесных стволов. Египтяне назвали эту стену «Тутмос, осаждающий азиатов». Через несколько недель осады город сдался. Трофеями Тутмоса были 924 колесницы, 2238 лошадей, 200 комплектов оружия, урожай, снятый в долине египетским войском, много тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота. Это был первый победоносный поход Тутмоса. При нем египтяне захватили Ливан, Палестину на севере, Нубию на юге; расширили границы Египта на востоке до Евфрата (рис. 4). На несколько столетий Египет стал самым могущественным государством Древнего мира.

Рис. 4. Военные походы Тутмоса III ()

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История Древнего мира ().
  2. Архивариум.ру ().
  3. Свобода и честь ().

Домашнее задание

  1. Назовите причины египетских завоеваний.
  2. Какие преимущества были у египетской армии перед противниками?
  3. С какими древними государствами и народами сражался Тутмос III?

ПЕШИЕ ВОИНЫ. Чем больше становилось государство, чем богаче становился Египет, чем всё большая власть сосредотачивалась в руках фараона, тем всё большее и тренированное войско было нужно фараону. А как известно владыки государств часто бывают ненасытны. Вот потому-то фараону нужно было постоянное большое и хорошо обученное войско. Египет был государством со строгим учётом всего. В Египте не было проблем с переписью населения, всё было учтено: каждый десятый юноша забирался в армию, и уходил туда на многие годы. Юношей разбивали на отряды, в каждом отряде осваивали один вид оружия. У одних это были луки и стрелы; у других – копья; боевые топорики; кинжалы. Наконечники копий, топорики и кинжалы были бронзовые. Бронза – это сплав меди и олова, который давал большую твёрдость. А чтобы усилить её (твёрдость), кинжалы делали короткими и массивными (чтобы они не согнулись при ударе). Кинжал был коротким оружием и, чтобы защититься от копья противника в рукопашном бою, пехотинец имел кроме кинжала небольшой лёгкий щит.
Фараоны гордились своими военными победами, а потому в гробницах часто изображались колонны выступивших в поход пеших воинов, идущих нога в ногу.
БОЕВЫЕ КОЛЕСНИЦЫ. В середине второго тысячелетия до нашей эры в египетском войске появились новые отряды – боевых колесниц. Колесница была маленькая и лёгкая. Делалась она из крепкого дерева. На двух колёсах маленькая площадка, рассчитанная на двух человек – возницы и лучника. От площадки шло дышло – длинная палка, за которую колесницу везли два коня. Колесница была дорогостоящим видом оружие, а потому только богатые египтяне могли быть колесничими. Колесница украшалась разными бляшками, а головы коней – разноцветными страусиными перьями. Можно представить какое ошеломительное действие производили колесницы, молниеносно врываясь в строй противника.
В крупных сражениях начинали лучники – издалека осыпая врага стрелами, затем в ряды противника молниеносно врывались боевые колесницы, нарушая строй и порядок их рядов. И у ж потом шли пехотинцы, вооружённые копьями и топориками.
Бегущего неприятеля догоняли и добивали (или брали в плен) на колесницах.
Отряды боевых колесниц, могли быстро преодолеть огромные пространства и внезапно напасть на ничего не подозревающего противника.
ВОЕННАЯ ДОБЫЧА. Древний Египет – большое и сильное государство. Ни одно соседнее, не могло равняться с ним по величине. И конечно, велик был соблазн завоевать или ограбить соседей. Южнее Египта вдоль Нила от первого до третьего порога простиралось государство Нубия, славящаяся своими золотыми рудниками. На запад от Египта жили скотоводческие племена ливийцев. На северо-востоке, совсем рядом был Синайский полуостров богатый залежами меди. А ещё севернее – Палестина, Сирия, Финикия.
Когда в войске фараонов появились лёгкие боевые колесницы, войско египтян стало делать ежегодные набеги на соседей, пригоняя захваченный скот и пленников и привозя ценную древесину, золото, серебро, драгоценные камни и многое другое.
САМЫЕ КРУПНЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ СОВЕРШИЛ ОКОЛО 1500 ГОДА ДО НАШЕЙ ЭРЫ ФАРАОН ТУТМОС (ударение на последний слог). При Тутмосе египтяне захватили Нубию с её золотом. А его походы в Азию привели к тому, что в состав Египта вошёл Синайский полуостров, и дальше Палестина, Сирия, Финикия; отодвинув границу Египта аж до реки Евфрат. Лишь через несколько столетий порабощённые египтянами народы, смогли обрести свободу.
ПОЯВЛЕНИЕ РАБОВ. Успешные войны египтян приводили к захвату огромного количества пленных. Они становились рабами – так как всё больше требовалось людей для возделывания земель фараона и вельмож, всё больше требовалось рабочих сил на строительстве дворцов и гробниц фараонов. Фараон мог милостиво подарить пленников воеводам и отличившимся в бою колесничим.
Всё больше чужеземцев влачило рабскую долю в долине реки Нил.
ТЯГОТЫ ПОХОДНОЙ ЖИЗНИ РЯДОВОГО ВОИНА. Богатые воеводы фараона, колесничие возвращались из военных походов с добычей и богатели. Жизнь рядового воина в таких походах была трудна. Брёл он навьюченный как мулл, всё на своём горбу тащил: и запасы воды (как без неё прожить в песках пустыни), и чёрствые лепёшки… И если живой домой добирался, то и там разруха: без кормильца земля хирела, а семья голодала.
Фараоны не доверяли египетским воинам, боялись заговоров вельмож и бунта рядовых воинов. Потому нанимали для своей охраны НАЁМНОЕ ВОЙСКО, веря, что за хорошую плату чужеземцы будут верны им.

Дата:________

Тема: §9. Военные походы фараонов.
Цели урока:
Образовательные:

    учащиеся узнают о структуре египетского войска (пехоте, колесницах и т.д.

    учащиеся узнают об освобождении страны из под власти гиксосов и переезд столицы в Фивы;

    учащиеся узнают о правлении Хаттшепсут и завоеванях Тутмусма III;

Воспитательные:

    учащиеся понимают значение завоевательных походов для Египта и осознают, что являлось итогом (рабство) этих походов;

Развивающие:

    у учащихся развиваются навыки работы с картой, учащиеся понимают какова была роль фараонов в Древнем Египте и т.д.

    учащиеся понимают причино-следственные связи военных походов и увеличения количества рабов в Египте.

Основные понятия и термины: фараон, война, войско, завоевательный поход, военная добыча, дань, "живые убитые" (военнопленные).
Персоналии: Хатшепсут, Тутмос III.
Наглядно-демонстрационные материалы:

Презентация «» Военные походы фараонов» иллюстрации учебника. Хрестоматия по истории древнего мира. Видеопроектор, компьютер, экран. Карта «Завоевательные походы фараонов»

План урока:
I . Организационный момент.

II . Опрос пройденного материала по теме «Жизнь египетского вельможи».

    с какой целью египтяне на стенах гробниц изображали самого вельможу, его семью и слуг?

    Как жили и чем занимались вельможи?

    Зачем им нужны были писцы и стражники?

    Рассказ учащихся от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона.

III . Объяснение новой темы.

1.Пешие воины.
2.Боевые колесницы.

4.Рабство в Египте.
5.Положение простых воинов.

Ход урока.

1.Пешие воины.
Основу египетской армии составляли пешие воины. Писцы держали на учете всех юношей.
Рассмотрите слайд (№ 4).
Чем были вооружены египтяне? В каком бою это вооружение было эффективно?
2.Боевые колесницы.
В сер. II тыс.до н.э. в египетском войске появились колесницы.
Управлением занимался возничий, а другой воин стрелял из лука и бросал дротики.
Какие преимущества давало использование колесниц?

3.Войны Египта против своих соседей.
В 1750 году до н.э. Египет подвергся нападению кочевников - гиксосов, но египетская армия разбила противника и защитила страну.
Укрепив армию, фараоны стали обращать внимание на соседние богатые государства, пытаясь подчинить их своей власти.
Определите по карте (слайд 7) с кем Египет вел войны?
К 1500 г.до н.э. при фараоне Тутмосе египтяне завоевывают Сирию, Палестину, Ливию, Нубию.
Из каждого похода армия возвращалась с богатой добычей.
4.Рабство в Египте.
Рассмотрите слайд и ответьте на вопрос:
Как люди в Египте становились рабами?
1)военнопленные
2)пиратство
3)наследственные рабы
4)долговое рабство
5)торговля
5.Положение простых воинов.
Рядовые воины в отличие от своих командиров никаких доходов от военной добычи не получали. В походе они страдали от нехватки пищи и воды от болезней и ран. Их наделы в это время приходили в запустение.
Фараоны, не доверяя египтянам, начали создавать наёмное войско.

Завершающая часть:

Какую роль играла армия в египетском государстве? Необходимо выбрать функции армии из функций государства:
Функции государства:

  • Управление;

    Поддержание порядка;

    Управление хозяйством;

    Установление законов;

    Представительство страны перед другими государствами;

    Обозначение государственной принадлежности.

Домашнее задание:

Необходимо описать египетскую армию. Составить рассказ о различных частях египетской армии. Перечислить все виды источников рабства и уметь их объяснить.

Используя дополнительный материал необходимо подробнее рассказать о завоевании кочевников-гиксосов в 1750 году

«Военные походы фараонов».

Конспект урока истории в 5 классе; Учитель: Попович М.О.

Цель урока: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Планируемые результаты:

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документом, с картой.

Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; научить распознавать интересы различных общественных групп; продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой; использовать документы и произведения искусства как исторический источник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя.

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, деятельностный.(Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания, работают с источниками информации.)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», тексты с отрывком из книги И. Ефремова «На краю Ойкумены» и историческим документом карточки с индивидуальными заданиями, карточка с вопросами, рабочие тетради.

Основные понятия изучаемые на уроке: власть, бронза, пехотинцы, боевые колесницы, дротики, стрелок, дышло, наемное войско.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: « Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта.

Первая строка нового параграфа гласит: Фараоны своей главной задачей ставили – усиление собственной власти.

А на чем же держится власть? (обсуждаем).

А что будет если один из компонентов ослабнет?.

Учитель: А что нужно фараону, чтобы его власть в государстве была сильной?

Ответ: Нужна СИЛА – боеспособное войско. Нужны ДЕНЬГИ – завоевательные походы, приносящие богатство. Нужен АВТОРИТЕТ – славные победы, религиозные верования (фараон – сын бога).Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

Учитель: на какие вопросы нам нужно найти ответы сегодня на уроке?

Совместное обсуждение пунктов плана. План записываем на доске, учащиеся записывают в тетрадях.

План:

1.Египетское войско:

2. Походы египетских фараонов:

Изучение нового материала:

1 вопрос плана изучаем путем подводящего диалога, который побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника. Здесь выясняем: какие виды войск, вооружение (обязательно рассмотреть металл из которого изготовлено оружие – БРОНЗА), тактические маневры и т.д.

Вопрос учителя: Что такое армия?

Ответ: Армия – это обученные, организованные вооружённые силы государства.

Учитель: Она состояла из двух частей.

Одна часть – это пехота, самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от ее действий, выучки и выносливости. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах - на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I.

ПЕХОТА состояла из лучников и копейщиков. (слайд)

Задание: Давайте попробуем описать вооружение военачальника и рядового пехотинца. (Работа с учебником).

Ответ: Наконечники копий, доспехи, щиты были сделаны из бронзы – сплава меди и олова.

Учитель: Вторая часть – колесничье войско.

В I тыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Рассмотрите колесницу, что она из себя представляла?

Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое - возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой - стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу. (слайд)

Вопрос: В чем преимущество колесниц перед пехотой?

Ответ: Скорость, стремительность, внезапность.

В ходе работы с текстом параграфа, рассматриваем и иллюстрации учебника по теме. Закрепляем образ армии слайдами демонстрирующими вооружение, устройство боевой колесницы, ее преимущества в бою.

2 вопрос плана разделим на подпункты:

- Цели военных походов выясним, организуя работу с документом.

Учитель: Зачем правители Египта совершали военные походы? (цели походов)

В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки.

После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Фараон, по приказу которого Баурджед отправился в путешествие, уже умер.

Задание: Прочитайте о встрече вельможи с новым правителем Египта и найдите ответ на поставленные вопросы.

1. О чем были помыслы нового правителя Египта?

- О покорении новых земель

2. Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?

- Чтобы взять золото, рабов.

Во дворце фараона .

Фараон: Ты совершил неслыханные подвиги, перешел необозримые пространства.

Но ты вернулся с малой добычей, потерял много храбрых воинов
и умелых рабов…

Я не порицаю тебя, ты выполнил волю моего божественного брата.
Но мне нужно знать, много ли воинов потребуется, чтобы разбить эти южные страны, хороши ли будут рабы тех племен, много ли драгоценных камней можно взять оттуда для украшения моего храма.

Баурд : Великий Дом, сын Гора, там много разных племен, не объединенных дружбой, и ни одно из них в отдельности не смогло бы противостоять твоему огромному войску…

Но южная земля велика, и людей там, как песка в западной пустыне, – все войско, весь народ Черной Земли растворился бы в ней подобно горсти соли, брошенной в воду. Мы не могли бы удержать завоеванного, ибо наша сила велика, покамест мы все вместе на нашей земле, как муравьи в муравейнике...

Фараон: Ты хочешь сказать, что мне и моему избранному богами народу не подвластны земли жалких негров?!
Вот как ты укреплял величие фараона в далеком мире!

Баурд: Сын Гора, жизнь, здоровье, сила…
я только хотел сказать, что мир так велик...

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА.

- Направления завоевательных походов рассмотрим, изучая карту.

Определите по карте, в какие страны совершали походы войска Тутмоса III?

- В Нубию, Сирию, Палестину, Финикию, Ливию, Синайский полуостров.

Из Сирии египтяне привозили строительный лес, медь, из Нубии – золото, из Ливии – стада коров и овец.

- Последствия походов Тутмоса III;

Больше всех прославился успешными походами в другие страны фараон ТутмосIII , который правил в Египте около 1500 г. до н. э.

Как проходили военные походы египтян?

Учитель предлагает найти ответ на этот вопрос из подлинного древнеегипетского текста – из первоисточника.

Это письменное свидетельство было обнаружено в древней гробнице.

ПЕСНЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКА

Войско вернулось благополучно,

разорив страну бедуинов,

снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники,

сжигая ее поселки,

перебив в ней десятки тысяч людей,

захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Надпись на гробнице.

Египет. XXVI век до н. э. III тыс. до н. э.

Бедуины – в данном случае: жители страны, располагавшейся, скорее всего, к северо-востоку от Египта.
Смоковница – то же, что инжир.
Дерево с плодами, которые широко употреблялись в пищу на Востоке в сыром и сушеном виде.

Какие цели преследовали египтяне?

- Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

Самостоятельная работа в парах. Ученики, работая в парах по учебнику, изучают вопрос плана самостоятельно. Ответы на вопрос, ученики кратко записывают в тетрадь.

Работа с историческим источником. Учитель раздает текст документа о том, как проходила битва у города Мегиддо, (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

Учитель зачитывает документ:

Из летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считалосвоё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.

(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

Вопросы: 1. О каком фараоне идет речь?

2. о каком сражении идет речь?

Устно обсуждаем вопросы.

Роль фараона в битве нарочито преувеличивается.

Рефлексия. (Дети оценивают свою работу на уроке).Оценивание учителем.

Домашнее задание.

параграф 8, подготовить ответ с использованием карты.

Найти ответы на вопросы:

    Во время сражения египетская армия применяла манёвр, который назывался «гнев фараона». Что это был за манёвр?

Возницей, управлявшем колесницей, в Египте всегда был известный и уважаемый человек, а воином. стоявшим рядом с ним, мог быть только представитель знатного рода. Изготавливали колесницы из сосны, березы, вяза или ясеня с применением жутких военных хитростей. Острые длинные ножи на выступающих осях колесницы, как коса траву, скашивали врага. Ножи прикреплялись и к передку. Благодаря таким воинственным приспособлениям колесницы, проносившиеся по всему фронту от фланга до фланга, производили страшное опустошение в рядах противника.
Этот знаменитый маневр называется "гнев фараона".